Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 14:04, курсовая работа
В связи с этим целью этой работы является рассмотрение сущности, функций,
особенностей региональных финансов и их роль в социально – экономическом
развитии региона, а также принципов формирования статей доходов и расходов региональных бюджетов, исследование состояния и перспектив развития региональных финансов. В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- Раскрыть экономическую сущность, назначение и состав региональных финансов.
- Рассмотреть организационно-правовые основы региональных бюджетов.
- Выявить особенности управления региональными финансами.
- Провести анализ финансовых ресурсов Алтайского края.
Введение: 3
1.Сущность и роль региональных финансов. 6
1.1 Понятие региональных финансов, их особенности, состав и функции. 6
1.2 Роль региональных финансов в социально-экономическом развитии региона. 10
2.Региональные бюджеты. 12
2.1 Понятие региональных бюджетов. 12
2.2 Доходы и расходы региональных бюджетов. 16
2.3 Проблемы взаимоотношений региональных и местных бюджетов 22
2.4 Анализ финансовых ресурсов Алтайского края. 26
Заключение: 37
Список литературы: 40
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ФИНАНСЫ И КРЕДИТ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Финансы»
Тема:
«Региональные финансы и их место
в финансовой системе страны»
Семченко Алёна
Барнаул 2013
Содержание:
Введение: 3
1.Сущность
и роль региональных финансов.
1.1 Понятие региональных финансов, их особенности, состав и функции. 6
1.2 Роль региональных
финансов в социально-
2.Региональные бюджеты. 12
2.1 Понятие региональных бюджетов. 12
2.2 Доходы
и расходы региональных
2.3 Проблемы
взаимоотношений региональных
2.4 Анализ
финансовых ресурсов
Заключение: 37
Список литературы: 40
В условиях становления и развития
рыночных отношений для научного
обоснования радикальных
В настоящее время основная хозяйственная деятельность осуществляется в регионах. Им дано право самостоятельно решать экономические проблемы, устанавливать межрегиональные связи и связи с зарубежными странами.
Каждый регион занимает определенное
место в хозяйственном
Особенно важную роль играет региональная
экономика в научном
В настоящее время внутри России
идет процесс суверенизации
На современном этапе особенно важен дифференцированный подход к решению конкретных экономических вопросов в зависимости от возможностей и особенностей каждого региона. Только строгий всесторонний учет всех природно-экономических, демографических, экологических и иных условий и особенностей различных регионов под углом зрения задач развития и размещения хозяйственного комплекса страны дает возможность разумно сочетать решение основных задач подъема экономики с рациональным развитием экономики регионов.
Одной из важнейших составных частей
финансовой системы государства
являются региональные финансы, которые
охватывают региональные бюджеты административно-
В последние десятилетия во многих государствам наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к региональным. Поэтому роль региональных финансов усиливается, а сфера их использования расширяется. Величина региональных финансов растет, и во многих странах она составляет превалирующую часть финансовых ресурсов государства. Но без постоянного совершенствования этой системы не будет происходить желаемого финансового развития страны. Поэтому важно изучить систему управления финансами региона и ее совершенствование.
Актуальность решения проблемы региональных финансов определяется не только формирующимися новыми подходами к управлению территориями, но и невозможностью выработки для этих целей в российских условиях некоей универсальной модели действия, что, прежде всего, связано с большой дифференциацией в уровнях социально-экономического развития, как самих регионов, так и входящих в их состав муниципальных образований (территорий). Причем к настоящему времени еще не сложились в достаточно законченном виде теория и практика комплексной оценки уровня развития этих регионов и территорий, анализа их социально-экономической дифференциации и типизации, в том числе с учетом финансово-бюджетного аспекта их развития. Это затрудняет формирование фактически необходимой системы достаточно гибких подходов к управлению социально-экономическим развитием регионов и территорий, в том числе с использованием инструментов региональных финансов и финансовой политики.
В связи с этим целью этой работы является рассмотрение сущности, функций,
особенностей региональных финансов и их роль в социально – экономическом
развитии региона, а также принципов формирования статей доходов и расходов региональных бюджетов, исследование состояния и перспектив развития региональных финансов. В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- Раскрыть экономическую сущность, назначение и состав региональных финансов.
- Рассмотреть организационно-правовые основы региональных бюджетов.
- Выявить особенности управления региональными финансами.
- Провести анализ финансовых ресурсов Алтайского края.
Объект работы - субъект Российской
Федерации (область, край, республика,
автономная область или округ) с входящими
в его состав муниципальными образованиями.
Предметом работы являются финансовые
ресурсы региона.
Во второй части работы представлен анализ финансовых ресурсов Алтайского края.
Все финансовые потоки, циркулирующие в экономике, всегда привязаны к определенной территории, поскольку они отражают результаты взаимодействия конкретных институциональных единиц, расположенных в той или иной точке пространства. На территории региона осуществляется множество финансовых операций, производящихся между региональными институциональными единицами: домашние хозяйства получают свои доходы, из которых они уплачивают налоги, делают покупки и сбережения, предприятия производят и реализуют продукцию, финансовые посредники предоставляют финансовые услуги домашним хозяйствам и предприятиям, региональные власти формируют региональный бюджет и расходуют его на общерегиональные нужды и т.д. С другой стороны, в регионе имеются и финансовые потоки межрегиональных и интернациональных институциональных единиц, которые получают финансовые средства из-за пределов региона и отправляют их. Тем не менее, на определенной территории локализуется некоторая часть финансовых операций, производимых между всеми институциональными единицами, и концентрируется часть имеющихся в стране финансовых ресурсов.
В соответствии с общими подходами, используемыми для определения региональных финансов, ими можно назвать денежные ресурсы и потоки в наличной и безналичной формах, которые обеспечивают нормальный с точки зрения потребностей хозяйства территории уровень производства товаров и услуг, устойчивый товарообмен в соответствии с законами рыночного хозяйствования и социально приемлемый уровень жизни населения. Финансы региона — это прямой «слепок» с его экономики, его производственно-экономической и ресурсной базы.
Вместе с тем финансы региона — неотъемлемая составная часть финансовой системы страны. Их содержание и социально-экономические функции определяются теми же характеристиками, что и для финансовой системы страны в целом, а их роль отличается лишь спецификой тех задач управления, которые реализуются на данном — региональном или местном — уровне федеративной структуры государства с учетом сложившейся и нормативно закрепленной системы распределения полномочий и ответственности Федерации, ее субъектов и институтов местного самоуправления.
Финансовые ресурсы, созданные на территории, складываются из следующих
важнейших частей:
- ресурсы бюджетов всех
уровней (используются для
экономики региона, социальной сферы, финансирования наиболее важных проектов развития соответствующих территорий);
- ресурсы субъектов
- ресурсы внебюджетных фондов;
- кредитные ресурсы коммерческих банков и прочих финансовых структур
(используются для срочного и возвратного финансирования оборотных средств и капиталовложений);
- дотации, субвенции
и другие поступления из
покрытия дефицита территориальных бюджетов и централизованные инвестиции (из федерального бюджета или федеральных инвестиционных фондов).[4,c 536]
Таким образом, финансовые ресурсы региона определяются как финансовые ресурсы всех институциональных единиц, функционирующих в регионе.
Основная особенность финансов региона заключается в том, что здесь действуют как бы три самостоятельные финансовые подсистемы — государственная (финансовые ресурсы федеральных органов и самого субъекта Федерации); муниципальных образований; а также отдельных юридических и физических лиц, прежде всего (по значимости) хозяйствующих субъектов. Первые две подсистемы традиционно относятся к категории централизованных финансов (бюджетная система и централизованные внебюджетные фонды); третья подсистема — к категории децентрализованных финансов. Финансы частных юридических и физических лиц, естественно, не находятся в прямой юрисдикции региональных или местных органов власти, однако в значительной степени также являются объектом управления, объектом региональной финансовой политики через инструменты налогообложения, бюджетного финансирования социальных сфер, финансирования.[ 9,c 336]
Таким образом, поскольку, в конечном счете все подсистемы финансов региона находятся на одной и той же территории и исходят из интересов одних и тех же жителей региона, такое разделение, естественное для условий многоукладного рыночного хозяйства, не должно препятствовать консолидированному участию этих подсистем в решении местных социально-экономических проблем. Разница лишь в принципах действия, зоне действия и степени ответственности каждой из подсистем. Единое поле деятельности всех финансов региона диктует и единый критерий оценки управления региональными финансами — улучшение экономической и социальной ситуации в регионе.
Сущность и роль региональной финансовой системы в жизни общества проявляется через функции: мобилизационную, распределительную и контрольную.
1. Контрольная функция проявляется лишь в процессах использования
хозяйствующими субъектами государственных средств.
2. Мобилизационная
функция обеспечивает
региона. В результате в руках региональных органов власти сосредотачиваются
большие ресурсы, расходование
которых может существенно
3. Распределительная
функция связана с
Таким образом, финансы региона представляют собой систему экономических отношений, посредством которой национальный доход распределяется и перераспределяется на цели социально-экономического развития территории.
В условиях отказа от планово-директивных методов управления (в том числе и на территориальном уровне) и перехода на преимущественно рыночные начала хозяйствования финансовые инструменты становятся основным рычагом воздействия на ход экономических и социальных процессов в регионе. Роль региональных финансов в процессе управления социально-экономическим развитием территорий резко повышается.
Являясь, прежде всего инструментом проведения региональной социально-экономической политики, финансы региона должны способствовать развитию производства, росту занятости, привлечению инвестиций, в том числе в те отрасли, которые являются приоритетными с точки зрения текущих и долговременных задач функционирования регионального хозяйственного комплекса. Финансы региона должны обеспечить необходимыми жизненными ресурсами те группы населения, которые по возрасту или иным причинам не в состоянии участвовать в процессе материального производства, но должны иметь гарантированный минимальный доход. [5, c 337]
Информация о работе Региональные финансы и их место в финансовой системе страны