Рациональность потребителя и рациональность производителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 20:08, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотреть рациональность потребителя и производителя. Для достижения цели курсовой работы будут выполнены следующие задачи:
- Выяснить поведение потребителя в рыночной экономике
- Рассмотреть поведение производителей, производство и издержки производства

Содержание работы

Введение 3
Глава1. Поведение потребителя в рыночной экономике 7
1.1 Теория потребительского выбора. 7
1.2 Принципы (правила) рационального поведения потребителя. 9
Концепция полезности и потребительский выбор 9
1.3 Потребительские предпочтения. Кривые безразличия и бюджетные ограничения 15
1.4. Равновесие потребителя. Эффект дохода и эффект замещения 21
Глава 2. Поведение производителей, производство и издержки производства 24
2.1. Мотивы деятельности предприятий и предпринимателей в рыночной экономике. 24
2.2. Издержки производства и прибыль. 27
Сущность и структура бухгалтерских издержек. 28
Альтернативные издержки. 29
Постоянные и переменные издержки. 31
2.3. Производство в коротком периоде. Закон убывающей отдачи. 33
Закон убывающей отдачи. 35
2.4 Издержки производства в долгом периоде. Эффект масштаба. 36
Положительный эффект масштаба (объема производства). 36
Отрицательный эффект масштаба. 38
Заключение. 40
Список литературы 44

Файлы: 1 файл

Рациональность потребителя.docx

— 133.17 Кб (Скачать файл)

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ при  ПГУ

Автономная некоммерческая образовательная организация

 

 

 

Рациональность  потребителя и

рациональность  производителя.

 

 

 

 

Курсовая работа по дисциплине

МИКРОЭКОНОМИКА

Выполнил:

Студент 2 курса гр. Ф1-10

Марьина Екатерина Сергеевна

Проверил:

Научный руководитель:

Полякова  Анна Александровна

 

 

 

г. Пермь, 2012

 

Содержание

Введение 3

Глава1.  Поведение потребителя в рыночной экономике 7

1.1 Теория потребительского выбора. 7

1.2  Принципы (правила) рационального поведения потребителя. 9

Концепция полезности и потребительский выбор 9

1.3  Потребительские предпочтения. Кривые безразличия и бюджетные ограничения 15

1.4. Равновесие потребителя. Эффект дохода и эффект замещения 21

Глава 2.  Поведение производителей, производство и издержки производства 24

2.1. Мотивы деятельности предприятий и предпринимателей в рыночной экономике. 24

2.2. Издержки производства и прибыль. 27

Сущность  и структура бухгалтерских издержек. 28

Альтернативные  издержки. 29

Постоянные  и переменные издержки. 31

2.3. Производство в коротком периоде. Закон убывающей отдачи. 33

Закон убывающей  отдачи. 35

2.4 Издержки производства в долгом периоде. Эффект масштаба. 36

Положительный эффект масштаба (объема производства). 36

Отрицательный эффект масштаба. 38

Заключение. 40

Список литературы 44

Приложение 45

 

 

 

 

Введение

В процессе осуществления  хозяйственной (производственной) деятельности между людьми объективно (т.е. независимо от их воли и желания) складываются определенные отношения, устанавливаются  связи, контакты. Общественное производство, которое является формой выражения  хозяйственной деятельности людей, характеризуется двумя сторонами:

  1. взаимодействием людей, хозяйствующих субъектов с природой (естественными факторами и условиями производства, с техникой, посредством которой человек воздействует на природу);
  2. взаимодействием людей, их групп, коллективов друг с другом.

Обе стороны деятельности имеют экономическую целесообразность, количественное и качественное экономическое выражение. Следует иметь в виду, что экономические и производственные отношения неравнозначны. По объему и содержанию экономические отношения шире, богаче производственных. Если экономические отношения охватывают весь комплекс отношений в ходе хозяйственной деятельности людей, то производственные – лишь социально-экономическое звено отношений в системе общественного производства. [1]

Экономические отношения  образуют сложную систему. Их можно  классифицировать по ряду оснований:

  1. в зависимости от фазы воспроизводства выделяются отношения непосредственно производства, распределительные отношения, отношения обмена и отношения потребления;
  2. в зависимости от форм собственности и хозяйствования выделяют экономические отношения государственного сектора, частные экономические отношения, экономические отношения домохозяйств, малого бизнеса и т.д.;
  3. в зависимости от уровня (масштабов) реализации различают межгосударственные и внутригосударственные экономические отношения, которые, в свою очередь, подразделяются на отношения между государством и бизнесом (предприятиями, фирмами), государством и домашними хозяйствами, бизнесом и домашними хозяйствами;
  4. по сферам протекания хозяйственной деятельности различают экономические отношения в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, торговле, сфере услуг, народном образовании, культуре и т.д.[12]
  5. Экономические отношения в обществе проявляются через экономический интерес. В основе интересов лежат потребности людей. Многообразие человеческих потребностей обусловливает большое число интересов. Они могут быть духовными, религиозными, социальными, национальными, профессиональными, экономическими и т.д. Экономические интересы реализуются через определенные мотивы деятельности. Мотив – это внутреннее побуждение человека к действию. Таким образом, потребности вызывают у людей интересы (интерес, иначе, – это осознанная потребность), которые в свою очередь формируют мотивы действий.[2]

При возникновении экономического интереса индивид или хозяйствующий  субъект определяет возможные последствия  предполагаемого действия, оценивая два фактора:

  1. относительную полезность получаемого блага, настоятельность своей потребности в нем;
  2. масштабы издержек (затрат времени и других ресурсов), необходимых для получения блага. [13]

Существующие в обществе интересы противоречивы: личные интересы не всегда согласуются с коллективными, а коллективные – с общественными. В основе таких различий лежит  разный комплекс необходимых к удовлетворению потребностей. Пожалуй, особенно ярко противоречия интересов проявляются  в экономике. Иногда поведение экономического субъекта характеризуется как оппортунистическое. Оно представляет собой следование своим экономическим интересам  любыми способами, в том числе  обманным путем. В обществе создаются  механизмы реализации экономических  интересов в форме стимулов. Если мотив – это внутреннее состояние  личности, то стимул – внешний побудительный фактор. Стимулы могут выступать в виде заработной платы, премий, налоговых льгот, различий в пенсионном обеспечении и т.д. Стимулы могут носить и неэкономический характер (моральное стимулирование, административное воздействие).[4]

Стремление найти лучшее решение является выражением принципа рациональности или рационального  поведения. Различают полную и ограниченную рациональность. Полная рациональность – допущение о том, что люди полностью используют доступную  им информацию, рассчитывая, как наилучшим  образом достичь своих целей. Ограниченная рациональность – это  форма рациональности, которая предполагает, что некоторые экономические  субъекты не станут заниматься длительными  расчетами, необходимыми для определения  полной рациональности, чтобы добиться максимизации полезности или прибыли, но вместо этого предпочтут руководствоваться  разнообразными эмпирическими правилами, определяющимися сложностью той  ситуации, в которой они оказались. Другими словами, это допущение  о том, что люди намерены выбирать такие варианты, которые наилучшим  образом соответствуют их целям, но они располагают ограниченными  возможностями в получении и  обработке информации.

Экономическая рациональность означает, что каждый экономический  агент стремится к достижению поставленной цели и рассчитывает сравнительные  издержки выбора средств ее достижения. Например, потребитель должен распределить свои потребности, выделить первоочередные, соизмерить свои предполагаемые расходы  с ожидаемыми доходами. Относительно потребления основополагающий принцип  экономики – принцип оптимизации  – заключается в том, что люди стремятся выбирать наилучшие структуры  потребления из числа тех, которые  могут себе позволить. Производитель  должен решить, что именно произвести, в каком количестве и качестве, как (т.е. какую применить технологию), рассчитать величину ожидаемой прибыли  и соотнести ее с затратами. Не менее сложные проблемы существуют на уровне государства (см., в частности, противоречия экономических целей  общества). [12]

Таким образом, критерием  рационального экономического поведения  является эффективность, т.е. рациональность основывается на выборе из множества  альтернативных вариантов того, который  может принести максимальную выгоду (результат) с минимальными затратами  по сравнению с другими.

В основе структуры курсовой работы лежат 2 главы, в которых раскрыта поведение потребителя в рыночной экономике и поведение производителей, производство и издержки производства.

 

         Целью курсовой работы является  рассмотреть рациональность потребителя  и производителя. Для достижения цели курсовой работы будут выполнены следующие задачи:

- Выяснить поведение потребителя  в рыночной экономике

- Рассмотреть поведение  производителей, производство и  издержки производства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава1. Поведение потребителя в рыночной экономике.

Принимая во внимание положение  о том, что рыночная экономика  должна быть ориентирована на потребителя, чрезвычайно важно и для производителя, и для потребителя знать основные тенденции и законы поведения  потребителя на рынке. Теория потребления  является важной составной частью микроэкономики, так как позволяет объяснить  формирование спроса, его структуру, динамику, взаимосвязь с ценами. В создание этой теории внесли значительный вклад экономисты XIX и начала XX в.: Г. Госсен и Э. Энгель (Германия), К. Менгер и Э. Бем-Баверк (Австрия), У.С. Джевонс  и Ф. Эджуорт (Англия) и др.[5]

1.1 Теория  потребительского выбора.

 

Как рациональный экономический  субъект потребитель основной целью  своей хозяйственной деятельности ставит максимизацию полезности потребления  в условиях ограниченности ресурсов, в том числе и дохода. Он всегда стремится получить как можно  больше благ для собственного потребления, имея при этом минимальные издержки. Рациональный выбор потребления  – основа потребительской теории. При реализации принятого решения, касающегося состава потребительской  корзины, экономический субъект  всегда обращает внимание на современную  рыночную ситуацию, поэтому руководствуется  следующими факторами.

1. Потребительские предпочтения. Покупатель в своем выборе прежде всего опирается на собственные предпочтения, вкусы и желания, поскольку именно они в первую очередь определяют состав его потребительской корзины. Однако такая встроенная структура рынка, как реклама, способна вызывать искусственные потребности. В результате этого экономический субъект приобретает те товары, в которых он совсем не нуждается, но которые активно рекламируются с лучшей стороны на телевидении и в СМИ.

2. Рациональность выбора. Потребитель на рынке стремится к покупке такого набора благ, полезность от потребления которых была бы максимальной. Это может быть достигнуто в том случае, когда потребитель делает свой выбор осознанно, при этом учитывая возможную полезность различных альтернативных благ.

3. Бюджетные ограничения. Субъект и его выбор всегда ограничен величиной дохода, которым он располагает на определенный момент времени. Именно в этих рамках за вычетом денежной суммы на сбережения он и приобретает те или иные блага. Иными словами, по первому экономическому закону доход всегда ограничен, а потребности человека имеют свойство бесконечного роста, поэтому покупатель вынужден ограничиваться в своих желаниях.

4. Относительность цен. На совершенном рынке непременным условием получения предпринимателем его прибыли являются цены на товары и услуги, установленные в результате соотношения спроса и предложения. Цены являются определяющим фактором осуществления потребительского выбора, поэтому также оказывают большое влияние на величину рыночного спроса. Особенно важна система относительных цен, иными словами, потребитель выберет из всех качественных товаров более дешевый, из однородных по цене – более качественный. Этим определяется рациональность потребителя, его желание осуществить максимально полезный выбор.

Два товара по-разному удовлетворяют  потребности, поэтому их всевозможные комбинации (одинаково полезные) формируют  кривую безразличия. Отказывая себе в потреблении одного товара, субъект может компенсировать это потреблением исключительно другого в большем количестве. Следовательно, покупателю безразлично, какую комбинацию товаров он получит, главное, чтобы их полезность была одинакова. Все кривые безразличия, наложенные на одну плоскость, дают нам карту кривых безразличия, посредством чего находятся все возможные комбинации благ.

Равновесие потребителя  достигается в том случае, когда  он может получить наибольшую полезность от потребления при заданной величине дохода, рыночных цен и иных рыночных характеристиках экономики. Правило  максимизации полезности гласит: последний  рубль, затраченный на один вид продукта, должен по своей полезности быть равным рублю, затраченному на приобретение другого  товара. [6]

1.2  Принципы (правила) рационального поведения  потребителя.

Концепция полезности и потребительский выбор

 

Потребитель появляется на рынке с целью приобрести товары, необходимые для удовлетворения его многочисленных потребностей.

Потребительское поведение  — это процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги.с учетом их дохода и  личных предпочтений.

На рынке потребитель  сталкивается с бесчисленным количеством  товаров и услуг, из которых он должен сформировать свою «потребительскую корзину», т.е. набор товаров, который  обладает для него определенной полезностью. Это первое правило потребительского поведения.

Потребительская корзина (или  вектор потребления) — это совокупность товаров и услуг, выбранных покупателем  и обладающая для потребителя  определенным качеством.

Записывается потребительская  корзина как

Q=(Q1,Q2, Qi- Сn),

где Q — количество товара (Q, > 0); n — число товаров в экономике

Информация о работе Рациональность потребителя и рациональность производителя