Коммерческая организация доходов
предполагает формирование и распределение
доходов предприятия таким образом, чтобы
обеспечивались экономические интересы
государства, предприятия и каждого работника.
Методика распределения доходов должна
обеспечивать их заинтересованность в
увеличении прибыли и снижении производственных
затрат.
Коммерческая форма взаимоотношений с
финансовыми и вышестоящими органами
состоит в правильности определения размеров
налогов, платежей, взносов, отчислений,
в обеспечение своевременности и полноты
их перечислений в бюджет и соответствующие
органы.
Все более насущной становится задача
стимулирования снижения себестоимости
как наиболее эффективной формы мобилизации
накоплений, одного из основных факторов
развития и укрепления коммерческого
расчета, работы в условиях рыночной экономики.
Коммерческая организация оборотных средств
предполагает рациональное сочетание
собственных и заемных источников их финансирования.
От того, куда вложены оборотные средства,
за счет каких источников осуществляется
их формирование, во многом зависит финансовое
положение предприятия и его платежеспособность.
При коммерческом расчете недостаток
собственных оборотных средств должен
восполняться за счет собственных доходов.
Кратковременный кредит в сельском хозяйстве
позволяет сглаживать в течении года разрыв
в осуществлении затрат и выходе продукции
и стимулировать рациональное использование
оборотных активов.
Коммерческо-расчетный механизм финансирования
и кредитования инвестиций должен способствовать
образованию рациональной структуры основных
средств, улучшению использования земельных
угодий.
В условиях рыночных отношений происходят
совершенствования финансового планирования
на с/х предприятиях унифицируются формы
расчетов; вводятся сквозные системы финансовых
показателей; прогнозируется прибыль
и полная себестоимость продукции, составляются
прогнозы в собственных оборотных средствах,
в кратковременном кредите и т.д.
Глава 2 Государственная
поддержка предприятий сельского хозяйства
2.1. Объемы, направления
и эффективность государственной
поддержки сельского хозяйства
В силу своих особенностей сельское
хозяйство не может функционировать на
условиях саморегулирования и самофинансирования.
Произведенный в сельском хозяйстве продукт
всегда находит признание полезности
на рынке, однако, не всегда платежеспособный
спрос населения позволяет производителям
сельскохозяйственной продукции получать
прибыль, обеспечивающую ведение расширенного,
а зачастую и простого воспроизводства.
То есть усилия сельскохозяйственных
товаропроизводителей в силу не зависящих
от них причин не всегда приводят к получению
экономического эффекта. Поэтому экономическая
эффективность сельскохозяйственного
производства во многом определяется
степенью государственной регулирования
отрасли и зависит от объемов государственной
поддержки аграрной сферы.
Государственная поддержка аграрного
сектора является одним из приоритетных
направлений экономической политики.
Сложилась определенная специализация
бюджетов разного уровня по поддержке
сельского хозяйства: федеральный бюджет
осуществляет в основном программы в области
растениеводства, региональные бюджеты
– в области животноводства. Под государственным
регулированием агропромышленного производства
признается экономическое воздействие
государства на производство, переработку
и реализацию сельскохозяйственной продукции,
сырья и продовольствия, включая рыбу
и морепродукты, а также на производственно-техническое
обслуживание и материально-техническое
обеспечение агропромышленного производства.
Формирование системы государственного
регулирования основано на реализации
определенных принципов: приоритетного
развития сельского хозяйства, всего агропромышленного
комплекса; аграрного протекционизма,
предполагающего установление определенных
льгот для сельскохозяйственных товаропроизводителей
во внешне- и внутриэкономических отношениях;
программно-целевого регулирования и
поддержки; комплексного подхода к бюджетной
политике, налоговому, таможенно-тарифному
и ценовому регулированию; эффективного
использования ресурсов, направленных
на поддержку сельскохозяйственного производства,
имеющего особо важное значение в условиях
ограниченности материальных и финансовых
ресурсов.
Реализация этих принципов требует разработки
концепции устойчивого развития АПК России
в целом и отдельных ее регионов на основе
научно обоснованных среднесрочных и
долгосрочных прогнозов. В этой связи
важное место приобретают вопросы нормативного
планирования и распределения субсидий
и инвестиционных ресурсов под прогнозируемые
объемы сельскохозяйственной продукции.
Меры прямой государственной
финансовой поддержки – дотации и компенсации
– составляют сегодня основу регулирующего
механизма, с помощью которого предпринимаются
попытки стабилизации положения хозяйствующих
субъектов. Однако их реализация не обеспечивает
радикального финансового оздоровления
сельского хозяйства, что свидетельствует
о несовершенстве действующего механизма
государственной поддержки аграрной сферы.
Основной проблемой бюджетной политики
в области поддержки сельского хозяйства
является отсутствие адекватных механизмов
определения объемов и направлений финансирования
сельского хозяйства.
В настоящее время более половины всех
бюджетных поступлений в сельское хозяйство
составляет поддержка текущего производства,
включающая дотации на сельскохозяйственную
продукцию и компенсации производственных
затрат, кредитную поддержку и социальные
затраты. Меньшая часть бюджетных ассигнований
идет на финансирование долгосрочных
вложений в отрасль, а именно: финансирование
производственных капитальных вложений
по приоритетным направлениям развития
сельскохозяйственного производства
на безвозвратной основе; предоставление
инвестиционных кредитов; финансирование
лизинга техники, племенного скота; долевое
участие в финансировании утвержденных
федеральных программ и т.д.
Учитывая изношенность основных фондов,
целесообразно изменить сложившееся состояние
и предусмотреть увеличение государственной
поддержки инвестиционной деятельности
сельхозтоваропроизводителей, что в конечном
счете позволит повысить эффективность
агропромышленного производства.
К основным принципам формирования нового
финансового механизма в аграрном секторе
экономики следует отнести: программный
метод государственной финансовой поддержки,
означающий, что ресурсы выдаются из федерального
бюджета только на целевые программы;
компенсационно-долевой принцип, сущность
которого состоит в компенсации сельскохозяйственным
предприятиям части действительно произведенных
затрат, или субвенция и возмещение определенной,
заранее установленной доли; принцип обязательных
требований, согласно которому затраты
в рамках принятых программ возмещаются
только при строгом соблюдении условий,
отраженных в них.
В настоящее время экономическая эффективность
сельскохозяйственного производства
во многом определяется степенью государственного
регулирования отрасли и зависит от объемов
государственной поддержки аграрной сферы.
Формирование системы государственного
регулирования основано на реализации
определенных принципов. Наряду с принципами
приоритетного развития, аграрного протекционизма
важное место занимает программно-целевого
регулирования и поддержки. Его реализация
требует разработки концепции устойчивого
развития АПК России в целом и отдельных
ее регионов на основе научно обоснованных
среднесрочных и долгосрочных прогнозов.
Главное содержание разрабатываемых прогнозов
должно быть направлено на экономическую
заинтересованность товаропроизводителей
в реальном насыщении продовольственного
рынка продуктами питания.
Господдержка сельского хозяйства
РФ в 2013 году составит около 173 миллиардов
рублей, в том числе на реализацию мероприятий
госпрограммы развития сельского хозяйства
планируется направить более 149 млрд. рублей.
Такие данные содержатся в проекте бюджета
на 2013 год и на плановый период 2014-2015 годов.
В 2013 году планируется ввести новые формы
господдержки отрасли, соответствующие
требованиям ВТО. Это, прежде всего, предоставление
субсидий, рассчитанных на 1 гектар пашни.
Их общая сумма может составить 15,2 млрд.
рублей, или примерно 200 рублей на 1 гектар.
Кроме того, субсидии из федерального
бюджета будут предоставляться и на 1 литр
реализованного хозяйствами товарного
молока. На эти цели предусмотрено 9,55 млрд.
рублей, на 1 литр придется около 1,5 рубля.
Эти меры не входят в "желтую корзину"
поддержки, поэтому не могут быть ограничены.
Согласно проекту, на техническую и технологическую
модернизацию агропромышленного комплекса
будет выделено 2,3 млрд. рублей, в том числе
300 млн. рублей из распределенных средств
на государственную поддержку отдельных
отраслей экономики в связи со вступлением
России в ВТО. Государственная программа
призвана создать необходимые условия
для решения основных производственных,
финансово-экономических и социальных
проблем в сельском хозяйстве и на сельских
территориях, а также содействовать реализации
всего комплекса целей социально-экономического
развития страны. Она предусматривает
следующие главные цели:
- устойчивое развитие сельских территорий,
повышение занятости и уровня жизни сельского
населения;
- повышение конкурентоспособности российской
сельскохозяйственной продукции на основе
обеспечения финансовой устойчивости
и модернизации сельского хозяйства, ускоренного
развития его приоритетных подотраслей;
- - сохранение и воспроизводство используемых
в сельскохозяйственном производстве
земельных и других природных ресурсов.
В соответствии с целями в Государственной
программе определены ее основные задачи,
в том числе:
- создание предпосылок для устойчивого
развития сельских территорий и улучшения
жилищных условий, повышение обеспечения
сельского населения питьевой водой и
природным газом;
- улучшение общих условий функционирования
сельского хозяйства на основе сохранения
и поддержания почвенного плодородия,
создания системы информационного обеспечения,
участия союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных
товаропроизводителей в формировании
государственной аграрной политики;
- обеспечение ускоренного развития
приоритетных подотраслей сельского хозяйства,
прежде всего животноводства;
- повышение финансовой устойчивости сельского
хозяйства за счет расширения доступа
сельскохозяйственных товаропроизводителей
к кредитным ресурсам и повышения удельного
веса застрахованных посевных площадей;
- совершенствование механизмов регулирования
рынков сельскохозяйственной продукции,
сырья и продовольствия в условиях сглаживания
сезонных колебаний цен, повышения доли
российских продовольственных товаров
в розничной торговле этими товарами.
В рамках реализации Государственной
программы государственная поддержка
агропромышленного комплекса осуществляется
в форме предоставления субсидий из федерального
бюджета бюджетам субъектов Российской
Федерации по следующим направлениям:
на поддержку племенного животноводства,
на приобретение средств химизации, на
поддержку северного оленеводства и табунного
коневодства, овцеводства, на страхование
урожая сельскохозяйственных культур
и многолетних насаждений, на компенсацию
части затрат по уплате процентов по кредитам
(займам), на развитие отраслей растениеводства,
в том числе элитного семеноводства, а
также на реализацию экономически значимых
региональных программ субъектов Российской
Федерации.
Полномочия по оказанию государственной
поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям
переданы субъектам Российской Федерации.
При финансовой поддержке из федерального
бюджета в субъектах Российской Федерации
созданы Фонды содействия кредитованию
малого и среднего бизнеса (гарантийные
фонды) для обеспечения доступности кредитных
ресурсов. Их работа заключается в предоставлении
поручительства по кредитам, получаемым
в коммерческих банках субъектами малого
и среднего предпринимательства, при недостаточном
объеме залогового обеспечения.
2.2 Методики расчёта
показателей финансового состояния
предприятий
Во второй главе
будет проведён детальный анализ текущего
финансового состояния предприятия сельского
хозяйства. Он включает в себя четыре этапа:
- Анализ динамики и структуры
баланса;
Баланс успешного предприятия
удовлетворяет следующим условиям:
валюта баланса в конце отчетного периода
увеличивается по сравнению с началом
периода, а темпы роста ее выше уровня
инфляции, но не выше темпов роста выручки;