Проблемы внешней задолженности Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2015 в 12:11, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является выявление проблем внешней задолженности России, ее зависимость от этого долга и перспективы развития ситуации.
Достижению цели способствует решение следующих задач:
знакомство с понятием внешнего долга;
изложение сущности внешнего долга;
анализ структуры и динамики внешнего долга;

Содержание работы

Введение 2
ГЛАВА 1. Характеристика внешнего долга РФ 5
1.1.Понятие и сущность государственного внешнего долга РФ 5
1.2.Кредиторы России 9
1.3.Нормативно – правовая база государственного долга РФ 11
ГЛАВА 2. Анализ внешнего долга России 13
2.1.Текущее состояние государственного долга РФ 13
2.2.Динамика и анализ внешнего долга РФ 15
2.3. Влияние внешней задолженности на российскую
Экономику 21
ГЛАВА 3. Проблемы внешнего долга и пути их решения 23
3.1.Проблемы управления внешним долгом России 23
3.2.Оптимальная стратегия снижения бремени внешнего долга 26
3.3.Проблемы обслуживания государственного долга 28
Заключение………………………………………………………………35
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

финансы.doc

— 271.50 Кб (Скачать файл)

Несмотря на сегодняшнюю положительную ситуацию в сфере долговых выплат для снижения угрозы внешней задолженности национальной экономики России требуется реализация ряда дополнительных мер:

  1. отказ от привлечения международных кредитов на государственном уровне;
  2. разработка комплексной и ясной нормативной базы по вопросам внешних заимствований;
  3. создание единой системы управления внешним долгом для координации мер по снижению уровня задолженности и обеспечения более эффективного контроля за привлечением и использованием средств из-за рубежа;
  4. согласование политики по обслуживанию внешнего долга с финансовой и экономической политикой в целом, в особенности с денежно-кредитной и валютной.

Из всего многообразия существующих методов управления государственным долгом в Бюджетном кодексе Российской Федерации получил определение только метод реструктуризации. Реструктуризация - основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств. Другими словами, реструктуризация – это составление нового, более выгодного для должника графика выплаты долга, чем это предусмотрено первоначальным соглашением. При этом обычно предоставляется льготный период, когда уплачиваются только проценты, а также увеличивается срок выплаты основного долга. Происходит перенос на более поздние сроки платежей по краткосрочным долгам. Реструктуризация внешнего долга может быть проведена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга. Основанием для списания кредитором долговых обязательств полностью или частично может стать весьма низкая вероятность, а точнее, практическое отсутствие возможностей погашения долговых обязательств в связи со снижением стоимости реальных активов.

Статья 101 Бюджетного кодекса «Управление государственным долгом» посвящена только организационному аспекту управления государственным долгом. Согласно статье 101 Бюджетного кодекса управление государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, а управление государственным долгом субъекта Российской Федерации осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. «Организационно в настоящее время система управления государственным внешним долгом реализована на базе Министерства финансов Российской Федерации и Внешэкономбанка как агента Министерства финансов Российской Федерации. Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы Российской Федерацией. В свою очередь, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не отвечают по долговым обязательствам Российской Федерации.

3. 2.  Оптимальная стратегия снижения бремени внешнего долга

Тот факт, что Россия не относиться к странам с исключительно высоким уровнем внешней задолженности, не означает, что этот уровень является приемлемым. Бремя государственного внешнего долга может и должно быть сокращено.

Долговые платежи, как правило, не препятствуют экономическому росту России, платежи по внешнему долгу выступают в качестве одного из факторов экономического роста.

Из существующего множества альтернативных стратегий управления внешним долгом наиболее эффективной представляется стратегия, сочетающая некоторые варианты управления долгом. Такую стратегию можно назвать традиционной  или классической . На практике она означает:

  1. в отношениях с кредиторами – отказ от пересмотра ныне действующего графика платежей;
  2. применительно к графику платежей – осуществление фактических выплат в соответствии с ныне действующим графиком;
  3. по объёму платежей – равенство чистых выплат по долгу полным выплатам;
  4. по источникам средств платежа – бюджетные доходы;
  5. по видам средств платежа – денежные средства в наличной форме.

Для сглаживания платежей в предстоящие годы следует провести опережающее погашение части долговых обязательств. При выполнении данных условий, Россия сможет облегчить своё долговое бремя. Однако в условиях финансового кризиса сделать это будет очень трудно.

Перспективы погашения внешнего долга РФ объединяют в себе ряд приемов. В настоящий момент для России наиболее  удачной представляется конверсия внешнего долга в инвестиции или акции предприятий.

Для бюджета страны схемы конверсии долга в инвестиции означают снижение издержек по обслуживанию внешнего долга в перспективе, а также увеличение доходов в результате развития отдельных отраслей национальной экономики. Еще одним преимуществом является использование национальной валюты и тем самым устранение в перспективе валютного риска, а также необходимости для правительства приобретать иностранную валюту.

Перспективным вариантом урегулирования долговой проблемы является схема обмена долга на товары. Но возможен и другой вариант - стимулирование российского экспорта и внутреннего производства в результате осуществления схем конверсии. Проблема с товарными поставками заключается в том, что страна-кредитор должна быть заинтересована в приобретении соответствующих товаров, а страна-должник - активно способствовать их продвижению на рынок страны-кредитора.

Следующий источник облегчения российской внешней задолженности -реструктуризация государственного долга, включая отсрочку платежа - секьюритизацию, т.е. перевод задолженности из краткосрочной в долгосрочную путем выпуска ценных бумаг.

Важным источником погашения внешней задолженности в РФ может стать использование наших финансовых требований к должникам из развивающихся стран.

3.3.   Проблемы обслуживания государственного долга

   Наличие государственного долга предполагает его обслуживание, т.е. текущую выплату по процентам. Расходы на обслуживание госдолга определяются ставкой процента, которая обусловлена совокупным спросом и предложением кредитно-денежных ресурсов. Экономические последствия госдолга можно свести к четырем моментам:

     1) Необходимость обслуживать  внешний долг, что при крупном  его объеме означает существенное  сокращение возможностей потребления  для населения данной страны.

     2) Долг приводит, в  определенной мере, к вытеснению частного капитала, что может ограничить дальнейший рост в экономике.

     3) Увеличение налогов  для оплаты растущего госдолга  выступает в качестве антистимула  экономической активности.

     4) Перераспределение  дохода в пользу держателей государственных облигаций.

   Динамика внешнего государственного  долга РФ определялась принятием  на себя обязательств бывшего  СССР, а также участием МВФ  в финансировании экономических  реформ в России. Следует также  учитывать, что продолжительный спад производства усугубил проблему обслуживания государственного долга и уменьшения его бремени. Необходимость обслуживания долга ограничивает возможности правительства балансировать текущий бюджет или тратить средства, направляемые на обслуживание долга на другие нужды. Хотя с другой стороны, большая часть процесса обслуживания долга (внутреннего) является лишь формой перераспределения, когда средства налогоплательщиков переходят владельцам государственных ценных бумаг.

   Обслуживание долга не  имеет существенной альтернативной стоимости, эффект замещения (вытеснения) существенно влияет на будущее. За счет финансирования дефицита на финансовом рынке остаются недофинансированными какие-то проекты частного сектора, снижаются инвестиции. Именно здесь то и проявляется высокая альтернативная стоимость, как самих заимствований, так и всего процесса обслуживания долга в целом.

   Также существует проблема  соотношения величины государственного  сектора и частного. Вследствие  увеличенных расходов государства  растет государственный сектор, а вследствие эффекта вытеснения сокращается частный сектор. Если же повышенные государственные расходы, кроме того, не сопряжены с повышенными государственными инвестициями, то из-за сокращения инвестиций пострадают будущие поколения.

Проблема внешней задолженности России и путей ее погашения является актуальной, потому что в настоящее время многих людей беспокоит возрастающий долг нашей страны, потому что отдавать его придется нашему поколению. Долговые проблемы России многоплановы: страна одновременно является крупным должником и кредитором.

Очевидно,  что растущий внешний долг чреват ухудшением условий заимствований и их последующего обслуживания. При этом также обостряются риски, связанные с волатильностью национальной валюты, которая в свою очередь обусловлена зависимостью отечественной экономики от внешней конъюнктуры и, в частности, от колебаний цен на нефть.

Сам по себе внешний долг, являясь индикатором состояния отечественной экономики, указывает на наличие в ней определенных "болевых точек". К примеру, не очень хорошо, что внешний долг сейчас растет в основном за счет кредитов прямых инвесторов. Дополнительными рисками также чреваты квазигосдолг (достигший 34% в 2012 г.) и краткосрочные задолженности (13%). Правда, положение дел по упомянутым пунктам пока выглядит стабильным, а объемы краткосрочных задолженностей снижаются. И в целом при сохранении нынешних условий текущий внешний долг, действительно, не представляет угрозы стабильности российской экономики. На сегодня накопленных резервов достаточно, для того чтобы покрыть импорт и платежи по внешнему долгу.

При ухудшении же внешнего фона и, в частности, падении цен на нефть могут пострадать отдельные компании, чрезмерно увлекшиеся внешними заимствованиями. Хотя пока сохраняется надежда на то, что наученные кризисом 2008 г. российские компании будут проводить взвешенную политику, не допуская того, чтобы темпы роста внешних займов опережали развитие экономики и их собственный рост.

По данным Центробанка пик погашения внешнего долга РФ в 2013 году придется на март: выплаты по основному долгу в этом месяце составят 19,7 миллиарда долларов, причем львиную долю должны будут заплатить компании - 15,2 миллиарда долларов. На банки в марте придется 3,7 миллиарда долларов выплат по основному долгу, на органы госуправления - 0,8 миллиарда долларов.

В целом сумма выплат по основному долгу за весь 2013 год составляет 99,7 миллиарда долларов: ежемесячные платежи колеблются в пределах 6-10 миллиардов долларов, и только на март приходится пятая часть всех годовых выплат. При этом ежемесячные платежи банковского сектора распределены достаточно равномерно в течение года, а экстремально высокие объемы выплат компаний и органов госуправления придутся на март.

Бюджетные ассигнования на обслуживание государственного долга Российской Федерации (процентные расходы) на 2011 год составили 389,9 млрд. рублей, что больше на 109,6 млрд. рублей, или на 39 %, чем в 2010 году, в 2013 году   указанные расходы превысят в 2,1 раза показатель 2010 года.

Таблица 4

Динамика бюджетных ассигнований на обслуживание государственного долга (процентных расходов) в абсолютных размерах, %

 

2009 г. отчет

2010 г. Закон № 308-ФЗ  (с изм.)

2011 г. проект

2012 г. проект

2013 г. проект

2013 г. к 2010 г.,

 

%

Бюджетные ассигнования на обслуживание государственного долга Российской Федерации

176,2

280,3

389,9

518,4

600,7

214,3

в том числе:

           

Бюджетные ассигнования на обслуживание государственного внутреннего долга

90,2

196,0

298,6

416,8

487,1

248,5

Бюджетные ассигнования на обслуживание государственного внешнего долга

86,0

84,3

91,3

101,6

113,6

134,8

             

 

 

http://www.protown.ru

Увеличение процентных расходов обусловлено, прежде всего, увеличением планируемых для финансирования дефицита федерального бюджета объемов государственных заимствований Российской Федерации на внутреннем и внешнем рынках и соответствующим ростом абсолютного размера государственного долга Российской Федерации, а также прогнозируемым укреплением доллара США по отношению к национальной валюте и повышением прогнозируемых значений плавающих процентных ставок по обслуживанию кредитов.

Законопроектом предусматрено увеличение бюджетных ассигнований на обслуживание внешнего долга, которые в 2011 году составили 91,3 млрд. рублей (3 млрд. долларов США), что на 8,3 % больше, чем в 2010 году, в 2013 году указанные ассигнования увеличатся в 1,3 раза по сравнению с 2010 годом. Этот рост обусловлен, прежде всего, увеличением объемов заимствований (выпуск и размещение еврооблигационных займов Российской Федерации на международных финансовых рынках), повышением прогнозируемых значений плавающих процентных ставок по обслуживанию кредитов в течение планового периода.

Информация о работе Проблемы внешней задолженности Российской Федерации