Проблемы внешней задолженности Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2015 в 12:11, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является выявление проблем внешней задолженности России, ее зависимость от этого долга и перспективы развития ситуации.
Достижению цели способствует решение следующих задач:
знакомство с понятием внешнего долга;
изложение сущности внешнего долга;
анализ структуры и динамики внешнего долга;

Содержание работы

Введение 2
ГЛАВА 1. Характеристика внешнего долга РФ 5
1.1.Понятие и сущность государственного внешнего долга РФ 5
1.2.Кредиторы России 9
1.3.Нормативно – правовая база государственного долга РФ 11
ГЛАВА 2. Анализ внешнего долга России 13
2.1.Текущее состояние государственного долга РФ 13
2.2.Динамика и анализ внешнего долга РФ 15
2.3. Влияние внешней задолженности на российскую
Экономику 21
ГЛАВА 3. Проблемы внешнего долга и пути их решения 23
3.1.Проблемы управления внешним долгом России 23
3.2.Оптимальная стратегия снижения бремени внешнего долга 26
3.3.Проблемы обслуживания государственного долга 28
Заключение………………………………………………………………35
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

финансы.doc

— 271.50 Кб (Скачать файл)

Второй этап (1999 – 2001 гг.)  период после валютно-финансового кризиса и дефолта, когда России как неплатежеспособной стране фактически перекрыли доступ к мировым кредитным ресурсам. Новые заимствования свелись к минимуму, а по прежним займам так или иначе приходилось платить. В итоге за три года новый российский долг уменьшился на четверть – с 90,2 до 67,9 млрд.долл.. Благодаря реструктуризации и частичному списанию долг бывшего СССР также сократился до 78,4 млрд.долл., так что общий внешний долг РФ снизился до 146,3 млрд.долл.

Третий, нынешний этап (начиная с 2002 г.) отличается беспрецедентным нарастанием внешнего долга России, причем исключительно за счет новых заимствований.

    1. Кредиторы России

Внешние долги России – в преобладающей части наследие бывшего Советского Союза. Круг западных кредиторов России достаточно велик – в него входят около 600 коммерческих банков из 24 стран, а также Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Европейский банк реконструкции и развития. Основной массив долгов приходится на банки 6 стран – Германии (крупнейший кредитор), Италии, США, Франции, Австрии, Японии.

Нынешние российские долги Западу включают четыре категории. Первая и самая большая – задолженность перед так называемыми официальными кредиторами, т. е. перед коммерческими банками западных стран, предоставляющими средства взаймы под гарантии соответствующих правительств или при страховании кредитов в государственных структурах. Регулирование задолженности подобного рода входит в компетенцию Парижского клуба – особого координирующего органа, в который входят официальные представители основных стран международных кредиторов.

   Вторая группа – это  кредиты, предоставленные коммерческими  банками западных стран уже самостоятельно, без государственных гарантий. Задолженность по таким кредитам регулируется так называемым Лондонским клубом, объединяющим банкиров-кредиторов на неофициальной основе. Третью группу образует задолженность различным западным коммерческим структурам по фирменным кредитам, связанным с поставкой товаров и оказанием услуг, четвертую группу – долги международным валютно-финансовым организациям (МВФ, МБРР, ЕБРР).

   Нынешний внешний долг  России не ограничивается задолженностью  перед кредиторами из западных стран. Как правопреемница Советского Союза она взяла на себя долги перед некоторыми странами из числа бывших членов СЭВ – Венгрией, Чехией, Словакией. Сюда же примыкает валютный долг собственным российским предприятиям и банкам, образовавшийся в результате блокирования средств на валютных счетах в бывшем Внешэкономбанке СССР. Формально эта задолженность именуется внутренним долгом, однако она оплачивается конвертируемой валютой (долларами) и с этой точки зрения практически ничем не отличается от внешнего долга.

    1. Нормативно – правовая база государственного долга РФ

Правовые основы системы государственных займов заложены в Конституции и Гражданском кодексе Российской Федерации. Полномочия Правительства Российской Федерации по вопросам управления государственным долгом были определены Федеральным конституционным Законом от 17 декабря 1997 года №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

В соответствии с положениями вышеуказанного закона Правительство Российской Федерации осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации. При этом отдельные вопросы, связанные с управлением государственным долгом, операциями с государственными долговыми обязательствами и учетом этих операций регулировались и продолжают в настоящее время прописываться в нормативных документах Правительства Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и соответствующих нормативных актах Банка России и Внешэкономбанка.

До введения в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации законодательную основу в сфере управления государственным долгом составляли два основных закона: «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» от 13 ноября 1992 года №3877-1 и «О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям» от 17 декабря 1994 года №76-ФЗ.

С введением в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации впервые на законодательном уровне было прописано понятие единой системы учета и регистрации государственных долговых обязательств.

Однако, по сути, единой, целостной системы управления государственным долгом до настоящего времени не создано, и первостепенную роль в этой ситуации играет несовершенство российского законодательства. В правовом регулировании нуждается порядок применения операции реструктуризации, обмена долговых обязательств на инвестиции, а также конверсии и консолидации займов. В большей согласованности нуждается политика управления активными и пассивными долгами. В действующем законодательстве также отсутствует система ответственности за эффективность принимаемых решений при осуществлении государственной политики заимствований и управления государственным долгом. Необходимым является четкое определение в законодательстве процедур и механизмов взаимодействия и координации, функций и сопряженной с ними ответственности, а также обмена информацией между государственными органами, осуществляющими валютную, денежно-кредитную, долговую и бюджетную политику. При этом необходимо придать большую четкость бюджетным документам, и этим снять имеющую в них место правовую неопределенность. Как показывают результаты проверок Счетной палаты, учет долговых обязательств в значительной степени разобщен, а единая база данных государственных долговых обязательств отсутствует. 

Государственная книга внешнего долга Российской Федерации служит только для документальной регистрации соглашений по предоставляемым займам и не содержит данных об исполнении обязательств по соглашениям обеими сторонами (изменение объемов долговых обязательств и их погашение), а также о приостановлении или аннулировании соглашений. Классификация источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации не сопоставима с классификацией видов государственных внешних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, что затрудняет оценку соответствия операций с внешними долговыми обязательствами изменениям объемов и структуры государственного внешнего долга.

Бюджетным кодексом Российской Федерации предусмотрено деление государственного долга только по валюте обязательств. При таком подходе понятие «внешний долг» носит условный характер, так как объемы обязательств в валюте в полном объеме не являются внешними по отношению к Российской Федерации. Принцип деления долга, принятый в международной практике развитых стран по признаку резидентства, Минфином России не применяется. Отсутствие единой методологии учета государственного долга и единой интегрированной базы данных, обеспечивающей достоверный учет по всем видам долговых обязательств и контроль за состоянием государственного долга в целом, в значительной степени препятствует проведению обоснованной долговой стратегии и эффективной бюджетной политики

 

ГЛАВА 2. Анализ  внешнего долга России

2.1.  Текущее состояние государственного долга РФ

Внешний долг отражает обязательства государства, финансовых учреждений и компаний страны перед зарубежными кредиторами. По итогам 2011 года внешний долг России вырос на 50 миллиардов (11,5 процента) до 545,15 миллиарда долларов.  На 1 апреля 2012 года внешний долг России составил 565,25 миллиарда долларов, увеличившись с 1 января на                                20,1 миллиарда. Совокупный внешний долг России вырос в 2012 г. на 15,4%, достигнув $623,963 млрд. То есть за год долг вырос на $83,4 млрд. По итогам IV квартала 2012 г. долг страны вырос на 4,9%. Органы государственного управления за год увеличили внешнюю задолженность на 28,9% до $44,721 млрд.Банки увеличили внешний долг на 28% до $208,368 млрд, а предприятия небанковского сегмента - на 7,4% до $356,097 млрд.

В 2012 году Россия вышла на рынок внешних заимствований. Правительство разместило облигации на сумму в семь миллиардов долларов. Аукцион состоялся в конце марта, на нем спрос на российские долговые бумаги превзошел предложение. Россия 10 лет не занимала средства в валюте за рубежом, разместив в 2010 году долларовые облигации на 5,5 миллиарда.

По данным Счетной палаты РФ  в 2012 г. объем внешнего долга России вырос на 22% и достиг рекордного уровня в $624 млрд.(10,5% ВВП), превысив на 16,1% объем золотовалютных резервов страны. В пересчете на каждого российского гражданина задолженность составила $4200. Расходы на обслуживание внешнего долга повысились до 32 млрд. руб. Наибольшую озабоченность вызывает рост корпоративного долга, составившего порядка 90% – совокупный внешний долг РФ на конец 2012 года составил 624 млрд. долларов и на 16,1% превысил объем золотовалютных резервов страны.  Формально ни Минфин, ни правительство не несет ответственности по долгам госкомпаний. Но это формально. Фактически речь идет именно о квазигосударственных долгах, а заемщики из числа госкорпораций могут привлекать средства по более низким ставкам, так как риски невозврата кредиторами практически не закладываются.

Как отмечают эксперты речь о кризисной ситуации не идет. На долю корпоративного сектора приходится около 90% объема совокупного внешнего долга РФ. Но доля госдолгов ежегодно сокращается еще с 2000 года. Причины увеличения задолженности частных компаний просты: они вынуждены брать кредиты за рубежом, где они намного дешевле.

Опасения могут появиться, если накопленный объем кредитов станет очень большим и, например, превысит 80-100% от ВВП. Но до этого пока далеко, текущий объем равен 30% от ВВП. По любым международным меркам, это немного.

 Однако кредиты берутся в  долларах и евро, а основной  денежный поток может быть  в рублях. В этом случае при резком ослаблении рубля у компании резко растет стоимость обслуживания долга. Пока большинство стран борется за снижение курса своей валюты, в России такого нет. В связи с этим возникают подозрения в неэффективности политики ЦБ, которая мешает деньгам идти в развитие.

Известно, что государство способно платить по долгам, если ВВП данной страны растёт на 4-5% в год. Российская экономика последние годы показывает рост в 6-7% ВВП. Будем надеяться, что данная позитивная ситуация закрепиться.

Но не будем забывать, что Россия является также крупнейшим кредитором. Объём задолженности перед Российской Федерацией сопоставим с объёмом её внешнего долга. Но в большинстве своём это просроченная и безнадёжная задолженность. Однако именно эти средства могут стать механизмом регулирования долгом. Списывая или реструктурируя задолженность перед нашими должниками, Россия может ждать ответных позитивных мер в отношении собственного долга. Лишь недавно в конце ноября мы списали 80% задолженности Ирака, но следует напомнить, что все 100% задолженности считались безнадёжными, но теперь оставшиеся 20% Россия может направить на выплату суверенного долга.

Таким образом, проведенный анализ показывает, что уменьшение совокупного размера внешней задолженности России является задачей стратегического характера. Без ее решения практически невозможно обеспечить необходимые условия для долгосрочного хозяйственного подъема и поддержания устойчивости всей социально-экономической системы страны. Поэтому усилия, предпринимаемые в настоящее время российским правительством в этом направлении, следует признать не просто верными и оправданными, но и по сути дела безальтернативными. Причем речь не обязательно должна идти о списании долга. Необходима активная проработка всех возможных вариантов существенного снижения внешнедолгового бремени России.

2.2.   Динамика и анализ внешнего долга РФ

В ближайшие годы, прогнозируют эксперты, российские долговые обязательства продолжат расти. С их дальнейшим наращиванием Россия утрачивает одно из немногих своих нынешних преимуществ, обусловленных незначительными объемами внешних займов.

 

Таблица1

Динамика объема внешнего долга РФ

 

На 1 января 2010 года

На 1 января 2011 года

На 1 января

2012 года

На 1 января 2013 года

На 1 января 2014 года

Изменение 2013 г.             к 2010 г.

отчет 2009 г

Закон №308-(с изм.)

     

млрд. руб.

%

Государственный внешний

долг, млрд. руб.

1 138,4

1 590,0

1 696,3

2 000,4

2 344,0

754,0

47,4

% к ВВП

2,9

3,5

3,4

3,5

3,8

   

http://www.protown.ru

Увеличение внешнего государственного долга ведет к тому,  что долговая нагрузка на федеральный бюджет возрастет. В целях определения безопасных  уровней объемов и   структуры государственного долга   в мировой практике используется ряд показателей, имеющих   определенные пороговые значения.

Информация о работе Проблемы внешней задолженности Российской Федерации