Роль бюджета государства в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 22:50, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучив теоретические основы бюджета, обосновать значение бюджета в экономическом, политическом, социальном развитии общества в Российской Федерации. Для осуществления этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть формирование и функции бюджета.
2. Изучить основы бюджетного устройства РФ.
3. Рассмотреть структуру доходов и расходов бюджета, особенности его сбалансированности.
4. Проанализировать доходы бюджета РФ.
5. Проанализировать расходы бюджета РФ.
6. Рассмотреть условия и принципы сбалансированности бюджетной системы РФ.
7. Изучить приоритетные направления бюджетной политики в РФ на 2014-2016 годы.
8. Рассмотреть прогноз параметров бюджетной системы РФ на 2014-2016 годы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Экономическая сущность и функции бюджета государства………………...6
1.1 Формирование и функции бюджета…………………………………..……..6
1.2 Основы бюджетного устройства РФ……………………………………….14
1.3 Структура доходов и расходов, сбалансированность бюджетов…………21
2. Роль бюджета государства в национальной экономике……………………27
2.1 Анализ доходов бюджета РФ……………………………………………….27
2.2 Анализ расходов бюджета РФ………………………………………………33
2.3 Сбалансированность бюджетной системы РФ…………………………….38
3. Совершенствование бюджетных отношений в Российской Федерации…..41
3.1 Приоритетные направления бюджетной политики………………………..41
3.2 Прогноз параметров бюджетной системы…………………………………47
Заключение……………………………………………………………………….54
Библиографический список……………………………………………………..56

Файлы: 1 файл

ФИНАНСЫ КУРСОВИК.docx

— 164.17 Кб (Скачать файл)

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(Финуниверситет)

Омский филиал Финуниверситета

 

Факультет      финансово- кредитный

 

Кафедра      финансы и кредит

 

По дисциплине     финансы

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

Тема: Роль бюджета государства в Российской Федерации

 

 

 

 

Студент (Ф.И.О.)      Магазумова А.А.

 

№ личного дела      11флб00895

 

курс        № 3

 

специальность      бухгалтерский учёт, анализ и             

аудит

 

форма обучения      заочная

 

Руководитель      Хаиров Б.Г.

 

 

 

Омск – 2013

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Экономическая сущность  и функции бюджета государства………………...6

1.1 Формирование и функции  бюджета…………………………………..……..6

1.2 Основы бюджетного устройства  РФ……………………………………….14

1.3 Структура доходов и  расходов, сбалансированность бюджетов…………21

2. Роль бюджета государства  в национальной экономике……………………27

2.1 Анализ доходов бюджета  РФ……………………………………………….27

2.2 Анализ расходов бюджета  РФ………………………………………………33

2.3 Сбалансированность бюджетной  системы РФ…………………………….38

3. Совершенствование бюджетных  отношений в Российской Федерации…..41

3.1 Приоритетные направления  бюджетной политики………………………..41

3.2 Прогноз параметров  бюджетной системы…………………………………47

Заключение……………………………………………………………………….54

Библиографический список……………………………………………………..56

 

 

Введение

 

Государственное регулирование играет важную роль в развитии экономической структуры современного общества. Осуществлять это регулирование государству помогает финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие прогрессивных отраслей национальной экономики, развитие науки и техники, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Таким образом, можно сказать, что бюджет играет главную роль в развитии экономики государства. От сбалансированности бюджета зависит социально-экономическое благосостояние.

Сущность бюджета нельзя рассматривать вне конкретных экономических условий. Так, например, в условиях мирового кризиса достаточно сложно достигнуть баланса между доходами и расходами бюджета, что делает тему роли бюджета для экономики страны ещё более актуальной. Устойчивый, по возможности сбалансированный бюджет дает государству возможность с наименьшими потерями выйти из кризиса.

Следует отметить, что в настоящее время в Российской Федерации бюджет имеет важную социально-экономическую роль. Бюджетные средства все в большей степени сосредотачиваются на решении глобальных, общенациональных задач: структурной перестройке, научно-техническом развитии, обеспечении конкурентоспособности отечественного производителя.

Несмотря, на достаточную устойчивость бюджета Российской Федерации, он имеет ряд проблем – это дефицит региональных и местных бюджетов, проблема сбалансированности и необходимость управления государственным долгом, зависимость российской экономики и бюджета в том числе от цен на нефть и другие.

Исходя из всего вышеперечисленного, можно сказать, что тема роли бюджета государства в Российской Федерации является актуальной.

Источники и литературу, на изучении которых основана данная работа, можно условно разделить на три группы:

1. Официальные документы, определяющие бюджетную систему  в РФ, основным из которых является  БК РФ [См.1] и другие законодательные  акты дополняющие его.

2. Теоретические работы, анализирующие структуру бюджета. Значительный вклад в анализ  бюджетной системы внес Г.Б. Поляк [9], М.В. Романовский [11] и другие.

3. Публикации, анализирующие  актуальные проблемы бюджета  и бюджетного устройства. Большое  место публикациям про актуальные  проблемы бюджетного устройства  отведено в журнале «Бюджет».

При написании курсовой работы используются статистические методы обработки данных (метод сравнения, метод группировки), экономические методы (балансовый метод), а также экономико-математические методы (аналитико-расчетный методы).

Цель работы: изучив теоретические основы бюджета, обосновать значение бюджета в экономическом, политическом, социальном развитии общества в Российской Федерации. Для осуществления этой цели необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть формирование и функции бюджета.

2. Изучить основы бюджетного устройства РФ.

3. Рассмотреть структуру доходов и расходов бюджета, особенности его сбалансированности.

4. Проанализировать доходы бюджета РФ.

5. Проанализировать расходы  бюджета РФ.

6. Рассмотреть условия  и принципы сбалансированности  бюджетной системы РФ.

7. Изучить приоритетные  направления бюджетной политики в РФ на 2014-2016 годы.

8. Рассмотреть прогноз  параметров бюджетной системы РФ на 2014-2016 годы.

 

 

1. Экономическая  сущность и функции бюджета  государства

 

1.1. Формирование и функции бюджета

 

Чтобы выяснить какую роль занимает бюджет в современной национальной экономике, рассмотрим, экономическую сущность и функции бюджета. Первоначально рассмотрим формирование и функции бюджета.

Во всех государствах в результате деятельности хозяйствующих субъектов создается ВВП и НД. Произведенный в сфере материального производства НД проходит последовательно стадии распределения и перераспределения. Важную роль в перераспределении и дальнейшем использовании НД играет бюджет. Часть национального дохода страны в процессе перераспределения в денежной форме поступает в бюджет и образует централизованный фонд финансовых ресурсов, который составляет федеральный бюджет, региональные бюджеты, местные бюджеты и внебюджетные фонды.

Отметим, что современные определения бюджета различными российскими авторами либо близки по смыслу, либо полностью совпадают с определением бюджета, предложенным в БК РФ (ст.6). Мы считаем, определение бюджета БК РФ наиболее соответствующим для российской экономики.

В Бюджетном кодексе РФ бюджет трактуется как «форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления»

Бюджет выражает часть распределительных отношений между государством, с одной стороны, а с другой – между предприятиями и населением, связанным с формированием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов. Содержание этих отношений обусловлено задачами, решаемыми государством в тот или иной исторический период.

Формирование и развитие бюджета непосредственным образом связано с развитием НД страны и его перераспределением. Основными финансовыми методами перераспределения НД являются:

1. образование и использование  денежных накоплений (прибыли, НДС, платежи в социальные внебюджетные  фонды).

2. организация налогов.

3.финансирование отраслей  народного хозяйства.

4. формирование и использование  общественных фондов потребления, страхования, резервных фондов.

Итак, во всех этих процессах большую роль играет бюджет. С помощью бюджета государственные и территориальные власти получают финансовые ресурсы для осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач.

Следует отметить, что в современных условиях бюджет может рассматриваться в качестве:

1) экономической категории;

2) фонда;

3) финансового плана.

Содержание бюджета, как экономической категории, сводится к экономическим отношениям, связанным с распределением и использованием централизованного фонда денежных ресурсов страны. Централизация денежных ресурсов в бюджетах не только позволяет маневрировать финансовыми ресурсами и сосредотачивать их на решении важнейших задач экономического и социального характера, но и обеспечивает проведение государственной экономической и финансовой политики.

Можно сказать, что сущность бюджета реализуется через его функции. Рассмотрим основные функции бюджета:

1) перераспределение национального  дохода;

2) государственное регулирование  и стимулирование экономики;

3) финансовое обеспечение  социальной политики;

4) контроль образования  и использования централизованного  фонда денежных средств.

Во-первых, распределительная функция бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления.

Перераспределение национального дохода через бюджет имеет две взаимосвязанные, протекающие одновременно и непрерывно стадии: образование доходов бюджета и использование бюджетных средств (расходы бюджета).

Во-вторых, в ходе формирования доходов бюджета и использования бюджетных средств решаются задачи государственного регулирования социально-экономических процессов в стране.

Централизация в бюджете части финансовых ресурсов дает государству возможность обеспечивать денежными средствами общегосударственные потребности – ускоренное развитие прогрессивных отраслей национальной экономики, обеспечение обороноспособности страны, развитие науки и техники.

В-третьих, посредством бюджета национальный доход перераспределяется по территории, а также из производственной в непроизводственную сферу, для чего за счет бюджета создаются денежные фонды для финансирования потребностей в области здравоохранения, образования, культуры.

В-четвертых, через государственный бюджет финансируются научные учреждения, осуществляющие фундаментальные научные исследования, которые составляют основу развития прикладной науки и создания новой техники. Направляя через бюджет необходимые средства в наиболее перспективные отрасли науки, государство тем самым обеспечивает развитие производительных сил страны .

Итак, можно сделать вывод, что бюджет за счет перераспределения национального дохода позволяет координировать экономическую жизнь государства, рационально размещать денежные и материальные ресурсы во всем народном хозяйстве.

Следует отметить, что функция регулирования и стимулирования осуществляется через использование фискальных (создание фонда денежных средств, доходы бюджета) и регулирующих (маневрирование налоговыми ставками, льготами) свойств бюджета.

Итак, можно сказать, что активным инструментом реализации бюджетной политики государства является бюджетный механизм. Использование бюджетного механизма для регулирования экономики осуществляется посредством маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными средствами. Маневрирование возможно потому, что в бюджете отсутствует принцип закрепления доходов за конкретными видами и направлениями расходов, в связи с чем, средства, поступающие в распоряжение государства, обезличиваются и могут быть использованы по любому направлению. Маневрирование бюджетными средствами позволяет целенаправленно влиять на темпы и пропорции развития общественного производства. О проводимой бюджетной политике можно судить по статьям бюджетных доходов и расходов, отражающим источники формирования и направления их использования.

В процессе функционирования бюджетные отношения материализуются в бюджетном фонде страны. Конкретная величина бюджетного фонда зависит от факторов: уровня развития экономики; методов хозяйствования на предприятиях и др.

В составе бюджетного фонда создаются резервы, функционирующие в специфических фондах.

Итак, можно сделать вывод, что совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет также понятие бюджета.

В хозяйственной практике бюджет рассматривается и используется государством как важнейший инструмент финансового регулирования.

В соответствии с Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ, бюджетное регулирование – процесс распределения доходов и перераспределения средств между бюджетами разных уровней в целях выравнивания доходной базы местных бюджетов, осуществляемой с учетом государственных минимальных социальных стандартов [9, с.54]. Федеральным законом нового бюджетного регулирования является закрепленное законом распределение источников доходов между бюджетами разного уровня. В составе бюджетов могут создаваться целевые и резервные бюджетные фонды, средства которых в целях осуществления социальных, экономических программ, покрытия дефицита, ликвидации последствий стихийных бедствий могут передаваться безвозмездно в бюджеты нижестоящих уровней. Регулирующее воздействие на субфедеральный уровень и товаропроизводителей государство оказывает также через систему налогообложения, государственные кредиты и инвестиции, процентные ставки и т.д.

Информация о работе Роль бюджета государства в РФ