Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 22:50, курсовая работа
Описание работы
Цель работы: изучив теоретические основы бюджета, обосновать значение бюджета в экономическом, политическом, социальном развитии общества в Российской Федерации. Для осуществления этой цели необходимо решить следующие задачи: 1. Рассмотреть формирование и функции бюджета. 2. Изучить основы бюджетного устройства РФ. 3. Рассмотреть структуру доходов и расходов бюджета, особенности его сбалансированности. 4. Проанализировать доходы бюджета РФ. 5. Проанализировать расходы бюджета РФ. 6. Рассмотреть условия и принципы сбалансированности бюджетной системы РФ. 7. Изучить приоритетные направления бюджетной политики в РФ на 2014-2016 годы. 8. Рассмотреть прогноз параметров бюджетной системы РФ на 2014-2016 годы.
Содержание работы
Введение…………………………………………………………………………...3 1. Экономическая сущность и функции бюджета государства………………...6 1.1 Формирование и функции бюджета…………………………………..……..6 1.2 Основы бюджетного устройства РФ……………………………………….14 1.3 Структура доходов и расходов, сбалансированность бюджетов…………21 2. Роль бюджета государства в национальной экономике……………………27 2.1 Анализ доходов бюджета РФ……………………………………………….27 2.2 Анализ расходов бюджета РФ………………………………………………33 2.3 Сбалансированность бюджетной системы РФ…………………………….38 3. Совершенствование бюджетных отношений в Российской Федерации…..41 3.1 Приоритетные направления бюджетной политики………………………..41 3.2 Прогноз параметров бюджетной системы…………………………………47 Заключение……………………………………………………………………….54 Библиографический список……………………………………………………..56
Наибольший вес в общем объеме
расходов федерального бюджета имеют
бюджетные ассигнования на исполнение
расходных обязательств в сферах национальной
безопасности и обеспечения обороноспособности,
полностью отнесенных к ведению Российской
Федерации, а также социальной политики
с учетом мер по обеспечению сбалансированности
бюджетов государственных внебюджетных
фондов Российской Федерации («Таблица
4).
Таблица 4. Структура расходов
федерального бюджета по разделам классификации
расходов
2013 год
закон с учетом изменений
%% к общему объему
ВСЕГО
12 745,1
100,0
Условно утвержденные
ВСЕГО (без учета условно утвержденных)
12 745,1
100,0
в том числе:
Общегосударственные вопросы
871,1
6,8
Национальная оборона
1 864,5
14,6
Национальная безопасность
и правоохранительная деятельность
1 844,5
14,5
Национальная экономика
1 754,1
13,8
Жилищно-коммунальное хозяйство
136,9
1,1
Охрана окружающей среды
22,2
0,2
Образование
614,8
4,8
Культура, кинематография
90,9
0,7
Здравоохранение
554,7
4,4
Социальная политика
3 930,2
30,8
Физическая культура и спорт
42,3
0,3
Средства массовой информации
75,6
0,6
Обслуживание государственного
и муниципального долга
383,3
3,0
Межбюджетные трансферты общего
характера
560,2
4,4
Структура бюджетных расходов
в нашей стране имеет существенные отличия
от других стран. Сравнение данных по странам
ОЭСР (усредненным за последние несколько
лет) и России показывает, что уровень
государственных инвестиций в нашей стране
можно назвать сравнительно высоким, тогда
как социальные расходы на образование
и здравоохранение в России ниже среднего
уровня [15].
2.3. Сбалансированность
бюджетной системы РФ.
Сбалансированность бюджетной
системы сильно влияет на развитие национальной
экономики, поэтому рассмотрим баланс
бюджета РФ в последние годы.
Таблица 5. Основные характеристики
федерального бюджета на 2013 год
Показатель
2010 г. (отчёт)
2011 г. (отчёт)
2012 г. (отчёт)
2013 г.
Доходы, всего
7337,8
8305,4
11068,6
11779,9
% к ВВП
18,9
18,5
20,7
20,1
В том числе:
Нефтегазовые доходы
2984
3830,7
5462
5574,9
% к ВВП
7,7
8,5
10,2
9,5
Ненефтегазовые доходы
4353,8
4474,7
5606,6
6205
% к ВВП
11,2
10,0
10,5
10,6
Расходы, всего
9660,1
10117,5
11098,5
12656,4
% к ВВП
24,9
22,5
20,8
21,6
Дефицит/профицит
-2322,3
-1812,0
-29,9
-876,6
% к ВВП
-0,6
-0,4
-0,1
-1,5
Ненефтегазовый дефицит
-5306,3
-5642,7
-5491,9
-6451,4
% к ВВП
-13,7
-12,6
-10,3
-11,0
Из таблицы 5 видно, что в 2010–2013
годах происходит снижение доходов федерального
бюджета в процентах к ВВП (с 20,7 % в 2012 г.
до 20,1 % в 2013 г.). Такая динамика обусловлена
снижением объема нефтегазовых доходов
федерального бюджета с 10,2 % к ВВП в 2011
году до 9,5 % к ВВП в 2013 году, при этом нефтегазовые
доходы увеличиваются по сравнению с 2012
на 0,1% в 2013 году .
В этой связи отметим, что нефтегазовые
доходы федерального бюджета являются
в настоящее время основными элементами,
образующими Резервный фонд и Фонд национального
благосостояния — составных частей резервной
системы РФ.
В связи с использованием большей
части накопленных в Резервном фонде ресурсов
на обеспечение сбалансированности федерального
бюджета в 2010 году (более 70 %) и нефтегазовых
доходов федерального бюджета в 2012–2013
годах в полном объеме на покрытие расходов
поступления средств в Резервный фонд
и Фонд национального благосостояния
не планируются, так как средства Резервного
фонда исчерпаны в 2011 году (за исключением
средств, размещенных в финансовых активах)
Объем средств Фонда национального благосостояния
снизился с 2,6 трлн. руб. на начало 2010 года
до 1,1 трлн. руб. на конец 2013 года [5].
Исходя из этого, можно сделать
вывод о том, что в 2013 году бюджет не был
сбалансирован. Расходы превысили доходы,
что говорит о дефиците.
Приведём сравнение общих доходов
и расходов 2012 и 2013 годов.
2012 год
Доходы — 14 106 000 000,0 тыс. рублей.
Доходы получаемые государством
с налогов — 3 380 000 000,0 тыс.
рублей.
Расходы — 11 022 477 366,9 тыс. рублей.
2013 год
Доходы — 9 503 469 245,0 тыс. рублей.
Расходы — 11 237 919 245,0 тыс. рублей.
3. Совершенствование
бюджетных отношений в Российской
Федерации
3.1. Приоритетные
направления бюджетной политики
В предыдущих главах мы выделили
ряд проблем бюджетной системы. Рассмотрим
приоритетные направления бюджетной политики
по совершенствованию бюджетного устройства.
Основной документ, регламентирующий
развитие – «Основные результаты и направления
бюджетной политики на 2013 год и период
до 2014 года».
К важным преобразованиям в
области финансового обеспечения государственных
обязательств и общенациональных приоритетов
можно отнести замену бюджетирования
по ресурсам на бюджетирование по результатам,
которое подразумевает помимо прозрачности
и подконтрольности распределения и использования
финансовых ресурсов, повышение эффективности
их распределения и использования, т.е.
концентрацию средств на решении приоритетных
задач и наиболее эффективное и экономное
их использование. Для повышения эффективности
планирования расходов предусмотрен ряд
изменений. Отметим ряд основных изменений:
закон о федеральном бюджете будет приниматься
федеральной Думой не в четырех, а в трех
чтениях, при этом действующие обязательства
закреплены в бюджете, а новые решения
принимаются только по объему и составу
принимаемых обязательств; утвержденные
программы включаются в реестр расходных
обязательств и подлежат безусловному
финансированию в объеме согласно паспорту
программы и ряду других документов. В
рамках этой программы также предусмотрено
повышения качества бюджетной отчетности
и ответственности за достижение результатов,
повышение качества финансового менеджмента.
В основу формирования и реализации
бюджетной политики положены стратегические
цели развития страны, определенные в
Посланиях Президента Российской Федерации
Федеральному Собранию Российской Федерации,
Концепции долгосрочного социально-экономического
развития Российской Федерации на период
до 2020 года, Основных направлениях деятельности
Правительства Российской Федерации на
период до 2012 года и других документах,
а также основных положениях Бюджетного
послания Президента Российской Федерации
«О бюджетной политике в 2013–2015годах»
и Программы повышения эффективности
бюджетных расходов в Российской Федерации
на период до 2013 года.
Главной целью является повышение
уровня и качества жизни населения. Государство
должно способствовать повышению реальных
доходов и занятости населения, росту
сбережений и имущества граждан, развитию
рынка жилья. В сфере его прямой ответственности
— удовлетворение потребностей граждан
в качественном и доступном жилье, услугах
образования, здравоохранения, культурном
и духовном развитии, информации, досуге,
безусловное выполнение всех законодательно
установленных социальных гарантий, в
том числе – пенсионное и социальное обеспечение,
социальная защита граждан, нуждающихся
в государственной помощи.
Основа для решения социальных
проблем — высокие темпы устойчивого
экономического роста, обеспечивающего
создание новых рабочих мест, рост заработной
платы в экономике, расширение финансовых
возможностей государства. Для этого,
прежде всего, необходимо поддерживать
финансовую стабильность (низкую инфляцию
и стабильность национальной валюты),
определяющей степень доверия людей к
государству и готовность инвестировать
в экономику страны. Важное значение для
развития бизнеса имеет снижение налоговой
нагрузки на экономику и административных
барьеров, защита прав собственности,
обеспечение экономическую свободы и
условий равной конкуренции. Государство
должно поддерживать развитие транспортной,
коммуникационной и энергетической инфраструктуры,
авиа- и судостроения, экспорта интеллектуальных
услуг, космической отрасли и других стратегических
отраслей экономики.
Обеспечение обороноспособности
и безопасности — необходимое условие
для развития страны. Социальный прогресс
невозможен в стране, граждане которой
страдают от военных конфликтов, терроризма,
преступности, стихийных бедствий. Разрушительный
потенциал насилия, природных и техногенных
катастроф постоянно растет, и долг государства
— сделать все для защиты граждан от этих
угроз. Обеспечение высокой боеготовности
Вооруженных сил, их техническое переоснащение,
создание профессиональной, мобильной
армии, борьба с терроризмом и распространением
оружия массового поражения, предупреждение
локальных конфликтов, предотвращение
и ликвидация последствий чрезвычайных
ситуаций и стихийных бедствий входят
в число основных приоритетов бюджетных
расходов.
Создание условий для будущего
развития — важнейшая миссия социально
ответственного государства. Люди должны
быть уверены в завтрашнем дне, убеждены
в том, что их дети и внуки будут благодарны
старшим поколениям, заложившим основы
будущего процветания страны в целом,
а значит и каждой семьи в отдельности.
Развитие природного и научного потенциала,
конкурентоспособной системы образования,
формирование инновационной среды, поддержка
передовых технологий, обеспечение прав
и свобод граждан, развитие демократии
и гражданского общества, эффективная
организация самого государства, борьба
с коррупцией – необходимые предпосылки
для достижения этой цели. Непосредственный
вклад должно внести комплексное решение
демографической проблемы.
Достижение многих из них определяется
не только их финансовым обеспечением,
но и эффективностью правового регулирования,
способностью государства принимать справедливые
законы и добиваться их исполнения. Значительный
вклад вносят, в рамках законодательно
установленных полномочий и ответственности,
органы государственной власти субъектов
Российской Федерации и органы местного
самоуправления. Целый ряд публичных обязательств
исполняется за счет государственных
внебюджетных фондов.
Решающий вклад в реализацию
стратегических целей развития страны
вносит федеральный бюджет. Основные его
параметры существенно влияют на уровень
инфляции, динамику валютного курса, налоговую
нагрузку и другие условия экономического
развития. Финансовое обеспечение деятельности
государства в стратегических сферах
деятельности и наиболее значимых социальных
гарантий осуществляется за счет средств
федерального бюджета. Наконец, из федерального
бюджета предоставляются значительные
объемы трансфертов бюджетам субъектов
Российской Федерации и бюджетам государственных
внебюджетных фондов Российской Федерации.
В Бюджетном послании на 2014-2016
годы поставлены приоритетные задачи
бюджетной политики, определяющие стратегию
развития страны, в том числе:
1) интеграция бюджетного
планирования в процесс формирования
и реализации долгосрочной стратегии
развития страны, в том числе
и прежде всего – путем полномасштабного
внедрения программно-целевого принципа
организации деятельности органов
исполнительной власти и, соответственно,
программных бюджетов;
2) создание в рамках
переходного периода предпосылок
для введения, начиная с 2015 года,
правил использования нефтегазовых
доходов и ограничений на размер
дефицита федерального бюджета;
3) улучшение условий жизни
человека, адресное решение социальных
проблем, повышение качества государственных
и муниципальных услуг, стимулирование
инновационного развития страны;
4) повышение отдачи от
использования государственных
расходов, в том числе за счет
формирования рациональной сети
государственных учреждений, совершенствования
перечня и улучшения качества
оказываемых ими услуг;
График 3. Аналитическое распределение
бюджетных ассигнований по направлениям
госпрограмм в 2011 году и до 2014 года
Таким образом, бюджет 2014-2016
годов направлен на повышение уровня жизни
населения и выполнение всех обязательств
перед гражданами, поддержку стратегических
и инновационных отраслей, обеспечение
безопасности, создание потенциала для
устойчивого развития страны.