Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 13:52, курсовая работа
Формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением с обязанностями публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставлять физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.
Введение……………………………………………………………………2
1. Состав и структура расходов…………………………………………7
2. Методология планирования и финансирования расходов…………9
3. Разграничение расходных полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов Федерации, местным самоуправлением……………………………………………………..12
4. Расходы Федерального бюджета……………………………………14
5. Расходы бюджетов субъектов Федерации………………………….24
6. Расходы местных бюджетов…………………………………………31
7. Повышение эффективности использования средств………………..36
8. Государственные программы как инструмент повышения эффективности бюджетных расходов…………………………………………40
Заключение……………………………………………………………….45
Список литературы………………………………………………………
Объем средств, выделяемых для осуществления мероприятий и проектов, определяется на основе сметного порядка планирования и финансирования. В основе расчетов смет бюджетных учреждений лежат объемные показатели деятельности (число коек, число учащихся, число групп, классов и т. д.), время функционирования учреждений и финансовые нормы. При планировании мероприятий по социальной защите населения (пенсии, пособия и др.) учитываются численность получателей этих средств и установленные нормы выплат.
Нормативный метод планирования расходов и выплат используется в основном при планировании средств на финансирование бюджетных мероприятий и составлении смет бюджетных учреждений. Нормы устанавливаются законодательными или подзаконными актами. Такими нормами могут быть:
• денежное выражение натуральных показателей удовлетворения социальных потребностей (например, нормы расходов на питание населения в бюджетных учреждениях, обеспечение их медикаментами, мягким инвентарем и др.);
• нормы индивидуальных выплат (например, ставка заработной платы, размеры пособий, стипендий и т. д.);
• нормы, в основе которых лежат средние статистические величины расходов за ряд лет, а также материально-финансовые возможности общества в конкретном периоде (например, нормы на содержание помещений, учебных расходов и т. д.).
Основным принципом бюджетного
планирования должно стать гарантированное
обеспечение в полном объеме действующих
обязательств в соответствии с целями
и ожидаемыми результатами государственной
политики. До недавнего времени
Действующее бюджетное законодательство
предусматривает, что расходные
обязательства – обусловленные
законом, иным нормативным правовым
актом, договором или соглашением
обязанности по расходованию средств
соответствующего бюджета – должны
упорядочиваться посредством
Финансовое обеспечение
выполнения обязательств осуществляется
за счет средств федерального бюджета
и бюджетов государственных внебюджетных
фондов Российской Федерации, бюджетов
субъектов Федерации и бюджетов
территориальных
Новым инструментом бюджетного финансирования является государственный (муниципальный) социальный заказ. Под этим понимается совокупность размещаемых на конкурсной основе договоров, заключаемых между государственным (муниципальным) заказчиком и поставщиком, по условиям которых заказчик обязуется оплачивать социальные, образовательные, культурные, медицинские и другие социально значимые виды услуг, оказываемые поставщиком населению на бесплатной или частично платной для потребителей этих услуг основе.
3. РАЗГРАНИЧЕНИЕ РАСХОДНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ МЕЖДУ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНАМИ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ, МЕСТНЫМ САМОУПРАВЛЕНИЕМ
В разрезе уровней власти
система управления расходами может
быть классифицирована по принципам
распределения бюджетных
До вступления в силу 1 января 2006 года изменений в законодательство о местном самоуправлении система управления расходами представляла собой трехзвенную систему, аналогичную уровням власти, предусмотренным Конституцией РФ (уровень Российской Федерации, уровень субъекта Федерации, уровень местного самоуправления).
Бюджетным кодексом РФ выделяются
бюджетные полномочия федеральных
органов государственной
Бюджетная сфера Российской Федерации включает в себя сеть государственных и муниципальных структур – главных распорядителей бюджетных средств, получателей бюджетных средств и сеть бюджетных учреждений, внебюджетных организаций – производителей и поставщиков бюджетных услуг и администраторов бюджетных средств.
Главные распорядители бюджетных средств (ГРБС) – это органы власти, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.
Распорядители бюджетных средств (РБС) – это органы власти, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.
Получатель бюджетных средств (ПБС) – это орган власти, бюджетное учреждение, имеющий право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета.
Бюджетное учреждение (БУ) – это находящееся в ведении главного распорядителя бюджетных средств государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.
Производителями и поставщиками бюджетных услуг населению и организациям могут быть бюджетные учреждения, а также коммерческие и некоммерческие организации, привлекаемые к предоставлению бюджетных услуг населению и организациям.[8]
4. РАСХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
Расходы Федерального бюджета – это денежные средства, направляемые для исполнения расходных обязательств РФ, на финансовое обеспечение задач и функций государства.
Практические расходы Федерального бюджета – это денежные средства, направляемые из федерального бюджета на финансирование затрат общегосударственного характера, предусмотренных в законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Они выражают экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением национального дохода, используемого на общегосударственные цели (Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации, М., 2007.-84 с.).
Расходы федерального бюджета классифицируют:
- по экономической роли
в процессе воспроизводства –
на затраты, связанные с
- по функциональному назначению
– на затраты на содержание
аппарата управления, финансирование
народного хозяйства,
В составе расходов бюджета в зависимости от их экономического содержания выделяют текущие расходы и капитальные расходы бюджета.
Капитальные расходы – часть расходов бюджета, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. Сюда включаются статьи расходов, предназначенных для инвестиций (капитальных вложений) на производство основных фондов, их капитальный ремонт.
Текущие расходы бюджета – часть расходов бюджета, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений, состоящих на бюджетном финансировании из федерального бюджета, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее финансирование.
Формирование расходов федерального
бюджета осуществляется в соответствии
с расходными обязательствами РФ,
обусловленными установленным
Расходные обязательства возникают в результате:
- принятия федеральных законов или нормативных актов Президента и Правительства РФ;
- заключение Российской Федерацией или от её имени договоров (соглашений) при осуществлении полномочий;
- субвенций бюджетам субъектов
Российской Федерации на
- субвенции местным бюджетам.
В соответствии с выполняемыми
функциями государства
- обеспечение деятельности
Президента РФ, Федерального собрания
РФ, Счетной палаты, Центральной
избирательной комиссии РФ, федеральных
органов исполнительной власти
и их территориальных органов,
другие расходы на
- функционирование федеральной судебной системы;
- осуществление международной
деятельности в
- национальная оборона
и обеспечение безопасности
- фундаментальные исследования
и содействие научно-
- государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
- государственная поддержка атомной энергетики;
- ликвидация последствий
чрезвычайных ситуаций и
- исследование и использование космического пространства
- прочие расходы.
Кроме того, в соответствии с законодательством РФ средства федерального бюджета используются совместно со средствами бюджетов субъектов Федерации и бюджетов муниципальных образований.
С понятием расходов Федерального бюджета РФ тесно связано понятие бюджетного финансирования – предоставление средств министерствам, ведомствам, организациям и учреждениям на проведение предусмотренных по плану мероприятий.[5]
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 | |
фактическое исполнение по состоянию на 01.03.2013 |
5986,6 |
6729,8 |
8686,3 |
9054,7 |
10935,2 |
12890,8 |
2150,3 |
0,0 |
0,0 |
утверждено законом |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
12745,2 |
13387,3 |
14207,0 |
15626,3 |
% к ВВП |
18,0 |
16,3 |
22,4 |
20,0 |
19,6 |
21,0 |
20,1 |
18,2 |
18,8 |
Структура расходов федерального бюджета в 2010 году
Наименование статьи расходов |
млрд. руб |
% к ВВП |
% |
По всем разделам и подразделам |
9 054,70 |
20 |
100 |
Межбюджетные трансферты |
4 135,90 |
9,2 |
45,7 |
Национальная экономика |
1 206,00 |
2,7 |
13,3 |
Общегосударственные вопросы |
836,4 |
1,9 |
9,2 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
743,7 |
1,6 |
8,2 |
Национальная оборона |
682,7 |
1,5 |
7,5 |
Прочие расходы |
1 449,90 |
3,2 |
16 |