Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 14:54, курсовая работа
Описание работы
Таким образом, вопрос реформирования российской пенсионной системы представляет собой серьезную научную проблему этим и объясняется актуальность выбранной темы. Целью данной курсовой работы является изучение пенсионной системы в Российской Федерации и процессы её реформирования.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 3 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ 5 2. СТРАТЕГИЯ ДОЛГОСРОЧНОГО РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РФ 12 3. ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО СОФИНАНСИРОВАНИЯ ПЕНСИЙ 20 4. ПРОБЛЕМА ПОВЫШЕНИЯ ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА 26 5. РЕФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА ДОСРОЧНЫХ ПЕНСИЙ 31 6. НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПЕНСИОННЫЕ ФОНДЫ 36 7. РЕЗУЛЬТАТЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ 41 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
Предусмотренные в Стратегии
меры будут эффективно реализованы, если
одновременно произойдет позитивная трансформация
внешних по отношению к пенсионной системе
демографических факторов и положения
на рынке труда. Главными условиями реализации
предлагаемых мер являются преодоление
негативных тенденций на рынке труда,
которые до сих пор проявляются в сохранении
скрытой зарплаты и теневой занятости,
стабилизации положения в формальном
секторе и легализации неформального
сектора рынка труда.
Пенсионная реформа России
пройдет в несколько этапов, первый из
которых начался уже с 1 января 2013 года,
по словам главы Пенсионного фонда России
Антона Дроздова. С 1 января 2013 повышены тарифы
страховых взносов для работодателей,
имеющих вредные и опасные условия труда;
вырос тариф в Пенсионный фонд за самозанятое
население. Кроме того, в 2013 году россиянам
предстоит сделать выбор между распределительной
и накопительной системами пенсионного
страхования. В соответствии с новой пенсионной
реформой РФ, с 2014 года отчисления в накопительную
часть пенсии снижаются с 6% до 2%, оставшиеся
4% будут перераспределены в страховую
часть пенсии. Перераспределение накопительного
тарифа будет добровольным.
Также из его слов можно выделить
то, что у Пенсионного фонда сейчас два
главных направления работы: это бюджет
(фонда) и ход пенсионной реформы. Он отметил,
что, если не принять решения по пенсионной
реформе, Россия пойдет по инерционному
пути. "У нас действительно начнут падать
ключевые параметры: коэффициент замещения
и соотношение пенсии к прожиточному минимуму
пенсионера", - Дроздов.
И несмотря на то, что фактически
пенсионная реформа в РФ уже началась —
в этом году профильным министерствам
и ведомствам предстоит разработать и утвердить
ряд ключевых моментов пенсионного страхования.
Во-первых, в первом полугодии 2013 года должна
быть подготовлена новая пенсионная формула.
Во-вторых, должен быть решен вопрос о минимальном
стаже, необходимом для назначения пенсии.
Кроме того, планируется, что в новом году
будет принят закон о корпоративных пенсиях,
а также будет переформатирована программа
государственного софинансирования пенсий.
ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО СОФИНАНСИРОВАНИЯ ПЕНСИЙ
Софинансирование
пенсии означает внесение добровольных
взносов на накопительную часть трудовой
пенсии. Другими словами, суть софинансирования
заключается в дополнительных взносах,
которые вносятся на накопительную часть
будущей пенсии гражданина, при этом часть
взносов платит гражданин, а другую часть
платит государство. Тем самым наряду
с гражданином государство осуществляет
софинансирование накопительной части
трудовой пенсии граждан.
Программа государственного
софинансирования пенсии или ДСВ (дополнительные
страховые взносы) – это государственная программа,
с помощью которой вы можете значительно
увеличить свои пенсионные накопления,
перечисляя дополнительные взносы на
накопительную часть пенсии.
Начиная с 1 января 2009 года, россияне
могут увеличить свою будущую трудовую
пенсию с участием государства. В Российской
Федерации действует Программа государственного
софинансирования пенсии: часть взносов
в накопительную часть пенсии платит сам
гражданин, другую часть – государство.
Программа действует в соответствии с Федеральным
законом от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных
страховых взносах на накопительную часть
трудовой пенсии и государственной поддержке
формирования пенсионных накоплений», который принят в рамках Федерального
закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном
пенсионном страховании в Российской
Федерации».В Программе могут участвовать
все россияне, зарегистрированные в системе
обязательного пенсионного страхования.
В том числе люди старшего поколения и
те, кто в настоящее время по действующему
законодательству не имеют права формировать
накопительную часть трудовой пенсии
(граждане 1966 года рождения и старше).
Закон дал старт государственной
программе софинансирования пенсий, в
соответствии с которой пенсионные накопления
граждан, добровольно перечисляющих взносы
на накопительную часть трудовой пенсии,
будут пополняться за счет софинансирования
государства в объеме уплаченных взносов,
но не более 12 тысяч в год и при условии
уплаты добровольных взносов не менее
2 тысяч в год.
Для государства целью софинансирования
является стимулирование формирования
пенсионных накоплений и повышение
уровня пенсионного обеспечения граждан.
Выступая третьей стороной,
работодатель освобождается от уплаты
страховых взносов в размере уплаченного
им взноса, но не более 12 000 руб. в год на
одного работника. Также сумма взноса
работодателя включается в состав расходов,
учитываемых при налогообложении прибыли.
Сейчас, когда многие предприятия
и компании сокращают социальные пакеты
сотрудников, софинансирование будущей
пенсии работников может стать частью
соцпакета, предлагаемого работодателем.
Выступая третьей стороной софинансирования,
работодатель увеличивает пенсионный
капитал своих сотрудников, тем самым
создавая дополнительную мотивацию для
персонала.
В новой государственной пенсионной
программе работодателям отведены три
важные функции:
Работодатель
принимает от своих работников «Заявления
о добровольном вступлении в правоотношения
по уплате дополнительных страховых взносов
на накопительную часть пенсии», обрабатывает
их и передает в территориальный орган
ПФР;
Работодатель
уплачивает дополнительных страховые
взносы из средств работника на расчетные
счета банка и ведет соответствующий бухгалтерский
учет и отчетность;
Работодатель
представляет отчетность в органы Пенсионного
фонда.
Плательщиками страховых взносов
являются: лица, производящие выплаты
и иные вознаграждения физическим лицам:
организации;
индивидуальные предприниматели;
физические лица, не признаваемые
индивидуальными предпринимателями;
индивидуальные предприниматели,
адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной
практикой, непроизводящие выплаты и другие
вознаграждения физическим лицам (самозанятое население).
Если плательщик относится
к нескольким категориям, он уплачивает
страховые взносы по каждому основанию.
С 1 января 2013 года введены новые
коды бюджетной классификации по страховым
взносам на обязательное пенсионное страхование
в соответствии с Федеральным законом
от 03.12.2012 № 218-ФЗ «О бюджете Пенсионного
фонда Российской Федерации на 2013 год
и на плановый период 2014 и 2015 годов».
Для учета страховых взносов
на обязательное пенсионное страхование
в Российской Федерации, зачисляемых в
бюджет Пенсионного фонда Российской
Федерации на выплату страховой части
и накопительной части трудовой пенсии,
в том числе за расчетные периоды с 2002
года по 2009 год включительно. Государство будет осуществлять
софинансирование в течение 10 лет с момента
уплаты гражданином первых взносов в рамках
Программы. Гражданин вправе сам определять
и менять размер дополнительных взносов,
а также прекратить или возобновить выплаты
в любое удобное время. Виды страховых взносов:
Страховые взносы на обязательное
пенсионное страхование в Российской
Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии (за расчетные периоды с 2002 года по 2009 год включительно)
Страховые взносы на обязательное
пенсионное страхование в Российской
Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд
Российской Федерации на выплату накопительной
части трудовой пенсии (за расчетные периоды с 2002 года по 2009 год включительно)
Страховые взносы на обязательное
пенсионное страхование в размере, определяемом
исходя из стоимости страхового года,
зачисляемые в Пенсионный фонд Российской
Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии (за
расчетные периоды, истекшие 1 января 2013 года)
Страховые взносы на обязательное
пенсионное страхование в размере, определяемом
исходя из стоимости страхового года,
зачисляемые в Пенсионный фонд Российской
Федерации на выплату накопительной части
трудовой пенсии (за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2013 года)
Страховые взносы по дополнительному
тарифу за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии
Страховые взносы по дополнительному
тарифу за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в подпунктах 2-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии
Страховые взносы на обязательное
пенсионное страхование в фиксированном
размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного
фонда Российской Федерации на выплату
страховой части трудовой пенсии
Страховые взносы на обязательное
пенсионное страхование в фиксированном
размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного
фонда Российской Федерации на выплату
накопительной части трудовой пенсии
Все взносы в накопительную
часть трудовой пенсии в рамках Программы
государственного софинансирования пенсионных
накоплений включаются в состав средств
пенсионных накоплений гражданина. Они
зачисляются на персональный счет гражданина
и будут ежегодно индексироваться. Их
дальнейшее использование осуществляется
в соответствии с установленным законодательством
условиями формирования и инвестирования
средств пенсионных накоплений.
Особые условия программы государственного
софинансирования пенсии действуют для
тех, кто:
достиг общеустановленного
пенсионного возраста (55 лет для женщин
и 60 лет для мужчин);
не обратился за начислением
ни одной из частей трудовой пенсии (например,
продолжает работать).
Для них объем государственного
софинансирования увеличивается в четыре
раза, но не превышает 48 000 рублей в год.
То есть, перечислив 12 000 рублей в год на
накопительную часть пенсии, с учетом
взноса государства гражданин за год пополнит
свой индивидуальный пенсионный счет
на 60 000 рублей в год.
На сегодняшний день
количество участников программы софинансирования
составляет более 9,4 млн. человек. Стать
участником программы можно до 1 октября
2013 года. Таким
образом, реализация Программы ни на шаг
не отступает от намеченного плана. Вступившие
и начавшие делать взносы до указанного
срока граждане остаются полноценными
участниками. Сама Программа продолжит
свое действие заявленные 10 лет для каждого,
кто к ней присоединился.
Программа оказалась
невостребованной: из числа занятых в
экономике (около 70 млн. человек) в ней
участвовали менее 13%. 9 млн. участников
- все, кто хоть раз внес взнос в систему.
Часть из них потом вышли из программы,
поэтому участвующих в ней на регулярной
основе меньше.
ПРОБЛЕМА ПОВЫШЕНИЯ
ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА
Пенсионный возраст – это юридическая
граница старости, отмечающая момент,
когда гражданин превращается из плательщика
пенсионных взносов в получателя пенсионных
выплат. Таким образом, на макроуровне
пенсионный возраст выступает одним из
основных регуляторов соотношения между
численностью пенсионеров и плательщиков
пенсионной системы.
В современном российском законодательстве
пенсионный возраст устанавливается п.
1 ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 №
173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской
Федерации». Право на трудовую пенсию
по старости имеют мужчины, достигшие
возраста 60 лет, и женщины, достигшие 55
лет.
Дискуссии о том, нужно
ли повышать пенсионный возраст в России,
идут уже не первый год. Кто-то утверждает,
что повышение возраста неизбежно, кто-то
придерживается прямо противоположного
мнения. Но менять его целесообразно будет
только тогда, когда для этого будут объективные
условия. Они у нас возникнут только в
конце 2020-х годов. Те объективные условия,
которые привели к повышению пенсионного
возраста в странах ЕС, у нас сложатся
с отставанием в 30 лет. [20]
Старение означает,
что люди дольше получают пенсию, в результате
быстро нарастает численность населения
пенсионного возраста. По прогнозам Росстата,
в ближайшие 20 лет в полтора раза ухудшится
соотношение между населением в рабочем
и в пенсионном возрасте.
Процесс старения населения
вызывает необходимость существенного
увеличения затрат на пенсионное обеспечение,
здравоохранение и социальную поддержку
по уходу в старших возрастах, повышается
финансовая нагрузка на работающих. Это
требует безотлагательной разработки
новой государственной политики в области
пенсионного обеспечения и медицинской
помощи пожилым гражданам, а также социальной
поддержки.
Процесс старения населения
и увеличения доли пожилого населения
в России в ближайшие 10-15 лет потребует
привлечения дополнительных финансовых
ресурсов на пенсионное обеспечение и
доведения их общей величины до 16-18% ВВП,
что примерно в 1,5-1,6 раза больше, чем это
предусмотрено программой Правительства
России, направленной на совершенствование
пенсионной системы в период до 2025 г. [14]
Старение населения вызывает
необходимость применения различных институтов
для повышения доходов пенсионеров и усиления
их социальной поддержки. Важнейшим из
них могут стать следующие институты:
Обязательного социального
пенсионного страхования, в финансировании
которого должны принимать участие не
только работодатели, но и сами работающие;
Обязательного социального
страхования по уходу (долгосрочный уход
после тяжелых болезней);
Завещаний и покупки аннуитета
за счет сбережений и имущества граждан;
контролируется как государственными
органами, так и общественными организациями
пенсионеров.
Пенсионная политика
России должна решать три поставленные
перед ней задачи: социальную, финансовую
и экономическую. Целью социальной задачи
является обеспечение достойного уровня
жизни пенсионеров и гарантированное
повышение их доходов. Финансовая задача
состоит в развитии системы институционального
финансирования и диверсификации источников
финансирования пенсий. Экономическая
же задача представляется решением проблемы
увеличения пенсионного возраста россиян.
За последние десять
лет российскому правительству удалось
увеличить ежемесячные пенсии россиян
с 50 до 300 долл. В результате, доля пенсионеров
в малоимущем населении России сократилась
с 19% (в 2002г.) до 15,6% в 2011г. Однако увеличение
размера пенсий способствует одновременно
и росту дефицита Пенсионного фонда. И,
тем не менее, основная идея пенсионной
стратегии правительства РФ, представленная
в декабре прошлого года Министерством
труда, состоит в обещании увеличивать
и дальше размер пенсионных выплат российским
гражданам и довести его до 40% от среднего
заработка с учетом 35-летнего трудового
стажа. [27]. Единственная политика,
не ведущая в тупик – по мере увеличения
длительности жизни повышать пенсионный
возраст так, чтобы сохранялась пропорция
между продолжительностью трудовой деятельности
и продолжительностью жизни на пенсии.
В этом случае сохраняется баланс между
числом работников и числом пенсионеров
- значит не нужно будет повышать ставки
пенсионных взносов и не будет снижаться
коэффициент замещения. Так что повышение
пенсионного возраста – единственный
устойчивый путь решения проблемы старения.