Проблемы внешней задолженности Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2015 в 12:11, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является выявление проблем внешней задолженности России, ее зависимость от этого долга и перспективы развития ситуации.
Достижению цели способствует решение следующих задач:
знакомство с понятием внешнего долга;
изложение сущности внешнего долга;
анализ структуры и динамики внешнего долга;

Содержание работы

Введение 2
ГЛАВА 1. Характеристика внешнего долга РФ 5
1.1.Понятие и сущность государственного внешнего долга РФ 5
1.2.Кредиторы России 9
1.3.Нормативно – правовая база государственного долга РФ 11
ГЛАВА 2. Анализ внешнего долга России 13
2.1.Текущее состояние государственного долга РФ 13
2.2.Динамика и анализ внешнего долга РФ 15
2.3. Влияние внешней задолженности на российскую
Экономику 21
ГЛАВА 3. Проблемы внешнего долга и пути их решения 23
3.1.Проблемы управления внешним долгом России 23
3.2.Оптимальная стратегия снижения бремени внешнего долга 26
3.3.Проблемы обслуживания государственного долга 28
Заключение………………………………………………………………35
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

финансы.doc

— 271.50 Кб (Скачать файл)

Таблица 2

Основные показатели, характеризующие степень долговой устойчивости России

Показатели

2009 г

2010 г

2011 г

2012 г

2013 г

Государственный долг в % к ВВП

8,3

11,8

13,6

16

18

Предельное значение - 60 - 80 % к ВВП

Расходы по обслуживанию госдолга в % к расходам бюджета

1,8

2,7

3,7

4,6

4,9

Предельное значение - 20 - 30 % к расходам бюджета


 

 

 

Продолжение таблицы 2

 

Основные показатели, характеризующие степень долговой устойчивости России

Показатели

2009 г

2010 г

2011 г

2012 г

2013 г

Отношение государственного внешнего долга к объему экспортной выручки в %

11

12,3

12,4

13,8

15,4

Предельное значение - 220 %; умеренное - менее 220 %, но выше 132 %; небольшое - менее 132 %

Отношение бюджетных ассигнований на обслуживание и погашение долга к доходам федерального бюджета (ликвидность бюджета)

5,5

8,4

10

11,7

12,4

Предельное значение - 10 %

Государственный долг в % к доходам федерального бюджета

44,1

68,3

77,4

94,5

107,6

Предельное значение 250 %


 

http://www.protown.ru

Приведенные данные свидетельствует, что возросшие объемы заимствований в плановом периоде увеличат нагрузку на федеральный бюджет, однако по числу большинства индикаторов, рассчитанных в соответствии с международной методикой, бюджетная устойчивость сохранится. Вместе с тем в связи с ростом бюджетных ассигнований федерального бюджета на исполнение расходных обязательств по обслуживанию и погашению долга в 2012 - 2013 годах наблюдается превышение предельного значения (10 %) показателя ликвидности федерального бюджета (отношение бюджетных ассигнований на обслуживание и погашение долга к доходам федерального бюджета) в 2012 году - на 1,7 процентного пункта, в 2013 году - на 2,4 процентных пункта. Верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января 2012 года установлен законопроектом в размере 55,6 млрд. долларов США, или 44,9 млрд. евро, или 3,4 % ВВП, что превышает на 2,6 млрд. долларов США, или на 4,9%, показатель, утвержденный на 1 января 2011 года (53 млрд. долларов США, или 41,7 млрд. евро).

Таблица 3

Динамика объема и структуры внешнего долга

 

На 01.01.    2010г

На 01.01.    2011г

На 01.01.    2012г

На 01.01.    2013г

На  01.01 2014 года

2013 г. к 2010 г. %

отчет

Закон № 308-ФЗ (с изм.)

проект

проект

проект

млрд. долл. США

структура,%

млрд. долл. США

cтруктура,%

млрд. долл. США

структура,%

млрд. долл. США

структура,%

млрд. долл. США

структура,%

 

Государственный внешний долг, всего

37,6

100

53,0

100

55,6

100

65,2

100

75,6

100

142,6

в том числе:

                     

 

 

 

Продолжение таблицы 3

 

Динамика объема и структуры внешнего долга

 

На 01.01.    2010г

На 01.01.    2011г

На 01.01.    2012г

На 01.01.    2013г

На  01.01 2014 года

2013 г. к 2010 г. %

 

отчет

Закон № 308-ФЗ (с изм.)

проект

проект

проект

 
 

млрд. долл. США

структура,%

млрд. долл. США

структура,%

млрд. долл. США

структура,%

млрд. долл. США

структура,%

млрд. долл. США

структура,%

 

кредиты иностранных государств, кредиты МФО, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц в иностранной валюте

8,7

23,1

7,3

13,8

6,1

11

5,5

8,4

4,8

6,3

65,7

государственные ценные бумаги Российской Федерации, номинированные в иностранной валюте

28,0

74,5

34,2

64,5

38,2

68,7

43,9

67,4

49,8

65,7

145,6

гарантии Российской Федерации в иностранной валюте

0,9

2,4

11,5

21,7

11,3

20,3

15,8

24,2

21,1

28

183,5


http://www.protown.ru

Анализ динамики  показывает, что объем   государственного внешнего долга  в долларовом эквиваленте в 2011 году увеличился по сравнению с 2010 годом на 2,6 млрд. долларов США, или на 4,9 %, в 2013 году - в 1,4 раза.

Объем государственного внешнего долга в рублевом выражении увеличился с 3,5 % ВВП в 2010 году до 3,8 % ВВП в 2013 году, или на 0,3 процентных пункта.

Увеличение внешнего долга обусловлено заимствованиями на внешних финансовых рынках путем размещения государственных ценных бумаг (еврооблигационных займов), а также увеличением объемов предоставляемых гарантий в иностранной валюте.

Доля задолженности по государственным ценным бумагам, номинированным в иностранной валюте, в    2011 году  сократилась по сравнению с 2010 годом на 4,2 процентных пункта и составила 68,7 %, в конце 2013 года составит 65,7 %.

Законопроектом (пункт 4 статьи 16) установлены верхние пределы государственного внешнего долга Российской Федерации по указанным гарантиям: на 1 января 2012 года -11,3 млрд. долларов США, на 1 января 2013 года - 15,8 млрд. долларов США, на 1 января 2014 года - 21,1 млрд. долларов США.

Доля задолженности по гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте в общем объеме внешнего долга увеличилась с 21,7% в 2010 году до    28 % в 2013 году, или на 6,3 процентных пункта.

Прослеживается снижение в 2011 - 2013 годах доли задолженности по кредитам правительств иностранных государств и МФО с 13,8 % до 6,3 %.

До конца 2013 года Правительство Российской Федерации должно будет полностью рассчитаться с задолженностью по межправительственным соглашениям с Германией (срок погашения 2013 год).

2.3.  Влияние внешней задолженности на российскую экономику

Россия, как и многие страны мира, испытывает недостаток собственных финансовых ресурсов для осуществления внутренних платежей, покрытия дефицита государственного бюджета, проведение социально- экономической политики и выполнение обязательств по уже осуществлённым внешним заимствованиям. В разных странах соотношение привлечённых и предоставленных средств неодинаково, однако практически везде, в том числе и в России, сложилась экономическая система, во многом основанная на внешних заимствованиях.

Эта ситуация соответствует современным тенденциям, которые свидетельствуют о том, что мировая экономика дефицитна и имеет ярко выраженные долговые черты.

В настоящее время внешняя задолженность оказывает негативное воздействие на развитие национальной экономики России по нескольким направлениям:

  1. Усиливает зависимость РФ от иностранных государств, предоставивших кредиты, при принятии решений в области экономической политики;
  2. Происходит сокращение объёма средств, которые могут быть направлены на инвестирование, что серьёзно ограничивает экономический рост или вовсе приводит к стагнации;
  3. Ослабляет мотивацию к достижению наилучших макроэкономических показателей, которые привлекут за собой требования о современном погашении долга в полном объёме;
  4. Сокращает объём средств, которые могут быть направлены на развитие социальной сферы, усиливается социальная напряженность;
  5. Дестабилизирует  денежно- кредитную ситуацию;
  6. Ослабляет позиции России на мировых рынках товаров и капиталов.

Это означает, что принятие большинства экономических решений на государственном уровне тесно связано, или даже зависит, от возможностей по погашению и обслуживанию внешнего долга. Внешние заимствования представляют собой источник финансовых ресурсов для органов власти. Их особенность заключается в том, что, хотя всеми правами в сфере привлечения и использования международных кредитов обладают органы исполнительной и законодательной власти, бремя ответственности за ошибочное решение ложится на граждан страны, которые через систему налогов передают субъектам власти средства, необходимые для погашения внешней задолженности. Таким образом, внешний долг оказывает серьёзное влияние на налоговую нагрузку и социальную ситуацию.

Для успешного решения проблемы  задолженности хотя бы в перспективе необходимо сочетание двух факторов: с одной стороны, активного и эффективного экономического развития, создающего материальную основу для выплат по задолженности, а с другой - грамотной и рациональной политики в области внешних заимствований, проводимой в соответствии с главной целью деятельности любого государства - повышением благосостояния граждан.

Именно поэтому построение грамотной, научно обоснованной стратегии и тактики управления внешней задолженностью и их увязка с другими направлениями экономической политики государства является на современном этапе задачей исключительной важности.

   Для принятия решения  о внешнем займе должны быть  учтены, как минимум, четыре фактора:

  1. финансовые возможности страны по погашению взятых кредитов в будущем;
  2. возможные потери от невыполнения или неполного выполнения тех задач, для которых привлекаются средства из-за рубежа;
  3. цена внешних финансовых ресурсов;
  4. степень зависимости от внешних кредиторов при принятии решений в дальнейшем.

   Ни один из этих  факторов не учитывался в полной  мере при привлечении зарубежных  кредитов в последние 10-15 лет, что привело к катастрофическому нарастанию внешней задолженности, проблемы с которой мы не можем решить по сей день.

Однозначно можно сказать, что внешний долг не способствует благоприятной экономической ситуации в стране. Ведь эти суммы денег могли бы идти на уменьшение налогового бремени, увеличение рабочих мест, на заработную плату рабочим, благоустройство городов и на благотворительные цели.

 

ГЛАВА 3. Проблемы внешнего долга и пути их решения.

3.1. Проблемы управления внешним долгом России

Управление государственным долгом является составной частью финансовой политики любой страны. Управление государственным долгом - это совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий выпуска новых государственных ценных бумаг.

Управление и обслуживание внешнего долга РФ возложено на Центральный банк РФ и Федеральное казначейство при Министерстве финансов РФ. Все затраты по обслуживанию долга осуществляются за счет государственного бюджета.

Вопросы управления государственным внешним долгом в последние годы стали одними из центральных в экономической и политической жизни Российской Федерации. Это было обусловлено как быстрым увеличением объема государственного внешнего долга Российской Федерации, так и значительным ростом уровня расходов по его погашению и обслуживанию.

Управление внешним долгом имеет свою специфику: чрезмерный рост внешнего долга угрожает безопасности страны, означает фактически ее банкротство. Управление внешним долгом должно осуществляться на стадии привлечения внешних займов, их использования и погашения. Управление внешним долгом на стадии привлечения кредитов в России осуществляется путем установления предельных размеров внешнего долга и государственных гарантий в Законе о бюджете на соответствующий финансовый год.

В рамках бюджетного планирования определяется объем доходов и расходов бюджета, а также объем дефицита, основным источником покрытия которого являются заемные средства. Сегодня уже принято говорить не просто об управлении долгом, а о долговой политике, являющейся частью бюджетной политики и определяющей объемы и формы привлечения заимствований.

Элементами управления долгом являются разработка общей стратегии внутренних и внешних заимствований, снижение стоимости заимствований, эффективное использование заемных ресурсов, комплекс мер по обеспечению своевременного выполнения долговых обязательств.

В процессе управления внешней задолженностью перед Россией встаёт необходимость решения следующих задач:

  1. Поддержание внешнего долга на уровне, обеспечивающем сохранение экономической безопасности страны;
  2. Контроль за графиком долговых выплат с тем, чтобы в нём отсутствовали периоды пиковых нагрузок, а основные выплаты приходились бы на моменты ожидаемого роста экономики;
  3. Минимизации стоимости долга за счёт удлинения срока заимствований и снижения доходности;
  4. Своевременное и полное выполнение обязательств с целью избежать начисления штрафов за просрочки и обеспечить стране репутацию первоклассного заёмщика;
  5. Обеспечение эффективного целевого использования привлечённых средств;
  6. Обеспечение предсказуемости и стабильности рынка долговых обязательств.

Информация о работе Проблемы внешней задолженности Российской Федерации