Развитие налоговой политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 08:47, курсовая работа

Описание работы

Любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает с физических и юридических лиц.
Эти обязательные сборы, осуществляемые государством на основе государственного законодательства, и есть налоги, согласно налоговому кодексу .
Именно таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

Файлы: 1 файл

Крупина К.Курсовая.doc

— 265.50 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ РЫНКА 

 

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ  И МЕНЕДЖМЕНТА

ОТДЕЛЕНИЕ СПО  «БАНКОВСКОЕ ДЕЛО»

 

 

 

 

ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАШЕНИЕ  И КРЕДИТ

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

Развитие налоговой  политики государства

 

 

 

                                               Выполнил(а): КрупинаК.А.

                              Группа БД 12

                                                             Проверил:  к.э.н., доц. Кравченко О.В

                                                    «___»_____________2013г

                                                                      ______________________________

                                                                               оценка 

                                                                      _______________________________

                                                                             подпись

 

 

 

 

 

 

Самара -2013

                                                                                                                                                                                                                  Содержание

 

 

Введение

 

Любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды  денежных средств. Источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает с физических и юридических лиц.

Эти обязательные сборы, осуществляемые государством на основе государственного законодательства, и есть налоги, согласно налоговому кодексу .

Именно таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических и  физических лиц, получающих доходы, участвовать  в формировании государственных  финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

Среди экономических рычагов, при  помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, налоги занимают важное место.

Кроме того, являясь фактором перераспределения национального дохода, налоги призваны:

а) гасить возникающие “сбои” в  системе распределения;

б) заинтересовывать (или не заинтересовывать) людей в развитии той или иной формы деятельности.

В условиях рыночной экономики любое  государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка, необходимо постоянное развитие.

Актуальность данной темы проявляется  в том, что налоги, как и вся  налоговая политика, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно выбрано направление налоговой политики, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Целью курсовой работы является анализ процесса развития налоговой политики государства. Для достижения цели поставлены следующие задачи:

- Рассмотреть типы налоговой  политики

- Рассмотреть инструменты налогового  регулирования

- Выявить критерии эффективности  налоговой политики

Предметом исследования является налоговая  политика.

В данной работе использовались такие  методы познания, как массовое наблюдение, метод группировки, абстрактно-логический.

Над проблемой налоговой политики и её совершенствования работали многие учёные. Среди них И. Н. Богатая, Евстижеев В.И, Князев В, Кучеров И.И., Спирина Л.В.  и другие.

 

 

Глава 1. Понятие  и методы налоговой политики

1.1 Сущность и функции налогов

налоговый политика платеж экономический

В общей системе государственного регулирования рыночной экономики  особое место принадлежит налогам.

Налог - это обязательный безвозмездный  платеж, взимаемый с организаций  и юридических лиц в форме отчуждения, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоги как экономическая категория  выражают взаимоотношения органов  государственной власти разных уровней  с юридическими и физическими  лицами. Сущность налогообложения выражается через понятие «налоги и сборы, методы их исчисления и способы взимания с налогоплательщиков».

Сбор понимается как обязательный взнос, взимаемый с организаций  и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в  отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).1

Налогообложение тесно связано  с формированием государственного бюджета - финансового плана страны, баланса доходов и расходов государства.2 Будучи финансовой категорией, характеризующей финансовые отношения (денежные потоки), налоги обеспечивают образование централизованных (общегосударственных) фондов финансовых ресурсов. Таковы бюджет, пенсионный фон, фонд социального страхования и др. Следует отметить нравственно-этические аспекты налогообложения, что предполагает возможно более полный учет особенностей отдельных социальных групп налогоплательщиков (предприниматели разного уровня и сфер деятельности, пенсионеров, лиц с низким уровнем доходом и др.).

Социально-экономическое содержание налогов раскрывается в их функциях.3 Обычно выделяют четыре основных функции налогов:

1. фискальную;

2. перераспределительную;

3. контрольную;

4. регулирующую (стимулирующую).

Полнота осуществления государством своих функций зависит от величины главного финансового фонда страны - консолидированного бюджета Российской Федерации, равномерности и полноты  его формирования за счет налогов.

Фискальная функция налогов  проявляется в изъятии части  доходов налогоплательщиков, в уровне этого изъятия и в его организации, а также в использовании принудительных мер с целью своевременного и  полного формирования бюджета и  других общегосударственных и муниципальных фондов финансовых ресурсов.

Реализация фискальной функции  налогов сопровождается осуществлением других функций, прежде всего - перераспределительной. Поступившие в централизованные денежные фонды налоги перераспределяются на те или иные цели: просвещение и науку, оборону, здравоохранение, содержание органов управления и так далее.

В процессе взимания налогов осуществляется и контрольная их функция. Государство  заинтересовано в полном и своевременном  получении налоговых сумм. Поэтому  оно организует систему контроля за поступлением налогов. Собираемость налогов в последние годы достигает 70-80% к сумма, которые возможны к поступлению, что является положительным показателем функционирования налоговой системы.

Особая роль в налогообложении  отводится регулирующей (стимулирующей) функции. Именно она придает налоговым отношениям качественное содержание, позволяющее им выступать в качестве комплексного экономического рычага, который активно используется государством в целях регулирования макро- и микроэкономических пропорций развития экономики, стимулирования предпринимательской деятельности, насыщения рынка товарами и экономического роста. Реализовываться эта функция должна через изменение налогового законодательства, которое призвано создавать субъектам рыночной экономики (прежде всего предприятиям) благоприятные условия для развития производства путем использования новейших технологий и активизации инвестиционной стратегии.

Кроме указанных функций налогов, следует выделить также воспроизводственную функцию. Она вытекает из рассмотренных выше. Процесс воспроизводства на основе реализации инновационно-инвестиционной стратегии развития имеет в настоящее время для России особое значение. Налогообложение должно стимулировать инвестиции. в новейшие технологии и наукоемкие производства с целью повышения конкурентоспособности отечественных товаров, как на внутреннем, так и на внешних рынках, а также увеличения объема производства тех из них, которые пользуются повышенным спросом.

И, наконец, социальная функция налогов. Она реализуется путем воздействия на формирование совокупного интеллекта и нравственности человека. А это проявляется прежде всего через обеспечение качества жизни - ее продолжительности, достойных условий существования (медицина, жилищные условия, образование и др.). С помощью налогов осуществляется регулирование этого процесса.

Функции налогов активно используются государством для разработки и реализации налоговой политики.

В настоящее время главной проблемой, определяющей действенность системы налогообложения, является оптимизация соотношения выполняемых ею функций. Все они реализуются комплексно, что придает налоговой системе качественное содержание, обеспечивая потенциальную возможность реализации основных направлений повышения ее эффективности.

Налоговая система должна ориентироваться  не только на решение тактических, но и долгосрочных стратегических задач, связанных с экономическим развитием, охватывающем как повышение темпов роста экономики, так и качества жизни.

Наконец, нужно последовательно руководствоваться требованиями системности, чтобы была единая направленность механизма налогообложения. Это предполагает построение такой налоговой системы, которая при взаимодействии всех ее элементов давала бы интеграционный импульс для развития производства. Словом, общая направленность налоговой системы призвана иметь воспроизводственный характер, способствовать эффективном развитию производственных инвестиций и предпринимательской инициативы.4

Все это требует  изменения концепции налогообложения. Оно должно превратиться в решающий комплексный фактор экономического развития. Налоговую систему необходимо повернуть лицом к интересам производства, стимулируя его рост на основе использования инновационно-инвестиционного типа воспроизводства. Необходим выбор таких ставок налогов, такой базы и механизма налогообложения, чтобы изъятие налогов из прибыли предприятий не приостанавливало развития производства, а создавало дополнительный импульс для его роста.5.Мировая практика налогообложения базируется на положении об эластичной зависимости между уровнем налоговых ставок и объемом дохода, а следовательно, и налоговых поступлений. По мере снижения налоговых ставок усиливается тенденция доходов предприятий к росту. Соответственно растут и поступления налоговых платежей в бюджет за счет возрастания налогооблагаемой базы: объема производства, доходов.

Таким образом, налоговая  система представляет собой качественно  определенную совокупность ряда элементов. В нее входят сами налоги во всем их многообразии, а также взаимосвязи между ними. Важными элементами являются правовое поле налогообложения и органы управления налогообложением. Взаимодействие всех этих звеньев формирует общие интеграционные качества, определяющие эффективность налоговой системы в целом. Действие налоговой системы реализуется через налоговый механизм, представляющий собой качественно определенную совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением.

Будучи частью налоговой системы производственных отношений, налоги одновременно отражают реальные потоки денежных средств в процессе перераспределения не только новой стоимости - национального дохода, но в определенной мере и других частей валового национального продукта. Именно в этом проявляется роль налогов как активного рычага в руках государства по формированию новой эффективной структуры экономики, адекватной рыночной системе хозяйствования.

1.2 Понятие принципы и методы налоговой политики

 

Налоговая политика - система мер, проводимых государством в области  налогов и налогообложения. Налоговая политика выражается в видах применяемых налогов, величинах налоговых ставок, установлении круга налогоплательщиков и объектов налогообложения, в налоговых льготах.

Виды налоговой  политике представлены на рис. 1.

Рис. 1 – Типы налоговой политики

Налоговая политика государства является одним из основных инструментов бюджетной политики государства  и привлечения финансовых ресурсов на его нужды. Она фиксируется  в законах, Налоговом кодексе, нормативных  актах и других документах. В РФ главным инструментом бюджетного регулирования признается как оптимизация налогового бремени физических и юридических лиц, так и отдельных сфер труда.

Однако рост налоговых ставок лишь до определенного предела поддерживает увеличение налоговых поступлений, затем оно замедляется и далее идет либо такое же плавное снижение доходов бюджета, либо их резкое падение. Таким образом, когда налоговая ставка достигает определенного уровня, губится предпринимательская инициатива, сокращаются стимулы к расширению производства, уменьшаются доходы, предъявляемые к налогообложению, вследствие чего часть налогоплательщиков переходит из «легального» в «теневой» сектор экономики. (Рис. 2)

Рис. 2 – Зависимость  налоговых поступлений в бюджет от уровня налогообложения

Информация о работе Развитие налоговой политики государства