Расходы бюджета: сущность, содержание, классификация, экономическая целесообразность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 11:23, курсовая работа

Описание работы

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает
государственный бюджет - это используемый правительством денежный фонд для финансирования своей деятельности, с помощью которого государство влияет на экономические процессы. Государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, осуществляя перераспределение средств в пользу нуждающихся фондов (как правило, путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам).

Содержание работы

Введение
3
1.
Экономическая сущность и классификация расходов бюджета РФ.
8

1.1 Классификация расходов государственного бюджета
12

1.2 Расходы федерального бюджета
20

1.3 Расходы бюджетов субъектов РФ
26

1.4 Расходы местных бюджетов
31

1.5 Расходы региональных бюджетов
38

1.6 Расходы на социально-культурные мероприятия
40
2.
Расходы бюджета, их направленность с законодательной стороны.
43
3.
Расходы федерального бюджета в 2008-2010 годах
50

Заключение
54

Приложение
58

Список использованных источников
96

Файлы: 1 файл

Финансовая система».doc

— 256.00 Кб (Скачать файл)

 

Формирование  расходов бюджетов всех уровней бюджетной  системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством  Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов.

    Экономическая  сущность расходов бюджета проявляется  во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная- их величину.

   Многообразие  конкретных видов бюджетных расходов  обусловлено целым рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно-территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.п. Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития.

   Для выяснения  роли и значения бюджетных  расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике финансов существуют несколько признаков классификации расходов бюджета.

   В первую очередь  расходы бюджета подразделяются  по их влиянию на процесс расширенного воспроизводства. В этом случае выделяются текущие и капитальные бюджетные расходы.

 

1. Расходы бюджетов  в зависимости от их экономического  содержания делятся на текущие  расходы и капитальные расходы.

2. Группировка  расходов бюджетов на текущие  и капитальные устанавливается  экономической классификацией расходов  бюджетов Российской Федерации.

3. Средства от  возврата государственных кредитов, бюджетных кредитов, в том числе  средства, получаемые от продажи  имущества и другого обеспечения,  переданного получателями бюджетных  кредитов и государственных или  муниципальных гарантий соответствующим органам исполнительной власти в качестве обеспечения обязательств по бюджетным кредитам и государственным или муниципальным гарантиям, отражаются в составе расходов бюджетов со знаком "минус".

Капитальные расходы  бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

В составе капитальных  расходов бюджетов может быть сформирован  бюджет развития. Порядок и условия  формирования бюджета развития определяются федеральным законом.

Текущие расходы  бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

Предоставление  бюджетных средств осуществляется в следующих формах:

ассигнований  на содержание бюджетных учреждений;

средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых  физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным  контрактам;

трансфертов населению;

ассигнований  на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами представительных органов местного самоуправления;

ассигнований  на осуществление отдельных государственных  полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

ассигнований  на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной  власти, приводящих к увеличению бюджетных  расходов или уменьшению бюджетных  доходов;

бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств);

субвенций и  субсидий физическим и юридическим  лицам;

инвестиций  в уставные капиталы действующих  или вновь создаваемых юридических  лиц;

межбюджетных  трансфертов;

кредитов и  займов внутри страны за счет государственных  внешних заимствований;

кредитов иностранным  государствам;

средств на обслуживание долговых обязательств, в том числе  государственных или муниципальных  гарантий.

Бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства исключительно на:

оплату труда  в соответствии с заключенными трудовыми  договорами и правовыми актами, регулирующими  размер заработной платы соответствующих  категорий работников;

перечисление  страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

трансферты  населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации  и правовыми актами органов местного самоуправления;

командировочные и иные компенсационные выплаты  работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации;

оплату товаров, работ и услуг по заключенным  государственным или муниципальным  контрактам;

оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без  заключения государственных или  муниципальных контрактов в порядке, предусмотренном статьей 71 Бюджетного Кодекса РФ.

Расходование  бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Расходы федерального бюджета в 2008-2010 годах

 

Общий объем  расходов федерального бюджета на 2008 год определен на уровне 6 500,3 млрд. рублей (18,6% ВВП), на 2009 год - 7 361,9 млрд. рублей (18,6% ВВП), на 2010 год - 7 998,7 млрд. рублей (18,0% ВВП). В номинальном выражении темпы роста бюджетных расходов к предыдущему году составляли в 2008 году 115,9%, в 2009 году - 113,3%, в 2010 года - 108,6%, в реальном выражении – соответственно, 107,3%, 106,4% и  103,5 процента. 

Таким образом, при формировании проекта федерального бюджета на 2008 год и на период до 2010 года в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации соблюден принцип адекватности реальных темпов роста бюджетных расходов темпам роста экономики.

В проекте федерального бюджета обеспечена реализация установленных  стратегических целей и приоритетов Российской Федерации, ключевыми из которых является обеспечение достойной жизни для граждан, устойчивого роста для экономики, уверенности в будущем для страны.

Достойная жизнь для граждан

1) Последовательное  повышение уровня пенсионного  обеспечения – ключевой и безусловный приоритет бюджетной политики.

В 2004 году средний размер трудовой  пенсии составлял 2 061 рубль  в месяц. В 2007 году с учетом предусмотренной  с 1 апреля индексации базовой части  трудовой пенсии на 7,5 % и повышения  ее размера с 1 октября на 13,2%, размер трудовой пенсии возрастет до 3 133 рублей. С 1 апреля 2008 года запланирована индексация базовой части трудовой пенсии на 7% и с 1 августа повышение на 14,6 процентов. К 2010 году средний размер пенсий составит 5 060 рублей, что в 1,7 раза выше уровня текущего года.

Таким образом, реальные (с учетом инфляции) доходы 36,4 млн. пенсионеров  за последние 3 года увеличились в 1,2 раза, а в следующую бюджетную  трехлетку вырастут еще в 1,4 раза.

2) Продолжится  устойчивый рост заработной платы в бюджетной сфере.  

Уже в 2007 году будет решена поставленная Президентом Российской Федерации задача по удвоению уровня заработной платы работников бюджетной  сферы в номинальном выражении. Если в 2005 году средняя заработная плата  в бюджетной сфере составляла 4 158 рублей в месяц, то в 2007 году с учетом запланированной с 1 сентября индексации в 1,15 раза она достигнет 6 242 рублей. В реальном выражении (с учетом инфляции) заработная плата 17,5 млн. работников бюджетной сферы, в том числе – 4,1 млн. работников федеральных государственных учреждений, за этот период, как и планировалось, в среднем увеличится в 1,5 раза.

В 2004 году минимальный  размер оплаты труда составлял 600 рублей или 23,1% от прожиточного минимума трудоспособного  населения. В 2007 году он возрастет до 2300 рублей или 56,7% от прожиточного минимума трудоспособного населения (с учетом изменения структуры минимального размера оплаты труда). В 2010 году минимальный размер оплаты труда сравняется с прожиточным минимумом трудоспособного населения.

 

Во исполнение поручения  Президента Российской Федерации, данного  в Бюджетном послании «О бюджетной  политике в 2007 году», разработка параметров федерального бюджета впервые осуществлялась на среднесрочный трехлетний период - 2008-2010 годы. Среднесрочный горизонт бюджетного планирования предполагается закрепить в рассматриваемой Государственной Думой новой редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Формирование основных характеристик федерального бюджета  на 2008-2010 годы основывалось на изложенных в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2008 - 2010 годах» положениях бюджетной стратегии на среднесрочную перспективу, ориентированной на содействие социальному и экономическому развитию Российской Федерации при безусловном учете критериев эффективности и результативности бюджетных расходов.

Представляемые на данном этапе проектировки федерального бюджета  разработаны на базе перспективного финансового плана Российской Федерации на 2007-2009 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. №1860-р.

 

Доходы федерального бюджета Российской Федерации

 

Формирование  доходов федерального бюджета на 2008 год и на период до 2010 года осуществлялось на основе сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 и на период до 2010 года, основных направлений налоговой и бюджетной политики на 2008 год и на период до 2010 года и оценки поступлений доходов в федеральный бюджет в 2007 году.

При формировании проекта бюджета учитывалось  налоговое законодательство, действующее  на момент составления проекта бюджета, а также одобренные основные направления  налоговой политики, предусматривающие  внесение изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, вступающие в действие с 2008 года.

Формирование  доходов федерального бюджета на 2008 год и на период до 2010 года осуществлялось на основе Бюджетного послания Президента Российской Федерации и планируемых изменений бюджетного законодательства Российской Федерации, учитывало преобразование Стабилизационного фонда Российской Федерации в Резервный фонд и Фонд будущих поколений, исходя из того, что формируемый Резервный фонд будет обеспечивать устойчивость бюджетных расходов независимо от конъюнктуры сырьевых цен, а формируемый Фонд будущих поколений будет аккумулировать доходы от нефти и газа, которые образуются в результате превышения доходов от нефтегазового сектора над отчислениями в Резервный фонд и средствами, используемыми для формирования расходов федерального бюджета.

Указанное выше разделение потребовало иного структурирования доходов федерального бюджета на нефтегазовые и ненефтегазовые доходы.

При формировании нефтегазовых доходов на 2008 год и на период до 2010 года были учтены следующие перечисления: от налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (в части доходов федерального бюджета); вывозных таможенных пошлин на нефть сырую, газ природный, товары, выработанные из нефти.

Планируемые нефтегазовые доходы федерального бюджета  составят: в 2008 году – 2 465,7 млрд. рублей (7,07% к ВВП), в 2009 году и 2010 году 2385,8 млрд. рублей (6,04% к ВВП) и 2378,2 млрд. рублей (5,35% к ВВП) соответственно.(Таблица 1,2)

Прогноз поступления доходов с учетом формирования нефтегазовых доходов приведен в приложении №3.

 

Изменения доходной части федерального бюджета 

Информация о работе Расходы бюджета: сущность, содержание, классификация, экономическая целесообразность