ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ЧИТИНСКИЙ ИНСТИТУТ (филиал)
ФГБОУ ВПО «БГУЭП»
Кафедра Финансов и кредита
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
Финансы
на тему:
«РЕФОРМИРОВАНИЕ
ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ»
Работу выполнила
Брылева Ольга Анатольевна
Студентка 2 курса,
ФК – 11 - 1
Научный руководитель
к.э.н., доцент Пляскина
Н. В.
Чита - 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Пенсионная система государства
является одним из наиболее социально
и экономически значимых секторов национальной
экономики, реализующих базовую конституционную
гарантию – материальное обеспечение
пенсионеров.
Осуществление пенсионной реформы
является одной из важнейших задач, стоящих
на данный момент перед нашей страной.
Причем от того, как будет решена эта задача
зависит не только решение комплекса социальных
проблем. Пенсионная реформа может иметь
гораздо более широкое воздействие на
жизнь страны. В частности, воздействие
макроэкономического плана.
Современная рыночная экономика
создает систему социальной защиты населения,
одним из важных аспектов которой является
пенсионное обеспечение. Реформа пенсионной
системы должна обеспечить соблюдение
принципов социальной справедливости.
До реформы пенсионная система
России была построена по так называемому
распределительному принципу, основанному
на солидарности поколений. Долгое время
представлялось, что распределительной
системе практически нет никакой альтернативы,
что обеспечивать жизнь пожилых граждан
можно только за счет перераспределения
ВВП между поколениями. Однако в последнее десятилетие
очевидность доминирования распределительной
системы явно поставлена под сомнение
практически на всех континентах
Прежняя пенсионная система России уже
изжила себя и, учитывая особенности демографической,
политической, экономической ситуации
в стране, можно говорить о необходимости
реформирования пенсионной системы в
России. Пенсионная реформа, проводимая в России,
напрямую затрагивает интересы каждого
человека, так как любая пенсионная система
- это одна из составляющих системы социальной
защиты. В любом обществе в той или иной
форме действует определенная система
социальной защиты населения. Она составляет
необходимый и существенный параметр
общественного устройства.
Кроме того пенсионное обеспечение -
это базовая и одна из самых важных социальных
гарантий стабильного развития общества,
поскольку оно непосредственно затрагивает
интересы нетрудоспособного населения
любой страны, а косвенно практически
все трудоспособное население. В России
в настоящее время проживает свыше 38,5
млн. престарелых, инвалидов и членов семей,
потерявших кормильца.
Таким образом, вопрос реформирования
российской пенсионной системы представляет
собой серьезную научную проблему этим
и объясняется актуальность выбранной
темы.
Целью данной курсовой работы
является изучение пенсионной системы
в Российской Федерации и процессы её
реформирования.
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ
ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ
Государственное пенсионное
страхование в России зародилось значительно
позднее, чем в большинстве развитых стран,
- в начале XX века и не получило широкого
распространения.
До 1917 г. в Царской России страхование
по старости не входило в сферу интересов
органов государственного управления.
Только отдельные виды профессиональной
деятельности, в основном связанные с
государственной службой, обеспечивались
целевыми социальными пособиями, которые
выплачивались после прекращения гражданином
работы в связи с наступлением установленного
возраста.
Социальная поддержка для беднейших
слоев населения оказывалась в основном
в форме милостыни. В сельской местности
существовала также система взаимной
социальной поддержки в рамках крестьянской
общины, осуществлявшей помощь погорельцам,
сиротам, вдовам.
Однако уже во второй половине
XVII в. (при Петре I) нищенство воспринимается
властями как угроза общественному благополучию,
безопасности и было запрещено. Законодательством
было определено, что нищих направляли
в богадельни, госпитали, в монастыри или
даже на принудительные работы.
Значительный вклад в зарождение
пенсионного обеспечения в России внес
Морской указ, согласно которому морские
члены могли рассчитывать на службу в
магазине, при гарнизоне или на переход
на штатскую службу, в случае если ими
было получено увечье.
После отмены в 1861 г. крепостного
права начался новый этап в развитии социальной
поддержки нуждающихся. Основная роль
поддержки бедных или нетрудоспособных
отводилась их родственникам. В случае
если, у нуждающихся не было родственников
или они были бедны, то их содержание возлагалось
на сословные крестьянские и мещанские
общества. Однако такие общества не могли
вносить существенный вклад в социальную
поддержку своих членов, так как сами были
бедны. В таком случае заботу о неимущих
могли брать на себя органы местного самоуправления
земств и городов.
В 1888 г. было утверждено положение
о пенсионных кассах страхового типа.
Начало развитию пенсионных касс в России
было положено на казенных и частных железных
дорогах. Участниками пенсионных касс
были служащие железных дорог, при этом
вступление было обязательным для всех
лиц.
После Октябрьской революции,
к началу 20-х гг., в советской науке развернулась
научно-практическая дискуссия о «необходимости
рассмотрения старости как отдельного
вида нетрудоспособности, нуждающегося
в пенсионном обеспечении». В то время
социальное обеспечение престарелых базировалось
не на основе учета пенсионного страхового
возраста, а в основном исходя из учета
степени утраты трудоспособности и наступления
инвалидности (полной утраты трудоспособности).
Начиная с 1932 г. пенсионное обеспечение
было распространено на работников практически
всех отраслей народного хозяйства. С
этого времени был законодательно закреплен
пенсионный возраст в стране: 55 лет для
женщин и 60 лет для мужчин. А в 1936 г. государственные
гарантии по цивилизованному пенсионному
обеспечению были закреплены в Конституции
СССР, которая предусматривала принцип
всеобщности государственной пенсии для
рабочих и служащих.
Следующим принципиально важным
этапом развития отечественной системы
государственного пенсионного обеспечения
следует считать 1956 г., когда был принят
Закон о государственных пенсиях, который
установил новые механизмы регулирования
размера пенсии по старости и отменил
выплату пенсий по старости работающим
пенсионерам, одновременно увеличив размеры
назначаемой пенсии. Одним из результатов
этого этапа наряду с ростом уровня пенсий
явилось резкое сокращение доли работающих
пенсионеров: с 60% в 1956 г. до 9% в 1962 г. [16]
Не менее важным этапом формирования
современной пенсионной системы следует
считать 1964 г., когда был принят Закон о
пенсиях и пособиях членам колхозов, который
распространил права рабочих и служащих
на наиболее массовую категорию тогдашнего
населения – работников сельского хозяйства.
Закон устанавливал, начиная с 1965 г. выход
на пенсию для колхозников-мужчин с 65 лет
и для женщин – с 60 лет. Однако уже в 1968
г. колхозникам было предоставлено право
на пенсию по старости с того же возраста,
что и рабочим и служащим.
В результате перечисленных
экспериментов по научно обоснованному
созданию системы пенсионного обеспечения
к середине 60-х гг. в нашей стране сложилась
полноценная государственная система
всеобщего пенсионного обеспечения по
старости, адекватная уровню социальных
гарантий цивилизованных стран.
В то же время необходимо отметить,
что система пенсионного обеспечения
в социалистический период формировалась
в рамках советской идеологии всеобщего
равенства, что наглядно проявилось в
принципе социалистической уравниловки.
Другой особенностью социалистической
пенсионной системы являлся принцип бюджетного
финансирования пенсионных выплат, а не
финансовой автономности и целевого страхования.
Указанные базовые социально-политические
принципы, заложенные в формирование советской
пенсионной системы, делали ее полностью
независимой от объективных факторов
– демографических, макроэкономических,
социально-трудовых, - которые влияют на
развитие современных пенсионных систем
в развитых странах.
С середины 60-х гг. прошлого
столетия зарубежные пенсионные системы
первыми начинают испытывать негативное
влияние глобальных демографических процессов,
которые проявляются в снижении темпов
прироста численности населения в трудоспособном
возрасте, увеличении продолжительности
жизни и ускорении процессов старения.
В нашей стране влияние глобального демографического
кризиса не имело в указанный период явного
проявления, так как накладывалось на
послевоенные тенденции роста численности
трудоспособного населения. Первые механизмы
влияния демографических факторов на
пенсионную систему были направлены на
более активное материальное стимулирование
занятости пенсионеров путем сохранения
им назначенной пенсии в период работы.
Однако и позднее – в период
перестройки и до самого недавнего времени
– при создании пенсионной системы нашей
страны непосредственное влияние демографических
факторов практически не учитывается.
Несмотря на то что социалистическая пенсионная
система была построена на принципах так
называемой системы социального страхования,
она не содержала всего комплекса необходимых
экономических признаков системы обязательного
пенсионного страхования, которые присущи
традиционным формам пенсионного обеспечения.
В то же время данная система
наряду с многочисленными экономическими
особенностями обладала одним важным
преимуществом – она обеспечивала абсолютно
всем категориям граждан минимально необходимый
прожиточный уровень. Поэтому начиная
с указанного периода и до 1990 г. пенсионная
система получила определение государственного
пенсионного обеспечения. Последняя характеризовалась
тем, что финансовые средства на государственное
пенсионное обеспечение аккумулировались
в консолидированном бюджете государственного
социального страхования, который, в свою
очередь, являлся составной частью государственного
бюджета страны.
Таким образом, предшествовавшая
современному этапу пенсионная система
была основана на консолидированной программе
финансирования выплаты пенсий и полностью
зависела от сбалансированности государственного
бюджета страны.
Помимо бюджета социального
страхования финансирование материального
обеспечения ряда категорий граждан (инвалидов
войны, инвалидов с детства и от рождения
и др.) осуществлялось полностью за счет
средств союзного бюджета, бюджетов союзных
республик и т.п. Для этого, в частности,
в указанных бюджетах предусматривались
средства на выплату пенсий и пособий
военнослужащим и их семьям.
Пенсионное обеспечение работников
науки по условиям и размерам также отличалось
от пенсионного обеспечения других категорий
работников и регулировалось специальными
нормативными актами, в частности Положением
о пенсионном обеспечении работников
науки, которое в то же время не исключало
возможности получения работником науки
или членами их семей пенсии по общему
пенсионному законодательству.
За счет средств союзного бюджета
также выплачивались так называемые персональные
пенсии союзного значения, за счет республиканских
бюджетов выплачивались персональные
пенсии республиканского значения, за
счет местных бюджетов и бюджетов и бюджетов
автономных республик – пенсии инвалидам
войн и их семьям, персональные пенсии
местного значения, пенсии работникам
науки. Полноправное пенсионное обеспечение
колхозников, которое было реализовано
начиная с середины 60-х гг. (Закон о пенсиях
и пособиях членам колхозов), позволило
сократить разрыв между уровнями пенсионного
обеспечения нетрудоспособных колхозников,
рабочих и служащих.
Отмеченные выше основные элементы
формирования отечественной пенсионной
системы наглядно показывают наличие
серьезных как методических и практических
проблем, которые достигли наибольшей
остроты в конце 80-х гг., когда стало очевидно,
что действующая пенсионная система не
в состоянии справится с накопившимися
в ней проблемами и противоречиями и эффективно
выполнять возложенные на нее функции.
Бесспорно, главной проблемой
любой пенсионной системы традиционно
является обеспечение сбалансированности
доходной и расходной частей пенсионного
бюджета. В результате обострения этой
проблемы в нашей стране финансово-ресурсная
обеспеченность выплаты пенсий к середине
80-х гг. снизилась настолько, что для проведения
очередного планового повышения размера
пенсии потребовалось привлекать дополнительные
источники. Так, повышение тарифов взносов
на социальное страхование в 1982 г. сократило
разрыв в уровне формирования доходной
части и потребности в расходной части
бюджета социального страхования.
Таким образом, можно сделать
вывод, что развитие пенсионной системы
до периода радикальных рыночных реформ
1990 г. свидетельствует о постепенном накоплении
в ней все большего количества экономических
и социальных проблем, которые могли быть
решены только путем кардинальных перемен
во всей пенсионной системе на базе формирования
и укрепления страховых принципов с учетом
требования полной финансовой самостоятельности
пенсионного бюджета от федерального.
Масштабность и глубина радикально-рыночных
преобразований в экономике потребовали
применения принципиально новых экономических
и правовых оснований в сфере пенсионного
обеспечения. В этих целях в 1990 г. был принят
Закон СССР «О пенсионном обеспечении
граждан в СССР». Однако уже через полгода
после его утверждения произошло изменение
государственно-политического устройства
нашей страны, что повлекло за собой распад
союзного государства и, соответственно,
общесоюзной пенсионной системы.
Российский пенсионный закон,
по существу, стал первым законом, в котором
пенсионное страхование было выделено
в организационно- и финансово-автономную
систему. При этом последовательно
достаточно четко были сформулированы
общепризнанные принципы обязательного
пенсионного страхования, определены
условия формирования Пенсионного фонда
РФ и его взаимоотношения с органами государственной
власти.
Изменение системы формирования
финансовых ресурсов пенсионного обеспечения
с государственно-бюджетного на преимущественное
использование страховых методов имеет
глубокое экономическое содержание и
социальные последствия для развития
рыночных отношений и эффективной деятельности
системы пенсионного обеспечения. В результате
радикальной экономической реформы в
стране пенсионная система получила новый
импульс развития в направлении укрепления
принципов пенсионного страхования.