Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 20:08, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотреть рациональность потребителя и производителя. Для достижения цели курсовой работы будут выполнены следующие задачи:
- Выяснить поведение потребителя в рыночной экономике
- Рассмотреть поведение производителей, производство и издержки производства
Введение 3
Глава1. Поведение потребителя в рыночной экономике 7
1.1 Теория потребительского выбора. 7
1.2 Принципы (правила) рационального поведения потребителя. 9
Концепция полезности и потребительский выбор 9
1.3 Потребительские предпочтения. Кривые безразличия и бюджетные ограничения 15
1.4. Равновесие потребителя. Эффект дохода и эффект замещения 21
Глава 2. Поведение производителей, производство и издержки производства 24
2.1. Мотивы деятельности предприятий и предпринимателей в рыночной экономике. 24
2.2. Издержки производства и прибыль. 27
Сущность и структура бухгалтерских издержек. 28
Альтернативные издержки. 29
Постоянные и переменные издержки. 31
2.3. Производство в коротком периоде. Закон убывающей отдачи. 33
Закон убывающей отдачи. 35
2.4 Издержки производства в долгом периоде. Эффект масштаба. 36
Положительный эффект масштаба (объема производства). 36
Отрицательный эффект масштаба. 38
Заключение. 40
Список литературы 44
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ при ПГУ
Автономная некоммерческая образовательная организация
Рациональность потребителя и
рациональность производителя.
Курсовая работа по дисциплине
МИКРОЭКОНОМИКА
Выполнил:
Студент 2 курса гр. Ф1-10
Марьина Екатерина Сергеевна
Проверил:
Научный руководитель:
Полякова Анна Александровна
г. Пермь, 2012
Содержание
Введение 3
Глава1. Поведение потребителя в рыночной экономике 7
1.1 Теория потребительского выбора. 7
1.2 Принципы (правила) рационального поведения потребителя. 9
Концепция полезности и потребительский выбор 9
1.3 Потребительские предпочтения. Кривые безразличия и бюджетные ограничения 15
1.4. Равновесие потребителя. Эффект дохода и эффект замещения 21
Глава 2. Поведение производителей, производство и издержки производства 24
2.1. Мотивы деятельности предприятий и предпринимателей в рыночной экономике. 24
2.2. Издержки производства и прибыль. 27
Сущность
и структура бухгалтерских
Альтернативные издержки. 29
Постоянные и переменные издержки. 31
2.3. Производство в коротком периоде. Закон убывающей отдачи. 33
Закон убывающей отдачи. 35
2.4 Издержки производства в долгом периоде. Эффект масштаба. 36
Положительный эффект масштаба (объема производства). 36
Отрицательный эффект масштаба. 38
Заключение. 40
Список литературы 44
Приложение 45
Введение
В процессе осуществления
хозяйственной (производственной) деятельности
между людьми объективно (т.е. независимо
от их воли и желания) складываются
определенные отношения, устанавливаются
связи, контакты. Общественное производство,
которое является формой выражения
хозяйственной деятельности людей,
характеризуется двумя
Обе стороны деятельности
имеют экономическую
Экономические отношения образуют сложную систему. Их можно классифицировать по ряду оснований:
При возникновении экономического интереса индивид или хозяйствующий субъект определяет возможные последствия предполагаемого действия, оценивая два фактора:
Существующие в обществе
интересы противоречивы: личные интересы
не всегда согласуются с коллективными,
а коллективные – с общественными.
В основе таких различий лежит
разный комплекс необходимых к удовлетворению
потребностей. Пожалуй, особенно ярко
противоречия интересов проявляются
в экономике. Иногда поведение экономического
субъекта характеризуется как
Стремление найти лучшее решение является выражением принципа рациональности или рационального поведения. Различают полную и ограниченную рациональность. Полная рациональность – допущение о том, что люди полностью используют доступную им информацию, рассчитывая, как наилучшим образом достичь своих целей. Ограниченная рациональность – это форма рациональности, которая предполагает, что некоторые экономические субъекты не станут заниматься длительными расчетами, необходимыми для определения полной рациональности, чтобы добиться максимизации полезности или прибыли, но вместо этого предпочтут руководствоваться разнообразными эмпирическими правилами, определяющимися сложностью той ситуации, в которой они оказались. Другими словами, это допущение о том, что люди намерены выбирать такие варианты, которые наилучшим образом соответствуют их целям, но они располагают ограниченными возможностями в получении и обработке информации.
Экономическая рациональность
означает, что каждый экономический
агент стремится к достижению
поставленной цели и рассчитывает сравнительные
издержки выбора средств ее достижения.
Например, потребитель должен распределить
свои потребности, выделить первоочередные,
соизмерить свои предполагаемые расходы
с ожидаемыми доходами. Относительно
потребления основополагающий принцип
экономики – принцип
Таким образом, критерием рационального экономического поведения является эффективность, т.е. рациональность основывается на выборе из множества альтернативных вариантов того, который может принести максимальную выгоду (результат) с минимальными затратами по сравнению с другими.
В основе структуры курсовой работы лежат 2 главы, в которых раскрыта поведение потребителя в рыночной экономике и поведение производителей, производство и издержки производства.
Целью курсовой работы
- Выяснить поведение
- Рассмотреть поведение производителей, производство и издержки производства
Глава1. Поведение потребителя в рыночной экономике.
Принимая во внимание положение
о том, что рыночная экономика
должна быть ориентирована на потребителя,
чрезвычайно важно и для
Как рациональный экономический
субъект потребитель основной целью
своей хозяйственной
1. Потребительские предпочтения. Покупатель в своем выборе прежде всего опирается на собственные предпочтения, вкусы и желания, поскольку именно они в первую очередь определяют состав его потребительской корзины. Однако такая встроенная структура рынка, как реклама, способна вызывать искусственные потребности. В результате этого экономический субъект приобретает те товары, в которых он совсем не нуждается, но которые активно рекламируются с лучшей стороны на телевидении и в СМИ.
2. Рациональность выбора. Потребитель на рынке стремится к покупке такого набора благ, полезность от потребления которых была бы максимальной. Это может быть достигнуто в том случае, когда потребитель делает свой выбор осознанно, при этом учитывая возможную полезность различных альтернативных благ.
3. Бюджетные ограничения. Субъект и его выбор всегда ограничен величиной дохода, которым он располагает на определенный момент времени. Именно в этих рамках за вычетом денежной суммы на сбережения он и приобретает те или иные блага. Иными словами, по первому экономическому закону доход всегда ограничен, а потребности человека имеют свойство бесконечного роста, поэтому покупатель вынужден ограничиваться в своих желаниях.
4. Относительность цен. На совершенном рынке непременным условием получения предпринимателем его прибыли являются цены на товары и услуги, установленные в результате соотношения спроса и предложения. Цены являются определяющим фактором осуществления потребительского выбора, поэтому также оказывают большое влияние на величину рыночного спроса. Особенно важна система относительных цен, иными словами, потребитель выберет из всех качественных товаров более дешевый, из однородных по цене – более качественный. Этим определяется рациональность потребителя, его желание осуществить максимально полезный выбор.
Два товара по-разному удовлетворяют потребности, поэтому их всевозможные комбинации (одинаково полезные) формируют кривую безразличия. Отказывая себе в потреблении одного товара, субъект может компенсировать это потреблением исключительно другого в большем количестве. Следовательно, покупателю безразлично, какую комбинацию товаров он получит, главное, чтобы их полезность была одинакова. Все кривые безразличия, наложенные на одну плоскость, дают нам карту кривых безразличия, посредством чего находятся все возможные комбинации благ.
Равновесие потребителя достигается в том случае, когда он может получить наибольшую полезность от потребления при заданной величине дохода, рыночных цен и иных рыночных характеристиках экономики. Правило максимизации полезности гласит: последний рубль, затраченный на один вид продукта, должен по своей полезности быть равным рублю, затраченному на приобретение другого товара. [6]
Потребитель появляется на рынке с целью приобрести товары, необходимые для удовлетворения его многочисленных потребностей.
Потребительское поведение — это процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги.с учетом их дохода и личных предпочтений.
На рынке потребитель сталкивается с бесчисленным количеством товаров и услуг, из которых он должен сформировать свою «потребительскую корзину», т.е. набор товаров, который обладает для него определенной полезностью. Это первое правило потребительского поведения.
Потребительская корзина (или вектор потребления) — это совокупность товаров и услуг, выбранных покупателем и обладающая для потребителя определенным качеством.
Записывается потребительская корзина как
Q=(Q1,Q2, Qi- Сn),
где Q — количество товара (Q, > 0); n — число товаров в экономике
Информация о работе Рациональность потребителя и рациональность производителя