Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2015 в 17:25, курсовая работа
Цель работы: Экономическая значимость и актуальность данного вопроса – вопрос проведения активных операций и определили написание настоящей курсовой работы, целью которой является исследовать в теоретическом плане сущность и значение активных операций коммерческих банков, а также проанализировать практику осуществления данных операций.
Задачи: Исходя из цели работы, были поставлены следующие задачи:
определить сущность активных операций коммерческих банков;
выяснить структуру активов активных операций банков и кратко охарактеризовать основные из них;
После определения размеров первичных и вторичных резервов банк может предоставлять клиентам ссуды. Ссуды - это самая главная часть банковских активов, а доходы по ссудам - самая крупная составляющая банковской прибыли.
В последнюю очередь при размещении средств определяется состав портфеля ценных бумаг. Назначение портфеля инвестиций - приносит банку доход и быть дополнением резерва второй очереди по мере приближения срока погашения долгосрочных ценных бумаг.
Метод распределения активов устанавливает, что размер необходимых банку ликвидных средств зависит от источников привлечения фондов. С помощью этого метода разграничиваются источники средств в соответствии с нормативами обязательных резервов и скоростью их обращения. Например, вклады до востребования требуют более высокой нормы обязательных резервов, чем срочные вклады, и скорость их оборота также выше, чем у других вкладов. По этой модели в банке как бы существуют центры или «банки внутри банка» - банк вкладов до востребования, банк сберегательных вкладов, банк срочных вкладов и банк
Многие авторы по-разному определяют основные направления активных операций. Выделим некоторые из них. В целях эффективной реализации стратегии банка в области кредитования и управления кредитными рисками в ОАО "Коммерческий Банк Кыргызстан " разработано Положение "О внутренней кредитной политике ОАО " Коммерческий Банк Кыргызстан " для дальнейшего совершенствования кредитного процесса путем достижения максимизации доходности и минимизации рисков".
Также функция контроля за рисками относится и к деятельности рядовых банковских работников, руководителей различного уровня и учредителей. В целом реализация функций контроля за риском в банке является итогом использования различных систем управления риском применения ряда методик и результатом каждодневной деятельности конкретных подразделений банка. В конкретном итоге она зависит от степени проработанности организационной структуры, правильности подбора персонала и, наконец, эффективности оперативного контроля за отдельными операциями непосредственно на рабочих местах.
Для точного учета риска большинство операций следует рассмотреть с разных позиций. Каждое структурное подразделение банка обладает одной из частей информации, нужной для всестороннего анализа риска при осуществлении той или иной операции. То же справедливо и в отношении специалистов, способных оценивать риск.
Контроль за риском входит в обязанности как менеджеров, так и акционеров (прежде всего учредителей банка). Если первые ответственны за определенный контроль, то стратегический контроль за деятельностью банка и самого его оперативного руководства может быть реализован только собственниками. Если учредители банка не создают действенных механизмов контроля на уровне совета директоров и при этом не участвуют в каждодневном руководстве банка, существует мало шансов, что их средства, инвестированные в банк, дадут ожидаемую отдачу. При всей важности правильных систем и методик контроля и риском, другим необходимым условием надежности кредитной организации является заинтересованность в системе ее высшего руководства и его деловые качества.
Очевидно, что в первую очередь банковскому руководству высшего звена следует правильно расставить кадры на местах и правильно организовать ресурсное обеспечение деятельности подчиненного им учреждения. Недостаточное кадровое, материально- техническое и финансовое обеспечение конкретных операций подразделений банка приводит к появлению неоправданного риска.
Например, у банка имеется хороший аналитический отдел и операции с производными финансовыми инструментами (дериватами), осуществляемыми его казначейством, хорошо обоснованы. Однако, если банк не обладает развитой компьютерной системой и высококлассными специалистами в данной области, а соответствующее программное обеспечение устарело, не следует ожидать положительных результатов от нового вида деятельности.
Эффективный внутренний управленческий контроль также играет ключевую роль для контроля за рисками. Задача – минимум сводится к четкому определению и разграничению должностных полномочий, обеспечению двойного контроля, ротации кадров, а также выделению на эти цели необходимого рабочего времени.
В заключении необходимо отметить, что все перечисленные выше методы уменьшения или ухода от риска имеют множество вариаций, используемых в зависимости от конкретной ситуации.
В частности можно попытаться дать практические рекомендации по уменьшению или уходу от риска неплатежа и не возврата кредита, рассмотрев практически одну из программ кредитования ОАО «Коммерческий Банк Кыргызстан». Возьмем и рассмотрим программу кредитования на потребительские нужды физическим лицам. Программа кредитования предусматривает следующие условия предоставления кредита:
- возможный заемщик должен
- другое условие получение
- следующее условие – это
гарантии возврата кредита. Такие
гарантии достигаются путем
Самой низкой степенью риска конечно же обладает вариант с залогом депозитного вклада находящегося в самом банке. При правильном оформлении документов залога риск практически отсутствует. Другими словами – это самый предпочтительный вариант.
Следующий по степени риска – это залог (заклад) движимого и недвижимого имущества. Этот вариант достаточно надежная гарантия возврата кредита, но этот вариант требует от кредитного специалиста или залогового инспектора более глубокого анализа перспектив развития своего региона. Наиболее часто кредиты выдаются на срок от полугода до года. Цена имущества может как вырасти, так и наоборот упасть за этот срок. И в случае не возврата кредита цена залога может не обеспечить полностью всех затрат по выданному кредиту.
Управление активами и пассивами в банке поддерживается наличием достоверной информации, которая включает в себя и архивы информации о самом банке, компании и прогнозы развития банка, компании и архивы рыночной информации и прогнозы развития рынка в целом, и общее видение управленческой структуры. Хотя большая часть данной информации доступна, невозможность ее размещения в удобном формате является большой помехой в процессе УАП.
Вся эта информация должна собрана для составления удобной и необходимой в работе отчетности. Уровень внедрения (и затрат) отражает концептуальное осуществление процедур управления активами и пассивами - оно становится все сложнее из-за возрастающих требований к более детальному и всестороннему анализу. Многие банки, компании начинают этот процесс, используя уже существующие инструменты, многие в дальнейшем переходят к более усовершенствованным компьютерным программам.
УАП предлагает последовательную систему для понимания, оценки и реагирования на прибыльность и риск, начинающуюся с формирования Комитета УАП. Обычно в этот комитет входит высшее руководство банка, компании: президент, финансовый директор, глава казначейства, глава отдела розничных банковских услуг, глава отдела корпоративных банковских услуг, главный экономист, глава стратегического отдела, глава отдела управления рисками и глава отдела бухгалтерского учета и финансового контроля. Цели Комитета:
Председатель Комитета регулярно отчитывается перед советом директоров по вопросам принятых политик и стратегий и их результатам и прогнозам.
Комитету оказывают содействие специалисты, ответственные за внедрение и управление процессом УАП. Обычно, это специальный отдел, отчитывающийся непосредственно перед финансовым директором или главой отдела по управлению рисками. При этом этот отдел может находиться в отделе бухгалтерского учета и финансового контроля. Так как одной из его функций является оценка и представление отчетов по показателям деятельности и рискам, было бы не совсем правильно, если бы отдел отчитывался перед главой казначейства или перед главой какого-либо другого направления деятельности.
Рис 1.1. Комитет управления активами и пассивами банка
Целью отдела УАП является поддержка Комитета по следующим вопросам:
В каждом основном направлении деятельности банка, компании (например, корпоративные услуги) может быть задействован специалист, ответственный за вопросы УАП. Этот специалист будет сотрудничать с отделом УАП и главами направлений деятельности банка, компании для обеспечения точности предоставляемой информации и внедрения стратегий в соответствии с глобальными целями банка, компании.
Управление активами и пассивами предлагает банкам, компаниям свод согласованных правил, применимых на всех уровнях банка, компании для формирования благосостояния акционеров и управления рисками. Введение качественной системы правил по управлению активами и пассивами особенно актуально для российских банков, компаний в настоящий период активного роста и быстро меняющихся рыночных условий. Система УАП охватывает как теоретическую основу, так и практические средства и методы управления, которые могут быть использованы в целях каждого конкретного банка, компании. На самом высоком уровне УАП предлагает способ связать создание стоимости компании для акционеров и управление рисками с определением рентабельности, трансфертным ценообразованием, законодательными ограничения, стоимостью кредита, управлением процентным риском и ликвидностью. На операционном уровне эта система гарантирует согласованную работу всех подразделений, направленную на достижение общей цели. Реализация данной системы предполагает применение новых концепций управления на всех уровнях, а также внедрение новых технологий оценки и составления отчетов по деятельности компании и рискам. С точки зрения корпоративного управления, УАП является скорее искусством управления, чем наукой, и, несмотря на то, что мы говорим об УАП как об отдельной концепции, оно является неотъемлемой частью процесса управления современными банками, компаниями.
В Банке создана система управления кредитным риском, которая представляет собой совокупность мероприятий, документооборота и управленческих решений, направленных на минимизацию кредитных рисков:
1. По каждому кредитному продукту, выпускаемому Банком, разработан регламентирующий процедуру его предоставления внутренний нормативный документ, соблюдение которого строго контролируется.
2. В Банке утвержден перечень документов, запрашиваемых у клиентов при рассмотрении вопроса о предоставлении кредита. На основе полученной информации Банк производит оценку уровня кредитного риска по каждому запрашиваемому заемщиком кредитному продукту.
3. На постоянной основе
4. На постоянной основе
5. Решение о кредитовании и
определяющие параметры