Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 11:16, курсовая работа
Цель работы – изучить и проанализировать активные операции и пассивные операции, процентную политику банка. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи: 1)ознакомление с организационной структурой банка; 2)анализ активов и пассивов банка, доходов и расходов банка; 3)проанализировать основные нормативы деятельности банка; 4)дать общую оценку финансово-экономического состояния банка; 5)выявить конкурентные преимущества, сильные и слабые стороны деятельности банка;
Введение……………………………………………………………….….…3
Глава 1 Особенности и специфика влияния процентной политики коммерческих банков на развитие экономических процессов страны….……5
1.1 Роль процентной политики в повышении эффективности деятельности коммерческих банков……………………………..5
1.2 Методология определения процентных ставок и их влияния на активные и пассивные операции банка…………………………………….…..11
1.3 Мероприятия, направленные на совершенствование процентной политики коммерческих банков………………………………………………...25
Глава 2 Анализ активных и пассивных операций банка с учетом изменений процентной политики…………………………………………33
2.1 Краткая характеристика деятельности банка…………………….33
2.2 Анализ процентных ставок по активным операциям банка……...38
2.3 Анализ процентных ставок по пассивным операциям банка….…..43
2.4 Совершенствование методов управления процентной политикой банка………………………………………………………………………...46
Заключение………………………………………………………………....50
Список использованных источников………………
1. Нормы отчислений в фонд обязательных резервов, установленные ЦБ РФ и различающиеся для конкретных категорий ресурсов.
2. Уровень операционных расходов банка, связанных с привлечением и обслуживанием клиентов.
3. Расходы на рекламу.
4. Отвлечение части средств из оборота на операции, не приносящие дохода.
5. Сроки и размер привлечения средств, режим начисления и выплаты по ним процентов.
6. Временной лаг между
датами привлечения и
Основным принципом проводимой
банком процентной политики в области
привлечения ресурсов является обеспечение
минимального уровня затрат, связанных
с привлечением денежных средств, при
условии поддержания
При проведении процентной политики банка в области привлечения ресурсов учитываются следующие принципы:
При рассмотрении вопроса установления процентных ставок по депозитам населения следует учитывать, что он является лишь частью глобальной проблемы формирования процентной политики банка, поскольку сбережения населения – это часть привлеченных кредитных ресурсов, а следовательно, всякое изменение процентных ставок по депозитам приведет к изменению стоимости кредита. Кредитная политика коммерческих банков основывается на механизме «цена-прибыль-процент». При растущем спросе на кредиты изменяется соотношение спроса и предложения на ссудный капитал и увеличивается ссудный процент. Это обусловливает интенсивное использование (т.е. сокращение) свободных ликвидных резервов (банковской ликвидности) в форме расширения кредитования, создания дополнительных кредитных денег коммерческими банками. При такой ситуации сокращается отношение свободных ликвидных резервов к вкладам, снижается квота ликвидности.
При формировании и практической реализации процентной политики банка в области размещения ресурсов учитывается ряд обстоятельств:
Основным принципом проводимой
коммерческим банком процентной политики
в области размещения ресурсов является
обеспечение максимального
Таким образом, построение эффективной процентной политики любого банка немыслимо без взаимоувязки, оптимизации элементов банковской политики на основе вышеназванных принципов, предусматривающих:
Глава 2 Анализ активных и пассивных операций банка с учетом изменений процентной политики
2.1 Краткая характеристика деятельности банка
Сбербанк России является крупнейшим банком Российской федерации и стран СНГ. Учредителем и основным акционером Сбербанка России является Центральный банк РФ, владеющий 50% уставного капитала плюс одна голосующая акция. Другими акционерами Банка являются международные и российские инвесторы. Обыкновенные и привилегированные акции Банка котируются на российских биржевых площадках с 1996 года. Американские депозитарные расписки (АДР) котируются на Лондонской фондовой бирже, допущены к торгам на Франкфуртской фондовой бирже и на внебиржевом рынке в США.
Сбербанк – современный универсальный банк с большой долей участия частного капитала, в т.ч. иностранных инвесторов. Структура акционерного капитала Сбербанка свидетельствует о его высокой инвестиционной привлекательности.
Основанный в 1841 году, Сбербанк России сегодня – лидер российского банковского сектора по общему объему активов. Банк является основным кредитором российской экономики и занимает крупнейшую долю на рынке вкладов. По состоянию на 1 января 2013 года на долю Сбербанка приходится 28,9% совокупных банковских активов, 45,7% депозитов физических лиц, 33,6% корпоративных кредитов и 32,7% розничных кредитов. Капитал Сбербанка составляет 1,7 трлн рублей, что соответствует 27,4% совокупного капитала российской банковской системы.
Международные рейтинги Сбербанка отражают авторитет банка в мировом банковском сообществе как одного из наиболее динамично и разносторонне развивающихся российских банков.
Сбербанк России предоставляет банковские услуги во всех 83 субъектах Российской Федерации, располагая уникальной филиальной сетью, которая состоит из 17 территориальных банков и насчитывает более 18 400 подразделений. Кроме того, Банк оказывает услуги через удаленные каналы обслуживания – одну из крупнейших в мире сетей банкоматов и терминалов самообслуживания (порядка 68 тыс.устройств). Сбербанк также активно развивает свои приложения «Мобильный банк» и «Сбербанк Онл@йн» с внушительной клиентской базой, насчитывающей более 9,4 млн и 5,4 млн активных пользователей соответственно. Основной целью ОАО «Сбербанк РФ» является обеспечение роста инвестиционной привлекательности и сохранение лидерства на российском рынке финансовых услуг путем модернизации управленческих и технологических процессов. Для достижения поставленной задачи деятельность ОАО «Сбербанк РФ» направлена на совершенствование клиентской политики, создание гибкой эффективной системы взаимодействия с клиентами на основе учета потребностей различных клиентских групп.
ОАО «Сбербанк РФ» — универсальный коммерческий банк, удовлетворяющий потребности различных групп клиентов в широком спектре качественных банковских услуг на всей территории России. Действуя в интересах вкладчиков, клиентов и акционеров, ОАО «Сбербанк РФ» стремится эффективно инвестировать привлеченные средства частных и корпоративных клиентов в реальный сектор экономики, кредитует граждан, способствует устойчивому функционированию российской банковской системы и сбережению вкладов населения.
Основные направления деятельности ОАО «Сбербанк РФ»:
- кредитование российских предприятий;
- кредитование частных клиентов;
- вложение в государственные ценные бумаги и облигации банка России;
- осуществление операций на комиссионной основе.
Средства для осуществления указанной деятельности привлекаются Банком из следующих источников: средства акционеров; вклады частных клиентов; средства юридических лиц; другие источники, в том числе заимствования на международных финансовых рынках. Надежность ОАО «Сбербанк РФ» и его безупречная деловая репутация в России и за рубежом подтверждаются высокими рейтингами ведущих рейтинговых агентств. В последние годы Сбербанк существенно расширил свое международное присутствие. Помимо стран СНГ ( Казахстан, Украина и Беларусь), Сбербанк представлен в девяти странах Центральной и Восточной Европы (Sberbank Europe AG, бывший VBI) и в Турции (DenizBank). Сделка по покупке DenizBank была завершена в сентябре 2012 года и стала крупнейшим приобретением за 170-тилетнюю историю Банка. Сбербанк России также имеет представительства в Германии и Китае, филиал в Индии, управляет Sberbank Switzerland AG. [27].
Таблица 2.1 Анализ финансово-экономической деятельности Сбербанка
Данные отчета о финансовых результатах |
2010 |
2011 |
2012 |
Отклонения 2011г. к 2010г. |
Отклонения 2012г. к 2011г. | |||
Абс. |
Отн. в % |
Абс. |
Отн. в % | |||||
Операционные доходы до резервов, млрд.руб. |
449 551 |
648 073 |
666 563 |
198522 |
44,2 |
18490 |
2,9 | |
Прибыль до налогообложения, млрд.руб. |
129 921 |
129 864 |
230 135 |
-51 |
-0,04 |
100271 |
77,2 | |
Чистая прибыль, млрд.руб. |
97 746 |
24 396 |
81 648 |
-73350 |
-75 |
57252 |
234,7 | |
Активы, млрд.руб. |
6 736 |
7 105 |
8 628 |
369 |
5,5 |
1523 |
21,4 | |
Средства клиентов, млрд.руб. |
4 795 |
5 439 |
6 651 |
644 |
13,4 |
1212 |
22,3 | |
Вклады частных лиц, млрд.руб. |
3 112 |
3 787 |
4 834 |
675 |
21,7 |
1047 |
27,6 |
Сбербанк демонстрирует неуклонный рост доходов. По итогам 2012 года Сбербанк заработал балансовую прибыль в размере 230,135 млрд. рублей, что на 48% превышает результат 2009 года. Чистая прибыль в 2012 г. составила 81 648 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с прошлым годом на 234 % (в прошлом году чистая прибыль – 24 396 млрд. рублей). Рекордное значение прибыли Сбербанка России за отчетный год наглядно показывает его устойчивость к кризисным явлениям на международных рынках. Основным источником ресурсов Сбербанка России традиционно являются средства частных клиентов, привлеченные во вклады – их доля растет в привлеченных средствах в 2012 г. составляет 72,7% (4834 млрд. руб.). Средства корпоративных клиентов составляют 25%, средства, привлеченные на международных финансовых рынках составляют всего 3%. Таким образом, ресурсная база Сбербанка практически целиком формируется за счет внутренних источников и не зависит от конъюнктуры внешних рынков. Средства корпоративных клиентов составляют 25% всех привлеченных средств, в целом за 2012 год остаток привлеченных средств корпоративных клиентов составил 1 816 млрд. рублей. Основу привлеченных средств корпоративных клиентов составляют средства, размещенные на расчетных, текущих и бюджетных счетах – 53,6%. В депозиты привлечено 34,8% средств корпоративных клиентов, в векселя и депозитные сертификаты – 11,6%. По состоянию на 1 января 2012 года на расчетно-кассовом обслуживании в Сбербанке России находились 1,53 млн. корпоративных клиентов, включая индивидуальных предпринимателей. Сбербанк обслуживает предприятия и организации всех основных видов экономической деятельности, при этом основную часть клиентской базы составляют клиенты малого и среднего бизнеса – на них приходится 99,8% всех предприятий и 56,9% привлеченных от корпоративных клиентов средств. За 2012 год доходы Сбербанка России составили 666,6 млрд. рублей, что на 2,9 % превышает объем доходов за 2011 год (648 млрд. рублей). Наиболее значимым источником доходов для Банка являются кредитные операции. Процентные доходы от операций кредитования несколько уменьшились в 2012 году на 1,8% до 495,8 млрд. рублей. В структуре совокупных доходов Банка их доля составила 74,5%. Активное развитие услуг, оказываемых на комиссионной основе. Способствовало дальнейшему росту комиссионных доходов. По итогам отчетного периода объем комиссионных доходов увеличился на 22,7% и составил 123,5 млрд. рублей. Доля комиссионных доходов в общих доходах Банка по итогам 2012 года составила 18,5%, в чистом операционном доходе – 24%. Основная часть комиссионных доходов сформирована за счет комиссий от проведения расчетных операций – 35,5% от общего объема комиссионных доходов, операций кредитования юридических и физических лиц – 29,9%, и кассовых операций – 21,3%. В 2012 году продолжился рост комиссионных доходов от операций с банковскими картами: их объем увеличился на 46,1% до 12,9 млрд. рублей, что составило 13,4% совокупного объема комиссионного дохода Банка. Среди внешних факторов, которые воздействовали на рост прибыли Сбербанка в течение последних лет, определяющим является активное развитие российской экономики и финансовой сферы. Увеличение потребительской и деловой активности в стране, совершенствование нормативной базы, расширение перечня доступных финансовых инструментов – все способствовало росту числа клиентов Сбербанка и объемов продаж всех видов банковских продуктов и услуг Сбербанка. Одновременно за пять лет произошла нормализация экономической ситуации, выразившаяся в стабилизации национальной валюты, в снижении Банком России ключевых процентных ставок, а также в усилении конкуренции в банковской сфере, что привело к снижению процентной маржи Банка.