Развитие налоговой политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 08:47, курсовая работа

Описание работы

Любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает с физических и юридических лиц.
Эти обязательные сборы, осуществляемые государством на основе государственного законодательства, и есть налоги, согласно налоговому кодексу .
Именно таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

Файлы: 1 файл

Крупина К.Курсовая.doc

— 265.50 Кб (Скачать файл)

 

Налоговое бремя может исчисляться  для экономики страны в целом  и для конкретных налогоплательщиков. Налоговое бремя на макроуровне  определяется как отношение общей  суммы взимаемых налогов к  величине совокупного национального  продукта и показывает, какая часть произведенного общественного продукта перераспределяется в результате действия бюджетных механизмов. В экономически развитых странах с социально ориентированной экономикой среднее значение налогового бремени составляет 40-45%. В России этот показатель несколько выше: с учетом поступлений во внебюджетные фонды он равен примерно 48% М.М.Соколов.6

Для конкретного налогоплательщика  налоговое бремя показывает долю совокупного дохода этого лица, которая  отчуждается в бюджет. Практически  берется отношение суммы всех начисленных налогов и налоговых платежей к объему реализации. Показатель налогового бремени зависит от вида деятельности плательщика. Так, на предприятиях, занимающихся производством вин и ликероводочных изделий, он достигает 50%, так как в цене этой продукции велика доля акцизов; сельскохозяйственные же предприятия, на которые распространяются многие налоговые льготы, несут налоговое бремя, не достигающее и 10%.

Распределение налогового бремени  между налогоплательщиками опирается  на принцип налогообложения получаемых благ и на принцип платежеспособности.

Региональные и местные бюджеты  формируют финансовые ресурсы для  социально-экономического и культурного  развития соответствующей территории.7 Исходный момент при этом - определение расходов на социально-экономические нужды и источников их покрытия. Призванная стимулировать процессы воспроизводства в народном хозяйстве, на всех этапах развития экономики, налоговая политика реализуется государством через:

  • предоставление и изменение налоговых льгот, ставок по конкретным налогам и сборам, стимулирующих развитие одних видов деятельности и свертывание других;
  • введение одних налогов и сборов и упразднение других.

Таким образом, налоговая политика представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов. В этой деятельности государство опирается на функции, присущие налогам, и использует эти функции для проведения активной налоговой политики.8

С одной стороны, налоговая политика порождается экономическими отношениями; общество не свободно в выработке  и проведении политики, последняя обусловлена экономикой. С другой стороны, возникая и развиваясь на основе экономического базиса, налоговая политика обладает определенной самостоятельностью: у нее специфические законы и логика развития. В силу этого она может оказывать обратное влияние на экономику, состояние финансов. Это влияние может быть различно: в одних случаях посредством проведения политических мероприятий создаются благоприятные условия для развития экономики, в других - оно тормозится.

На выбор конкретного варианта решения в области налоговой политики влияют следующие факторы:

  1. общая экономическая ситуация в стране, характеризующаяся темпами роста (падения) производства;
  2. уровень инфляции; кредитно-денежная политика государства;
  3. соответствие между сферой производства, находящейся под государственным контролем, и приватизированным сектором.9

Различают краткосрочную и долгосрочную налоговую политику государства. Краткосрочная  направлена на создание условий для  преодоления спада и обеспечения  подъема экономики страны, в частности, путем снижения налогов и сборов с целью уменьшения инфляции и уровня безработицы, а вторая предполагает оптимизацию налогового бремени с целью стабилизации расширенного воспроизводства в стране.

На практике налоговая политика осуществляется через налоговый механизм, который представляет собой совокупность организационно-правовых форм, методов и инструментов управления налогообложением. Государство придает этому механизму юридическую форму посредством налогового законодательства. Для поддержания высокой эффективности государственной налоговой политики необходимо поддержать определенные пропорции между прямыми и косвенными налогами с учетом специфики конкретной страны.

Формирование налоговой политики должно строиться на соблюдении следующих  принципов:

  • стабильности налоговой системы;
  • одинакового налогообложения производителей независимо от отраслевой принадлежности предприятия (фирмы) и формы собственности;
  • равенства налогового бремени для различных категорий плательщиков с равным уровнем дохода;
  • одинаковых условий налогообложения для предпринимателей, занятых в производстве и потребителей.

Главные направления налоговой  политики должны исходить не только из центральной функции налогов - пополнение государственной казны. Нельзя забывать о том, что налоги - важнейший экономический инструмент стимулирования и регулирования производства, обеспечения социальных гарантий. Используя дифференциацию ставок и предоставления льгот, через систему перераспределения доходов с помощью налогов можно и необходимо обеспечивать обоснованную структурную перестройку производства в пользу отраслей, в первую очередь служащих удовлетворению жизненных потребностей населения, и уже на той основе - пополнению государственной казны.

Конституция Российской Федерации (п. «б» ч.1 ст.114) закрепила принцип единой финансовой политики. Налоговая политика является составной частью финансовой политики и инструментом государственного регулирования социально-экономических процессов в обществе. В первом случае посредством налогового механизма государство регулирует формирование собственных средств хозяйствующих субъектов (прибыль, амортизация), своих централизованных фондов финансовых ресурсов и доходов населения. Здесь реализуется фискальная (распределительная) функция налогов - повышение доходов государства.

Во втором случае налоги используются в качестве инструмента воздействия  на условия и факторы общественного  воспроизводства. В этом качестве налоги реализуют свою регулирующую функцию  и формируют, таким образом, механизм налогового регулирования экономики. Инструментами механизма налогового регулирования являются отдельные категории плательщиков, освобождаемые от уплаты налога (сбора), и элементы налога - объект налогообложения, налоговая база, ставка налога.

Условно выделяют 3 возможных типа налоговой политики:

  1. первый тип - высокий уровень налоговой политики, т.е. политика, характеризующаяся максимальным увеличением налогового бремени. При выборе этого пути неизбежно возникновение ситуации, когда повышение уровня налогообложения не сопровождается приростом поступлений в бюджеты различных уровней. Подобная налоговая политика проводилась в России с самого начала экономических реформ, с первого дня введения налоговой системы в стране в 1992г. В то же время предпосылок для проведения политики максимальных налогов в это время не существовало, поэтому подобная политика привела к резко негативным последствиям:
  • у налогоплательщиков после уплаты налогов практически не оставалось финансовых ресурсов, что делало невозможным расширенное воспроизводство; экономика страны с каждым годом все сильнее сползала в пропасть кризиса, падали темпы роста производства во всех отраслях;
  • широкие масштабы приобрело массовое укрывательство от налогообложения, приведшее к тому, что государство собирало по большинству налогов чуть более половины причитающихся средств;
  • массовый характер приобрела ''теневая экономика'', уровень производства в которой, по разным оценкам, достигал от 25 до 40%; укрываемые от налогообложения финансовые ресурсы не шли, как правило, на развитие производства, а переводились на счета в зарубежных банках и ''работали'' на экономику других стран.

Все это стало одной из главных  причин разразившегося в августе 1998г. острого финансового кризиса  в стране, последствием которого стали  изменившаяся налоговая политика и усиление регулирующей роли государства в развитии экономики через более активное использование рыночных механизмов, в том числе налогов.

  1. второй тип налоговой политики - низкое налоговое бремя, когда государство максимально учитывает не только собственные фискальные интересы, но и интересы налогоплательщиков. Такая политика способствует скорейшему развитию экономики, особенно ее реального сектора, поскольку обеспечивает наиболее благоприятный налоговый и инвестиционный климат (уровень налогообложения ниже, чем в других странах, идет широкий приток иностранных инвестиций, в том числе экспортно-ориентированных, и соответственно возрастает уровень конкурентоспособности национальной экономики). Налоговое бремя на субъекты предпринимательства существенно смягчено, но государственные социальные программы значительно урезаны, так как бюджетные доходы сокращаются. В этом случае государство ослабляет налоговый пресс для предпринимателей, сокращает свои расходы в первую очередь на социальные программы. Цель данной политики состоит в том, чтобы обеспечить приоритетное расширение капитала, стимулирование инвестиционной активности. Такая политика проводится в то время, когда намечается стагнация экономики, грозящая перейти в экономический кризис. Подобные методы налоговой политики, получившей название ''рейганомика'', были использованы, в частности, в США в начале 80-х годов ХХвека.
  2. третий тип - налоговая политика с достаточно существенным уровнем налогообложения как для корпораций, так и для физических лиц, который компенсируется для граждан страны высоким уровнем социальной защиты, существованием множества государственных социальных гарантий и программ.

Разрабатывая конкретные направления  налоговой политики государство  должно обеспечить решение:

  1. экономических задач, таких как стимулирование экономического роста, преодоления инфляционных процессов, снижение дефицита бюджета, сбалансирование размеров бюджетов разных уровней и др.;
  2. социальных задач - обеспечение занятости населения, стимулирования роста доходов и уровня жизни населения, перераспределение национального дохода в интересах наименее защищенных слоев населения;
  3. задачи оптимизации налоговых изъятий, т.е. достижения паритета между общественными, корпоративными и личными интересами в области налогообложения.

Подводя итог, можно сказать, что  налоговая политика государства - важный фактор регулирования экономики. Налоги можно использовать для стимулирования инвестиций в нужном районе (местности) на важные в определенное время для  развития экономики виды деятельности. С помощью налогов и сборов можно регулировать личное потребление населения, структурные сдвиги в экономике, ее динамику и объемы, а также взаимоотношения юридических и физических лиц с государством, стимулировать развитие внешнеэкономической деятельности, малого предпринимательства, привлечение через систему льгот и преференций иностранных инвестиций в экономику страны.

Параметры налоговой системы во многом зависят от проводимой государством налоговой политики, под которой  понимается совокупность осуществляемых государством мероприятий направленных на обеспечение своевременной и полной уплаты налогов и сборов, в объемах, позволяющих доставить ему необходимое финансирование.

Налоговая политика, как совокупность научно обоснованных и экономически целесообразных тактических и стратегических правовых действий органов власти и управления, способна обеспечить потребности воспроизводства и рост общественного богатства. Исходной установкой при проведении налоговой политики служит не только обеспечение правового порядка взыскания с налогоплательщиков налоговых платежей, но и проведение всесторонней оценки хозяйственно-экономических отношений, складывающихся под влиянием налогообложения. Следовательно, налоговая политика – это не автоматическое выполнение предписаний налоговых законов, а их совершенствование.10

Налоговую политику осуществляет Президент  РФ, Федеральное собрание РФ, Правительство  РФ и органы исполнительной власти, наделенные соответствующей компетенцией. Органом непосредственно ответственным за проведение единой налоговой политики на территории РФ является Министерство финансов Российской Федерации, а за ее выработку и осуществление – Министерство РФ по налогам и сборам.

Информация о работе Развитие налоговой политики государства