Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 08:47, курсовая работа
Любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает с физических и юридических лиц.
Эти обязательные сборы, осуществляемые государством на основе государственного законодательства, и есть налоги, согласно налоговому кодексу .
Именно таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.
Принципы налогового контроля - закрепленные в налоговом законодательстве руководящие начала и идеи, выражающие сущность налогового контроля и определяющие организацию и эффективное осуществление налогового контроля, которыми должны руководствоваться субъекты налогового контроля при осуществлении ими контрольных мероприятий в сфере налогообложения.21
Налоговый контроль осуществляется в соответствии с такими принципами как:
Принцип законности означает, во-первых, необходимость строгого соблюдения требований предписаний законодательных актов и основанных на них предписаний иных правовых актов всеми участниками отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности, а, во-вторых, устанавливается запрет произвола, «самовольное» принятие решений, без учета критериев и общепринятых представлений о справедливости.22
В рамках налогового контроля принцип законности проявляется, в том, что, согласно ст. 1 Налогового Кодекса РФ, полномочия налоговых и таможенных органов, а также формы и методы налогового контроля, его регулирование устанавливаются исключительно Налоговым кодексом РФ.
Кроме того, согласно ст. 32 Налогового Кодекса РФ на налоговые органы возлагается обязанность осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства и принятых в соответствии с ним нормативных актов.
Данный принцип закрепляется в ст. 19 Конституции РФ и заключается в том, что все равны перед законом и судом и недопустимо какое-либо ограничение в правах по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Данный принцип закрепляется и в Налоговом Кодексе РФ в ст. 3, которая также не допускает какую-либо дискриминацию в налоговой сфере по социальным, расовым, национальными иным критериям и и говорит о формально - юридическом равенстве налогоплательщиков перед законом и судом, о равенстве их правовых статусов, что означает запрет на установление дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала (за исключением таможенных пошлин), а также в зависимости от того, кто является налогоплательщиком или покупателем товаров, работ или услуг (ст. 353 НК РФ).23
В рамках налогового контроля необходимо сказать, что по принципу юридического равенства также ни одна организация не может быть освобождена налоговыми органами от проведения в отношении нее мероприятий налогового контроля и предполагает единство форм, методов проведения налогового контроля, применяемых на всей территории России.
Ст. 2 Конституции РФ провозгласила, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью и должны соблюдаться всеми государственными органами и организациями.
Данный принцип хорошо проявляется через «призму» права на судебную защиту, так как «право на правосудие - есть основная гарантия, предоставляемая гражданину для реализации свобод и всего того, что связано с этой реализацией (а именно: защиты личности, имущественных прав, законных интересов и др.), в случае нарушения его прав и свобод государственными органами, органами местного самоуправления, учреждениями, предприятиями, общественными объединениями или должностными лицами, государственными служащими.24Данный принцип универсален, является основным для всех отраслей Российской Права, поэтому, применительно к Налоговому контролю также необходимо говорить о приоритете прав и свобод человека в деятельности налоговых органов, организаций. Также в рамках принципа соблюдения прав человека и гражданин можно говорить о таком принципе налогового контроля, как принцип защиты прав налогоплательщика, который гарантируется на любом этапе проведении мероприятий налогового контроля. Контролируемые субъекты могут обжаловать действия и акты налоговых органов на любой стадии осуществления контрольной деятельности.
Принцип гласности означает открытую и доступную для всех организаций и граждан деятельность государственных органов, а также возможность получения информации.
В сфере налогового контроля принцип гласности реализуется, в частности, при официальном опубликовании сведений о действующих на территории России налогах и сборах (ст. 16 НК РФ) и при исполнении налоговыми органами своих обязанностей по информированию налогоплательщиков о действиях налоговых органов, по даче разъяснений о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов (ст. 32 НК РФ).
Данный принцип соответствует требованиям соблюдения специального режима доступа к сведениям о налогоплательщике, полученным должностными лицами уполномоченных контрольных органов. Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений, определенных в ст. 102 НК РФ. Налоговая тайна не подлежит разглашению должностными лицами уполномоченных органов, привлекаемыми специалистами, экспертами, переводчиками за исключением случаев, предусмотренных Федеральным Законом.
Устанавливается запрет разглашения следующих видов, (разновидностей) тайн: государственную, служебную, коммерческую, банковскую, нотариальную, аудиторскую, адвокатскую, налоговую тайну и тайну страхования.25
Заключается в том, что к лицу, совершившему правонарушение, применяются меры налоговой, административной и иной ответственности, наступающей за нарушение правил поведения в сфере налоговых отношений.26 Естественно, что данный принцип является основополагающим для института ответственности за совершение налоговых правонарушений.
Все виды налоговых правонарушений и меры ответственности за их совершение установлены в гл. 16 Налогового Кодекса РФ, также в КоАП РФ.
Принцип презумпции невиновности налогоплательщика - новелла российского налогового законодательства.
Во-первых, каждый налогоплательщик считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда.
Во-вторых, обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности налогоплательщика, возлагается на налоговые органы.
В-третьих, все неустранимые сомнения в виновности налогоплательщика толкуются в его пользу.
В настоящее время налоговые органы РФ представляют собой организованную государством единую централизованную систему контрольных органов, объединенную в самостоятельное федеральное министерство, призванную реализовывать интересы государства в сфере налогообложения и независимую от каких-либо организаций или физических лиц.
Органы, осуществляющие налоговый контроль, приведены в ст. 38 Налогового Кодекса Российской Федерации, это:
Все вышеуказанные органы, осуществляющие
налоговый контроль, исполняют возложенные
на них задачи во взаимодействии между
собой и с другими
Под принципом планомерности
Данный принцип призван
Данный принцип обеспечивает обоснованность и достоверность аналитических оценок для целенаправленного контроля, а также снижения степени субъективности при принятии решений налоговым инспектором.
Форма контроля - это способ конкретного выражения и организации контрольных действий. Относительно к налоговому контролю, форму можно определить как регламентированный нормами налогового законодательства способ организации, осуществления и формального закрепления результатов мероприятий налогового контроля, представляющих собой единую совокупность действий уполномоченных органов по выполнению конкретной задачи налогового контроля.
В ст. 82 Налогового Кодекса указываются следующие формы налогового контроля:
Также многие ученые к методам налогового контроля как к форме государственного финансового контроля, к примеру, В.В. Бурцев, И.И. Кучеров, относят ревизию, проверку, надзор, экспертизу нормативно-правовых актов и иных документов (включая касающиеся государственных программ, международных договоров и т.п.), в том числе их проектов, что, в настоящее время подвергается большим спорам. Так, О.А. Ногина полагает, что ревизия и надзор не могут быть формами контроля. Объектом налогового контроля являются денежные отношения публичного характера, для которых не характерна какая-либо «деятельность», охватываемая ревизией.
Однако все авторы сходятся в одном - налоговые проверки являются основной, наиболее эффективной формой контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах.27
Налоговая проверка - это процессуальное действие налогового органа по контролю за своевременностью, полнотой и правильностью выполнения налогоплательщиком своих обязанностей. Налоговая проверка осуществляются посредством сопоставления отчетных данных налогоплательщиков с фактическим состоянием его финансово-хозяйственной деятельности.
В соответствии с Налоговым Кодексом налоговые проверки проводятся налоговыми органами и таможенными органами, но только в отношении налогов, подлежащих уплате при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации.
Рисунок 3. Организация налогового контроля в России
Выделяются различные виды налоговых проверок. В данной работе будет рассмотрена классификация на основании объема проверяемой документации и места проведения налоговой проверки, по которой выделяются 2 вида налоговой проверки:
Камеральная налоговая проверка - это проверка представленных налогоплательщиком налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, а также проверка других имеющихся у налогового органа документов о деятельности налогоплательщика, проводимая по месту нахождения налогового органа.28
Сущность камеральной
Камеральная налоговая проверка делится на 3 вида: