Проблемы внешней задолженности Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2015 в 12:11, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является выявление проблем внешней задолженности России, ее зависимость от этого долга и перспективы развития ситуации.
Достижению цели способствует решение следующих задач:
знакомство с понятием внешнего долга;
изложение сущности внешнего долга;
анализ структуры и динамики внешнего долга;

Содержание работы

Введение 2
ГЛАВА 1. Характеристика внешнего долга РФ 5
1.1.Понятие и сущность государственного внешнего долга РФ 5
1.2.Кредиторы России 9
1.3.Нормативно – правовая база государственного долга РФ 11
ГЛАВА 2. Анализ внешнего долга России 13
2.1.Текущее состояние государственного долга РФ 13
2.2.Динамика и анализ внешнего долга РФ 15
2.3. Влияние внешней задолженности на российскую
Экономику 21
ГЛАВА 3. Проблемы внешнего долга и пути их решения 23
3.1.Проблемы управления внешним долгом России 23
3.2.Оптимальная стратегия снижения бремени внешнего долга 26
3.3.Проблемы обслуживания государственного долга 28
Заключение………………………………………………………………35
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

финансы.doc

— 271.50 Кб (Скачать файл)

Министерство Образования и Науки РФ

 

Московский Государственный Университет Экономики, Статистики и

Информатики

(МЭСИ)

 

Тверской филиал

 

 

 

 

Курсовая работа по дисциплине

 

ФИНАНСЫ

 

На тему:

 

Проблемы внешней задолженности Российской Федерации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение                                                                                                                 2

ГЛАВА 1. Характеристика внешнего долга РФ                                                  5

             1.1.Понятие и сущность государственного внешнего долга РФ           5

             1.2.Кредиторы России                                                                               9

             1.3.Нормативно – правовая база  государственного долга РФ              11

ГЛАВА 2. Анализ  внешнего долга России                                                         13

             2.1.Текущее состояние государственного  долга РФ                              13

             2.2.Динамика  и анализ внешнего  долга РФ                                           15

             2.3. Влияние внешней задолженности  на российскую 

             Экономику                                                                                                  21

ГЛАВА 3.  Проблемы внешнего долга и пути их решения                                23

             3.1.Проблемы управления внешним долгом России                              23

             3.2.Оптимальная стратегия снижения бремени внешнего долга           26

             3.3.Проблемы обслуживания государственного долга                           28

Заключение………………………………………………………………35

Список использованной литературы                                                                    36



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Важным средством увеличения финансовых возможностей государства выступает государственный кредит, который является вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета. Ни для кого не секрет, что всё мировое сообщество берёт в долг. Берёт для нужд собственного государства, для покрытия государственного дефицита, для финансирования каких-то социальных программ. Рациональное  использование иностранных займов, кредитов и помощи способствует  ускорению экономического развития, решению социально-экономических  проблем.

Результатом государственных заимствований является государственный долг. Отсутствие целостной  государственной политики по привлечению и использованию внешних финансовых ресурсов ведет к образованию внешней задолженности, которая становится серьезным препятствием на пути экономических преобразований.

Проблема  обслуживания государственного  внешнего долга – один из  ключевых факторов макроэкономической  стабильности в стране. От характера решения долговой проблемы будет зависеть бюджетная дееспособность России, состояние ее валютных резервов, а, следовательно, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инвестиционный климат, характер поведения всех сегментов отечественного финансового рынка.

В наши дни проблема внешней задолженности приобрела глобальный характер. В целом должниками промышленно развитых стран сегодня являются свыше 140 государств мира. Актуальность данной темы состоит в том, что сейчас как никогда важно рациональное управление международных валютно-кредитных отношений в целом и внешним долгом в частности.

Проблема долга также важна для нас простых граждан, потому что пока государство не выплатит государственный долг, оно не сможет вкладывать больше денег в социальную сферу: в образование, в здравоохранение, в увеличение оплаты социальных нужд и т.д.

Целью данной курсовой работы является выявление  проблем внешней задолженности  России, ее зависимость от этого долга и перспективы развития ситуации.

Достижению цели способствует решение следующих задач:

  1. знакомство с  понятием внешнего долга;
  2. изложение сущности внешнего долга;
  3. анализ структуры и динамики внешнего долга;
  4. рассмотрение способов управления внешним государственным долгом.

Объектом исследования курсовой работы выступает внешний государственный долг. Изучение проводится методом описания основных характеристик и анализа его структуры и динамики.

В данной работе рассмотрены причины возникновения внешнего долга, современное состояние государственной и корпоративной внешней задолженности РФ. Особое внимание уделено проблеме наследования обязательств России от СССР.

Работа состоит из трёх глав. В первой главе рассмотрены  общие теоретические вопросы внешнего долга,  а также его нормативно -  правовая база.  Во второй представлен тщательный анализ структуры и динамики внешнего долга. В третьей главе изложены проблемы внешнего долга и их решение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Характеристика внешнего долга РФ

    1. Понятие и сущность государственного внешнего долга РФ

В международной практике существуют два принципиально разных определения внешнего долга: либо как совокупный долг нерезидентам, либо как задолженность, выраженная в иностранной валюте. Так, в комментариях к расчетам, осуществляемым МВФ, говорится, что различие между внутренним и внешним долгом основывается, где возможно, на принципе, является ли заемщик резидентом или нет. Однако в иных случаях используется принцип валюты, в которой выражены долговые обязательства.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ внешний государственный долг — это долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, выраженные в иностранной валюте.

Таким образом, в России главным критерием деления долга на внутренний и внешний является валюта, в которой выражены «долговые обязательства».

Также, государственные внешние заимствованиями РФ можно охарактеризовать как государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые от кредитных организаций, иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации, выраженные в иностранной валюте.

Государственные внешние заимствования Российской Федерации осуществляются в целях финансирования дефицита (нефтегазового дефицита) федерального бюджета, а также для погашения государственных долговых обязательств Российской Федерации. Право осуществления государственных внешних заимствований Российской Федерации и заключения договоров о предоставлении государственных гарантий для привлечения внешних кредитов (займов) принадлежит Российской Федерации. От имени Российской Федерации осуществлять внешние заимствования может Правительство Российской Федерации либо уполномоченное им Министерство финансов Российской Федерации.

В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:

         1) номинальная  сумма долга по государственным  ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены  в иностранной валюте;

         2) объем  основного долга по кредитам, которые получены Российской  Федерацией, и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии Российской Федерации;

         3) объем  обязательств по государственным  гарантиям Российской Федерации, выраженным в иностранной валюте.

На мировом финансовом рынке государство, прибегая к внешним заимствованиям, выступает в качестве заемщика, а предоставляя кредиты иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, становится кредитором. Внешние займы, так же как и внутренние, предоставляются на условиях срочности, платности и возвратности.

В официальной статистике внешнего долга Банк России выделяет четыре категории заемщиков: органы государственного управления (включающие федеральные органы и субъекты Российской Федерации), органы денежно-кредитного регулирования (в лице Банка России), банки и прочие секторы (ранее именовались нефинансовыми предприятиями). Задолженность органов государственного управления и денежно-кредитного регулирования принято относить к государственному долгу, задолженность банков и прочих заемщиков считается долгами негосударственного (частного) сектора. Долг бывшего СССР как часть государственного долга, естественно, входит в задолженность федеральных органов управления, все остальное - это новый российский долг, государственный или частный.

При принятии бюджета на очередной финансовый год определяются: верхний предел государственного внешнего долга РФ, верхний предел внешнего долга перед РФ, предел предоставления гарантий третьим лицам.

 Предельный размер  государственных внешних заимствований, как правило, не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и выплате основной суммы государственного внешнего долга.

При разработке проекта бюджета на очередной финансовый год в обязательном порядке должна быть разработана и одобрена Программа государственных внешних заимствований. Эта программа представляет собой перечень внешних заимствований федерального бюджета на очередной финансовый год с указанием цели, источников, сроков возврата, общего объема заимствований, объема использованных средств по займу до начала финансового года и объема заимствований в данном финансовом году. В программе государственных внешних заимствований РФ должны быть отдельно предусмотрены все займы и государственные гарантии, величина которых превышает сумму, эквивалентную 10 млн. долл., на весь срок займа.

Правительство РФ имеет право на осуществление внешних заимствований, не включенных в Программу, только в том случае, если указанные внешние заимствования осуществляются в процессе реструктуризации государственного внешнего долга РФ, которая приводит к снижению расходов на обслуживание государственного внешнего долга. Данное право распространяется исключительно на несвязанные (финансовые) государственные внешние заимствования РФ.

В Программу государственных внешних заимствований РФ в обязательном порядке включаются соглашения о займах, заключенных в предыдущие годы, если такие соглашения не утратили силу в установленном порядке.

Внешняя задолженность Российской Федерации унаследована от СССР после его распада, когда РФ приняла на себя долг в размере 102 млрд. долл., в дальнейшем к этим обязательствам быстро стали прибавляться новые долги, сделанные Российской Федерацией уже в качестве независимого государства.

В условиях масштабного погашения внешних государственных долговых обязательств Российской Федерации значительный рост совокупных долговых обязательств был обусловлен интенсивным привлечением заемных средств в корпоративный сектор российской экономики.

Правительство РФ может осуществлять внешние займы, не включенные в программу, если это приводит к сокращению расходов по обслуживанию внешнего долга. В нее включаются соглашения о займах, заключенные в предыдущие годы.

Предельный объем внешнего государственного долга, пределы внешних заимствований России на очередной финансовый год утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

Предельный размер государственных внешних заимствований не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению внешнего долга РФ. Правительство может превышать размер внешних заимствований, если это ведет к сокращению расходов по обслуживанию внешнего долг.

Исторически внешний долг Российской Федерации сформировался  из двух частей. Первую часть – долг бывшего СССР. Вторая часть – новый российский долг – долговые обязательства перед нерезидентами, возникшие за время существования новой России.

В динамике российского внешнего долга выделяют три этапа:

Первый этап (1992 – 1998 гг.) отличался тем, что быстрые темпы нарастания внешней задолженности, главным образом, за счет новых заимствований, никак не соответствовали возможностям ее нормального урегулирования и погашения. К концу этого этапа общая сумма долга превысила 188 млрд.долл., т.е. почти удвоилась. Прирост в размере около 92 млрд.долл. пришелся на долю новых долгов, да и долг бывшего СССР не только не сократился, но несколько возрос. В конце 1993г., внешний долг России превышал ее тогдашние международные валютные резервы в 13 раз, а пересчитанный в рубли по текущему валютному курсу составлял около 91% величины ВВП этого года. Уже в конце 1998г. внешний долг России превысил валютные резервы (несколько возросшие) в 15 раз, тогда как в рублевом исчислении  он почти на 48% превосходил размеры ВВП.

Информация о работе Проблемы внешней задолженности Российской Федерации