Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 14:54, курсовая работа
Описание работы
Таким образом, вопрос реформирования российской пенсионной системы представляет собой серьезную научную проблему этим и объясняется актуальность выбранной темы. Целью данной курсовой работы является изучение пенсионной системы в Российской Федерации и процессы её реформирования.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 3 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ 5 2. СТРАТЕГИЯ ДОЛГОСРОЧНОГО РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РФ 12 3. ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО СОФИНАНСИРОВАНИЯ ПЕНСИЙ 20 4. ПРОБЛЕМА ПОВЫШЕНИЯ ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА 26 5. РЕФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА ДОСРОЧНЫХ ПЕНСИЙ 31 6. НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПЕНСИОННЫЕ ФОНДЫ 36 7. РЕЗУЛЬТАТЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ 41 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
Закон № 340-I определил принципиально
новый источник аккумуляции, накопления
и перераспределения всей суммы средств
на пенсионное обеспечение в одном специализированном
финансово-кредитном учреждении, для чего
был организован ПФР, основная функция
которого заключалась в финансировании
выплаты всех видов государственных пенсий.
Социалистическая система пенсионного
обеспечения не могла быть приспособлена
к новым условиям и была заменена на систему
государственного пенсионного страхования,
основанную на солидарно-распределительных
принципах.
Изменение правовых основ пенсионного
обеспечения и создание ПФР в России происходили
на фоне радикальных экономических и социальных
реформ, среди которых пенсионная реформа
занимала одно из ключевых мест наряду
с реформой цен, форм собственности и приватизацией,
системы государственного управления
экономикой и др.
Из всего хода развития пенсионного
страхования следует отметить, что существующая
пенсионная система многоуровневая не
смотря на то, что в ней реализован накопительный
элемент, и при этом она не потеряла и распределительного
характера, что предусматривает интересы
не только молодого поколения, а также
защищает интересы той части населения,
которая получает или в ближайшее время
будет получать пенсии, что позволяет
более мягко осуществлять реформирование
пенсионной системы.
СТРАТЕГИЯ ДОЛГОСРОЧНОГО
РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ
РФ
За два последних десятилетия
пенсионная система России существенно
изменилась. Сформировался каркас страховых
пенсионных институтов, включающий обязательные
виды социального страхования, корпоративные
пенсионные программы, личное страхование.
В основном разграничены по финансовым
источникам системы социальной помощи,
страхования и государственного социального
обеспечения. Созданы пенсионные институты,
основанные на современных технологиях,
- система условно-накопительных счетов
и обязательная накопительная составляющая.
Пенсионная система рассматривается
в настоящее время как главное условие
развития всей бюджетно-финансовой системы
страны. Многие эксперты настойчиво предрекают
близкий крах как самой созданной в ходе
рыночных реформ страховой пенсионной
системы, так и последующую деградацию
экономики в целом.
Предлагаются традиционные,
апробированные на западной практике
пенсионного обеспечения «универсальные»
рецепты: незамедлительное повышение
возраста выхода на пенсию (в первую очередь
женщин) и расширение форм принудительного
индивидуально-накопительного пенсионного
страхования.
Однако всесторонний анализ
сложившихся в нашей стране социальных,
демографических, исторических, рыночно-трудовых
и др. факторов показывает как необоснованность
сделанных выводов, так и неэффективность
предлагаемых рецептов по решению действительно
важной народнохозяйственной задачи –
долгосрочной устойчивости бюджетной
системы государства.
В статье А.К. Соловьева «Стратегия
долгосрочного развития пенсионной системы
России» предлагается рассмотреть фундаментальную
проблему страховой пенсионной системы
– государственное регулирование формирования
пенсионных прав и создание адекватного
экономического механизма их реализации.
[18]
Развитию российской пенсионной
системы препятствуют следующие проблемы.
Во-первых, пенсионная система
несимметрична по отношению к различным
социальным группам и не приспособлена
к удовлетворению потребностей в пенсионном
страховании растущего российского среднего
класса, он исключен из обязательной системы
и выполняет лишь роль донора.[19].
Во-вторых, существующая пенсионная
система не создает стимулов к легализации
зарплат и рабочих мест. В неформальном
экономическом секторе страны занято
приблизительно 12 млн. человек, которые
вообще не уплачивают взносы в пенсионную
систему или уплачивают их частично, тем
самым не участвуя в формировании солидарного
пенсионного фонда. Тем не менее пенсионное
законодательство предоставляет им значительные
пенсионные гарантии.
В-третьих, унаследованная с
советских времен система досрочных пенсий
не создает стимулов для замещения рабочих
мест с вредными и тяжелыми условиями
производства местами с нормальными условиями
труда. Если за рубежом право на досрочную
пенсию имеют три-четыре профессиональные
группы, то в России число профессий и
производств, работа в которых дает право
на досрочную пенсию, составляет около
2 тыс., объединенных в 27 групп получателей.
И в-четвертых, долгосрочным
стратегическим вызовом солидарной пенсионной
системе является негативный демографический
тренд, итогом которого уже в ближайшие
10 лет станет значительное увеличение
расходов на выплату пенсий в результате
ухудшения соотношения между численностью
пенсионеров и количеством работающих
плательщиков пенсионных взносов.
Таким образом, перед пенсионной
системой России на современном этапе
ее развития стоят четыре важнейшие задачи,
которые необходимо решить:
Довести размеры всех видов
пенсионного обеспечения до международно-признанных
стандартов.
Обеспечить минимальные уровни
государственных пенсионных гарантий.
Обеспечить долгосрочную устойчивость
всей пенсионной системы.
Повысить заинтересованность
и личное участие застрахованных лиц в
формировании пенсионных прав.
Пенсионные реформы, осуществляемые
в России, ориентированы на страховые
принципы, которые должны обеспечить адаптацию
пенсионной системы к рыночным условиям
социально-экономического развития.
Страховые принципы пенсионного
обеспечения радикально отличаются от
«нестраховых», которые обычно ассоциируются
с советской системой материального обеспечения
пенсионеров. «Советская пенсия», несмотря
на ее патерналистскую привлекательность
для отдельных социальных групп граждан,
практически не зависела от трудового
участия самого человека, и в совокупности
с развитой системой государственных
гарантий носила характер государственного
социального пособия по старости.
В рыночных условиях сохранение
данного уравнительного механизма материального
обеспечения пенсионеров, финансовым
источником которого в свое время служили
общеналоговые поступления в государственный
бюджет, социально не оправдано, а экономически
не осуществимо.
В условиях углубления демографического
кризиса, нарастания темпов старения населения
и сокращения численности трудоспособного
населения для обеспечения долгосрочной
устойчивости пенсионной системы нельзя
затягивать сроки полного и окончательного
перевода ее на страховые принципы.
Реализация страховых принципов
развития должна осуществляться по двум
составляющим пенсионной системы – формированию
пенсионных прав застрахованных лиц и
созданию финансовой базы реализации
государственных пенсионных обязательств.
Определяющим направлением
совершенствования пенсионной системы
является оптимизация механизма формирования
пенсионных прав, поскольку именно он
определяет размеры пенсий, объемы и структуру
расходов на их выплату, потребность в
тарифе страховых взносов.
В Российской Федерации в течение
последних 10 лет проводились мероприятия,
направленные на совершенствование пенсионной
системы, по итогам которых достигнуты
следующие результаты:
установление гарантированного
минимального уровня материального обеспечения
пенсионера не ниже величины прожиточного
минимума пенсионера в субъекте Российской
Федерации;
восстановление утраченных
в ходе рыночных реформ пенсионных прав,
приобретенных в советское время (валоризация);
создание объективных экономических
и правовых предпосылок формирования
пенсионных прав будущих пенсионеров
для получения трудовой пенсии на уровне
международных норм;
повышение среднего размера
трудовой пенсии.
Таким образом, проводимая пенсионная
политика была направлена на обеспечение
социально приемлемого материального
уровня пенсионеров. Но в пенсионной системе
сохраняются значительные внутренние
негативные факторы:
остается нерешенной проблема
досрочных пенсий;
не установлен сбалансированный
тариф страховых взносов для самозанятых граждан;
действуют тарифы, не позволяющие
в полном объеме покрывать сформированные
застрахованными лицами и гарантированные
государством пенсионные обязательства
перед гражданами.
Стратегия развития пенсионной
системы Российской Федерации разработана
в соответствии с Указом Президента РФ
от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации
государственной социальной политики».
А 28 декабря 2012 г. Премьер-министр России Дмитрий
Медведев утвердил Стратегию долгосрочного развития
пенсионной системы России и план-график подготовки проектов
федеральных законов по ее реализации.
Необходимость подготовки Стратегии
обуславливается макроэкономическими
и демографическими вызовами, стоящими
перед отечественной системой пенсионного
обеспечения.
Стратегия направлена на совершенствование
пенсионной системы, которая должна быть
адекватной современному экономическому
развитию Российской Федерации и соответствовать
международным стандартам.
Целью Стратегии является -
определение направлений и задач по обеспечению
развития в Российской Федерации пенсионной
системы, соответствующие международным
стандартам.
Стратегия определяет на период
до 2030 года социальные приоритеты и ориентиры,
а также механизмы государственной политики
в сфере пенсионного страхования на отдельных
этапах ее реализации, а также базируется
на оценке опыта реализации пенсионных
преобразований в Российской Федерации
и мировых тенденций развития пенсионных
систем.
Задачами пенсионной системы
являются:
обеспечение адекватного коэффициента
замещения утраченного заработка при
необходимом страховом (трудовом) стаже;
установление размера пенсии
на уровне не ниже величины прожиточного
минимума пенсионера в стране;
установление приемлемого уровня
страховой нагрузки для субъектов экономической
деятельности с установлением единого
тарифа страховых взносов для всех категорий
работодателей;
формирование гибкой и адаптивной
пенсионной системы путем создания постоянно
действующего механизма ее балансировки;
формирование трехуровневой
пенсионной системы для групп с разными
доходами (для средне- и высокодоходных
категорий – с опорой на добровольное
пенсионное страхование и негосударственное
пенсионное обеспечение при условии развития
этих институтов);
повышение эффективности накопительной
составляющей пенсионной системы через
развитие институтов добровольного пенсионного
страхования и негосударственного обеспечения.
Для достижения этих целей должна
быть осуществлена модернизация основных
институтов действующей пенсионной системы.
При этом необходимо обеспечивать преемственность
и сохранить социально-страховой принцип
функционирования данной системы, согласно
которому трудовая пенсия представляет
собой компенсацию заработной платы работника
в связи с утратой им трудоспособности
в случаях достижения пенсионного возраста,
наступления инвалидности и смерти кормильца.
Согласно Стратегии пенсионная система будет базироваться
на трехуровневой модели:
1-й уровень - трудовая
пенсия (государственная пенсия) в
рамках государственной (публичной)
системы обязательного пенсионного
страхования, формируемая за счет
страховых взносов работодателей
и работников, как в солидарную, так и в
обязательную накопительную составляющую.
Для граждан, которые не выполнили условий
обязательного пенсионного страхования,
сохраняются социальные пенсии, финансируемые
за счет средств федерального бюджета,
при этом назначены они могут быть только
гражданам, постоянно проживающим на территории
Российской Федерации не менее 15 лет;
2-й уровень – корпоративная
(добровольная) пенсия, право на которую
приобретается за счет дополнительных
страховых взносов, уплачиваемых на основании
индивидуального трудового или коллективного
договоров либо отраслевого тарифного
соглашения;
3-й уровень - частная пенсия,
формируемая за счет взносов, производимых
физическим лицом в добровольном порядке
в негосударственный пенсионный фонд,
страховую компанию или кредитную организацию.
Стратегия не содержит предложений
по повышению общеустановленного пенсионного
возраста - 55 лет для женщин и 60 лет для
мужчин.
Основными направлениями реализации
Стратегии определены:
совершенствование тарифно-бюджетной
политики, в том числе изменение показателей бюджета Пенсионного фонда РФ с учетом межбюджетных трансфертов федерального бюджета;
реформирование института досрочных
пенсий;
реформирование института накопительной
составляющей пенсионной системы, соотносимой с показателями развития финансового рынка и экономики в целом;
развитие корпоративного пенсионного
обеспечения;
совершенствование системы
формирования пенсионных прав;
совершенствование системы
управления обязательным пенсионным страхованием;
развитие международного сотрудничества
в сфере пенсионного обеспечения.