Региональные финансы и их место в финансовой системе страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 14:04, курсовая работа

Описание работы

В связи с этим целью этой работы является рассмотрение сущности, функций,
особенностей региональных финансов и их роль в социально – экономическом
развитии региона, а также принципов формирования статей доходов и расходов региональных бюджетов, исследование состояния и перспектив развития региональных финансов. В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- Раскрыть экономическую сущность, назначение и состав региональных финансов.
- Рассмотреть организационно-правовые основы региональных бюджетов.
- Выявить особенности управления региональными финансами.
- Провести анализ финансовых ресурсов Алтайского края.

Содержание работы

Введение: 3
1.Сущность и роль региональных финансов. 6
1.1 Понятие региональных финансов, их особенности, состав и функции. 6
1.2 Роль региональных финансов в социально-экономическом развитии региона. 10
2.Региональные бюджеты. 12
2.1 Понятие региональных бюджетов. 12
2.2 Доходы и расходы региональных бюджетов. 16
2.3 Проблемы взаимоотношений региональных и местных бюджетов 22
2.4 Анализ финансовых ресурсов Алтайского края. 26
Заключение: 37
Список литературы: 40

Файлы: 1 файл

курсовая готовая.docx

— 86.00 Кб (Скачать файл)

 

Министерство сельского  хозяйства Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

 

 АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

КАФЕДРА ФИНАНСЫ И КРЕДИТ

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 по дисциплине «Финансы»

 

 

Тема:

«Региональные финансы и  их место

 в финансовой системе  страны»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                  Выполнила студентка

                                                                  экономического факультета

                                                                                Специальность: бух. учет, анализ

                                 и аудит

                                               Семченко Алёна                     

                                                                  Проверила: к.э.н., доцент

                                                                      Кудинова М.Г.

 

 

 

 

 

 

 

Барнаул 2013

 

Содержание:

 

Введение: 3

1.Сущность  и роль региональных финансов. 6

1.1 Понятие  региональных финансов, их особенности,  состав и функции. 6

1.2 Роль региональных  финансов в социально-экономическом  развитии региона. 10

2.Региональные  бюджеты. 12

2.1 Понятие  региональных бюджетов. 12

2.2 Доходы  и расходы региональных бюджетов. 16

2.3 Проблемы  взаимоотношений региональных и  местных бюджетов 22

2.4 Анализ  финансовых ресурсов Алтайского  края. 26

Заключение: 37

Список литературы: 40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

В условиях становления и развития рыночных отношений для научного обоснования радикальных экономических  реформ большое значение приобретает региональная экономика - область научных знаний о размещении производительных сил, экономике регионов.

В настоящее время основная хозяйственная  деятельность осуществляется в регионах. Им дано право самостоятельно решать экономические проблемы, устанавливать межрегиональные связи и связи с зарубежными странами.

Каждый регион занимает определенное место в хозяйственном комплексе  страны, составляя в то же время  единое экономическое целое с  другими регионами. Поэтому знания о стране складываются из глубоких и всесторонних знаний всех ее регионов. И это придает особенно большую значимость научным знаниям о регионах, изучению региональной экономики.

Особенно важную роль играет региональная экономика в научном обеспечении экономических преобразований, создании единого экономического пространства при рационализации межрегиональных связей, формировании региональных рынков.

В настоящее время внутри России идет процесс суверенизации регионов, республик, автономных образований. Поэтому  усилен процесс регионализации экономики  отдельных субъектов Федерации, вырабатываются новая региональная политика и региональная стратегия, главные положения которых нужно знать каждому экономисту.

На современном этапе особенно важен дифференцированный подход к  решению конкретных экономических вопросов в зависимости от возможностей и особенностей каждого региона. Только строгий всесторонний учет всех природно-экономических, демографических, экологических и иных условий и особенностей различных регионов под углом зрения задач развития и размещения хозяйственного комплекса страны дает возможность разумно сочетать решение основных задач подъема экономики с рациональным развитием экономики регионов.

Одной из важнейших составных частей финансовой системы государства  являются региональные финансы, которые охватывают региональные бюджеты административно-территориальных единиц и финансы субъектов хозяйствования, используемые для удовлетворения потребностей регионов. Региональные финансы обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных с социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения.

В последние десятилетия во многих государствам наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к региональным. Поэтому роль региональных финансов усиливается, а сфера их использования расширяется. Величина региональных финансов растет, и во многих странах она составляет превалирующую часть финансовых ресурсов государства. Но без постоянного совершенствования этой системы не будет происходить желаемого финансового развития страны. Поэтому важно изучить систему управления финансами региона и ее совершенствование.

Актуальность решения проблемы региональных финансов определяется не только формирующимися новыми подходами  к управлению территориями, но и  невозможностью выработки для этих целей в российских условиях некоей универсальной модели действия, что, прежде всего, связано с большой дифференциацией в уровнях социально-экономического развития, как самих регионов, так и входящих в их состав муниципальных образований (территорий). Причем к настоящему времени еще не сложились в достаточно законченном виде теория и практика комплексной оценки уровня развития этих регионов и территорий, анализа их социально-экономической дифференциации и типизации, в том числе с учетом финансово-бюджетного аспекта их развития. Это затрудняет формирование фактически необходимой системы достаточно гибких подходов к управлению социально-экономическим развитием регионов и территорий, в том числе с использованием инструментов региональных финансов и финансовой политики.

 

В связи с этим целью  этой работы является рассмотрение сущности, функций,

особенностей региональных финансов и их роль в социально – экономическом

развитии региона, а также принципов формирования  статей доходов и расходов региональных бюджетов, исследование состояния и перспектив развития региональных финансов. В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

-   Раскрыть экономическую сущность, назначение и состав региональных  финансов.

-   Рассмотреть организационно-правовые основы региональных бюджетов.

-   Выявить особенности управления региональными финансами.

-   Провести анализ финансовых ресурсов Алтайского края.

 
 
Объект работы - субъект Российской Федерации (область, край, республика, автономная область или округ) с входящими в его состав муниципальными образованиями. Предметом работы являются финансовые ресурсы региона.

Во второй части работы представлен анализ финансовых ресурсов Алтайского края.

 

1.Сущность и роль региональных  финансов.

1.1 Понятие  региональных финансов, их особенности,  состав и функции.

Все финансовые потоки, циркулирующие  в экономике, всегда привязаны к определенной территории, поскольку они отражают результаты взаимодействия конкретных институциональных единиц, расположенных в той или иной точке пространства. На территории региона осуществляется множество финансовых операций, производящихся между региональными институциональными единицами: домашние хозяйства получают свои доходы, из которых они уплачивают налоги, делают покупки и сбережения, предприятия производят и реализуют продукцию, финансовые посредники предоставляют финансовые услуги домашним хозяйствам и предприятиям, региональные власти формируют региональный бюджет и расходуют его на общерегиональные нужды и т.д. С другой стороны, в регионе имеются и финансовые потоки межрегиональных и интернациональных институциональных единиц, которые получают финансовые средства из-за пределов региона и отправляют их. Тем не менее, на определенной территории локализуется некоторая часть финансовых операций, производимых между  всеми институциональными единицами, и концентрируется часть имеющихся в стране финансовых ресурсов.

В соответствии с общими подходами, используемыми для определения  региональных финансов, ими  можно назвать денежные ресурсы и потоки в наличной и безналичной формах, которые обеспечивают нормальный с точки зрения потребностей хозяйства территории уровень производства товаров и услуг, устойчивый товарообмен в соответствии с законами рыночного хозяйствования и социально приемлемый уровень жизни населения. Финансы региона — это прямой «слепок» с его экономики, его производственно-экономической и ресурсной базы.

Вместе с тем финансы региона — неотъемлемая составная часть финансовой системы страны. Их содержание и социально-экономические функции определяются теми же характеристиками, что и для финансовой системы страны в целом, а их роль отличается лишь спецификой тех задач управления, которые реализуются на данном — региональном или местном — уровне федеративной структуры государства с учетом сложившейся и нормативно закрепленной системы распределения полномочий и ответственности Федерации, ее субъектов и институтов местного самоуправления. 

Финансовые ресурсы, созданные  на территории, складываются из следующих

важнейших частей:

- ресурсы бюджетов всех  уровней (используются для текущего  финансирования

экономики региона, социальной сферы, финансирования наиболее важных проектов развития соответствующих территорий);

- ресурсы субъектов хозяйствования (используются для финансирования  оборотных средств и капиталовложений, содержания социальных объектов, находящихся в собственности соответствующих субъектов хозяйствования);

-   ресурсы внебюджетных  фондов;

-   кредитные ресурсы  коммерческих  банков и прочих  финансовых структур

(используются для срочного  и возвратного финансирования  оборотных средств и капиталовложений);

-   дотации, субвенции  и другие поступления из вышестоящих  бюджетов для

покрытия дефицита территориальных  бюджетов и централизованные инвестиции (из федерального бюджета или федеральных инвестиционных фондов).[4,c 536]

Таким образом, финансовые ресурсы  региона определяются как финансовые ресурсы всех институциональных единиц, функционирующих в регионе.

Основная особенность  финансов региона заключается в  том, что здесь действуют как бы три самостоятельные финансовые подсистемы — государственная (финансовые ресурсы федеральных органов и самого субъекта Федерации); муниципальных образований; а также отдельных юридических и физических лиц, прежде всего (по значимости) хозяйствующих субъектов. Первые две подсистемы традиционно относятся к категории централизованных финансов (бюджетная система и централизованные внебюджетные фонды); третья подсистема — к категории децентрализованных финансов. Финансы частных юридических и физических лиц, естественно, не находятся в прямой юрисдикции региональных или местных органов власти, однако в значительной степени также являются объектом управления, объектом региональной финансовой политики через инструменты налогообложения, бюджетного финансирования социальных сфер, финансирования.[ 9,c 336]

                Таким образом, поскольку, в конечном счете все подсистемы финансов региона находятся на одной и той же территории и исходят из интересов одних и тех же жителей региона, такое разделение, естественное для условий многоукладного рыночного хозяйства, не должно препятствовать консолидированному участию этих подсистем в решении местных социально-экономических проблем. Разница лишь в принципах действия, зоне действия и степени ответственности каждой из подсистем. Единое поле деятельности всех финансов региона диктует и единый критерий оценки управления региональными финансами — улучшение экономической и социальной ситуации в регионе.

Сущность и роль региональной финансовой системы в жизни общества проявляется через функции: мобилизационную, распределительную и контрольную.

1.     Контрольная  функция проявляется лишь в  процессах использования

хозяйствующими субъектами государственных средств.

2.     Мобилизационная  функция обеспечивает поступление  средств для нужд

региона. В результате в  руках региональных органов власти сосредотачиваются

большие ресурсы, расходование которых может существенно повлиять на развитие общества.

3.     Распределительная  функция связана с перемещением  доходов от производителей в иные сферы хозяйства.

Таким образом, финансы региона  представляют собой систему экономических отношений, посредством которой национальный доход распределяется и перераспределяется на цели социально-экономического развития территории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Роль  региональных финансов в социально-экономическом  развитии региона.

В условиях отказа от планово-директивных методов управления (в том числе и на территориальном уровне) и перехода на преимущественно рыночные начала хозяйствования финансовые инструменты становятся основным рычагом воздействия на ход экономических и социальных процессов в регионе. Роль региональных финансов в процессе управления социально-экономическим развитием территорий резко повышается.

Являясь, прежде всего инструментом проведения региональной социально-экономической политики, финансы региона должны способствовать развитию производства, росту занятости, привлечению инвестиций, в том числе в те отрасли, которые являются приоритетными с точки зрения текущих и долговременных задач функционирования регионального хозяйственного комплекса. Финансы региона должны обеспечить необходимыми жизненными ресурсами те группы населения, которые по возрасту или иным причинам не в состоянии участвовать в процессе материального производства, но должны иметь гарантированный минимальный доход. [5, c 337]

Информация о работе Региональные финансы и их место в финансовой системе страны