ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(Финуниверситет)
Омский
филиал Финуниверситета
Факультет финансово- кредитный
Кафедра финансы и кредит
По дисциплине финансы
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема:
Роль бюджета государства в Российской
Федерации
Студент (Ф.И.О.) Магазумова А.А.
№ личного дела 11флб00895
курс № 3
специальность бухгалтерский учёт, анализ
и
аудит
форма обучения заочная
Руководитель Хаиров Б.Г.
Омск – 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Экономическая сущность
и функции бюджета государства………………...6
1.1 Формирование и функции
бюджета…………………………………..……..6
1.2 Основы бюджетного устройства
РФ……………………………………….14
1.3 Структура доходов и
расходов, сбалансированность бюджетов…………21
2. Роль бюджета государства
в национальной экономике……………………27
2.1 Анализ доходов бюджета
РФ……………………………………………….27
2.2 Анализ расходов бюджета
РФ………………………………………………33
2.3 Сбалансированность бюджетной
системы РФ…………………………….38
3. Совершенствование бюджетных
отношений в Российской Федерации…..41
3.1 Приоритетные направления
бюджетной политики………………………..41
3.2 Прогноз параметров
бюджетной системы…………………………………47
Заключение……………………………………………………………………….54
Библиографический список……………………………………………………..56
Введение
Государственное регулирование
играет важную роль в развитии экономической
структуры современного общества. Осуществлять
это регулирование государству помогает
финансовый механизм – финансовая система
общества, главным звеном которой является
государственный бюджет. Именно посредством
финансовой системы государство образует
централизованные и воздействует на формирование
децентрализованных фондов денежных средств,
обеспечивая возможность выполнения возложенных
на государственные органы функций.
Государственный бюджет, являясь
главным средством мобилизации и расходования
ресурсов государства, дает политической
власти реальную возможность воздействовать
на экономику, финансировать ее структурную
перестройку, стимулировать развитие
прогрессивных отраслей национальной
экономики, развитие науки и техники, обеспечивать
социальную поддержку наименее защищенным
слоям населения.
Таким образом, можно сказать,
что бюджет играет главную роль в развитии
экономики государства. От сбалансированности
бюджета зависит социально-экономическое
благосостояние.
Сущность бюджета нельзя рассматривать
вне конкретных экономических условий.
Так, например, в условиях мирового кризиса
достаточно сложно достигнуть баланса
между доходами и расходами бюджета, что
делает тему роли бюджета для экономики
страны ещё более актуальной. Устойчивый,
по возможности сбалансированный бюджет
дает государству возможность с наименьшими
потерями выйти из кризиса.
Следует отметить, что в настоящее
время в Российской Федерации бюджет имеет
важную социально-экономическую роль.
Бюджетные средства все в большей степени
сосредотачиваются на решении глобальных,
общенациональных задач: структурной
перестройке, научно-техническом развитии,
обеспечении конкурентоспособности отечественного
производителя.
Несмотря, на достаточную устойчивость
бюджета Российской Федерации, он имеет
ряд проблем – это дефицит региональных
и местных бюджетов, проблема сбалансированности
и необходимость управления государственным
долгом, зависимость российской экономики
и бюджета в том числе от цен на нефть и
другие.
Исходя из всего вышеперечисленного,
можно сказать, что тема роли бюджета государства
в Российской Федерации является актуальной.
Источники и литературу, на
изучении которых основана данная работа,
можно условно разделить на три группы:
1. Официальные документы,
определяющие бюджетную систему
в РФ, основным из которых является
БК РФ [См.1] и другие законодательные
акты дополняющие его.
2. Теоретические работы,
анализирующие структуру бюджета.
Значительный вклад в анализ
бюджетной системы внес Г.Б. Поляк
[9], М.В. Романовский [11] и другие.
3. Публикации, анализирующие
актуальные проблемы бюджета
и бюджетного устройства. Большое
место публикациям про актуальные
проблемы бюджетного устройства
отведено в журнале «Бюджет».
При написании курсовой работы
используются статистические методы обработки
данных (метод сравнения, метод группировки),
экономические методы (балансовый метод),
а также экономико-математические методы
(аналитико-расчетный методы).
Цель работы: изучив теоретические
основы бюджета, обосновать значение бюджета
в экономическом, политическом, социальном
развитии общества в Российской Федерации.
Для осуществления этой цели необходимо
решить следующие задачи:
1. Рассмотреть формирование
и функции бюджета.
2. Изучить основы бюджетного
устройства РФ.
3. Рассмотреть структуру доходов
и расходов бюджета, особенности его сбалансированности.
4. Проанализировать доходы
бюджета РФ.
5. Проанализировать расходы
бюджета РФ.
6. Рассмотреть условия
и принципы сбалансированности
бюджетной системы РФ.
7. Изучить приоритетные
направления бюджетной политики
в РФ на 2014-2016 годы.
8. Рассмотреть прогноз
параметров бюджетной системы РФ на 2014-2016
годы.
1. Экономическая
сущность и функции бюджета
государства
1.1. Формирование
и функции бюджета
Чтобы выяснить какую роль занимает
бюджет в современной национальной экономике,
рассмотрим, экономическую сущность и
функции бюджета. Первоначально рассмотрим
формирование и функции бюджета.
Во всех государствах в результате
деятельности хозяйствующих субъектов
создается ВВП и НД. Произведенный в сфере
материального производства НД проходит
последовательно стадии распределения
и перераспределения. Важную роль в перераспределении
и дальнейшем использовании НД играет
бюджет. Часть национального дохода страны
в процессе перераспределения в денежной
форме поступает в бюджет и образует централизованный
фонд финансовых ресурсов, который составляет
федеральный бюджет, региональные бюджеты,
местные бюджеты и внебюджетные фонды.
Отметим, что современные определения
бюджета различными российскими авторами
либо близки по смыслу, либо полностью
совпадают с определением бюджета, предложенным
в БК РФ (ст.6). Мы считаем, определение бюджета
БК РФ наиболее соответствующим для российской
экономики.
В Бюджетном кодексе РФ бюджет
трактуется как «форма образования и расходования
фонда денежных средств, предназначенных
для финансового обеспечения задач и функций
государства и местного самоуправления»
Бюджет выражает часть распределительных
отношений между государством, с одной
стороны, а с другой – между предприятиями
и населением, связанным с формированием
и использованием общегосударственного
фонда финансовых ресурсов. Содержание
этих отношений обусловлено задачами,
решаемыми государством в тот или иной
исторический период.
Формирование и развитие бюджета
непосредственным образом связано с развитием
НД страны и его перераспределением. Основными
финансовыми методами перераспределения
НД являются:
1. образование и использование
денежных накоплений (прибыли, НДС,
платежи в социальные внебюджетные
фонды).
2. организация налогов.
3.финансирование отраслей
народного хозяйства.
4. формирование и использование
общественных фондов потребления,
страхования, резервных фондов.
Итак, во всех этих процессах
большую роль играет бюджет. С помощью
бюджета государственные и территориальные
власти получают финансовые ресурсы для
осуществления социальных мероприятий,
реализации экономических задач.
Следует отметить, что в современных
условиях бюджет может рассматриваться
в качестве:
1) экономической категории;
2) фонда;
3) финансового плана.
Содержание бюджета, как экономической
категории, сводится к экономическим отношениям,
связанным с распределением и использованием
централизованного фонда денежных ресурсов
страны. Централизация денежных ресурсов
в бюджетах не только позволяет маневрировать
финансовыми ресурсами и сосредотачивать
их на решении важнейших задач экономического
и социального характера, но и обеспечивает
проведение государственной экономической
и финансовой политики.
Можно сказать, что сущность
бюджета реализуется через его функции.
Рассмотрим основные функции бюджета:
1) перераспределение национального
дохода;
2) государственное регулирование
и стимулирование экономики;
3) финансовое обеспечение
социальной политики;
4) контроль образования
и использования централизованного
фонда денежных средств.
Во-первых, распределительная
функция бюджета проявляется через формирование
и использование централизованных фондов
денежных средств по уровням государственной
и территориальной власти и управления.
Перераспределение национального
дохода через бюджет имеет две взаимосвязанные,
протекающие одновременно и непрерывно
стадии: образование доходов бюджета и
использование бюджетных средств (расходы
бюджета).
Во-вторых, в ходе формирования
доходов бюджета и использования бюджетных
средств решаются задачи государственного
регулирования социально-экономических
процессов в стране.
Централизация в бюджете части
финансовых ресурсов дает государству
возможность обеспечивать денежными средствами
общегосударственные потребности – ускоренное
развитие прогрессивных отраслей национальной
экономики, обеспечение обороноспособности
страны, развитие науки и техники.
В-третьих, посредством бюджета
национальный доход перераспределяется
по территории, а также из производственной
в непроизводственную сферу, для чего
за счет бюджета создаются денежные фонды
для финансирования потребностей в области
здравоохранения, образования, культуры.
В-четвертых, через государственный
бюджет финансируются научные учреждения,
осуществляющие фундаментальные научные
исследования, которые составляют основу
развития прикладной науки и создания
новой техники. Направляя через бюджет
необходимые средства в наиболее перспективные
отрасли науки, государство тем самым
обеспечивает развитие производительных
сил страны .
Итак, можно сделать вывод, что
бюджет за счет перераспределения национального
дохода позволяет координировать экономическую
жизнь государства, рационально размещать
денежные и материальные ресурсы во всем
народном хозяйстве.
Следует отметить, что функция
регулирования и стимулирования осуществляется
через использование фискальных (создание
фонда денежных средств, доходы бюджета)
и регулирующих (маневрирование налоговыми
ставками, льготами) свойств бюджета.
Итак, можно сказать, что активным
инструментом реализации бюджетной политики
государства является бюджетный механизм.
Использование бюджетного механизма для
регулирования экономики осуществляется
посредством маневрирования поступающими
в распоряжение государства денежными
средствами. Маневрирование возможно
потому, что в бюджете отсутствует принцип
закрепления доходов за конкретными видами
и направлениями расходов, в связи с чем,
средства, поступающие в распоряжение
государства, обезличиваются и могут быть
использованы по любому направлению. Маневрирование
бюджетными средствами позволяет целенаправленно
влиять на темпы и пропорции развития
общественного производства. О проводимой
бюджетной политике можно судить по статьям
бюджетных доходов и расходов, отражающим
источники формирования и направления
их использования.
В процессе функционирования
бюджетные отношения материализуются
в бюджетном фонде страны. Конкретная
величина бюджетного фонда зависит от
факторов: уровня развития экономики;
методов хозяйствования на предприятиях
и др.
В составе бюджетного фонда
создаются резервы, функционирующие в
специфических фондах.
Итак, можно сделать вывод, что
совокупность бюджетных отношений по
формированию и использованию бюджетного
фонда страны составляет также понятие
бюджета.
В хозяйственной практике бюджет
рассматривается и используется государством
как важнейший инструмент финансового
регулирования.
В соответствии с Федеральным
законом «О финансовых основах местного
самоуправления в Российской Федерации»
от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ, бюджетное регулирование
– процесс распределения доходов и перераспределения
средств между бюджетами разных уровней
в целях выравнивания доходной базы местных
бюджетов, осуществляемой с учетом государственных
минимальных социальных стандартов [9,
с.54]. Федеральным законом нового бюджетного
регулирования является закрепленное
законом распределение источников доходов
между бюджетами разного уровня. В составе
бюджетов могут создаваться целевые и
резервные бюджетные фонды, средства которых
в целях осуществления социальных, экономических
программ, покрытия дефицита, ликвидации
последствий стихийных бедствий могут
передаваться безвозмездно в бюджеты
нижестоящих уровней. Регулирующее воздействие
на субфедеральный уровень и товаропроизводителей
государство оказывает также через систему
налогообложения, государственные кредиты
и инвестиции, процентные ставки и т.д.