Расчётно-кассовое обслуживание юридических лиц в Сберегательном банке РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2015 в 14:07, курсовая работа

Описание работы

Банку необходимо усилить работу с корпоративными клиентами, то есть привлечь и закрепить на долгосрочную перспективу максимальное количество первоклассных клиентов. Для достижения всего этого Банк должен эффективно использовать уже имеющиеся конкурентные преимущества, к которым относятся доверие клиентов, более чем полуторовековая история, богатые традиции и опыт обслуживания частных лиц.

Содержание работы

Введение
1. Понятие расчётно-кассового обслуживания и его организационно-правовые основы
2. Расчётное обслуживание юридических лиц
2.1. Порядок открытия счета
2.1.1. Документы, предоставляемые для открытия счёта
2.1.2. Порядок проверки документов на открытие счёта
2.1.3. Заключение Договора банковского счёта
2.2. Порядок закрытия счёта
2.3. Совершение безналичных операций по счетам
2.3.1. Требования, предъявляемые к оформлению расчётных документов
2.3.2. Зачисление средств на счета клиентов
2.3.3. Списание средств со счетов клиентов
2.4. Ведение Картотеки №1 и Картотеки №2
2.5. Выдача выписок по счёту
2.6. Операции, подлежащие дополнительному контролю
3. Кассовое обслуживание юридических лиц
3.1. Приём наличных денег
3.2. Выдача наличных денег
3.3. Выдача чековой книжки
4. Анализ расчётно-кассового обслуживания клиентов
4.1. Серпуховского ОСБ №1554 Среднерусского Банка Сбербанка РФ
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 67.18 Кб (Скачать файл)

С 01 января 2001г. к Московскому областному банку были присоединены территориальные банки – Тверской, Смоленский, Брянский, Калужский, Тульский и Рязанский. На их базе был создан Среднерусский банк Сбербанка России.

Серпуховское отделение №1554, ранее входившее в состав Московского областного банка, а теперь – Среднерусского банка Сбербанка России, также как и любое из отделений предлагает предприятиям и организациям весь спектр банковских услуг, и в частности, расчётно-кассовое обслуживание. При этом банком используются такие преимущества как гибкая тарифная политика, максимально быстрое проведение платежей по России, широкая сеть банков-корреспондентов, использование системы электронного документооборота “Клиент-Сбербанк” и удобный график работы службы инкассации.

Расчётно-кассовое обслуживание предприятий и организаций осуществляется Отделом расчётно-кассового обслуживания юридических лиц и бюджетов Серпуховского ОСБ № 1554 Среднерусского банка Сбербанка РФ. При этом отделение самостоятельно определяет продолжительность операционного дня. Конкретное время начала и окончания операционного дня доводится до сведения обслуживаемой клиентуры. Организация рабочего дня операционных работников устанавливается с таким расчетом, чтобы обеспечить своевременное ежедневное оформление поступающих расчётно-платёжных документов и отражение их в бухгалтерском учете по балансовым и внебалансовым счетам. Таким образом, все документы, которые поступили в операционное время, подлежат оформлению и отражению по счетам в этот же день. Документы, которые поступили по истечении операционного времени, отражаются по счетам на следующий рабочий день. Порядок приема документов после операционного времени оговаривается в договорах по обслуживанию клиентов.

Для регулирования операционной нагрузки в отделении устанавливается график приема документов от основных клиентов, которые постоянно представляют в банк значительное количество платежных документов.

Таким образом, операционный день должен быть начат не позднее 9.00 часов. Приём платёжных документов от клиентов по безналичным операциям производится до 13.00 часов. Приём документов по расчётно-кассовым операциям осуществляется до 16.00 часов. Зачисления из других банков производятся на следующий день утром до закрытия операционного дня – с 8.00 до 9.00 часов.

Прием расчетно-денежных документов от клиентов в течение операционного дня производится непосредственно операционным работником. Если документы по какой-либо причине не могут быть приняты к исполнению, то клиенты об этом извещаются либо в устной форме, либо по телефонной связи. Не исполненные документы подкладываются к выписке с отметкой “без исполнения”.

Открытие счетов клиентам производится на основании документов, описанных в главе II, п.1.1. В Серпуховском ОСБ №1554 принята типовая форма Договора банковского счёта (Приложение №1). Кроме того, помимо основных документов, необходимых для открытия счёта по законодательству (Приложение №2 и №3), Сберегательный банк требует от клиентов предоставления справки “О сроках выдачи заработной платы” (Приложение №4) и Анкеты на руководителей (Приложение №5).

Распределение счетов клиентов производится между отдельными операционными работниками начальником Отдела. При этом учитываются следующие принципы:

  • распределение счетов производится по номерам балансовых счетов второго порядка;
  • счета одного клиента закрепляются за одним операционным работником;
  • ведение бюджетных счетов, счетов ОФК, закрепляется за отдельными операционными работниками.

Закрепление счетов за операционными работниками и последующее их перераспределение производится начальником Отдела расчетно-кассового обслуживания юридических лиц и бюджетов и оформляется записью в специальной книге учета распределения и перераспределения счетов между операционными работниками отделения. Учет может вестись и в электронном виде.

Начальник Отдела расчетно-кассового обслуживания юридических лиц и бюджетов обязан обеспечить контроль за надлежащим хранением и использованием печатей, штампов и бланков. То есть рабочие места сотрудников отдела должны быть расположены так, чтобы клиентыи другие посторонние лица не имели доступа к печатям, штампам, документам и бланкам банка, к экранам ЭВМ.

Вся операционно-кассовая работа строится на основе нормативных документов, основным из которых для операционных работников является Регламент работы отделов расчётно-кассового обслуживания юридических лиц и бюджетов отделений (ОПЕРУ) Московского областного банка Сбербанка России по ведению счетов юридических лиц в валюте Российской Федерации от 01.08.2000г. №30-00/9324 с последующими изменениями и дополнениями.

Обработанные за день документы в конце операционного дня формируются в отчёт операционным работником, на которого возложены обязанности составления отчёта за операционный день. Отчёт составляется в целях своевременного контроля за правильностью проведения работниками банка безналичных операций по расчётным и другим счетам организаций. Поэтому данные отчёта должны строго соответствовать фактическому наличию исполненных банком платежных документов за операционный день. Он должен содержать данные по всем безналичным операциям за день. Его данные используются центральной бухгалтерией банка для составления общего баланса по банку за день. Наличие в отчете разбивки по балансовым счетам даёт возможность для составления ежедневной оперативной экономической отчётности по бюджетным счетам с последующей передачей этой информации в Главное Управление Центрального Банка РФ.

На основании Положения ЦБ РФ “О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации” от 05.01.1998г. №14-П экономистом Отдела расчётно-кассового обслуживания юридических лиц и бюджетов Серпуховского ОСБ №1554 производится проверка кассовой дисциплины предприятий. Для этого при открытии счёта и, в последствии - ежегодно клиент представляет в банк “Расчёт на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу на _____ год” (Приложение №7) в 2-х экземплярах, который содержит данные о среднедневной и среднечасовой выручке и расходе наличных денег. Если предприятие является вновь открытым, то представляются данные о предполагаемом обороте наличных денег.

Банк может установить периодичность сдачи выручки:

  • для предприятий находящихся в населённых пунктах, где есть учреждения банка – ежедневно;
  • в силу специфики деятельности предприятия и режима его работы, а также при отсутствии возможности инкассации и сдачи денег в вечернюю кассу – на следующий день;
  • для предприятий, где нет учреждений банка – один раз в несколько дней.

Из выручки предприятия имеют право расходовать наличные деньги:

  • на выплату заработной платы и выплаты социального характера;
  • на закупку сельскохозяйственной продукции у населения;
  • на скупку тары и вещей у населения;
  • на командировочные расходы и ГСМ;
  • на покупку канцелярских принадлежностей;
  • на оплату срочных ремонтных работ;
  • на покупку хозяйственного инвентаря;
  • на выплату возмещения убытков по договорам страхования физических лиц.

Таким образом, лимит устанавливается в следующем порядке:

  1. Для предприятий, которые имеют дневную выручку и сдают её ежедневно лимит устанавливается в размерах, необходимых для обеспечения нормальной работы предприятия на следующий день.
  2. Для предприятий, сдающих выручку на следующий день – в пределах среднедневной выручки.
  3. Для предприятий, сдающих выручку один раз в несколько дней, лимит устанавливается исходя из суммы денежной выручки и установленных сроков её сдачи.
  4. Для предприятий, не имеющих денежной выручки, лимит устанавливается в пределах среднедневного расхода.
  5. По предприятиям, которые не представляли расчёт лимита, лимит считается нулевым, а вся денежная наличность – сверхлимитной.

Лимит может пересматриваться в течение года при предоставлении его нового расчёта. Если предприятия имеют структурные подразделения (филиалы), не имеющие самостоятельного баланса, то лимит устанавливается с учётом этих структурных подразделений.

Представленные два экземпляра расчёта лимита подписывается руководителем банка. Один экземпляр отдаётся клиенту, а другой остаётся в банке в юридическом деле клиента, для того, чтобы экономист, осуществляющий проверку соблюдения предприятием кассовой дисциплины, мог им воспользоваться.

Для осуществления проверок Отделение Сберегательного банка ежеквартально составляет план проверок, который утверждается управляющим банка. При этом учитывается требования Положения ЦБ РФ “О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации” от 05.01.1998г. №14-П. Так пункт 2.14 предусматривает, что каждое предприятие должно быть проконтролировано банком не реже одного раза в два года.

Экономист, осуществляющий проверку, изначально выбирает сведения о произведённых в проверяемом периоде (три последних месяца) операциях по поступлению наличных денег в кассу этого предприятия и их выдаче. Он также уточняет сумму лимита и установленного права расходования наличных денег из выручки. Сама проверка, как правило, осуществляется с выходом на предприятие. При этом проверяется полнота оприходования денежных средств, полученных в банке (соответствие записи в кассовой книге и данных банка по сумме и срокам – тем же днём) и соблюдение права расходования выручки (если оно установлено) на основании первичных документов. Кроме того, также на основании первичных документов, контролируется соблюдение предельных сумм расчётов наличными, соблюдение лимита остатка кассы, ведение кассовой книги и правильное составление кассовых документов.

Оформляется проверка справкой, которая составляется в 2-х экземплярах и отдаётся клиенту на подпись. Один экземпляр возвращается клиентом в банк, другой остаётся у клиента. При наличии нарушений справка составляется в 3-х экземплярах, один из которых банк передаёт в ГНИ.

Обслуживание юридических лиц для Сберегательного банка не является чем-то новым. Но не секрет, что он проигрывал во многом по сравнению с другими коммерческими банками. Поэтому только в начале 1993 года Областной банк Сбербанка РФ приступил к работе с юридическими лицами в условиях жёсткой конкуренции. Все эти годы банк шёл по пути развития филиальной сети, обучения персонала, расширения материально-технической базы, внедрения современных технологий.

С 1996 года Сбербанк России является генеральным агентом Правительства РФ по обслуживанию счетов по учету доходов и средств федерального бюджета. В связи с тем, что последний банк, в котором обслуживались счета ОФК обанкротился, Правительством РФ было принято решение о переводе денежных средств ОФК в РКЦ ЦБ РФ, а в тех населённых пунктах, где нет РКЦ – открыть счета в Сберегательном банке РФ. Решением Московского областного казначейства в апреле 1998 года в Сберегательный банк были переведены счета Отделений Федерального Казначейства. Так, в апреле 1998 года в Серпуховском ОСБ №1554 были открыты 20 счетов Отделений Федерального Казначейства по городу и району. Кроме того, в этот период были переведены на обслуживание их других банков в связи с их нестабильной работой счета местных органов власти и организаций, финансируемых из местного бюджета. В связи с этим в два раза возросли остатки на рублёвых счетах, а количество счетов увеличилось в 1,4 раза. В этот же период, начиная с 1998 года, расширилась сеть обслуживаемых банком подразделений Министерства обороны РФ. В банке были открыты счета всех внебюджетных фондов.

Уже характерной особенностью 1996 года стало начало перехода на обслуживание в Сберегательный банк крупной корпоративной клиентуры. Конечно, августовский кризис 1998 года ещё более усилил приток таких клиентов. За 1999 год клиентская база увеличилась вдвое и сейчас 70% предприятий города Серпухова являются клиентами банка. Среди них крупные строительные организации, производства, предприятия пищевой промышленности – хлебокомбинат, молокозавод, мясоперерабатывающий комплекс. Многие предприятия, ранее имевшие несколько счетов в других банках, постепенно стали работать только через Сберегательный банк.

На сегодня в Подмосковье действует 49 коммерческих банков. Часть из них достаточно стабильно работает, и, возможно, некоторые клиенты снова вернутся туда. Но отток не должен быть резким, так как банк за последние годы значительно улучшил условия и уровень обслуживания юридических лиц. Как банк универсального типа, Сберегательный банк осуществляет обслуживание клиентов с применением самых современных форм банковского обслуживания. Сейчас всё более успешно применяется такая система обслуживания как “Клиент-Сбербанк”. По количеству клиентов, обслуживаемых через эту систему, Серпуховское отделение занимает 1-е место в Московской области.

Проведённые проверки кассовой дисциплины показывают, что происходит уменьшение расчёта наличными средствами. Для увеличения расчётов безналичным путём Сберегательный банк не только в целом работает над совершенствованием системы расчётов, но и в частности успешно предлагает своим клиентам зачисление заработной платы во вклады или на пластиковые карточки, так как это снижает издержки банка на инкассацию крупных сумм денежной наличности.

В перспективе планируется привлечение клиентов имеющих хорошую кредитную историю, а также по возможности удержать от ухода в другие банки крупных клиентов. Так как не секрет, что в Сберегательном банке пока ещё очень сложно получить кредит, так как банк предъявляет повышенные требования к оформлению документов на его получение. Клиенты вынуждены обращаться в коммерческие банки, что может негативно сказаться на финансовом положении банка.

Поэтому банку необходимо, прежде всего, чтобы клиенты видели в нём своего партнёра. И для этого банк имеет сейчас все возможности.

Заключение

Так как Сберегательный банк - это лидер банковской системы России, основа ее стабильности и надежности, то присутствие его во всех секторах рынка банковских услуг делают его альтернативой любому другому банку, и обеспечивает функционирование банковской системы страны в любых условиях. Сбербанк России - это банк общенационального масштаба, лицо банковской системы России на международном рынке. Он обеспечивает формирование экономической политики и оказывает влияние на макроэкономические процессы в стране, осуществляет реализацию экономически эффективных государственных программ развития. Значительная филиальная сеть Банка и использование передовых технологий призваны обеспечить доступность банка в любой точке страны.

Информация о работе Расчётно-кассовое обслуживание юридических лиц в Сберегательном банке РФ