Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 17:54, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – определение вероятности банкротства предприятия ОАО «Протон – Пермские моторы» на основе методики Альтмана и Таффлера.
Исходя из поставленной цели сформулированы и решены следующие задачи:
1. рассмотреть теоретическую базу понятия «банкротство» и методики определения вероятности банкротства Альтмана и Таффлера.
2. на основе рассмотренных методик оценить риск вероятности банкротства ОАО «Протон – Пермские моторы».
3. по результатам исследования предложить необходимые мероприятия по снижению риска банкротства или поддержания стабильного уровня риска.
Введение Стр.
1. Сущность банкротства, оценка риска потенциального банкротства. 5
1.1 Понятие и причины банкротства. 5
1.2 Методика оценки риска банкротства предприятия 8
2. Оценка риска потенциального банкротства предприятия ОАО «Протон - Пермские моторы». 14
2.1 Краткая характеристика ОАО «Протон - Пермские моторы» 14
2.2 Факторы риска ОАО «Протон – Пермские моторы» 16
2. 3 Анализ финансовой устойчивости ОАО «Протон-Пермские моторы» 18
2.4 Оценка платежеспособности и ликвидности ОАО «Протон-Пермские
моторы» 20
2.5 Оценка потенциального банкротства ОАО «Протон – Пермские моторы» 24
3 Пути снижения риска банкротства ОАО «Протон – Пермские моторы» 28
Выводы и предложения 31
Список использованных источников
Приложения
Трем показателям наличия источников формирования запасов соответствуют три показателя обеспеченности запасов источниками их формирования: излишек или недостаток собственных оборотных средств, излишек или недостаток долгосрочных источников формирования запасов, излишек или недостаток общей величины основных источников формирования запасов.
Вычисление трех показателей обеспеченности запасов источниками их формирования позволяет классифицировать финансовые ситуации по степени их устойчивости. Можно выделить четыре типа финансовых ситуаций:
1) абсолютная устойчивость
финансового состояния,
2) нормальная устойчивость финансового состояния, гарантирующая его платежеспособность:
3) неустойчивое финансовое состояние, сопряженное с нарушением платежеспособности, при котором, тем не менее, сохраняется возможность восстановления равновесия за счет пополнения реального собственного капитала и увеличения собственных оборотных средств, а также за счет дополнительного привлечения долгосрочных кредитов и заемных средств:
4) кризисное финансовое состояние, при котором предприятие находится на грани банкротства, поскольку в данной ситуации денежные средства, краткосрочные финансовые вложения и прочие оборотные активы не покрывают даже его кредиторской задолженности и прочие краткосрочные пассивы:
Наряду с абсолютными
Следующим этапом оценки риска банкротства является анализ платежеспособности предприятия. Платежеспособность предприятия выступает в качестве внешнего проявления финансовой устойчивости, сущностью которой является обеспеченность оборотных активов долгосрочными источниками формирования. Большая или меньшая текущая платежеспособность (или неплатежеспособность) обусловлена большей или меньшей степенью обеспеченности (или необеспеченности) оборотных активов долгосрочными источниками.
Для оценки платежеспособности предприятия используются три относительных показателя, различающиеся набором ликвидных активов, рассматриваемых в качестве покрытия краткосрочных обязательств: коэффициент абсолютной ликвидности, коэффициент текущей ликвидности и коэффициент покрытия. [3, c.211]
Постановлением Правительства РФ «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий» утверждена система критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий.
Система критериев базируется на следующих показателях: коэффициенте текущей ликвидности, коэффициенте обеспеченности собственными средствами, коэффициенте восстановления (утраты) платежеспособности. [2]
Также для оценки риска вероятности банкротства в зарубежной практике широко используются количественные методы, например метод, предложенный в 1968г. известным западным экономистом Альтманом.
Общий экономический
смысл модели представляет собой
функцию от некоторых показателей,
характеризующих экономический
потенциал предприятия и
При разработке собственной модели Альтман изучил финансовое положение 66 предприятий, половина из которых обанкротилась, а другая половина продолжала успешно работать. На сегодняшний день в экономический литературе упоминается четыре модели Альтмана. Самая популярная модель Альтмана - пятифакторная модель для акционерных обществ, чьи акции котируются на рынке, именно она была опубликована ученым 1968 году. Формула расчета пятифакторной модели Альтмана имеет вид:
, (5)
где
Х1 - оборотный капитал к сумме
активов предприятия
X2 - нераспределенная прибыль к сумме активов предприятия
X3 - прибыль до налогообложения к общей стоимости активов
X4 - рыночная стоимость собственного
капитала к бухгалтерской стоимости всех
обязательств
Х5 - объем продаж к общей величине
активов
В результате подсчета Z – показателя для конкретного предприятия делается заключение:
Точность прогноза в этой модели на горизонте одного года составляет 95%, на два года – 83%, что является ее достоинством. [8, c.225]
Британский ученый Таффлер предложил в 1977 году четырехфакторную модель определения риска банкротства, при разработке которой использовал следующий подход: при применении компьютерной техники на первой стадии вычисляются 80 отношений по данным обанкротившихся и платежеспособных компаний. Затем, используя статистический метод, известный как анализ многомерного дискриминанта, можно построить модель платежеспособности, определяя частные соотношения, которые наилучшим образом выделяют в группы компаний и их коэффициенты. Такой выборочный подсчет соотношений является типичным для определения некоторых ключевых измерений деятельности компании, таких, как прибыльность, соответствие оборотного капитала, финансовый риск и ликвидность. Объединяя эти показатели и сводя их соответствующим образом воедино, модель платежеспособности воспроизводит точную картину финансового состояния предприятия. Типичная модель для анализа компаний, акции которых котируются на биржах, принимает форму:
где
Х1 – отношение прибыли до уплаты налога к текущим обязательствам
Х2 – отношение текущих активы к общей сумме обязательств
Х3 – отношение текущих обязательств к общей сумме активов
Х4 – отношение выручки к сумме активов
Если величина Z-счета больше 0,3, это говорит о том, что у фирмы неплохие долгосрочные перспективы, если меньше 0,2, то банкротство более чем вероятно. [10]
Согласно рассмотренным методикам оценим риск вероятности банкротства на предприятия ОАО «Протон - Пермские моторы».
2. Оценка риска
потенциального банкротства
2.1 Краткая характеристика ОАО «Протон - Пермские моторы»
Общество действует в отрасли с 1958 года и сегодня является одним из основных производителей ракетных двигателей для российских ракет-носителей (РН). Расположено на производственной площадке, которая ранее принадлежала одному из крупнейших оборонных предприятий России – «ППО «Моторостроитель» им. Я.М.Свердлова».
Общество является монополистом в производстве двигателя РД-276. Заказчиком данной продукции выступает ФГУП «Государственный космический научно-производственный центр им. М.В.Хруничева».
Основные конкуренты Общества – предприятия, производящие жидкостные ракетные двигатели (ЖРД), а среди них основная конкуренция разворачивается за возможность производить двигатели к разрабатываемой новой российской РН «Ангара».
Юридический адрес: 614600, г. Пермь, Комсомольский проспект, д.93.
Вид деятельности:
а) машиностроение;
б) разработка проектов промышленных процессов и производств, относящихся к электротехнике, электронной технике, горному делу, химической технологии, машиностроению, а также в области промышленного строительства, системотехники и техники безопасности;
в) образование для взрослых и прочие виды образования, не включенные в другие группировки;
г) деятельность автомобильного
грузового
д) деятельность автомобильного грузового специализированного транспорта;
е) деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта;
ж) деятельность промышленного железнодорожного транспорта;
з) монтаж прочего инженерного оборудования;
и) производство электромонтажных работ;
к) производство общестроительных работ по возведению зданий;
л) распределение электроэнергии;
м) производство реактивных двигателей, кроме турбореактивных, и их частей;
н) производство бытовых неэлектрических приборов;
о) производство промышленных газов.
Таблица 1 - Динамика основных
экономических показателей
ОАО «Протон - Пермские моторы»
Показатели |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Объем продаж, тыс. руб. |
3 669 902,0 |
3 297 581,9 |
4 066 316,7 |
Объем производства, тыс.руб. |
3 729 386,5 |
3 817 514,7 |
3 840 839,5 |
Себестоимость проданной продукции, тыс. руб. |
3 353 728,0 |
2 864 618,8 |
3 766 880,9 |
Затраты на производство, тыс. руб. |
3 924 834,4 |
3 210 347,5 |
3 495 995,9 |
Среднесписочная численность персонала, чел. |
4 437 |
4 527 |
4 312 |
Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб. |
316 174,0 |
432 963,2 |
299 435,8 |
Рентабельность реализованной продукции, % |
9,4 |
15,1 |
7,9% |
По данным таблицы 1 можно сказать, что на предприятии увеличился объем продаж продукции, несмотря на его уменьшение в 2009 году. Себестоимость продукции в 2010 году значительно увеличилась по сравнению с 2009 годом – на 902 262,1 тыс. руб. Соответственно увеличились затраты на производство и сократилась чистая прибыль на 133 527,4 тыс. руб. Рентабельность реализованной продукции в 2010 году оказалась ниже уровня 2008 года – с 9,4 до 7,9%.
На следующем этапе рассмотрим, каким видам риска подвергается предприятие ОАО «Протон - Пермские моторы» и чем они вызваны.
2.2 Факторы риска ОАО «Протон – Пермские моторы»
Основными факторами риска, связанными с деятельностью Общества являются:
1) Политический риск, связанный с состоянием отношений между Россией и США. Любые ограничения могут отпугнуть потенциальных клиентов, опасающихся, что правительство США может запретить запуски космических аппаратов ракетой-носителем «Протон-М» по политическим причинам. Надежным покрытием этого риска является невозможность для США дальнейшей работы Международной космической станции без Российского участия, планируемое прекращение в 2011 году эксплуатации многоразовой транспортной системы «Спейс Шаттл», а также «перезагрузка» российско-американских отношений. Стабильность количества российских заказов на космические запуски также нивелирует данный риск.
2) Технический риск, связанный с длительным циклом производства основного изделия (14–18 месяцев), который накладывает особые требования к организации производственной деятельности, реализации функций планирования, учета, анализа и контроля хозяйственной деятельности. Производственный цикл формирует требование по организации планирования на период не менее продолжительности изготовления изделия.
Общество работает в достаточно жестких условиях поставки материалов. Это связано как с длительным циклом производства основных полуфабрикатов и комплектующих и с необходимостью предоплаты, так и с тем, что по основным поставщикам Общество не имеет альтернативы - большинство закупаемых материалов уникальны ввиду специфичности изделия, устаревания отдельных технологий (отдельные материалы и покупные комплектующие изделия делаются по индивидуальному заказу). При этом Общество также является основным заказчиком для некоторых поставщиков комплектующих для двигателя РД-276.
3) Портфельный риск: Структура портфеля заказов Общества не сбалансирована, что вызвано наличием в продуктовом портфеле продукта составляющего около 80% объемов производства Общества. Отсутствие в портфеле перспективных продуктов является одной из основных проблем Общества. Результатом работ по снижению портфельного риска явилось получение заказа на изготовление агрегатов двигателя РД-191 для семейства новых российских ракет-носителей «Ангара». Однако по состоянию на 2010 год полученные объемы по РД-191 пока не способны компенсировать ожидаемое после 2015 года снижение объема заказа РД-276.