Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 20:08, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотреть рациональность потребителя и производителя. Для достижения цели курсовой работы будут выполнены следующие задачи:
- Выяснить поведение потребителя в рыночной экономике
- Рассмотреть поведение производителей, производство и издержки производства
Введение 3
Глава1. Поведение потребителя в рыночной экономике 7
1.1 Теория потребительского выбора. 7
1.2 Принципы (правила) рационального поведения потребителя. 9
Концепция полезности и потребительский выбор 9
1.3 Потребительские предпочтения. Кривые безразличия и бюджетные ограничения 15
1.4. Равновесие потребителя. Эффект дохода и эффект замещения 21
Глава 2. Поведение производителей, производство и издержки производства 24
2.1. Мотивы деятельности предприятий и предпринимателей в рыночной экономике. 24
2.2. Издержки производства и прибыль. 27
Сущность и структура бухгалтерских издержек. 28
Альтернативные издержки. 29
Постоянные и переменные издержки. 31
2.3. Производство в коротком периоде. Закон убывающей отдачи. 33
Закон убывающей отдачи. 35
2.4 Издержки производства в долгом периоде. Эффект масштаба. 36
Положительный эффект масштаба (объема производства). 36
Отрицательный эффект масштаба. 38
Заключение. 40
Список литературы 44
Предельная норма и зона замещения.
При рассмотрении поведения покупателя с помощью кривых безразличия возникает вопрос: от какого количества одного товара готов отказаться потребитель, чтобы приобрести дополнительную единицу другого товара. Ответ на этот вопрос дает предельная норма замещения (MRS), которая показывает, в какой степени (в каком пределе) потребитель готов заменить один товар другим (товар А товаром В) так, чтобы получить при этом то же удовлетворение полезности.( рис 7)
Рис.7 Предельная норма замещения
Алгебраическое выражение, показывающее пропорцию, в которой потребитель готов обменивать один товар на другой, имеет вид отношения приращения товара В к приращению товара А, или MRS = -ΔВ/ΔА
Данное отношение является
отрицательным в силу отрицательного
наклона кривой безразличия стандартного
вида. При бесконечно малых измерениях
А отношение приближается к наклону
кривой безразличия. Поэтому если представить
зависимость между количеством
А, В и уровнем полезности TU в
виде функции типа В = f(A), то предельная
норма замещения равна
Уменьшающийся наклон кривой безразличия отражает правило уменьшающейся предельной нормы замещения, суть которого в том, что, чем меньше единиц товара А имеет потребитель, тем труднее ему отказаться от большего количества единиц товара В, чтобы компенсировать потерю товара А.
Для анализа поведения потребителя важно определить и зону замещения.
Зона замещения (субституции) — участок кривой безразличия, в котором возможна эффективная замена одного блага другим.
Кривая безразличия RS .
Количество блага А, равное ОТ, представляет минимально необходимую величину потребления блага А, от которого потребитель не может отказаться, как бы ни было велико предлагаемое взамен В. Аналогично ОМ есть минимально необходимая величина потребления блага В. Взаимная замена благ Л и В имеет смысл только в пределах отрезка RS. Вне его замена исключается, и два блага выступают как не зависящие друг от друга.[12]
Бюджетные ограничения.
Кривые безразличия позволяют
выявить потребительские
Бюджетная линия показывает различные комбинации двух продуктов, которые могут быть приобретены при фиксированной величине денежного дохода.
Например, если продукт А стоит 1,5 тыс. руб., а продукт В стоит 1 тыс. руб., то потребитель мог бы приобрести все комбинации продуктов А и В, показанные в рис. 2, при денежном доходе, равном 12 тыс. руб. Заметим, что в одном из двух крайних случаев потребитель мог бы затратить весь свой доход на покупку 8 единиц продукта А так, что у него не осталось бы денег для приобретения продукта В . Или, отказавшись от 2 единиц продукта А и тем самым сэкономив 3 тыс. руб., он мог бы купить 6 единиц продукта А и 3 единицы продукта В. И так далее. (Таб. 2)
Таб.2«Бюджетная линия продуктов А и В, доступных покупателю с доходом 12 тыс. руб»
Единица продукта А (цена 1,5 тыс. руб.) |
Единица продукта В (цена 1 тыс. руб.) |
Суммарный расход (тыс. руб.) |
8 |
0 |
12 = 12+0 |
6 |
3 |
12 = 9+3 |
4 |
6 |
12 = 6+6 |
2 |
9 |
12= 3+6 |
0 |
12 |
12 = 0+12 |
Математически бюджетные ограничения можно записать следующим образом:
I = РaОa + РвQв или в более привычном виде: Qв=1/В – (Ра/Рв)Q
где Ра/Рв угловой коэффициент прямой расходов, который измеряет наклон этой прямой к оси абсцисс (приложение рис.8).
Наклон бюджетной линии зависит от отношения цены товара В (РВ) к цене товара А (РА):
РА /РВ = 1,0 тыс. руб./1,5 тыс. руб.=2/ 3
Это всего лишь математическое выражение того факта, что потребитель должен отказаться от приобретения двух единиц продукта А по цене 1,5 тыс. руб. каждая, чтобы получить в свое распоряжение 3 тыс. руб., необходимых для покупки 3 единиц продукта В.
Каждая точка этой прямой показывает, какое количество товара А (яблоки) и товара В (груши) может приобрести потребитель, располагая фиксированным доходом 12 тыс. руб. и тратя его полностью на покупку этих двух товаров при условии, что цены на груши и яблоки не меняются.
Снижение денежного дохода при условии, что цены на товары остаются неизменными, приводит к параллельному смещению бюджетной линии влево. Соответственно увеличение денежного дохода приводит к смещению бюджетной линии вправо.
Если доход и цены одновременно пропорционально возрастут (или понизятся), то положение бюджетной линии не изменится. В этом состоит смысл индексации доходов населения: инфляционное повышение цен (которое приводит к параллельному смещению бюджетной линии влево) сопровождается одновременным пропорциональным (т.е. в то же количество раз) увеличением дохода (что смещает бюджетную линию параллельно вправо) и бюджетная линия, а значит, и реальное благосостояние потребителей не меняется. Изменение же относительных цен товаров приводит к изменению наклона бюджетной линии.
Точка касания кривой безразличия с бюджетным ограничением означает положение равновесия потребителя (приложение рис.8).
Двигаясь вдоль бюджетного ограничения, мы можем найти такую точку D, которая принадлежит кривой безразличия U2 более высокого порядка и в которой максимизируется благосостояние потребителя при данном бюджете. Кривая U3 является кривой более высокого порядка, чем U2, однако она выходит за пределы нашего бюджета и поэтому пока для нас недостижима. При каком же наборе потребитель достигнет максимально возможного удовлетворения обеих потребностей? Допустим, потребитель сначала находится в точке С, а затем переместится в точку D. При этом удовлетворение потребностей возрастает, так как точка D находится на более высокой кривой безразличия и соответствует более предпочтительному, большему по полезности набору товаров. Далее в поисках еще большего удовлетворения потребностей наш потребитель увеличивает в потреблении количество товара А и уменьшает количество товара В. В результате он перемещается в точку К, но последнее перемещение оказывается невыгодным, ибо оно уменьшает общую полезность двух товаров (более низкая кривая безразличия). По этой причине потребитель вновь сокращает А и увеличивает В.
Такие колебания приводят
его к состоянию равновесия, которое
достигается только в точке D, находящейся
на наиболее высокой для данного
потребителя кривой безразличия. Конечно,
любая точка выше показалась бы более
желательной, но уровень дохода делает
ее невозможной. Равновесие потребителя
наступает тогда, когда у него
отсутствуют стимулы изменять потребительский
набор благ. Это значит, что в
данном состоянии достигается
Равновесие потребителя
может изменяться под влиянием изменения
цен. Вместе с тем эффект цены распадается
на два отдельных эффекта: эффект
дохода и эффект замещения или
субституции. Первый заключается в
том, что с падением цены товара при
неизменном номинальном доходе возрастает
реальный доход потребителя, повышающий
возможности потребления
Итоговый результат зависит от того, какой из эффектов будет более сильным и более значимым для потребителя.
Теоретически можно
Описанный парадокс носит название парадокса Р. Гиффена (в честь английского экономиста XIX в.), а товары, на которые он распространяется, называют товарами Р. Гиффена.
Товар Р. Гиффена — это товар, занимающий большое место в бюджете малоимущих потребителей, спрос на который при прочих равных условиях изменяется в том же направлении, что и цена, поскольку эффект дохода превышает эффект замещения.
За исключением товаров Р. Гиффена, для всей товарной массы действует общее правило, согласно которому потребление товара и соответственно спрос на него падают, если цены на него увеличиваются, и увеличивается, если цены падают. [9]
Таким образом, определить поведение потребителя на рынке можно, используя теорию предельной полезности и метод кривых безразличия.
Глава 2. Поведение производителей, производство и издержки производства.
Производители- это люди, фирмы, предприятия т.е все те кто изготовляют и продают нам товары и предоставляют услуги.
Цель производителя в рыночной экономике – получение как можно большей прибыли при наименьших затратах.
Рациональная организация
Рынок
в широком смысле представляет собой
организацию общественного
-экономический рост производства ;
-получение максимальной отдачи (прибыли) при минимуме затрат;
-полную занятость желающих и способных работать;
-справедливое распределение доходов между работающими и неработающими членами общества;
-поддержание рационального торгового и финансового балансов в международной торговле;
-экологическую безопасность граждан и улучшение окружающей природной среды.
Для нормальной и успешной реализации мотивов деятельности предприятий в рыночных условиях необходим ряд условий, в рамках которых происходит и мотивация деятельности самих предпринимателей, бизнесменов, организаторов производства. К этим условиям необходимо в первую очередь отнести такие, как:
-наличие персонифицированной частной собственности, когда производитель является хозяином средств производства и свободно распоряжаться результатами своего труда;
-свобода производственной и коммерческой деятельности всех участников общественного производства, компетентность и творческих подход предпринимателей к решению организационных и управленческих вопросов жизнедеятельности своего предприятия.
Формы и виды хозяйствующих предприятий
разнообразны, но все они дополняют
друг друга и создают одно целое
- экономическую систему
Мелких предпринимателей великое множество. Они часто незаметны, но они необходимы. Обычно они осуществляют работу, которая до них уже утвердилась в практике предпринимательства. Но из мелких предприятий часто исходят различные важные нововведения, хозяйственное значение которых достаточно велико вследствие широты и массового охвата потребителей, пользующихся их услугами. Мотивы мелких предприятий обычно однообразны и просты. Эти мотивы сводятся к извлечению выгод из складывающейся или существующей хозяйственной конъюнктуры.
Мотивы же создателей крупных предприятий значительно сложнее и часто непонятны значительной части населения. Склонность к извлечению выгод от хозяйственной деятельности - это главное в предпринимательской мотивации и психологии предпринимателей. Ее достаточно для предпринимательства небольшого масштаба. Максимальным выражением предпринимательской мотивации крупных предприятий являются ненасытная склонность организовывать, развивать предприятия, неограниченно расширять область деятельности, устранять соперников, жажда господства, что наиболее полно дает о себе знать в условиях глобализации экономики.
Информация о работе Рациональность потребителя и рациональность производителя