- Средств, досрочно выплаченных
из Пенсионного фонда РФ в НПФ по заявлению
застрахованного лица, учтенных в специальной
части индивидуального лицевого счета
застрахованного лица, включая страховые
взносы на финансирование накопительной
части трудовой пенсии, поступившие в
Пенсионный фонд РФ для последующей передачи
в НПФ и еще не переданные управляющей
компании;
- Средств, переданных фондом
в доверительное управление управляющей
компании;
- Средств, поступивших в НПФ
от управляющей компании для выплаты накопительной
части трудовой пенсии застрахованному
лицу или выплаты пенсионных накоплений
его правопреемникам, но еще не выплаченных;
- Средств, переданных в НПФ предыдущим
страховщиком в связи с заключением застрахованным
лицом с фондом договора об обязательном
пенсионном страховании;
- Средств, поступивших в НПФ
от управляющей компании для передачи
в соответствии с законодательством РФ
в другой НПФ или Пенсионный фонд РФ, но
еще не переданных.
Негосударственный пенсионный фонд максимально заинтересован
в том, чтобы его клиенты были довольны,
как ростом пенсионных накоплений, так
и качеством обслуживания - от этого напрямую
зависит вознаграждение негосударственного
пенсионного фонда и его сотрудников.
На оплату расходов фонда направляется
часть дохода (не более 15%) от размещения
пенсионных накоплений. Как некоммерческие организации,
НПФ всю прибыль от своей деятельности
направляют на увеличение средств на пенсионных
счетах для выплаты негосударственных
пенсий участникам НПФ, а не распределяют
между учредителями.
Деятельность фонда по негосударственному
пенсионному обеспечению участников фонда осуществляется
на добровольных началах и включает в
себя аккумулирование пенсионных взносов,
размещение и организацию размещения
пенсионных резервов, учет пенсионных
обязательств фонда, назначение и выплату
негосударственных пенсий участникам
фонда. Негосударственное пенсионное
обеспечение позволяет обеспечить самостоятельно
тот уровень пенсии, который необходим
человеку. Государственная пенсия явно
недостаточна и никто не планирует ее
значительного увеличения.
С учетом долгосрочности инвестирования
средств фондов и социальной значимости
института НПФ комплексной характеристикой
их деятельности является надежность.
Она предопределяется, с одной стороны,
наличием достаточных финансовых ресурсов
для обеспечения жизнедеятельности фонда,
а с другой – обеспечением гарантий сохранности
и прироста средств, поступивших от вкладчиков
и страхователей, а также своевременных
выплат участникам и застрахованным
лицам. Показателями надежности деятельности
фонда как финансовой системы могут являться
в краткосрочном периоде его текущая платежеспособность,
а в долгосрочном – финансовая устойчивость.
Под финансовой устойчивостью
НПФ понимается такое соотношение источников
финансирования собственного имущества
фонда и их использование, при котором
фонд в достаточной степени гарантирует
выполнение своих обязательств перед
участниками и застрахованными лицами,
а также имеет возможность развиваться
и финансировать собственную уставную
деятельность в долгосрочной перспективе.
Из данного определения следует,
что в НПФ отражается дуализм этого института.
С одной стороны, НПФ – это самостоятельное
юридическое лицо, за счет собственных
средств, средств вкладчиков либо за счет
учредителей финансирующее свою уставную
деятельность. С другой, НПФ – это социальный
институт, имеющий обязательства перед
участниками и застрахованными лицами,
для чего в структуре собственного имущества
формируются соответственно пенсионные
резервы и пенсионные накопления. Эти
два аспекта взаимоувязаны и взаимозависимы.
Говорить о финансовой устойчивости фонда
в целом возможно, только в должной степени
оценив оба аспекта.
Вопросы финансовой устойчивости
НПФ проработаны недостаточно. В данном
направлении необходимо предпринять комплекс
мер:
- В идеологическом плане: отказаться
от концепции перманентного роста при
формулировании государственной политики
в области пенсионного обеспечения; определить
возможные долгосрочные макроэкономические
сценарии, в том числе, неблагоприятные,
выявить и оценить возникающие системные
риски, описать возможные состояния пенсионной
системы в каждом сценарии и определить приоритетной задачей НПФ сохранение
пенсионных средств и обеспечение соответствующих
гарантий участникам и застрахованным
лицам фондов;
- В теоретическом плане: дать
широкое определение финансовой устойчивости
НПФ, учитывающее все аспекты деятельности
этого финансового института; ввести данный
термин в законодательство, стимулировать
научную дискуссию о факторах финансовой
устойчивости;
- В методическом плане: разработать
комплексную методику оценки финансовой
устойчивости, учитывающую количественные
и качественные параметры деятельности
фондов, в том числе совершенствовать актурные методы применительно к НПФ, ввести соответствующие изменения на законодательном уровне; также рекомендовать регуляторам совершенствовать требования к фондам, в частности к составу и структуре совокупного вклада учредителей, к составу и структуре размещения пенсионных средств;
- В прикладном плане: публиковать
открытый рейтинг финансовой устойчивости
фондов, обязательный к прохождению для
всех фондов, при этом заказчиками рейтинга
не должны выступать сами фонды или их ассоциации, иные организации
и сообщества.
Перечисленные меры не претендуют
на полноту выполнения, они определяют
лишь направления движения, по которым
целесообразно идти фондам, регулирующим
органам для повышения финансовой устойчивости
НПФ и защиты прав их участников и застрахованных
лиц.
РЕЗУЛЬТАТЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ
ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ
Тенденции развития пенсионной системы
Российской Федерации, а также реализация
предложений по ее совершенствованию
находятся в тесной взаимосвязи с общей
социально-экономической и в первую очередь
макроэкономической ситуацией в стране.
Предусмотренные в Стратегии меры будут
эффективно реализованы, если одновременно
произойдет позитивная трансформация
внешних по отношению к пенсионной системе
факторов и положения на рынке труда.
Главными условиями реализации предлагаемых
мер являются преодоление негативных
тенденций на рынке труда, которые до сих
пор проявляются в сохранении скрытой
зарплаты и теневой занятости, стабилизация
положения в формальном секторе рынка
труда и легализация теневого рынка труда,
а также повышение производительности
труда.
В процессе макроэкономического планирования
необходимо преодолеть тенденцию к усилению
неравенства в распределении заработной
платы по различным видам экономической
деятельности при одновременном сохранении
низкого удельного веса фонда оплаты труда
в структуре валового внутреннего продукта.
В части повышения эффективности демографической
программы необходимо реализовать стратегические
задачи по снижению смертности в детском
и трудоспособном возрастах, улучшить
качество здравоохранения и профилактику
заболеваемости.
Основной задачей пенсионной реформы
было создание пенсионной системы, которая
обеспечивала бы своевременную выплату
заработанных пенсий нынешним пенсионерам
и гарантировала бы обеспеченную старость
молодому поколению граждан. Процесс пенсионного
реформирования продолжается до сих пор,
этот процесс нацелен на дальнейшее повышение
доходов пенсионеров.
Реализация предлагаемых
мер позволит обеспечить достойный уровень
пенсий гражданам на основе принципа социальной
справедливости. Будет создана понятная
и прозрачная пенсионная система, позволяющая
гражданам выбирать наиболее приемлемую
для них пенсионную стратегию.
При этом предусматривается:
- достижение коэффициента замещения трудовой
пенсией по старости до 40 процентов утраченного заработка при
нормативном страховом стаже и средней
заработной плате;
- достижение приемлемого уровня пенсий
для среднего класса за счет участия в
корпоративных и частных пенсионных системах;
- обеспечение среднего размера трудовой
пенсии по старости на уровне 2,5 - 3 прожиточных минимумов пенсионера;
- достижение максимально возможной сбалансированности
пенсионной системы.
Поскольку гарантия
пенсионного обеспечения является одной
из главных функций социального государства,
то в рыночных условиях система пенсионного
обеспечения должна не только выполнять
функцию «борьбы с бедностью», но и
«стимулировать» активное участие застрахованных
граждан в формировании собственных пенсионных
прав.
Пенсионной реформе
в России, стартовавшей в 2002 г. исполнилось
10 лет. Одним из наиболее важных итогов
ее первого этапа стало внедрение в систему
обязательного пенсионного страхования
накопительного компонента. В результате
в настоящее время в РФ сформирована уникальная
по своему содержанию пенсионная система,
сочетающая распределительные и накопительные
механизмы в обязательном пенсионном
страховании.
Средний размер трудовой
пенсии по старости в Российской Федерации
в 2012 году составил 9706 руб. С 2002 года он
увеличился в 6,5 раз в номинальном размере
и более чем в 2,8 раза в реальном.
Таким образом, проводимая
пенсионная политика была направлена
на обеспечение социально приемлемого
материального уровня пенсий.
Вместе с тем в рамках
пенсионной системы не достигнуты долгосрочная
финансовая устойчивость и сбалансированность
бюджета Пенсионного фонда Российской
Федерации.
Основной задачей реформ
является достижение долгосрочной финансовой
сбалансированности пенсионной системы,
повышение уровня пенсионного обеспечения
граждан и формирование стабильного источника
для дополнительных доходов в социальную
систему. Суть реформ заключается в коренном
изменении взаимоотношений между работником
и работодателем: в повышении ответственности
работников за обеспечение своей старости,
а также в повышении ответственности работодателя
за уплату страховых взносов за каждого
работника. Существовавшая ранее система
назначения пенсий не давала работнику
возможности заработать нормальную пенсию,
она лишь перераспределяла средства между
группами с различным уровнем доходов
и из одних регионов в другие.
Также одной из основных
задач, которую должны решить реформы
– обеспечить прозрачность пенсионной
системы. Каждый работник ежегодно должен
получать отчет о состоянии заработанных
им пенсионных прав: общий объем перечисленных
работодателем взносов, общий объем пенсионного
капитала. Уже начиная с 1 января 2002 года
реально запущен механизм персонифицированного
учета уплаченных взносов и каждый россиянин,
застрахованный в системе обязательного
страхования, будет получать официальные
уведомления о состоянии собственного
пенсионного счета.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Любая пенсионная система –
это система социального вспомоществования.
Её задачами является обеспечение средствами
к жизни человека в старости, когда он
утрачивает доходы от трудовой деятельности.
Социальная функция пенсии, также должна
обеспечивать достойные условия жизни
для тех, кто не получал высоких заработных
плат и не смог заработать большую пенсию.
Перед реформой стояли и продолжают
стоять две задачи: обеспечение достойной
старости пенсионеров и уменьшение финансовой
нагрузки государства. Вместе с тем, наше
государство рыночное, предполагается,
что основная ответственность за будущую
пенсию должна ложиться на самого будущего
пенсионера и его работодателя, т.е. работник
и работодатель на паритетных началах
и под патронажем профсоюзов и государства
должны аккумулировать достаточно денежных
средств для будущей пенсии работника.
Сложность решения этих задач упирается
в недостаточность развития нашей экономики.
Формирование эффективной системы
пенсионного обеспечения требует применения
всего потенциала государственной власти
с целью регулирования заработной платы
в стране, государственного стимулирования,
развития дополнительных систем пенсионного
страхования и участием в финансировании
работодателей и работников.
По моему мнению,
реформирование пенсионной системы требует
комплексного подхода. Невозможно реформировать
пенсионную систему в отрыве от реформы
заработной платы и системы налогообложения.
А эффективность реформы возможно оценить
только по ее окончании. Пока что можно
отнести в плюсы валоризацию, пенсионеры
стали получать больше денег, также создана
программа софинансирования пенсии, негосударственные
пенсионные фонды начинают набирать популярность,
из чего можно сделать вывод о том, что
пенсионные реформы дают уже некоторые
результаты.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
- Аранжереев М.М. Негосударственное пенсионное обеспечение: особенности современного этапа. // ЭКО. – 2011. - №3. – с. 58-77.
- Вавулин Д.А. О некоторых итогах пенсионной реформы в России. // Финансы и кредит. – 2012. - №2. – с. 32-40.
- Веселов А.И. Расчет возможности увеличения пенсионного возраста в России. // Финансы и кредит. – 2011. - №18. – с. 53-56.
- Гурвич Е., Кудрин А. Старение населения и угроза бюджетного кризиса. // Вопросы экономики. – 2012. - №3. – с. 52-79.
- Добриян Е.И., Самаруха В.И., Жигас М.Г. Обязательное пенсионное страхование: теория и практика. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2009. – 192 с.
- Единая Россия Официальный
сайт партии: http://er.ru/news/2012/9/25/karelova-modernizaciya-instituta-dosrochnyh-pensij-ozdorovit-situaciyu-na-rynke-truda/
- Жуков А.Е. Определение надзорными органами финансовой устойчивости негосударственных пенсионных фондов, основанное на оценке рисков. // Финансы и кредит. – 2012. - №28. – с. 53-61.
- Иванов А.Е. Направления развития
пенсионной системы Российской Федерации. // Финансы и кредит. – 2012. - №10. – с. 66-72.
- Кибовская С. Досрочные пенсии и профессиональные пенсионные системы // Человек и труд. – 2012. - №1. – с. 31-34.
- Кузнецова О.В. Пенсия: порядок
расчета и выплаты : практическое пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : КНОРУС, 2010. – 208 с.
- Министерство труда и социальной
защиты РФ: http://www.rosmintrud.ru/ministry/programms/7
- Муравлева Т.В. Новые подходы к определению пенсионного возраста. // Финансы и кредит. – 2011. - №43.
– с. 2-6.
- Пенсионный фонд Российской Федерации: http://www.pfrf.ru/financed_public_pension/
- Роик В.Д. Пенсионная реформа: нужна концепция социального контракта поколений россиян для XXI века. // ЭКО. – 2012. - №2. – с.58-71.
- Скурова А.В. Особенности пенсионного страхования в России и за рубежом. // Российский внешнеэкономический
вестник. – 2011. - №4. – с. 56-69.
- Скурова А.В. Особенности пенсионного страхования в России и за рубежом. // Российский внешнеэкономический
вестник. – 2011. - №5. – с. 67-71.
- Соловьев А.К. Актуарный прогноз долгосрочного развития пенсионной системы России. // Финансы. – 2012. - №5. – с. 57-65.
- Соловьев А.К. Актуарный прогноз долгосрочного развития пенсионной системы России. // Экономист. – 2012. - №6. – с.55-64.
- Соловьев А.К. Пенсионное страхование:
учеб. пособие. – М.: Норма, 2008. – 400стр.
- Соловьев А.К. Резервы повышения
эффективности пенсионной системы. // Финансы. – 2013. - №3. – с. 51- 55.
- Соловьев А.К. Стратегия долгосрочного
развития пенсионной системы России // Финансы. – 2012. - №3. – с. 53 –
59.
- Соловьев А.К. Финансовая система обязательного пенсионного страхования в России. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 480 с.: ил.
- Соловьев А.К. Экономика пенсионного страхования: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 335 с.
- Фомин Д.А. Итоги реформирования и перспективы пенсионной системы России: вместо послесловия. // ЭКО. – 2011. - №3. – с.86-92.
- Якушев Е. О путях совершенствования
пенсионного страхования. // Человек и труд. – 2012. - №1. – с. 11-16.
- Российская Газета: http://www.rg.ru/sujet/4072/.
- РиаНовости: http://ria.ru/society/20130417/933097863.html