Развитие налоговой политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 08:47, курсовая работа

Описание работы

Любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает с физических и юридических лиц.
Эти обязательные сборы, осуществляемые государством на основе государственного законодательства, и есть налоги, согласно налоговому кодексу .
Именно таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

Файлы: 1 файл

Крупина К.Курсовая.doc

— 265.50 Кб (Скачать файл)

2.2 Принципы налогового контроля

Принципы налогового контроля - закрепленные в налоговом законодательстве руководящие начала и идеи, выражающие сущность налогового контроля и определяющие организацию и эффективное осуществление налогового контроля, которыми должны руководствоваться субъекты налогового контроля при осуществлении ими контрольных мероприятий в сфере налогообложения.21

Налоговый контроль осуществляется в  соответствии с такими принципами как:

  1. Принцип законности.

Принцип законности означает, во-первых, необходимость строгого соблюдения требований предписаний законодательных актов и основанных на них предписаний иных правовых актов всеми участниками отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности, а, во-вторых, устанавливается запрет произвола, «самовольное» принятие решений, без учета критериев и общепринятых представлений о справедливости.22

В рамках налогового контроля принцип  законности проявляется, в том, что, согласно ст. 1 Налогового Кодекса РФ, полномочия налоговых и таможенных органов, а также формы и методы налогового контроля, его регулирование устанавливаются исключительно Налоговым кодексом РФ.

Кроме того, согласно ст. 32 Налогового Кодекса РФ на налоговые органы возлагается обязанность осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства и принятых в соответствии с ним нормативных актов.

  1. Принцип юридического равенства.

Данный принцип закрепляется в ст. 19 Конституции РФ и заключается в том, что все равны перед законом и судом и недопустимо какое-либо ограничение в правах по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Данный принцип закрепляется и  в Налоговом Кодексе РФ в ст. 3, которая также не допускает  какую-либо дискриминацию в налоговой  сфере по социальным, расовым, национальными иным критериям и и говорит о формально - юридическом равенстве налогоплательщиков перед законом и судом, о равенстве их правовых статусов, что означает запрет на установление дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала (за исключением таможенных пошлин), а также в зависимости от того, кто является налогоплательщиком или покупателем товаров, работ или услуг (ст. 353 НК РФ).23

В рамках налогового контроля необходимо сказать, что по принципу юридического равенства также ни одна организация  не может быть освобождена налоговыми органами от проведения в отношении  нее мероприятий налогового контроля и предполагает единство форм, методов проведения налогового контроля, применяемых на всей территории России.

  1. Принцип соблюдения прав человека и гражданина.

Ст. 2 Конституции РФ провозгласила, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью и должны соблюдаться всеми государственными органами и организациями.

Данный принцип хорошо проявляется  через «призму» права на судебную защиту, так как «право на правосудие - есть основная гарантия, предоставляемая  гражданину для реализации свобод и  всего того, что связано с этой реализацией (а именно: защиты личности, имущественных прав, законных интересов и др.), в случае нарушения его прав и свобод государственными органами, органами местного самоуправления, учреждениями, предприятиями, общественными объединениями или должностными лицами, государственными служащими.24Данный принцип универсален, является основным для всех отраслей Российской Права, поэтому, применительно к Налоговому контролю также необходимо говорить о приоритете прав и свобод человека в деятельности налоговых органов, организаций. Также в рамках принципа соблюдения прав человека и гражданин можно говорить о таком принципе налогового контроля, как принцип защиты прав налогоплательщика, который гарантируется на любом этапе проведении мероприятий налогового контроля. Контролируемые субъекты могут обжаловать действия и акты налоговых органов на любой стадии осуществления контрольной деятельности.

  1. Принцип гласности.

Принцип гласности означает открытую и доступную для всех организаций  и граждан деятельность государственных органов, а также возможность получения информации.

В сфере налогового контроля принцип  гласности реализуется, в частности, при официальном опубликовании  сведений о действующих на территории России налогах и сборах (ст. 16 НК РФ) и при исполнении налоговыми органами своих обязанностей по информированию налогоплательщиков о действиях налоговых органов, по даче разъяснений о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов (ст. 32 НК РФ).

  1. Принцип соблюдения налоговой тайны.

Данный принцип соответствует  требованиям соблюдения специального режима доступа к сведениям о налогоплательщике, полученным должностными лицами уполномоченных контрольных органов. Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений, определенных в ст. 102 НК РФ. Налоговая тайна не подлежит разглашению должностными лицами уполномоченных органов, привлекаемыми специалистами, экспертами, переводчиками за исключением случаев, предусмотренных Федеральным Законом.

Устанавливается запрет разглашения следующих видов, (разновидностей) тайн: государственную, служебную, коммерческую, банковскую, нотариальную, аудиторскую, адвокатскую, налоговую тайну и тайну страхования.25

  1. Принцип ответственности.

Заключается в том, что к лицу, совершившему правонарушение, применяются меры налоговой, административной и иной ответственности, наступающей за нарушение правил поведения в сфере налоговых отношений.26 Естественно, что данный принцип является основополагающим для института ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Все виды налоговых правонарушений и меры ответственности за их совершение установлены в гл. 16 Налогового Кодекса  РФ, также в КоАП РФ.

  1. Принцип презумпции невиновности налогоплательщика.

Принцип презумпции невиновности налогоплательщика - новелла российского налогового законодательства.

Во-первых, каждый налогоплательщик считается  невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном  федеральным законом порядке  и установлена вступившим в законную силу решением суда.

Во-вторых, обязанность по доказыванию  обстоятельств, свидетельствующих  о факте налогового правонарушения и виновности налогоплательщика, возлагается  на налоговые органы.

В-третьих, все неустранимые сомнения в виновности налогоплательщика толкуются в его пользу.

  1. Принцип независимости.

В настоящее время налоговые  органы РФ представляют собой организованную государством единую централизованную систему контрольных органов, объединенную в самостоятельное федеральное  министерство, призванную реализовывать интересы государства в сфере налогообложения и независимую от каких-либо организаций или физических лиц.

Органы, осуществляющие налоговый  контроль, приведены в ст. 38 Налогового Кодекса Российской Федерации, это:

  • налоговые органы: Государственная налоговая служба Российской Федерации, государственные налоговые инспекции по субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям;
  • таможенные органы: Государственный таможенный комитет Российской Федерации и иные таможенные органы Российской Федерации;
  • органы государственных внебюджетных фондов;
  • финансовые органы;
  • федеральных органы налоговой полиции: Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации, органы федеральной службы налоговой полиции по субъектам Российской Федерации и местные органы налоговой полиции;
  • иные контролирующие и правоохранительные органы.

Все вышеуказанные органы, осуществляющие налоговый контроль, исполняют возложенные  на них задачи во взаимодействии между  собой и с другими государственными органами.

  1. Принцип планомерности.

Под принципом планомерности подразумевает, что любая контрольная деятельность, для которой характерно ее постадийное  осуществление, всегда должна быть тщательно  подготовлена, а конкретные действия по проведению контроля должны быть соотнесены с временными рамками их осуществления.

Данный принцип призван обеспечивать более эффективное выполнение разработки на основе постепенного наращивания  функциональных возможностей контроля, что позволит своевременно корректировать разработку и на каждом последующем этапе оценивать целесообразность использования решений, принятых на изначальном этапе.

  1. Принцип объективности и достоверности.

Данный принцип обеспечивает обоснованность и достоверность аналитических  оценок для целенаправленного контроля, а также снижения степени субъективности при принятии решений налоговым инспектором.

2.3 Формы налогового контроля

 

Форма контроля - это способ конкретного  выражения и организации контрольных действий. Относительно к налоговому контролю, форму можно определить как регламентированный нормами налогового законодательства способ организации, осуществления и формального закрепления результатов мероприятий налогового контроля, представляющих собой единую совокупность действий уполномоченных органов по выполнению конкретной задачи налогового контроля.

В ст. 82 Налогового Кодекса указываются  следующие формы налогового контроля:

  • налоговые проверки;
  • получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов;
  • проверки данных учета и отчетности;
  • осмотр и обследование помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);
  • другие формы (такие, например, как создание налоговых постов и т.д.).

Также многие ученые к методам налогового контроля как к форме государственного финансового контроля, к примеру, В.В. Бурцев, И.И. Кучеров, относят ревизию, проверку, надзор, экспертизу нормативно-правовых актов и иных документов (включая касающиеся государственных программ, международных договоров и т.п.), в том числе их проектов, что, в настоящее время подвергается большим спорам. Так, О.А. Ногина полагает, что ревизия и надзор не могут быть формами контроля. Объектом налогового контроля являются денежные отношения публичного характера, для которых не характерна какая-либо «деятельность», охватываемая ревизией.

Однако все авторы сходятся в одном - налоговые проверки являются основной, наиболее эффективной формой контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах.27

Налоговая проверка - это процессуальное действие налогового органа по контролю за своевременностью, полнотой и правильностью выполнения налогоплательщиком своих обязанностей. Налоговая проверка осуществляются посредством сопоставления отчетных данных налогоплательщиков с фактическим состоянием его финансово-хозяйственной деятельности.

В соответствии с Налоговым Кодексом налоговые проверки проводятся налоговыми органами и таможенными органами, но только в отношении налогов, подлежащих уплате при перемещении товаров  через таможенную границу Российской Федерации.

 

Рисунок 3. Организация налогового контроля в России

Выделяются различные виды налоговых  проверок. В данной работе будет  рассмотрена классификация на основании  объема проверяемой документации и  места проведения налоговой проверки, по которой выделяются 2 вида налоговой проверки:

  • камеральная налоговая проверка;
  • выездная налоговая проверка.

Камеральная налоговая проверка - это проверка представленных налогоплательщиком налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, а также проверка других имеющихся у налогового органа документов о деятельности налогоплательщика, проводимая по месту нахождения налогового органа.28

Сущность камеральной налоговой  проверки заключается в следующем:

  • контроль за соблюдением налогоплательщиками налогового законодательства;
  • выявление и предотвращение налоговых правонарушений;
  • взыскание сумм неуплаченных или не полностью уплаченных налогов по выявленным нарушениям;
  • привлечение виновных лиц к налоговой и административной ответственности за совершение преступлений;
  • подготовка информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

Камеральная налоговая проверка делится  на 3 вида:

  1. Формальная проверка - проведение внешнего осмотра документов, в ходе которого проверяется наличие в нем всех необходимых реквизитов, каких-либо посторонних записей, пометок, проверку наличия всех установленных законодательством форм отчетности и документов.

Информация о работе Развитие налоговой политики государства