Но одна из проблем
российской пенсионной системы состоит
в очень низком возрасте фактического
назначения пенсии, который для многих
россиян наступает после 45-50 лет (средний
пенсионный возраст женщин — 52 года, мужчин
— 54 года). И необходимость его поднять
назрела давно. Во-первых, продолжительность
трудовой жизни каждого следующего поколения
сокращается, ибо учатся все дольше и дольше.
А во-вторых, появление новых технологий
и развитие сектора услуг приводят к тому,
что реальной утраты трудоспособности
к 55/60 годам у многих работников не происходит.
Тем не менее, нельзя
не признавать очевидных демографических
ограничений возможности поднять возраст
в России. Низкая продолжительность жизни
идет рука об руку с плохим состоянием
здоровья и инвалидностью. Неоправданно
быстрое и радикальное (например, до 65
лет) повышение пенсионного возраста в
нашей стране может привести к росту числа
инвалидов и не дать ожидаемого прироста
числа занятых. Но вполне оправданно
поднять пенсионный возраст у женщин,
чьи характеристики здоровья, продолжительности
жизни и условия труда в среднем лучше,
чем у мужчин. Причем даже выравнивание
пенсионного возраста следует проводить
медленно, повышая его на 4–6 месяцев в
год, то есть, растягивая поднятие возраста
с 55 до 60 лет на 10–15 лет.
Но существует ряд причин отказа
от повышения пенсионного возраста в России:
- Дискуссия о повышении пенсионного
возраста остается в настоящее время одной
из самых актуальных в связи с дефицитом бюджета Пенсионного фонда и неразрешенностью
вопроса пенсионной реформы и споров вокруг нее.
- Нет никаких демографических оснований для
повышения пенсионного возраста. Продолжительность
жизни в нашей стране за 50 лет не выросла.
Она сейчас находится на уровне 1960 года.
При этом средняя продолжительность жизни
в странах ОЭСР за тот же период выросла
на 17 лет;
- Нет оснований со стороны рынка труда. Есть
проблемы для предоставления рабочих
мест для людей после 45 лет. Повышение
пенсионного возраста лишь усугубит эту
проблему. С другой стороны, повышение
пенсионного возраста и вынужденная конкуренция
за рабочие места людей старших возрастов
еще более осложнит проблему ротации кадров
и молодежной безработицы.
- Нет социальных оснований. С учетом деградации социальной инфраструктуры
«молодые пенсионеры», в особенности,
пенсионерки, работая бабушками, выполняют
функцию ухода за детьми и престарелыми,
восполняя, таким образом, нехватку мест в детских садах, оздоровительных лагерях, домах престарелых и т.п. Причем делают это за очень небольшое вознаграждение в виде пенсии.
- Нет оснований вследствие плохого состояния
здоровья населения. Низкая средняя продолжительность жизни вызвана прежде всего высокой смертностью и заболеваемостью именно в трудоспособном возрасте, особенно у мужчин. Многие не в состоянии доработать даже до 55 лет. Особенно, те, кто занят физическим трудом. Повышение
пенсионного возраста приведет к тому,
что граждане будут уходить на пенсию
по инвалидности. Другим следствием может
быть еще большее увеличение смертности
прямо на рабочих местах.
Таким образом, пенсионный возраст в России
повышаться не будет, заявил премьер-министр
Дмитрий Медведев 17 апреля, выступая с отчетом правительства перед
Госдумой.
«Мы долго обсуждали тему, которая является
сверхрезонансной, и приняли решение не повышать
пенсионный возраст, с учетом той ситуации,
которая существует в нашей стране. Нужно
сделать так, чтобы гражданам выгодно
было продолжать работать и после достижения
пенсионного возраста. Мы заинтересованы
в том, чтобы стимулировать активную жизнедеятельность
людей по достижению пенсионного возраста.
Сохранятся и механизмы индексации пенсий», —
сказал он.
Пенсионный возраст — лишь один
из инструментов палитры будущих политических
решений в пенсионной сфере, и пользоваться
им надо взвешенно и осторожно.
РЕФОРМИРОВАНИЕ
ИНСТИТУТА ДОСРОЧНЫХ ПЕНСИЙ
Общеустановленный пенсионный
возраст у женщин составляет 55 лет, а у
мужчин – 60 лет. В некоторых случаях при
наличии достаточного специального трудового
стажа граждане имеют право на пенсию
ранее достижения указанного возраста.
Основными принципами
преобразования системы досрочных пенсий
являются сохранение системы социальных
гарантий работникам, занятым на производствах
с особыми условиями труда, поддержание
доверия граждан к закону и действиям
государства, недопустимость произвольных
изменений в законодательстве Российской
Федерации, а также установление переходного
периода в целях адаптации граждан к новым
условиям пенсионного обеспечения.
Проблему досрочных пенсий
специалисты обычно рассматривают в двух
аспектах. С одной стороны, из советского
прошлого Россия унаследовала систему
предоставления досрочных пенсий, создание
которой обуславливалось целями привлечения
рабочей силы на предприятия с вредными,
тяжелыми и опасными условиями труда,
а так же районы с неблагоприятными климатическими
условиями. С другой – затраты на выплату
досрочных пенсий все возрастают.
По оценке Минздравсоцразвития,
доля получателей досрочных пенсий в 2010
г достигла 34 % (10,5 млн. человек) от общей
численности пенсионеров и продолжает
повышаться, увеличивая расходы ПФР. При
этом 73% получателей досрочных пенсий
по старости, не достигших общеустановленного
пенсионного возраста, продолжают работать,
причем больше половины – на тех же рабочих
местах. [9]
Очевидно, что сложившийся механизм
управления занятостью, возникший в советское
время и предполагающий, что дополнительные
расходы на досрочные пенсии компенсируются
из общих пенсионных доходов, не отвечает
условиям рыночной экономики, что отражается
на стабильности пенсионной системы.
Финансирование выплат досрочных пенсий
осуществляется за счет общих доходов
бюджета Пенсионного фонда Российской
Федерации, а не за счет дополнительных
страховых взносов работодателей.
По существу, льготные пенсии компенсируют
работникам неблагоприятные условия труда,
ответственность за которые должны нести
работодатели, а также позволяют работодателям
решать проблему привлечения кадров на
рабочие места с вредными и опасными условиями
труда.
Самостоятельный источник финансирования
досрочных пенсий в связи с особыми условиями
труда, а также занятостью на отдельных
видах работ отсутствует, поэтому эти
пенсии выплачиваются за счет средств,
уплачиваемых работодателями в виде общеустановленных
страховых взносов. Это снижает возможности
для повышения пенсий остальным категориям
получателей.
Реформирование досрочного
пенсионного обеспечения является сложной
и комплексной задачей, в рамках выполнения
которой необходимо принять меры по улучшению
условий труда и созданию стимулов для
работодателей, обеспечивающих модернизацию
рабочих мест. Модернизация института
досрочных пенсий будет стимулировать
работодателей к созданию более благоприятных
условий труда на предприятиях, что позволит
значительно оздоровить ситуацию на рынке
труда, а также изменить ситуацию, когда
право на получение досрочных пенсий предоставляется
безотносительно к фактическим условиям
труда, показателям здоровья и трудоспособности
работников и когда издержки по обеспечению
прав отдельных граждан на досрочную пенсию.
Такое мнение высказала первый заместитель
председателя комитета Госдумы по труду,
социальной политике и делам ветеранов
Галина Карелова, комментируя внесение
на рассмотрение правительства РФ проекта
стратегии развития пенсионной системы
до 2030 года.[11]
Реформирование досрочного
пенсионного обеспечения является многогранной
и комплексной задачей, в рамках выполнения
которой требуется также предпринять
меры по улучшению условий труда и стимулированию
работодателя к модернизации рабочих
мест. Следует предпринять меры по сокращению
уровня смертности и травматизма от несчастных
случаев на производстве и профессиональных
заболеваний, а также по обеспечению экономической
мотивации улучшения работодателями условий
труда.
Вместе с реформированием
досрочных пенсий необходимо также совершенствовать
систему обязательного социального страхования
от несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний по следующим
направлениям:
- оптимизация тарифной
политики по обязательному социальному
страхованию от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний
с целью установления адекватных размеров
страховых тарифов за счет детальной дифференциации
в зависимости от уровня профессионального
риска и величины расходов по каждому
виду экономической деятельности;
- перенос акцента в
расходах Фонда социального страхования
РФ с выплат гражданами, уже получившим
повреждение здоровья в связи с несчастными
случаями на производстве или профессиональными
заболеваниями, на финансирование мероприятий
по предупреждению наступления этих страховых
случаев с установлением в законодательстве
РФ механизма реагирования в случаях выявления
признаков профессиональных заболеваний
с целью предупреждения их дальнейшего
развития.
В целях развития форм
социальных гарантий работникам, адекватных
современным условиям рыночной экономики,
предлагается поэтапная трансформация
института досрочных пенсий, а так же предоставление
работникам в соответствии с их интересами
соответствующих гарантий и компенсаций
в рамках норм трудовых отношений и коллективных
договоров.
В целях стимулирования
работодателей, имеющих места, включенные
в Списки №1 и №2 и «малые списки», к улучшению
условий труда и оптимизации таких рабочих
мест, а также в целях реализации принципов
справедливости и сбалансированности
пенсионной системы предлагается установление
дополнительного тарифа страховых взносов
в Пенсионный фонд РФ.
Для адаптации страхователей
к изменению страховой нагрузки предусматривается
следующая этапность [6]:
- дополнительный тариф
страховых взносов для страхователей
в отношении выплат лицам, работающим
на рабочих местах, включенных в Список
№, на 2013 год – 4%, на 2014 год – 6%, на 2015 –
9%, а в отношении выплат лицам, работающих
на местах, включенных в Список №2 и в «малые
списки» - на 2013 год – 2%, на 2014 год – 4%, на
2015 год – 6%.
С учетом различий
в приобретенных правах на досрочную трудовую
пенсию предлагается выделить три категории
лиц, в отношении которых использовать
следующие подходы к реформированию досрочных
пенсий.
Сохранить право на
назначение и выплату досрочных трудовых
пенсий в рамках обязательного пенсионного
страхования для лиц, имеющих «полный»
для назначения трудовой пенсии по старости
ранее достижения общеустановленного
возраста стаж на соответствующих видах
работ. Лица, имеющие «неполный» специальный
стаж и не сформировавшие права на досрочную
трудовую пенсию, приобретают право на
включение периодов работы при уплате
за них страховых взносов в увеличенном
на дополнительный тариф размере, при
этом они сохраняют право на назначение
досрочных трудовых пенсий.
Предлагается на основе
положений, зафиксированных в коллективных
договорах либо трудовых договорах и утвержденных
в локальных нормативных актах, создать
систему социальных гарантий в части,
касающейся добровольного пенсионного
страхования или негосударственного пенсионного
обеспечения в целях формирования дополнительных
пенсионных прав работников.
В качестве дополнительной
гарантии для работников, занятых на рабочих
местах, включенных в Списки, предлагается
продлить программу государственного
софинансирования добровольных пенсионных
накоплений.
Указанные меры позволят
снизить дефицит бюджета Пенсионного
фонда РФ примерно на 0,1 – 0,2% ВВП к 2020 году,
а также повысить ответственность и стимулы
работодателей к улучшению условий труда,
оптимизации рабочих месть, а также предоставить
работникам возможность получения соответствующих
их интересам гибких форм гарантий и компенсаций.
Предлагаемый экономический
механизм для пенсионного обеспечения
бюджетников позволяет избежать увеличения
страховой нагрузки на работодателей,
и к середине 2030-х годов обеспечит перевод
данной категории пенсионеров на общие
основания пенсионного обеспечения.
НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ
ПЕНСИОННЫЕ ФОНДЫ
Российская система
негосударственного пенсионного обеспечения
достаточно молода: первые негосударственные
пенсионные фонды (НПФ) были учреждены
в нашей стране 16 сентября 1992г. Президент
РФ подписал Указ №1077 «О негосударственных
пенсионных фондах», который положил начало
развитию рынка НПФ. Но и за этот недолгий
период фонды уже успели пройти через
серьезные испытания, в том числе кризисами
1998 г. и 2008-2009 гг.
Появление НПФ стало
следствием того, что государство почувствовало
трудности пенсионного обеспечения престарелых
и нетрудоспособных граждан за счет взносов
работающего населения.
НПФ представляют собой
некоммерческие финансовые организации,
которые осуществляют:
- деятельность по негосударственному
пенсионному обеспечению участников фонда
в соответствии с договорами негосударственного
пенсионного обеспечения;
- деятельность в качестве
страховщика по обязательному пенсионному
страхованию и договорам об обязательном
пенсионном страховании;
- деятельность в качестве страховщика
по профессиональному пенсионному
страхованию в соответствии с федеральным
законом и договорами и создании профессиональных пенсионных систем (ст. 2 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах»).
Таким образом, негосударственные
пенсионные фонды участвуют в двух уровнях
пенсионного обеспечения: накопительной
части государственной пенсии и добровольной
негосударственной пенсии.
Деятельность НПФ регулируется
Федеральным законом от 12 января 1996 г.
№ 7 – ФЗ «О некоммерческих организациях»
и Федеральным законом от 7 мая 1998 г. №
75-ФЗ «О негосударственных пенсионных
фондах». Деятельность НПФ подлежит обязательному
лицензированию. НПФ в обязательном порядке
страхуют свою деятельность, что гарантирует
для вкладчиков получение негосударственной
пенсии в случае банкротства выбранного
НПФ.
Целями создания НПФ являются
повышение качества обслуживания застрахованных
лиц и пенсионеров и повышение эффективности
пенсионной системы.
В рамках деятельности по обязательному
пенсионному страхованию, негосударственные
пенсионные фонды формируют средства
пенсионных накоплений. Эти средства НПФ
обязан передать в доверительное управление
одной или нескольким управляющим компаниям
для последующего их инвестирования. Причем
Законодательство РФ определяет как активы,
в которые пенсионные накопления могут
инвестироваться, так и структуру инвестиционного
портфеля. В рамках деятельности
по негосударственному пенсионному обеспечению,
негосударственные пенсионные фонды формируют
средства пенсионных резервов. В соответствии
с действующим законодательством НПФ
могут размещать свои пенсионные резервы
самостоятельно или через управляющие
компании. НПФ вправе самостоятельно
размещать средства в государственные
и муниципальные ценные бумаги, ценные
бумаги субъектов РФ, на банковский депозит
или в объекты недвижимости. Пенсионные накопления в НПФ
формируются за счет: