Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2015 в 14:07, курсовая работа
Банку необходимо усилить работу с корпоративными клиентами, то есть привлечь и закрепить на долгосрочную перспективу максимальное количество первоклассных клиентов. Для достижения всего этого Банк должен эффективно использовать уже имеющиеся конкурентные преимущества, к которым относятся доверие клиентов, более чем полуторовековая история, богатые традиции и опыт обслуживания частных лиц.
Введение
1. Понятие расчётно-кассового обслуживания и его организационно-правовые основы
2. Расчётное обслуживание юридических лиц
2.1. Порядок открытия счета
2.1.1. Документы, предоставляемые для открытия счёта
2.1.2. Порядок проверки документов на открытие счёта
2.1.3. Заключение Договора банковского счёта
2.2. Порядок закрытия счёта
2.3. Совершение безналичных операций по счетам
2.3.1. Требования, предъявляемые к оформлению расчётных документов
2.3.2. Зачисление средств на счета клиентов
2.3.3. Списание средств со счетов клиентов
2.4. Ведение Картотеки №1 и Картотеки №2
2.5. Выдача выписок по счёту
2.6. Операции, подлежащие дополнительному контролю
3. Кассовое обслуживание юридических лиц
3.1. Приём наличных денег
3.2. Выдача наличных денег
3.3. Выдача чековой книжки
4. Анализ расчётно-кассового обслуживания клиентов
4.1. Серпуховского ОСБ №1554 Среднерусского Банка Сбербанка РФ
Заключение
Список литературы
Порядок открытия расчётных счетов определён ещё действующей Инструкцией Госбанка СССР от 30 октября 1986г. №28 “О расчётных, текущих и бюджетных счетах, открываемых в учреждениях Госбанка СССР” (с последующими изменениями и дополнениями).
Порядок организации обращения наличных денег определён в Положении ЦБ РФ “О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации” от 05.01.1998г. №14-П. В этом документе рассматривается обращение наличных денег и обязательное установление лимита остатка денежной наличности, как в кассах предприятий, так и в кассах кредитных организаций. Кроме того, по этим правилам Центральный Банк предусматривает возложение на работников банка контрольных функций по соблюдению предприятиями порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью. Проверку кредитных организаций по организации наличного денежного оборота и соблюдению порядка работы с денежной наличностью предприятиями осуществляет Банк России или его территориальные подразделения.
Долгое время банки в своей учётно-операционной работе ориентировались на правила и приёмы, изложенные в документе Государственного банка СССР “Правила ведения бухгалтерского учёта и отчетности в учреждениях банков СССР” от 30.09.1987г. №7. В настоящее время заменой этого документа стали “Правила ведения бухгалтерского учёта в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации”, утверждённые Приказом Банка России от 18 июня 1997г. №02-263. Соблюдение этих Правил гарантирует правильную постановку учётно-операционной работы банка. Организация операций с клиентами (юридическими и физическими лицами) рассмотрена в Разделе №4 “Операции с клиентами”.
Кроме вышеперечисленных документов, которые используют в работе все коммерческие банки, Сберегательный Банк России, опираясь на накопленный опыт и текущую практику работы, имеет возможности для формирования и совершенствования своей нормативной базы. Так, например, с 15 августа 2000г. был введён в действие “Регламент работы отделов расчётно-кассового обслуживания юридических лиц и бюджетов отделений (ОПЕРУ) Московского областного банка Сбербанка России по ведению счетов юридических лиц в валюте Российской Федерации” от 01.08.2000г. №30-00/9324. Опираясь на основные нормативные документы, Регламент определяет порядок работы Отделов расчётно-кассового обслуживания юридических лиц и бюджетов отделений Московского областного банка Сбербанка России по ведению счетов юридических лиц в валюте Российской Федерации. Это – порядок открытия и закрытия счетов, непосредственная организация работы отделов по обслуживанию клиентов, порядок совершения безналичных операций по счетам клиентов, включая ведение Картотеки №1 и №2 и получение выписок из лицевых счетов, порядок совершения кассовых операций по счетам и требования к оформлению документов. Кроме того, Регламент включает все приложения, рекомендации и образцы документов, необходимые для работы.
По разветвлённости филиальной сети Сберегательный Банк России занимает первое место в России и второе – в мире после Торгово-промышленного банка Китая.`
Разветвлённая филиальная сеть банка определяет необходимость наличия четырёхзвенной структуры: Сберегательный Банк РФ (центральный аппарат) – территориальные банки – отделения – филиалы и агентства. В последнее время производится работа по оптимизации филиальной сети банка.
Сберегательный Банк РФ как головная контора организует работу низовых подразделений банка. При этом осуществляется исследование и анализ деятельности учреждений банка, разработка предложений по определению приоритетных направлений развития, текущее и перспективное планирование; изучение экономики и финансового рынка страны; обеспечение системы Сбербанка РФ информацией о деятельности его учреждений, управление кредитными ресурсами и анализ эффективности их использования, а также оказываемых учреждениями банка услуг.
“Экономика и жизнь”, №8 (8858). Март, 2001г. Данные Сбербанка России на 01.01.2001г.
Территориальные банки проводят анализ деятельности своих учреждений исходя из их подчинённости и экономики отдельных регионов для оценки конкурентной среды. В настоящее время в связи с обострением конкурентной борьбы систематически проводится анализ ситуации, складывающийся в регионе на финансовом рынке. При этом определяется количество финансовых учреждений, изучается работа коммерческих банков, структура их пассивов и активов; основные виды банковских услуг и качество обслуживания клиентов.
С целью создания оптимальной структуры сети учреждений Сбербанка и оздоровления его финансового состояния осуществляется анализ действующей сети, в том числе определяется рентабельность каждого учреждения. При анализе существующей сети определяется правильность её построения и территориального размещения; уровень обслуживания населения и юридических лиц отделением, филиалом или агентством; оптимальный режим работы; изучаются экономические показатели; изменения в деятельности отделения (филиала) за анализируемый период, которые сравниваются с результатами аналогичных учреждений.
При анализе сети особо тщательно изучается возможность создания специализированных филиалов по обслуживанию юридических лиц, по работе с ценными бумагами, валютой и других, а также возможность создания филиалов в регионах с незначительным их количеством. Поэтому в Сбербанке разработан специальный “паспорт отделения”, который позволяет выявлять наиболее сложные вопросы в организации банковских услуг на данной территории.
В начале 90-х годов в связи со
смягчением финансово-кредитной политики
многие региональные банки выступали
на финансовом рынке как отдельные коммерческие
банки, выполняя ряд операций без согласования
с вышестоящими органами. В результате
Сберегательный банк в целом понёс существенные
убытки и, в первую очередь из-за роста
просроченной задолженности. Из-за отсутствия
информации и координации действий между
подразделениями Сбербанка, расположенными
в разных регионах, заёмщики одновременно
получали кредиты в разных регионах. Поэтому
в последующие годы самостоятельность
региональных банков была существенно
ограничена. Кроме того, постепенно стала
производиться работа по их укрупнению,
основанному на переходе от существующего
административно-
Укрупнение территориальных банков позволит усилить их инвестиционный потенциал, добиться соответствия между уровнем развития территориального банка и экономическим потенциалом региона, даст новые возможности для совершенствования расчётной системы банка, внедрения современных технологий и средств автоматизации, повышения эффективности управления отделениями и филиалами – наиболее массовыми подразделениями Сбербанка. Поэтому, результатом укрупнения должно стать расширение участия банков в значимых региональных инвестиционных проектах и программах экономического развития и, как следствие, создание новых рабочих мест в реальном секторе экономики. Это создаст условия для более эффективного обслуживания крупных региональных клиентов.
“Экономика и жизнь”, №8 (8858). Март, 2001г. Данные Сбербанка России на 01.01.2001г.
2. Расчётное обслуживание юридических лиц
Безналичные расчёты – это расчёты, осуществляемые посредством перечисления по счетам в кредитных учреждениях (со счёта плательщика на счёт получателя) и путём зачёта взаимных требований. Безналичные расчёты должны осуществляться таким образом, чтобы платежи совершались в максимально короткие сроки, позволяющие обеспечить непрерывность и ускорение воспроизводственного процесса, кругооборота капитала, оборачиваемости средств.
В процессе безналичных расчётов возникают отношения, создающие условия для взаимного контроля поставщика и покупателя за выполнением хозяйственных договоров, предупреждения неплатежей, а со стороны банка – проверки соблюдения установленных правил расчётов в интересах их участников и законности совершённых расчётных операций. Основу системы безналичных расчётов составляют банковские счета предприятий (клиентов), а также расчётно-денежная документация.
В процессе осуществления безналичных расчётов важное значение имеют принципы их организации, к основным из которых можно отнести следующие:
2.1. Порядок открытия счета
2.1.1. Документы, представляемые в банк для открытия счёта
Для открытия счёта в банке клиенту (организации) необходимо предоставить следующие документы:
Документы, предоставляемые клиентом в банк, проверяются на комплектность документации, правомерность и наличие необходимых сведений для открытия и ведения счёта. Эта работа выполняется либо начальником отдела расчётно-кассового обслуживания юридических лиц и бюджетов либо работником отдела, на которого возложены обязанности по открытию счетов клиентов.
Заявление на открытие счёта должно быть написано рукой клиента и подписано руководителем и главным бухгалтером юридического лица. При отсутствии в штате должности главного бухгалтера или должностного лица, выполняющего его функции, заявление может быть подписано только руководителем организации. Подписи должностных лиц и печать на заявлении клиента на открытие счёта должны соответствовать образцам подписей и оттиску печати в карточке с образцами подписей. Кроме того, в заявлении указывается дата его составления.
Свидетельство о государственной регистрации может быть представлено в виде копии, заверенной нотариально, вышестоящей организацией или органом, зарегистрировавшем учредительные документы. Религиозные объединения представляют свидетельство о регистрации, выданное Минюстом РФ или его органами в Субъектах Российской Федерации. Профессиональные союзы, их объединения (ассоциации) представляют свидетельство о государственной (уведомительной) регистрации, выданное Минюстом РФ или его территориальными органами в субъектах Российской Федерации. Общественные объединения, а также коллегии адвокатов представляют свидетельство о государственной регистрации, выданное органами юстиции соответствующих субъектов Российской Федерации. Юридические консультации представляют доверенность президиума коллегии адвокатов, удостоверенную в установленном порядке.
Учредительные документы представляются в зависимости от организационно- правовой формы юридического лица. Копии учредительных документов должны быть заверены нотариально или органом, осуществляющим регистрацию юридического лица. Могут предоставляться подлинные экземпляры учредительных документов. Организации, действующие на основании общего положения о предприятиях, организациях данного вида, представляют копию общего положения. Организации, для которых принят типовой (примерный) устав (положение), представляют копию устава (положения), утверждённого для данной конкретной организации, разработанного на основе типового устава. Кооперативы представляют копию устава, принятого общим собранием пайщиков, учредивших кооператив.
Свидетельство о постановке на учёт в налоговом органе предъявляется в банк в подлиннике. При этом банком с подлинного Свидетельства производится ксерокопирование. Копия заверяется работником, осуществляющим приём от клиента документов на открытие счёта. Допускается предоставление нотариально заверенной копии Свидетельства, которая будет храниться в юридическом деле клиента.
Карточка с образцами подписей и оттиска печати формы №0401026 представляется в банк в двух экземплярах, один из которых обязательно должен быть заверен вышестоящей организацией или нотариально, а в населённых пунктах, где нет нотариальных контор – должностным лицом органов исполнительной власти, уполномоченным на совершение этих действий. На втором экземпляре карточки с образцами подписей тех же лиц, чьи подписи имеются на заверенной карточке, после проверки тождества в обеих карточках образцов подписей и оттиска печати на второй карточке делается надпись “Копия верна” за подписью главного бухгалтера или его заместителя и ставится печать банка. Указанным экземпляром карточки пользуются работники, осуществляющие дополнительные контрольные функции по счетам клиентов. Этим работникам запрещается использовать экземпляр карточки с образцами подписи и оттиска печати клиентов, которыми пользуются операционные работники. В случае необходимости банк может ксерокопировать необходимое для работы количество карточек.
После открытия счёта, завизированные главным бухгалтером или его заместителем, карточки с указанием на них порядка и периодичности выписок по счёту (распорядителям счёта, по доверенности, через специальные абонентские ячейки: ежедневно, по мере совершения операций) передаются соответствующим работникам банка.
При составлении карточки формы №0401026 в ней указываются лица, имеющие право первой и второй подписи. Образец подписи руководителя включается в карточку обязательно, за исключением образца подписи руководителей министерств, ведомств, глав областных администраций.
Информация о работе Расчётно-кассовое обслуживание юридических лиц в Сберегательном банке РФ