Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 14:04, курсовая работа
В связи с этим целью этой работы является рассмотрение сущности, функций,
особенностей региональных финансов и их роль в социально – экономическом
развитии региона, а также принципов формирования статей доходов и расходов региональных бюджетов, исследование состояния и перспектив развития региональных финансов. В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- Раскрыть экономическую сущность, назначение и состав региональных финансов.
- Рассмотреть организационно-правовые основы региональных бюджетов.
- Выявить особенности управления региональными финансами.
- Провести анализ финансовых ресурсов Алтайского края.
Введение: 3
1.Сущность и роль региональных финансов. 6
1.1 Понятие региональных финансов, их особенности, состав и функции. 6
1.2 Роль региональных финансов в социально-экономическом развитии региона. 10
2.Региональные бюджеты. 12
2.1 Понятие региональных бюджетов. 12
2.2 Доходы и расходы региональных бюджетов. 16
2.3 Проблемы взаимоотношений региональных и местных бюджетов 22
2.4 Анализ финансовых ресурсов Алтайского края. 26
Заключение: 37
Список литературы: 40
Региональные финансы, являясь инструментом государственной социальной политики, также должны обеспечивать через территориальные бюджеты финансирование части расходов на образование, здравоохранение, жилищно-
коммунальное хозяйство, социальную поддержку населения.
Региональные финансы
играют важную роль в выравнивании
уровней социально-
Региональные финансы являются важнейшим условием социально - экономического развития региона с точки зрения финансирования общерегиональных проектов, направленных на развитие общерегиональной инфраструктуры, создание условия для привлечения в регион дополнительных ресурсов, разрешение социальных и экономических проблем региона.
Центральным звеном региональных финансов являются территориальные бюджеты.
Повышение их доли в консолидированном бюджете Российской Федерации, которое произошло за время реформ, свидетельствует о росте роли региональных финансов, поскольку именно через их потоки проходит все большая часть финансовых ресурсов, направляемых на социально-экономическое развитие региона.
Региональный бюджет — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Федерации. Региональный бюджет и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.
Бюджеты субъектов Российской
Федерации и бюджеты
В области регулирования бюджетных правоотношений к ведению субъектов Российской Федерации относятся:
1. установление
порядка составления и
2. составление
и рассмотрение проектов
3. распределение
доходов от региональных
4. определение
порядка направления в
5. разграничение полномочий по осуществлению расходов между региональным и местными бюджетами в соответствии с федеральным законодательством;
6. установление
совместно с федеральными
7. определение
порядка и условий
8. предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из регионального бюджета местным бюджетам;
9. установление
порядка и условий
10. определение перечня
и порядка осуществления
11. осуществление государственных
внутренних и внешних
Федеральный центр во взаимоотношениях с субъектами Федерации должен придерживаться принципа равенства региональных бюджетов перед федеральным бюджетом, что предполагает установление единых для всех субъектов Федерации нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов в региональные бюджеты и единого порядка уплаты федеральных налогов и сборов.
В целях повышения эффективности процесса формирования бюджета целесообразно применять специальные управленческие классификации, согласно которым бюджетные доходы и расходы группируются по определенным признакам. Широко распространена классификация, согласно которой в бюджете выделяются две составляющие: текущий бюджет и бюджет развития. В текущем бюджете отражаются расходы и доходы, обеспечивающие необходимую, обязательную деятельность, например, расходы на поддержание нормального функционирования всех постоянно действующих хозяйственных структур.
Необходимо стремиться к тому, чтобы в бюджете текущих операций объем поступлений превышал расходы. Образующаяся разница участвует в формировании инвестиционного бюджета. Показатель того, насколько регион окажется в состоянии достичь этого умелым ведением бюджета текущих операций для отчисления в инвестиционный бюджет, является важной характеристикой финансовых возможностей региона и свидетельствует о долгосрочной платежеспособности при привлечении займов и кредитов.
К бюджету развития (инвестиционному бюджету) относятся доходы и расходы, направляемые на совершенствование региональной экономики (в т.ч. расходы на проведение строительных работ и приобретение материального имущества) и инвестиционные отчисления третьим лицам, а также отчисления федерации и субъектов федерации, доходы от продажи имущества, взносы, а также особые операции по финансированию, напр., получение и погашение кредитов, отчисления в резервные фонды и изъятия из этих фондов.
Подобная структура, несмотря на определенную степень условности, позволяет
четко определять и корректировать деятельность по основным направлениям развития.
Бюджет должен составляться на основе прогноза социально-экономического развития региона. Согласно действующему законодательству прогноз долгосрочного социально-экономического развития территории разрабатывается на основе данных социально-экономического развития территории за последний отчетный период, на основе текущего прогноза социально-экономического развития территории до конца базового года и на основе тенденций развития экономики и социальной сферы на планируемый финансовый год и предшествует составлению проекта бюджета. Изменение прогноза социально-экономического развития территории в ходе составления и рассмотрения проекта бюджет должно вызывать соответствующее изменение основных характеристик проекта бюджета.
Доходы бюджета. Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти субъектов РФ.
Доходы регионального бюджета образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений. Налоговые доходы региональных бюджетов в Российской Федерации формируются в настоящее время за счет собственных и регулирующих налоговых поступлений.
Налоговый кодекс РФ к собственным региональным налогам и сборам относит:
налог на имущество, организаций, налог на недвижимость, дорожный налог,
транспортный налог, налог с продаж, налог на игорный бизнес, а также региональные лицензионные сборы. При введении в действие налога на недвижимость на данной территории прекращают свое действие, налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц и земельный налог.
Одновременно Федеральным бюджетом на 2010 г. установлено, что в региональные бюджеты зачисляется часть поступлений от таких федеральных налогов, как налог на прибыль (доход) предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц, налог на добавленную стоимость на товары (работы и услуги), производимые на территории Российской Федерации; от акцизов на этиловый спирт из пищевого сырья, водку и ликероводочные изделия, от налога на покупку иностранных денежных знаков, от лицензионных и регистрационных сборов, а также платежей за пользование недрами, лесным фондом, водными объектами и от некоторых других налогов. Эти налоговые поступления считаются регулирующими; доля в них бюджетов соответствующего уровня подвергается периодическим пересмотрам.
В соответствии с положениями «Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации» к 2010 г. в региональные бюджеты должно зачисляться 20% общего объема поступлений налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых, 50%акцизов на спирт из пищевого сырья и ликероводочные изделия, 100% прочих акцизов, 50% налогов на доходы физических лиц, 61% налога на прибыль предприятий, 100% транспортного налога, 40% налога с продаж, 80% налога на игорный бизнес, 50% экологических платежей.[7, c 435]
К неналоговым доходам
регионального бюджета
1. средства, получаемые
от продажи регионального
2. средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в собственности региона;
3. средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на
счетах в кредитных организациях;
4. средства, получаемые
от передачи имущества,
5. плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим
бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;
6. доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим субъектам Федерации;
7. часть прибыли
региональных унитарных
уплаты налогов и иных обязательных платежей;
8. другие предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в региональной собственности;
9. доходы от
платных услуг, оказываемых
В доходы региональных бюджетов
могут зачисляться
В бюджеты могут также
зачисляться безвозмездные
Иные неналоговые доходы поступают в региональные бюджеты в порядке и по
нормативам, которые установлены федеральными законами и законами субъектов Федерации.
Финансовая помощь от федерального бюджета в форме дотаций, субвенций и субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств подлежит учету в доходах регионального бюджета, который является получателем этих средств. При этом такая финансовая помощь не является собственным доходом регионального бюджета.
С позиции управления целесообразно использовать классификацию доходов на постоянные и непостоянные доходы. Постоянные средства складываются из налогов и сборов, регулярно взимаемых в пользу субъекта Федерации, значительная часть поступлений от услуг региональных служб, арендная плата от использования имущества, рентные платежи за пользование недрами и природными ресурсами и др. К непостоянным средствам региона относятся заемные средства, доходы от продажи имущества и др.
В бюджете средства классифицируются на функциональные и инвестиционные поступления. Поступления, внесенные в функциональную часть бюджета, направляются на покрытие соответствующих расходов функциональной части бюджета. Превышение функциональных поступлений над функциональными расходами представляет собой самостоятельный источник доходов для инвестиционной части регионального бюджета. Собственно инвестиционные поступления бюджета представляют собой доходы, предназначенные для финансирования капитальных вложений.
Расходы бюджета. Согласно Бюджетному
кодексу следующие
1. обеспечение функционирования органов представительной и исполнительной власти субъектов Федерации;
2. обслуживание и
погашение государственного
3. проведение выборов и референдумов в субъектах Федерации;
4. обеспечение реализации региональных целевых программ;
5. формирование государственной собственности субъектов Федерации;
6. осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации;
7. содержание и
развитие предприятий,
8. обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов
Федерации;
9. оказание финансовой помощи местным бюджетам;
Информация о работе Региональные финансы и их место в финансовой системе страны