Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 20:08, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотреть рациональность потребителя и производителя. Для достижения цели курсовой работы будут выполнены следующие задачи:
- Выяснить поведение потребителя в рыночной экономике
- Рассмотреть поведение производителей, производство и издержки производства
Введение 3
Глава1. Поведение потребителя в рыночной экономике 7
1.1 Теория потребительского выбора. 7
1.2 Принципы (правила) рационального поведения потребителя. 9
Концепция полезности и потребительский выбор 9
1.3 Потребительские предпочтения. Кривые безразличия и бюджетные ограничения 15
1.4. Равновесие потребителя. Эффект дохода и эффект замещения 21
Глава 2. Поведение производителей, производство и издержки производства 24
2.1. Мотивы деятельности предприятий и предпринимателей в рыночной экономике. 24
2.2. Издержки производства и прибыль. 27
Сущность и структура бухгалтерских издержек. 28
Альтернативные издержки. 29
Постоянные и переменные издержки. 31
2.3. Производство в коротком периоде. Закон убывающей отдачи. 33
Закон убывающей отдачи. 35
2.4 Издержки производства в долгом периоде. Эффект масштаба. 36
Положительный эффект масштаба (объема производства). 36
Отрицательный эффект масштаба. 38
Заключение. 40
Список литературы 44
Примеры из предпринимательской
Таким образом, мотивы деятельности предприятий и предпринимателей многообразны, они включают в себя стремление к получению максимума прибыли и дохода, к расширению области деятельности, устранение конкурентов, жажду господства, самореализацию и самоутверждение, повышение благосостояния своих близких и общества, в котором они живут. А так же предпринимательство можно определить как деятельность по координации и комбинации факторов производства с целью обеспечения необходимых результатов, т.е. при меньших затратах средств получать наибольшие результаты.
Цена товара, произведенного на предприятиях в условиях функционирования рыночной экономики, состоит из двух основных частей:
-стоимость издержек производства; -прибыль.
Цена - это количество денег, уплачиваемое или получаемое за единицу товара или услугу.
То, что стоит товар
Прибыль - это разность между суммарной выручкой от реализации продукции и суммарными издержками в денежном выражении.
Издержки производства - это затраты предприятия на производство товара.
Издержки производства рассматриваются как особого рода экономические затраты на любые ресурсы. По сути, экономические издержки - это выплаты, которые каждая фирма обязана возместить за предоставленные ресурсы другим фирмам или домашним хозяйствам.
Оценки затрат на производство товаров,
исчисление издержек производства сложны,
поскольку само понятие издержек
производства многогранно. Различают
бухгалтерские издержки и издержки
упущенных возможностей (альтернативные),
экономические и
Бухгалтерские издержки - это платежи за ресурсы внешним поставщикам ресурсов, другими словами, это внешние издержки
Бухгалтерские издержки производства
представляют собой все денежные
затраты, необходимые для производства,
включая сырье, заработную плату, амортизацию,
арендную плату, проценты по кредитам,
налоги, торговые и административные
расходы и т.п. Общую сумму бухгалтерских
издержек обычно называют валовыми издержками
производства.
Ценность любого ресурса, используемого
в производстве товаров и услуг, выражается
в денежной форме, т.е. все выплаты обязательно
фиксируются в бухгалтерских документах.
Вот почему такой способ оценки издержке
называется бухгалтерским, а оцененные
с его помощью издержки - бухгалтерскими
издержками.
Основные элементы бухгалтерских издержек включают следующие статьи расходов:
-материальные затраты - оплата сырья, материалов, топлива, энергии, стоимость комплектующих изделий и полуфабрикатов;
-затраты на оплату труда - заработная плата наемных работников, а также другие выплаты, предусмотренные трудовыми договорами;
-отчисления на социальные нужды - отчисления по установленным законодательством нормам в фонд социального страхования, пенсионный фонд, фонд содействия занятости;
-амортизация - отчисления по установленным законодательством нормам, отражающие износ оборудования, зданий;
-прочие затраты - комиссионные платежи банку за кассовое и банковское обслуживание; проценты за кредит, арендные платежи; и т.д
Методика бухгалтерского учета
стандартизирована, что необходимо
для объективной оценки состояния
дел на предприятии, а также для
сравнения дел на разных фирмах.
В России в настоящее время
стандарт бухгалтерского учета является
обязательным для всех коммерческих
структур и контролируется налоговыми,
банковскими и другими
Прежде чем начать предпринимательскую
деятельность организатор бизнеса
знакомится с конъюнктурой рынка, выясняет
цены на факторы производства, изучает
спрос на предполагаемый продукт
своего предприятия, определяет возможные
затраты, рассматривает различные
варианты, выбирает предпочтительный.
В процессе функционирования предприятия
потребляются различные производственные
ресурсы. Между объемом выпускаемой продукции
и количеством потребленных ресурсов
существует зависимость, которую называют
производственной функцией:
Q = f(x1, x2, x3… xn),
где Q - максимально возможный выпуск продукции при данной комбинации производственных ресурсов; x1, x2, x3… xn - затраты ресурсов: труда, капитала, земли.
Альтернативные издержки - это издержки упущенных возможностей, представляющие собой ценность других благ, которые можно было бы получить при наиболее выгодном из всех возможных способов использования данного ресурса.
Альтернативные издержки очень
трудно представить как определенное
количество рублей или долларов. Это
объясняется тем, что в условиях
многообразного производства и быстро
меняющейся экономической обстановки
трудно выбрать лучший способ использования
имеющихся ресурсов. В рыночном хозяйстве
это делает сам предприниматель
как организатор и инициатор
производства. Опираясь на свою интуицию
и опыт, предприниматель определяет
эффект от того или иного направления
применения ресурсов. При этом выручка
и размер доходов от упущенных
возможностей всегда является гипотетическим.
В хозяйственной деятельности на предприятиях
могут использоваться и так называемые
внутренние издержки, то есть затраты
ресурсов, владельцем которых является
сам предприниматель, но за использование
которых он не платит. Например, если ваше
предприятие находится на земле, которая
принадлежит вам, то вы не платите арендную
плату за использование земли в отличие
от других предпринимателей. Вместе с
тем, вы реально используете земельный
ресурсы, которые являются вашими внутренними
ресурсами, а издержки по использованию
земли представляют собой внутренние
издержки.
Внутренние издержки - это сумма денежных средств, которые нужно было бы платить, если бы эти ресурсы приобретались у других производителей.
Сумма внешних и внутренних издержек представляет собой экономические издержки.
Экономическая прибыль - это разница между суммой продаж и экономическими издержками.
По своим размерам экономические издержки превышают бухгалтерские, а экономическая прибыль, соответственно, меньше бухгалтерской прибыли. [12]
Постоянные издержки (FC) - это затраты предприятия, не зависящие от объема производимой продукции.
К этим затратам относится арендная
плата, амортизация, налог на землю,
налог на собственность, затраты
на теплоснабжение, связь, телефон и
т.д. Независимо от объемов производства,
эти суммы остаются неизменными,
т.е. постоянными в рамках определенного
времени. Традиционно постоянные, или
фиксированные, издержки обозначают FC
(от английского Fixed Cost).
Понять сущность постоянных издержек
можно, если иметь в виду следующие обстоятельства.
Завод может остановить свое производства,
так как его продукция не пользуется спросом,
шахта - не работает из-за забастовок рабочих.
Но, несмотря на это, завод и шахта несут
постоянные издержки, поскольку они несут
определенные обязанности перед другими
субъектами хозяйственной деятельности,
то есть они должны выплачивать проценты
по кредитам, страховые взносы, налоги
на собственность, начислять заработную
плату уборщикам и сторожам, платить за
тепло, электроэнергию и т.п. Но этим не
исчерпывается список постоянных издержек.
К ним следует отнести затраты в виде амортизационных
отчислений, зарплаты на содержание менеджеров,
бухгалтеров, зарплаты на обучение и повышение
квалификации работников и многое другое,
что относится к так называемым накладным
расходам. Сами накладные расходы как
разновидность издержек производства
представляют собой расходы на управление
и хозяйственное обслуживание производства,
куда в первую очередь относятся административно-управленческие
расходы, расходы, связанные с реализацией
продукции.
Переменные издержки (VC) - это затраты предприятия на производство продукции, зависящие от объемов производимой продукции.
К переменным издержкам относятся затраты, связанные с использованием оборотного капитала. Они включают расходы на приобретение сырья, материалов, комплектующих изделий, полуфабрикатов, выплату заработной платы производственных рабочих, транспортные расходы, разнообразные платежи и т.д. Таким образом, переменными называются такие издержки, величина которых меняется в зависимости от изменения объема производства. Переменные издержки обозначаются латинскими буквами VC (от английского Variable Cost ).
Сумма постоянных и переменных издержек образует полные, или валовые, издержки.
Вступая в хозяйственную жизнь,
предприниматель должен, как мы видели,
превратить свой капитал в соответствующие
факторы, необходимые для ведения
производства и создания материальных
благ. Капитал должен быть использован
предпринимателем на приобретение всех
необходимых материально-
По завершении хозяйственного цикла и
после реализации товара по соответствующей
стоимости обнаруживается превышение
полученной стоимости товара над капитальными
расходами или его издержками. Эта величина
стоимости, как превышение доходов над
расходами, определяется как прибыль капиталиста,
прибыль предпринимателя. Прибыль, соотнесенная
с издержками капитала, дает в итоге такой
показатель, как норма прибыли. Норма прибыли
выражает степень доходности вложенного
в производство капитала или степень его
эффективности в применяемой сфере хозяйственной
деятельности.[11]
Каждое предприятие, подчиняются
одному и тому же закону в своем
развитии - это обеспечение надежного
и стабильного развития путем
наращивания производства. Однако сколько
производить и сколько
Таким образом, количество многих используемых ресурсов, таких как различные виды труда, сырья, топлива, энергии и т.д., можно изменить быстро и легко. Другие ресурсы требуют большего времени для освоения в данном производстве. Например, чтобы изменить мощности металлургического или другого предприятия крупной промышленности с его машинами и оборудованием, потребуется значительный период времени. В некоторых отраслях тяжелой промышленности изменение производственных мощностей может занять несколько лет. В связи с тем, что существуют особенности и ограничения в привлечении дополнительных ресурсов для расширения объема производства на предприятии, в экономике выделяются короткий (краткосрочный) и долгий (долгосрочный) периоды.
Короткий
период представляет собой такой
период, в течение которого некоторые
факторы производства, в частности
технология и производственные мощности,
остаются неизменными, фиксированными,
а все остальные факторы
Долгий период представляет собой такой период, в течение которого все факторы производства, в том числе и производственные мощности, являются переменными.
Производственные мощности фирмы
остаются неизменными в пределах
краткосрочного периода, но объем производства
может быть изменен путем применения
большего или меньшего количества живого
труда, сырья и других ресурсов. Существующие
производственные мощности в пределах
краткого периода остаются в неизменном
виде, но могут использоваться более или
менее интенсивно.
Долговременный период представляет собой
такой период, который связан с изменяющимися
мощностями. С точки зрения действующих
фирм, долговременный период - это период
времени, достаточно продолжительный,
чтобы изменить количество всех занятых
ресурсов, включая и производительные
мощности. С точки зрения отрасли, долговременный
период также включает в себя достаточно
времени, чтобы действующие в ней фирмы
могли расформироваться и покинуть отрасль,
а новые фирмы - возникнуть и вступить
в отрасль. [13]
Информация о работе Рациональность потребителя и рациональность производителя