Налоговая политика проводится ими
посредством методов:
- управления;
- информирования;
- воспитания;
- консультирования;
- льготирования;
- контролирования;
- принуждения.
Управление заключается в организующей
и распорядительной деятельности
и налоговых органов, которая нацелена
на создание совершенной системы налогообложения
и основывается на познании и использовании
объективных закономерностей ее развития.
Управление налогообложением осуществляется
органами государства, непосредственно
ответственными за проведение налоговой
политики. Так, Министерство финансов
России разрабатывает совместно
с Федеральной налоговой службой России
и другими федеральными органами исполнительной
власти предложения о налоговой политике
развитии налогового законодательства
и совершенствовании налоговой системы
в РФ.
Для осуществления управления налогообложением
в структуре центрального аппарата Федеральной
налоговой службы России созданы: Департамент
налоговой политики и совершенствования
налогового законодательства, Административно-контрольный
департамент, Департамент методологии
косвенных налогов, налогово сбора с оборота
и налога с продаж, Департамент по работе
с крупными налогоплательщиками, реструктуризации
задолженности и принудительному и принудительному
взысканию недоимки, Департамент контроля
налоговых органов и другие структурные
подразделения.
Информирование (пропаганда) – деятельность
финансовых и налоговых органов по доведению
до налогоплательщиков информации необходимой
им для правильного исполнения налоговых
обязанностей.
Воспитание имеет своей целью
привитие налогоплательщикам осознанной
необходимости добросовестного исполнения
ими своих налоговых обязанностей, и предполагает
осуществление просветительской работы
по разъяснению необходимости налогообложения
для государства и общества.
Консультирование сводится к разъяснению
финансовыми и налоговыми органами
лицам, ответственным за исполнение налоговых
обязанностей, положений законодательства
о налогах и сборах, применение которых
на практике вызывает у них затруднения.
Льготирование – деятельность финансовых
органов по представлению отдельным
категориям налогоплательщиков возможность
не уплачивать налоги и сборы.
Контролирование представляет собой
деятельность налоговых органов
с использованием специальных форм
и методов по выявлению нарушений
законодательства о налогах и
сборах.
Принуждение есть деятельность налоговых
органов по принудительному исполнению
налоговых обязанностей посредством применения
в отношении недобросовестных налогоплательщиков
мер взыскания и других санкций.
1.3 Актуальные проблемы налогообложения
В связи
с тем, что все суммы начисленных
налогов «произрастают» от
налогооблагаемой
базы, проблема её выбора и оценки является
исходной в оценке всех нюансов налогового
производства.
Измерение
экономических условий осуществляется
посредством показателей статистической
и бухгалтерской отчетности. Следовательно,
важнейшим объектом налогового контроля
являются экономические показатели того
информационного среза, который предоставляет
первичный бухгалтерский учёт.
Все проблемы бухгалтерского
учёта немедленно отражаются на налогообложении
и наоборот.
Фискальная
роль системы российского налогообложения продолжает оставаться
доминирующей и на втором этапе ее реформ
(1998-1999 гг.). Это непосредственно отражается
на методиках формирования первичной
бухгалтерской информации для внешних
пользователей, особенно для системы органов
МФ РФ, ЦБ РФ И ГНС РФ. На практике это привело
в 1996-1997 г. К ужесточению требований этих
ведомств к формированию финансовых результатов,
расчетно-платежной дисциплины, исчислению
налогооблагаемой базы. Налоговым законодательством
принята не только дополняющая, но и существенно
корректирующая стандарты бухгалтерского
учёта формулировка «в целях налогообложения».
Фискальная направленность
налогового производства выражается на
практике в установлении жесткого регламента
в отношении налогооблагаемой базы. В
конечном итоге это вылилось в требование
о необходимости обособления налогового
учёта из системы бухгалтерского. Это
положение отражено в проекте Налогового
кодекса РФ.
Наряду
со всем этим спектром проблем в настоящее
время российская налоговая система характеризуется
также нестабильностью, частой сменой
«правил игры с государством», принятие
налоговых актов задним числом, противоречивостью
законов и подзаконных актов, в том числе
директивных конструктивных материалов,
создающих возможность, а порой просто
необходимость их дополнительного толкования.
Это не только отпугивает иностранных
инвесторов, но и создаёт серьёзные препятствия
в работе отечественных производителей.
Следует отметить также и крайне суровую
систему финансовых санкций, не делающих
различий между налоговыми нарушениями
различного характера.
Практически
простая бухгалтерская ошибка и злостное
укрытие доходов с целью избежать налогообложения
караются одинаково.
Налоговая система России
построена на базе стоимостных показателей.
Такая ориентация налогообложения крайне
негативно оценивается специалистами,
ибо она не позволяет получить устойчивую
и реальную налогооблагаемую базу. Подвижность
стоимостных показателей, их зависимость
от специфики учёта, а также от инфляционных
факторов делают налогообложение крайне
зависимым от конъюнктуры не только финансовой,
но и политической.
В проекте
Налогового кодекса практически
неизменной остается экономическая
платформа, на которой будет основываться
налоговое производство. Это те же стоимостные
показатели: прибыль и доход.
Следовательно, налоговый
регламент в отношении прибыли, исчисляемой
для целей налогообложения, сохранится,
несмотря на о, что понятие «себестоимость
продукции» в проекте не упоминается.
Сохраняется и проблема информационного
обеспечения налоговой практики, её давление
на систему первичного бухгалтерского
учёта.
Среди
наиболее острых вопросов отражения
в учёте информации, необходимой
для исчисления налогов, можно выделить
следующие:
- регламент
отнесения затрат на издержки
производства и реализации продукции
для целей налогообложения;
- отраслевые особенности
учетной политики;
- оценка и порядок списания
затрат (применяемые методы);
- ведение раздельного
учета налогооблагаемых и не облагаемых
налогом операций;
- методики ускоренной
амортизации и разрешительная политика
налоговых администраций;
- формирование показателей
«доходы» и «расходы» от внереализационных
операций;
- корректировка балансовой
прибыли на сумму невостребованных резервов,
перерасходованных лимитов по рекламе,
командировочных и других нормируемых
затрат предприятия;
- нестыковки показателей
деятельности финансового рынка и требований,
предъявляемых к ним со стороны налогового
законодательства;
- корректировки фактической
суммы налога на прибыль при ее сравнении
с суммой уплаченного авансового платежа
на процент банковского кредита;
- переоценка основных
средств, нематериальных активов, валюты
и других ценностей;
- налоговый регламент,
предъявляемый в отношении цены реализации
(ниже или выше уровня фактических издержек
производства);
- формирование
рыночной цены, ее уровень в
оценке налоговых администраций;
- расчет прибыли от
реализации основных фондов (корректировка
их первоначальной стоимости на индекс
инфляции).
Проблемы, перечисленные
выше, - лишь основные из числа тех, с которыми
постоянно сталкиваются налогоплательщики,
обращаясь в своей работе к налоговому
законодательству. Вместе с тем именно
их решение позволяет судить о налогообложении
как о системе, адекватной экономическому
базису (показателям финансово-хозяйственного
развития страны, её регионов и отдельных
собственников). А об изощрённых бухгалтерских
уловках для ухода от налогообложения
немало уже упоминалось на всех уровнях
обсуждения данной темы. Следует учитывать,
что уход от налогов – явление всемирное
и эта практика тем шире, чем фискальнее
налоговая система.
Глава 2. Анализ современной
системы налогообложения
2.1 Современная
система налогообложения
Фундамент новой налоговой системы
был заложен в результате
реформы 1992 года. Смысл этих преобразований
сводился к замене ряда действовавших
налогов (характерных для административно-
командной системы и фиксированных цен),
созданию равных условий деятельности
для всех видов хозяйств независимо от
форм собственности, превращению налогов
в стимул производственной деятельности.
В то же время налоговая система призвана
препятствовать тем экономическим действиям,
в которых общество не заинтересовано.
Налоговая политика приобретала юридическое
оформление, создавалась налоговая инспекция,
которая несла ответственность за выполнения
принятых законов. Для объективной оценки
современной налоговой системы России
необходимо рассмотреть положительные
и отрицательные ее стороны. Одним из положительных
моментов является то, что по своей структуре
и принципам построения налоговая система
России отражает в целом общераспространенные
в мировой практике налоговые системы
зарубежных стран. Современная налоговая
система России базируется на требованиях
рыночных отношений с учетом перспектив
социально- экономического развития. В
прошлом взаимоотношения государства
с физическими и юридическими лицами основывалось
на административно-централизованных
формах хозяйствования. Будучи собственником
средств производства, государство управляло
экономикой, изымая в бюджет до 80-90% всей
прибыли, создаваемой предприятиями. Доля
бюджета государства достигала более
70% национального дохода. Действовавшая
система налогообложения направлялась
на перераспределение средств от экономически
сильных хозяйствующих субъектов к слабым,
от хорошо работающих предприятий к плохо
работающим, кроме того, между бюджетами
разных уровней возникали споры из-за
доходов, так как не было четкого разграничения
поступлений между ними. Формирование
рыночных отношений в России привело к
необходимости серьезного реформирования
налоговой системы. При разработке новой
налоговой системы использованы накопленный
отечественный опыт и практика зарубежных
стран.
Правовое
ее оформление обеспечил целый пакет
налоговых законов: "Об основах налоговой
системы РФ"(от 27 декабря 1991г.), который
определил принципы построения налоговой
системы, ее структуру, а также права, обязанности
и ответственность плательщиков и налоговых
органов; "О государственной налоговой
службе РСФСР"(от 21 марта 1991г.), регулирующий
вопросы организации сбора налогов и контроля,
а также целый ряд законов о порядке исчисления
и уплаты конкретных налогов. Современная
налоговая система строится на единых
принципах, которые должны регулировать
налогообложение на всей территории.
К ним
относятся: - однократность обложения,
т.е. один и тот же объект одного вида
облагается налогом один раз за определенный
законом период; -строгий порядок
введения и отмены налогов, их ставок
и льгот; точная классификация налогов,
взимаемых на территории России, в основу
которой положена компетенция государственной
власти; четкое распределение налоговых
доходов между бюджетами разных уровней
(федеральным, региональными, местными).
В каждый бюджет зачисляются определенные
налоги в порядке и на условиях, установленных
Федеральным собранием РФ и другими органами
представительной власти. Эти объявленные
принципы налогообложения в силу нестабильности
экономики, слабо развитых рыночных отношений
и недостаточной опытности налоговых
служб соблюдаются не в полной мере. Так,
однократность обложения нарушена. При
обложении НДС импортных товаров в налогооблагаемую
базу включаются акциз и таможенная пошлина.
Следует отметить, что вновь создаваемая
налоговая система России страдает определенными
недостатками и нуждается в совершенствовании.
К недостаткам следует отнести высокий
уровень налогообложения, большое количество
налогов, которые не всегда соответствуют
реальной экономической ситуации; сложность
подсчета некоторых налогов, постоянные
изменения и дополнения и др. В настоящее
время на территории России собирается
свыше 50 налогов и сборов. Множественность
налогов позволяет решать разнообразные
задачи и реализовывать различные функции.
Однако большое количество налогов
приводит к росту расходов по их сбору
и создает условия для уклонения от уплаты
налогов. Налоги призваны, во-первых, обеспечить
более полную и своевременную мобилизацию
доходов бюджета, без осуществления которой
невозможно проводить социально-экономическую
политику государства и, во-вторых, создавать
условия для регулирования производства
и потребления в целом и по отдельным сферам
хозяйствования, учитывая при этом особенности
формирования и перераспределения доходов
различных групп населения. Новизна налоговой
системы России проявляется в следующем:
базируется на правовой основе, (а не на
подзаконных актах, как было раньше), становится
стабильной (хотя и не в отношении всех
налогов) и пронизывает экономические
отношения, связанные с распределением
и перераспределением дохода. Все налоги
и сборы вводятся и отменяются только
органами государственной власти; построена
по единым принципам, единому механизму
исчисления и сбора налогов. За всеми налогами
и сборами осуществляется единый налоговый
контроль со стороны государственной
налоговой службы; включает новые налоги
(налог на добавленную стоимость, налог
на имущество предприятий) и предусматривает
существенные изменения в порядке исчисления
налоговых льгот и налоговой базы ранее
действовавших налогов; закон о налоговой
системе устанавливает четкую последовательность
при уплате налогов. Так, юридические лица
уплачивают вначале налоги на прибыль
и имущество, пошлины и другие платежи
в республиканский бюджет, а затем местные
налоги; -при обложении к плательщикам
предъявляются одинаковые требования
и создаются равные условия использования
заработанных средств путем определения
перечня налогов, унификации ставок, упорядочения
льгот и механизма их предоставления,
невмешательство в использование средств;
-новая налоговая система обеспечивает
более справедливое распределение налоговой
тяжести между отдельными категориями
доходополучателей, юридическими лицами
в результате единства налоговой системы;
-налоговая система представляет собой
совокупность двух основных видов налогов:
прямых (на доходы и имущество) и косвенных
( на товары и услуги). В прошлом косвенное
налогообложение полностью отрицалось.
При этом не следует забывать, что отсутствовала
преемственность в налоговой области
и создавать, налоговую систему пришлось
практически заново. Еще одним серьезным
недостатком налоговой системы является
ее ярко выраженная чрезмерная фискальная
направленность. Это проявляется, в частности,
в достаточно высоких ставках по некоторым
налогам (прежде всего НДС и налогу на
прибыль). Фискальная направленность существующей
налоговой системы проявляется также
в непомерно высоком уровне штрафных санкций,
что приводит к укрывательству доходов
многими налогоплательщиками и, в конечном
счете, к потерям в доходе бюджета. Существующая
налоговая система сегодня не обеспечивает
равного, справедливого подхода ко всем
налогоплательщикам, что является ещё
одним её серьёзным недостатком. Поэтому
очень важно добиться равномерного распределения
налогового бремени на всех. Очень серьёзный
изъян налоговой системы России связан
с её слабой адаптированностью к высокому
уровню инфляции. Это проявляется, прежде
всего, в механизме действия основных
налогов - налогов на прибыль и на добавленную
стоимость. Он построен таким образом,
что дополнительные потери от " инфляционного
налога" в основном несёт не бюджет,
а налогоплательщики. Конечно, это очень
серьезный недостаток, и устранять его
нужно незамедлительно. Следующим серьёзным
недостатком налоговой системы является
очевидная несбалансированность налогообложения
юридических и физических лиц и явно недостаточная
роль налогов, взимаемых с граждан. Поэтому
меры по постепенному изменению такого
положения являются одним из главных направлений
совершенствование налогового законодательства.
Речь идёт о передаче прав по установлению
имущественных налогов с населения (на
имущество, на землю, местных налогов)
на региональный и местный уровни, об отмене
или видоизменении ряда льгот по подоходному
налогу с граждан. Недостатком действующей
налоговой системы представляется и явно
наметившаяся тенденция ослабления в
последнее время роли Федерации в налоговой
области. Передача прав по установлению
региональных и местных налогов на "низовой"
уровень во многих случаях продемонстрировала
неподготовленность к этому органов власти
соответствующих уровней (вводились налоги,
нарушающие единое экономическое пространство,
приводящие к дискриминации плательщиков
из других регионов и "экспорту" налогов
внутри страны и др.). Часто такие налоги
вводились задним числом и без увязки
с реальными возможностями предприятий
по их уплате. Узким местом существующих
налоговых отношений является не- достаточная
четкость и ясность положений нормативных
документов по налогообложению, многочисленность,
запутанность и противоречивость нормативной
базы, сложность и неопределенность некоторых
налоговых процедур, имеющие место противоречия
между положениями бухгалтерского учета,
устанавливаемыми Минфином РФ и инструктивными
указаниями государственной налоговой
службы РФ. Таким образом, проанализировав
налоговую систему России, мы видим, что
отрицательных сторон у нее пока еще больше,
чем положи- тельных и, следовательно,
она нуждается в совершенствовании