Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 20:08, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотреть рациональность потребителя и производителя. Для достижения цели курсовой работы будут выполнены следующие задачи:
- Выяснить поведение потребителя в рыночной экономике
- Рассмотреть поведение производителей, производство и издержки производства
Введение 3
Глава1. Поведение потребителя в рыночной экономике 7
1.1 Теория потребительского выбора. 7
1.2 Принципы (правила) рационального поведения потребителя. 9
Концепция полезности и потребительский выбор 9
1.3 Потребительские предпочтения. Кривые безразличия и бюджетные ограничения 15
1.4. Равновесие потребителя. Эффект дохода и эффект замещения 21
Глава 2. Поведение производителей, производство и издержки производства 24
2.1. Мотивы деятельности предприятий и предпринимателей в рыночной экономике. 24
2.2. Издержки производства и прибыль. 27
Сущность и структура бухгалтерских издержек. 28
Альтернативные издержки. 29
Постоянные и переменные издержки. 31
2.3. Производство в коротком периоде. Закон убывающей отдачи. 33
Закон убывающей отдачи. 35
2.4 Издержки производства в долгом периоде. Эффект масштаба. 36
Положительный эффект масштаба (объема производства). 36
Отрицательный эффект масштаба. 38
Заключение. 40
Список литературы 44
В
течение короткого периода
Закон убывающей отдачи состоит
в том, что в коротком периоде,
когда величина производственных мощностей
является фиксированной, предельная производительность
переменного фактора будет
Закон убывающей отдачи можно представить на примере маленькой столярной мастерской по изготовлению мебели. В мастерской имеется определенное количество оборудования - токарные и строгальные станки, пилы и т.д. Если бы эта фирма ограничилась всего одним или двумя рабочими, то общий объем производства и производительность труда в расчете на одного работника оказались бы очень низкими. Этим работникам пришлось бы выполнять несколько трудовых операций, и преимущества специализации и разделения труда не могли бы быть реализованы. Кроме того, значительная часть рабочего времени терялась бы впустую при переходе рабочего от одной операции к другой, подготовке рабочего места и т.д., а машины большую часть времени просто бы бездействовали. Мастерская была бы не укомплектована рабочими, машины недоиспользовались, а производство было бы неэффективным по причине избытка капитала по сравнению с количеством рабочей силы. Эти затруднения исчезли бы по мере увеличения количества работников. В результате таких изменений были бы исключены потери времени при переходе от одной операции к другой. Таким образом, по мере увеличения количества рабочих, способных укомплектовать свободные рабочие места, добавочный или предельный продукт, производимый каждым следующим рабочим, будет иметь тенденцию к росту вследствие увеличения эффективности производства. Однако такой процесс не может быть бесконечным. Дальнейшее увеличение количества рабочих создает проблему их избытка, то есть рабочие будут недоиспользовать свое рабочее время. В этих условиях на рабочих местах будет больше труда в пропорции к неизменной величине капитальных фондов, т.е. машин, станков и т.п. Общий объем производства начнет расти замедляющимися темпами. В этом заключается главное содержание закона убывающей отдачи средств производства (приложение табл.3).
Из таблицы видно, как с изменением численности рабочих от 1 человека до 9 меняется средняя производительность труда в расчете на 1 рабочего от 10 единиц до 6, 8 единиц производства при изменении общего объема производства от 10 до 63. При снижении объема производства до 62 единиц возникает отрицательная предельная отдача используемых трудовых ресурсов, то есть при работе 9 человек на данной фирме.
В течение длительного периода времени изменения в структуре ресурсов могут происходить как на уровне отдельной фирмы, так и целой отрасли. Долгосрочный период предполагает изменение масштаба своих производственных мощностей. Изменение производственных мощностей вследствие замены старых или наращивания этих мощностей новыми за счет инвестирования капитала в обновление машин, оборудования, зданий и сооружений. Все это, так или иначе, влияет на рост масштабов производства, ведет к возникновению положительного или отрицательного эффекта масштаба производства.
Положительный эффект масштаба - это сокращение средних издержек, обусловленное ростом масштабов производства. [14]
Причиной такого снижения издержек производства на единицу выпускаемой продукции является повышение эффективности труда, который характеризуется более глубокой специализацией и разделением труда. Допустим в небольшой фирме, когда все рабочие закреплены за определенной производственной операцией, обеспечивается более высокая производительность труда вследствие сокращения времени на выполнение закрепленных за рабочим операций. А более высокая производительность труда сокращает затраты основного капитала на единицу продукции. Это происходит по той причине, что износ оборудования в расчете на один день, один месяц или один год, исходя из нормы амортизации, распространяется на большее количество производимой продукции. Многие фирмы не всегда имеют возможность воспользоваться более эффективной техникой. В свою очередь, более эффективное оборудование требует больших объемов производства. Если посмотреть на функционирование автомобилестроения, то наиболее эффективные методы производства предполагают использование дорогой и сложной техники. Эксплуатация этого оборудования может потребовать, по оценке экспертов, объема производства от 200 до 400 тыс. автомобилей в год. Только крупные производители могут позволить себе приобретение наиболее дорогого и наиболее эффективного оборудования.
Мелкие предприятия и фирмы такой возможности не имеют. В то же время крупные предприятия и крупномасштабные объемы производства имеют дополнительные возможности для производства побочной продукции, чем мелкие фирмы. Большие фабрики, например по производству мясных пищевых продуктов к основной продукции производят клей, удобрения, лекарственные препараты и ряд других продуктов из тех отходов, которые не нашли бы своей переработки в мелких предприятиях и были бы просто выброшены за ненадобностью.
Все эти условия производства при использовании дорогостоящего и совершенного оборудования требуют долгосрочного периода их использования с целью полного возмещения затрат на их приобретение. Рост разделения и специализации трудовых операций, а также утилизация отходов вносят существенный вклад в снижение издержек производства на единицу продукции. Иными словами, это можно сформулировать следующим образом: увеличение количества всех вовлеченных в массовое производство ресурсов, например на 15%, приведет к росту объема производства более чем цена 15%, а также к снижению издержек на единицу изготовленной продукции.
Увеличение объема производства и расширение фирмы имеет свои границы с точки зрения достижения положительного эффекта ее функционирования. На определенном этапе расширение фирмы может привести к отрицательным экономическим последствиям и к росту издержек производства единицы продукции, в чем и состоит отрицательный эффект масштаба.[5]
Отрицательный эффект масштаба - это увеличение средних издержек, обусловленное ростом масштабов производства.
Главная причина возникновения
отрицательного эффекта масштаба связана
с ростом управленческих расходов.
Этот рост расходов связан с образованием
новых структур по контролю, управлению
производством, реализации произведенного
продукта. На небольшом предприятии
один старший администратор может
лично принимать все важнейшие
решения, касающиеся функционирования
предприятия. На крупномасштабном предприятии
наблюдается разрастание
Положительный или отрицательный эффекты
масштаба производства имеют огромное
значение в процессе преуспевания или
выживания фирмы. Фирмы, сумевшие воспользоваться
расширением масштабов своей деятельности,
как правило, пользуются положительным
эффектом массового производства. Такие
фирмы в период экономических потрясений
и кризисов выживают и впоследствии процветают.
Те же, кому не удалось достичь необходимых
масштабов, оказываются в тяжелом положении
с высокими издержками, обреченные на
разорение и банкротство. [9]
Заключение
Из всего выше сказанного
можно сделать несколько
Процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги с учетом их дохода и личных предпочтений составляет потребительское поведение. Потребительский выбор в условиях рыночной экономики всегда связан не только с оценкой полезности потребляемых благ (первое и второе правила потребительского поведения), но и с сопоставлением цен альтернативных вариантов выбора. В основе потребительского выбора лежат два закона Госсена. Первый гласит: предельная полезность каждой следующей единицы блага, получаемой в данный момент, меньше полезности предыдущей единицы. Второй — потребитель достигает максимум полезности (при заданных ценах и бюджете), когда отношение предельной полезности к цене одинаково по всем потребляемым благам.[16] Следует различать общую, предельную и взвешенную предельную полезность. Поведение потребителя также можно охарактеризовать с помошыо потребительских предпочтений на основе описания кривых безразличия и бюджетных ограничений. Кривая безразличия показывает различные комбинации двух экономических благ, имеющих одинаковую полезность для потребителя. Множество кривых безразличия называется картой кривых безразличия. Построение кривых безразличия основывается на ряде допущений (аксиом): рациональности потребителя, непрерывности, возможности выбора, транзитивности, ненасыщенности. На вопрос о том, от какого количества одного товара потребитель готов отказаться, с тем чтобы увеличить потребление другого товара, отвечает предельная норма замещения (MRS). Важно также для анализа поведения потребителя определить и зону замещения (субституции) — участок кривой безразличия, в котором возможна эффективная замена одного блага другим. Бюджетные ограничения показывают с помощью бюджетной линии потребителя, какой именно набор товаров потребитель считает для себя наиболее выгодным. Равновесие потребителя наступает тогда, когда у него отсутствуют стимулы изменять потребительский набор благ. Достигается такое равновесие в точке совпадения наклона линии бюджетных возможностей с наклоном кривой безразличия. Равновесие потребителя может изменяться под влиянием изменения цен.[17] Эффект изменения цены распадается на эффект дохода (с падением цены товара при неизменном номинальном доходе возрастает реальный доход потребителя, его возможность приобрести данный товар) и эффект замещения (с уменьшением цены товара появляются возможности замещать им в потреблении более дорогие товары-субституты). [8]
Организация производства на предприятиях представляет собой систему мер по взаимодействию элементов процесса труда и частичных производственных процессов в пространстве и во времени, обеспечивающих своевременное и комплектное изготовление продукции для удовлетворения народнохозяйственной потребности, при рациональном использовании наличного производственного потенциала. Рациональная организация производства предполагает внедрение наиболее производственных машин и оборудования, обеспечивающих высокий уровень механизации и автоматизации производственного процесса, использование высококачественных и эффективных материалов, совершенствование конструкций и моделей выпускаемых изделий, интенсификацию и внедрение более прогрессивных технологических режимов. Различают две формы организации производства: общественную и внутрипроизводственную. Первая форма обуславливается общественным и частным разделением труда и включает отраслевую специализацию производства, специализацию предприятий, концентрацию и комбинирование производства, кооперирование. Иными словами, общественная организация производства предусматривает разделение и сочетание деятельности целых производственных коллективов. В масштабах народного хозяйства организация производства предполагает выбор рациональной отраслевой структуры, обеспечение пропорциональности развития различных отраслей и под отраслей, районов страны. Вторая, внутрипроизводственная форма организации производства основывается на единичном разделении труда. Она включает разделение и кооперацию труда внутри производственных звеньев, специализацию цехов, производственных участков и рабочих мест, кооперирование между ними, укрупнение и повышение производительности отдельных агрегатов и участков производства, сочетание всех элементов производства на каждом участке и всех участков предприятия между собой, а также рациональное кооперирование предприятий с другими организациями. Дальнейшее развитие общественных форм организации производства создает предпосылки для использования наиболее прогрессивных методов организации производствен пых процессов во всех звеньях заготовительных предприятий и в системе специализированного производства. В рамках заготовительного предприятия можно выделить три уровня организации производства.
1. Организация процесса на рабочем месте.
2. Внутрицеховая организация производства.
3. Межцеховая организация производства. [7]
Основываясь на содержании и направлениях
организации производства, можно
сформулировать ее основные задачи: выбор
наиболее совершенных элементов
процесса производства, обеспечение
их полного использования и
Рациональная организация
Повышение непрерывности технологического процесса — важнейшее направление интенсификации производства. На рабочем месте она достигается путем сокращения вспомогательного времени.
Принцип ритмичности предполагает
равномерный выпуск продукции и
ритмичный ход производства.. Ритмичность
производства — одна из основных предпосылок
рационального использования
Одним из важнейших принципов современной организации производства является ее комплексность, сквозной характер.
В заключении важно отметить, что критерием рационального экономического поведения является эффективность, т.е. рациональность основывается на выборе из множества альтернативных вариантов того, который может принести максимальную выгоду (результат) с минимальными затратами по сравнению с другими.
Список литературы
Информация о работе Рациональность потребителя и рациональность производителя