Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2015 в 14:07, курсовая работа
Банку необходимо усилить работу с корпоративными клиентами, то есть привлечь и закрепить на долгосрочную перспективу максимальное количество первоклассных клиентов. Для достижения всего этого Банк должен эффективно использовать уже имеющиеся конкурентные преимущества, к которым относятся доверие клиентов, более чем полуторовековая история, богатые традиции и опыт обслуживания частных лиц.
Введение
1. Понятие расчётно-кассового обслуживания и его организационно-правовые основы
2. Расчётное обслуживание юридических лиц
2.1. Порядок открытия счета
2.1.1. Документы, предоставляемые для открытия счёта
2.1.2. Порядок проверки документов на открытие счёта
2.1.3. Заключение Договора банковского счёта
2.2. Порядок закрытия счёта
2.3. Совершение безналичных операций по счетам
2.3.1. Требования, предъявляемые к оформлению расчётных документов
2.3.2. Зачисление средств на счета клиентов
2.3.3. Списание средств со счетов клиентов
2.4. Ведение Картотеки №1 и Картотеки №2
2.5. Выдача выписок по счёту
2.6. Операции, подлежащие дополнительному контролю
3. Кассовое обслуживание юридических лиц
3.1. Приём наличных денег
3.2. Выдача наличных денег
3.3. Выдача чековой книжки
4. Анализ расчётно-кассового обслуживания клиентов
4.1. Серпуховского ОСБ №1554 Среднерусского Банка Сбербанка РФ
Заключение
Список литературы
Ответственный исполнитель банка, на которого возложен прием заявлений об отказе от акцепта платежных требований, проверяет правильность и полноту оформления клиентом заявления об отказе от акцепта, наличие основания для отказа, ссылки на номер, дату, пункт договора, в котором это основание предусмотрено, а также соответствие номера и даты договора, которые указаны в платежном требовании и заверяет все экземпляры заявления об отказе от акцепта своей подписью и оттиском штампа банка с указанием даты.
При полном отказе от акцепта платежное требование изымается из картотеки по внебалансовому счету №90901 "Расчетные документы, ожидающие акцепта для оплаты" и в тот же день подлежит возврату в банк - эмитент вместе со вторым экземпляром заявления об отказе от акцепта для возврата получателю средств. Первый экземпляр заявления об отказе от акцепта с копией платежного требования помещается в документы дня банка плательщика в качестве основания возврата расчетного документа без оплаты и списания с внебалансового счета №90901. Третий экземпляр заявления возвращается плательщику в качестве расписки в получении заявления об отказе от акцепта.
При частичном отказе от акцепта платежное требование изымается из Картотеки №1 и оплачивается в сумме, акцептованной плательщиком. При этом сумма, обозначенная цифрами, обводится и рядом с ней выводится новая сумма, подлежащая оплате. Произведенная запись заверяется подписью ответственного исполнителя банка. Первый экземпляр заявления об отказе от акцепта вместе с первым экземпляром платежного требования помещается в документы дня в качестве основания списания денежных средств со счета клиента, второй экземпляр заявления направляется не позже рабочего дня, следующего за днем приема заявления об отказе от акцепта, в банк - эмитент для передачи получателю средств. Третий экземпляр заявления возвращается плательщику в качестве расписки в получении заявления об отказе от акцепта.
Ответственность за необоснованный отказ от оплаты платежных требований несет плательщик. Банки не рассматривают претензии по существу отказов от акцепта. Все возникающие между плательщиком и получателем средств разногласия разрешаются в порядке, предусмотренном законодательством.
При неполучении в установленный срок отказа от акцепта платежных требований они считаются акцептованными и на следующий рабочий день после истечения срока акцепта изымаются из Картотеки №1 и при наличии денежных средств на счёте плательщика оплачиваются. При отсутствии или недостаточности денежных средств на счете платёжные требования помещаются в Картотеку №2 по внебалансовому счету №90902 "Расчетные документы, не оплаченные в срок".
В случае помещения платежного документа в Картотеку №2 не оплаченных в срок платёжных документов из-за недостаточности средств на счете плательщика, банком заполняется поле "Дата помещения в картотеку".
Ежедневное движение денежных средств по Картотеке №2 отражается в специальном журнале в разрезе расчетных (текущих) счетов с указанием даты, номера документа и списанной суммы. На каждом платежном документе, поставленном в картотеки №1 и №2, ответственный исполнитель проставляет штамп “Картотека № ...” и дату поступления в банк. При поступлении денежных средств, расчётные документы из Картотеки №2 оплачиваются в порядке, установленном статьёй №855 Части II Гражданского Кодекса. При этом:
Списание средств со счёта по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очерёдности поступления документов. Здесь следует отметить, что Конституционный Суд РФ Постановлением от 23.12.1997г. №21-П по делу о проверке конституционности пункта 2 статьи №855 ГК РФ и части шестой статьи 15 Закона РФ “Об основах налоговой системы в РФ”, в связи с запросом Президиума Верховного Суда РФ, признал не соответствующим статье 19 Части I Конституции РФ положение абзаца четвёртого пункта 2 статьи №855 ГК РФ. Таким образом, существование третьей очереди было признано неправомочным.
Частичная оплата расчетных документов осуществляется платежным ордером, оформляемым на бланке формы №0401066. Платежный ордер составляется банком в день совершения расчетной операции в количестве экземпляров, необходимом для проведения платежа. Поле "№" заполняется в соответствии с принятой в банке нумерацией для платежных ордеров, в поле "Дата" указывается дата выписки (оформления) платежного ордера. В полях "Сумма прописью" и "Сумма" указывается сумма частичного платежа соответственно прописью и цифрами, в поле "Сумма остатка платежа" - сумма остатка платежа цифрами.
Последний частичный платеж, которым осуществляется полная оплата расчетного документа, производится платежным ордером. В этом случае в полях "Сумма прописью" и "Сумма" указывается сумма последнего частичного платежа, а в поле "Сумма остатка платежа" проставляется "0-00". В поле "№ частичного платежа" проставляется порядковый номерчастичного платежа.
Поля "№", "Дата", "Сумма", "Сумма остатка платежа", "№ частичного платежа" в платежном ордере должны соответствовать записи о частичном платеже в оплачиваемом расчетном документе.
Реквизиты плательщика, получателя, банка плательщика, банка получателя, а также назначение платежа переносятся из расчетного документа, по которому производится частичная оплата, в соответствующие поля платежного ордера. Значения реквизитов "№" и "Дата" оплачиваемого документа переносятся в поля "№ платежногодокумента" и "Дата платежного документа" платежного ордера. Ответственность за правильность переноса реквизитов из расчетного документа в платежный ордер несет операционный работник банка.
В поле "Очередность платежа" проставляется очередность платежа в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами Банка России. В поле "Содержание операции" указывается: "Частичная оплата". Частичный платеж осуществляется тем же способом, который установлен для оплачиваемого расчетного документа, если иное не предусмотрено нормативными актами банка России или договором банковского счета.
При оформлении платежного ордера на частичную оплату на всех его экземплярах в поле "Отметки банка" проставляется штамп банка, дата, а также подпись ответственного исполнителя. Первый экземпляр платежного ордера на частичную оплату оформляется, кроме того, подписью контролирующего работника. Этот экземпляр помещается в документы дня, а последний экземпляр платежного ордера служит приложением к выписке из лицевого счета.
При осуществлении последнего частичного платежа по расчетному документу первый экземпляр платежного ордера, которым был произведен этот платеж, вместе с первым экземпляром оплачиваемого расчетного документа помещается в документы дня. Оставшиеся экземпляры расчетного документа выдаются плательщику одновременно с последним экземпляром платежного ордера, прилагаемого к выписке из лицевого счета.
2.5. Выдача выписок по счёту
Выписки из лицевых счетов выдаются клиенту (лицам, имеющим право первой или второй подписи по данному счету), или его представителю по доверенности, оформленной в установленном порядке, или через абонентские ящики, по мере совершения операций в порядке и сроки, указанные в карточках образцов подписей и оттиска печати.
Выписки из лицевых счетов, изготовленные на ЭВМ, выдаются клиентам без штампов и подписей работников банка. Если по каким-либо причинам счет вёлся вручную или на машине, кроме ЭВМ, то выписки этих счетов оформляются подписью работника, ведущего счет, и штампом кредитной организации.
К выпискам из лицевых счетов должны прилагаться документы, на основании которых проведены операции по счету. На документах, прилагаемых к выпискам, проставляется штамп, а также календарный штемпель даты проводки документа по лицевому счету.
При соблюдении всех требований Банка России по ведению и хранению лицевых счетов (ведение базы лицевых счетов в автоматизированной банковской системе, обязательное дублирование лицевых счетов, как минимум на двух различных носителях, обеспечение сохранения информации в течение срока, установленного для данных документов) выписки из лицевых счетов могут распечатываться в одном экземпляре.
В случае утери клиентом выписки из лицевого счета ее дубликат может быть выдан только с письменного разрешения руководителя учреждения банка или его заместителя по письменному заявлению клиента, в котором он обязан указать причины утраты выписки, подписанному руководителем и главным бухгалтером организации. На титульной части дубликата делается надпись: “Дубликат выписки за “ ____” ____________ 199 г. Дубликат выписки подписывается операционным работником и начальником отдела или заместителем, скрепляется оттиском печати банка и выдается представителю клиента под расписку на заявлении. На выписке из лицевого счета, по которому составлен дубликат, делается надпись: “_____” _______ 199 г. Выдан дубликат выписки”. Эта надпись скрепляется подписью начальника отдела или его заместителя.
Владелец счета обязан в течение 10 дней после выдачи ему выписок письменно сообщить кредитной организации о суммах, ошибочно записанных в кредит или дебет счета. Если от клиента в указанный срок возражений не поступило, совершенные операции и остаток средств на счете считаются подтвержденными.
Выдача выписок клиентам через абонентские ящики производится на основании заявления-доверенности. Заявление-доверенность подписывается руководителем банка или лицом, уполномоченным на это руководителем, и хранится в отдельной папке у ответственного работника Отдела расчетно-кассового обслуживания юридических лиц и бюджетов, который назначается начальником Отдела. Каждый абонентский ящик должен иметь два ключа: первый - клиентский, выдаваемый клиенту, второй - банковский, который хранится в банке у ответственного работника в запираемом шкафу. Ответственный работник Отдела хранит также универсальный ключ, с помощью которого открываются все абонентские ящики для раскладки выписок по счетам клиентов.
При явке клиента для получения ключа от абонентского ящика ответственный работник сверяет подпись и паспортные данные доверенного лица с данными, указанными в заявлении-доверенности, делает запись в Журнале выдачи (сдачи) ключей от абонентских ящиков, предлагает клиенту расписаться и поставить дату получения ключа в Журнале выдачи (сдачи) ключей. При сдаче клиентом ключа от абонентского ящика ответственный работник делает отметку в Журнале выдачи (сдачи) ключей, предлагает клиенту расписаться и поставить дату.
В случае утери ключа клиент оформляет заявление-доверенность с объяснением причин утраты и с просьбой выдать банковский экземпляр ключа для изготовления дубликата. После получения разрешения руководителя банка (лица, уполномоченного на это руководителем банка) ответственный работник Отдела расчетно-кассового обслуживания юридических лиц и бюджетов сверяет подпись и паспортные данные доверенного лица с данными, указанными в заявлении-доверенности, выдает банковский ключ клиенту под расписку в Журнале выдачи (сдачи) ключей. Заявление помещается в папку с заявлениями.
При сдаче банковского экземпляра ключа ответственный работник делает соответствующую отметку в Журнале выдачи (сдачи) ключей. Клиент расписывается и ставит в Журнале дату.
2.6. Операции, подлежащие дополнительному контролю
Совершение отдельных операций по счетам клиентов оформляется дополнительной контрольной подписью. К таким операциям относятся:
Функции контроля по операциям, связанным со списанием денежных средств, возлагаются на начальника Отдела расчетно-кассового обслуживания юридических лиц и бюджетов или на других работников на основании соответствующего распоряжения, издаваемого по банку.
Функции контроля за денежными чеками на получение наличных денег возлагаются, как правило, на экономиста Отдела расчетно-кассового обслуживания юридических лиц и бюджетов. Банком может быть принято решение о расширении перечня операций, совершаемых с дополнительной подписью контролирующего работника.
3. Кассовое обслуживание клиентов
Кассовые операции по счетам клиентов совершаются с соблюдением требований нормативных документов Банка России.
Информация о работе Расчётно-кассовое обслуживание юридических лиц в Сберегательном банке РФ