Роль бюджета государства в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 22:50, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучив теоретические основы бюджета, обосновать значение бюджета в экономическом, политическом, социальном развитии общества в Российской Федерации. Для осуществления этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть формирование и функции бюджета.
2. Изучить основы бюджетного устройства РФ.
3. Рассмотреть структуру доходов и расходов бюджета, особенности его сбалансированности.
4. Проанализировать доходы бюджета РФ.
5. Проанализировать расходы бюджета РФ.
6. Рассмотреть условия и принципы сбалансированности бюджетной системы РФ.
7. Изучить приоритетные направления бюджетной политики в РФ на 2014-2016 годы.
8. Рассмотреть прогноз параметров бюджетной системы РФ на 2014-2016 годы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Экономическая сущность и функции бюджета государства………………...6
1.1 Формирование и функции бюджета…………………………………..……..6
1.2 Основы бюджетного устройства РФ……………………………………….14
1.3 Структура доходов и расходов, сбалансированность бюджетов…………21
2. Роль бюджета государства в национальной экономике……………………27
2.1 Анализ доходов бюджета РФ……………………………………………….27
2.2 Анализ расходов бюджета РФ………………………………………………33
2.3 Сбалансированность бюджетной системы РФ…………………………….38
3. Совершенствование бюджетных отношений в Российской Федерации…..41
3.1 Приоритетные направления бюджетной политики………………………..41
3.2 Прогноз параметров бюджетной системы…………………………………47
Заключение……………………………………………………………………….54
Библиографический список……………………………………………………..56

Файлы: 1 файл

ФИНАНСЫ КУРСОВИК.docx

— 164.17 Кб (Скачать файл)

 

 

Наибольший вес в общем объеме расходов федерального бюджета имеют бюджетные ассигнования на исполнение расходных обязательств в сферах национальной безопасности и обеспечения обороноспособности, полностью отнесенных к ведению Российской Федерации, а также социальной политики с учетом мер по обеспечению сбалансированности бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации («Таблица 4).

 

Таблица 4. Структура расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов

 

2013 год

закон с учетом изменений

%% к общему объему

ВСЕГО

12 745,1

100,0

Условно утвержденные

   

ВСЕГО (без учета условно утвержденных)

12 745,1

100,0

в том числе:

   

Общегосударственные вопросы

871,1

6,8

Национальная оборона

1 864,5

14,6

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

1 844,5

14,5

Национальная экономика

1 754,1

13,8

Жилищно-коммунальное хозяйство

136,9

1,1

Охрана окружающей среды

22,2

0,2

Образование

614,8

4,8

Культура,  кинематография

90,9

0,7

Здравоохранение

554,7

4,4

Социальная политика

3 930,2

30,8

Физическая культура и спорт

42,3

0,3

Средства массовой информации

75,6

0,6

Обслуживание государственного и муниципального долга

383,3

3,0

Межбюджетные трансферты общего характера

560,2

4,4


 

 

Структура бюджетных расходов в нашей стране имеет существенные отличия от других стран. Сравнение данных по странам ОЭСР (усредненным за последние несколько лет) и России показывает, что уровень государственных инвестиций в нашей стране можно назвать сравнительно высоким, тогда как социальные расходы на образование и здравоохранение в России ниже среднего уровня [15].

 

2.3. Сбалансированность бюджетной системы РФ.

 

Сбалансированность бюджетной системы сильно влияет на развитие национальной экономики, поэтому рассмотрим баланс бюджета РФ в последние годы.

   Таблица 5. Основные характеристики федерального бюджета на 2013 год

Показатель

2010 г. (отчёт)

2011 г. (отчёт)

2012 г. (отчёт)

2013 г.

Доходы, всего

7337,8

8305,4

11068,6

11779,9

% к ВВП

18,9

18,5

20,7

20,1

В том числе:

       

Нефтегазовые доходы

2984

3830,7

5462

5574,9

% к ВВП

7,7

8,5

10,2

9,5

Ненефтегазовые доходы

4353,8

4474,7

5606,6

6205

% к ВВП

11,2

10,0

10,5

10,6

Расходы, всего

9660,1

10117,5

11098,5

12656,4

% к ВВП

24,9

22,5

20,8

21,6

Дефицит/профицит

-2322,3

-1812,0

-29,9

-876,6

% к ВВП

-0,6

-0,4

-0,1

-1,5

Ненефтегазовый дефицит

-5306,3

-5642,7

-5491,9

-6451,4

% к ВВП

-13,7

-12,6

-10,3

-11,0


 

 

Из таблицы 5 видно, что в 2010–2013 годах происходит снижение доходов федерального бюджета в процентах к ВВП (с 20,7 % в 2012 г. до 20,1 % в 2013 г.). Такая динамика обусловлена снижением объема нефтегазовых доходов федерального бюджета с 10,2 % к ВВП в 2011 году до 9,5 % к ВВП в 2013 году, при этом нефтегазовые доходы увеличиваются по сравнению с 2012 на 0,1%  в 2013 году .

В этой связи отметим, что нефтегазовые доходы федерального бюджета являются в настоящее время основными элементами, образующими Резервный фонд и Фонд национального благосостояния — составных частей резервной системы РФ.

В связи с использованием большей части накопленных в Резервном фонде ресурсов на обеспечение сбалансированности федерального бюджета в 2010 году (более 70 %) и нефтегазовых доходов федерального бюджета в 2012–2013 годах в полном объеме на покрытие расходов поступления средств в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния не планируются, так как средства Резервного фонда исчерпаны в 2011 году (за исключением средств, размещенных в финансовых активах)  Объем средств Фонда национального благосостояния снизился с 2,6 трлн. руб. на начало 2010 года до 1,1 трлн. руб. на конец 2013 года [5].

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что в 2013 году бюджет не был сбалансирован. Расходы превысили доходы, что говорит о дефиците.

Приведём сравнение общих доходов и расходов 2012  и 2013 годов.

 

2012 год

Доходы — 14 106 000 000,0 тыс. рублей.

Доходы получаемые государством с налогов — 3 380 000 000,0 тыс.    

рублей.

Расходы — 11 022 477 366,9 тыс. рублей.

2013 год

Доходы — 9 503 469 245,0 тыс. рублей.

Расходы — 11 237 919 245,0 тыс. рублей.

 

 

3. Совершенствование  бюджетных отношений в Российской  Федерации

 

3.1. Приоритетные направления бюджетной политики

 

В предыдущих главах мы выделили ряд проблем бюджетной системы. Рассмотрим приоритетные направления бюджетной политики по совершенствованию бюджетного устройства. Основной документ, регламентирующий развитие – «Основные результаты и направления бюджетной политики на 2013 год и период до 2014 года».

К важным преобразованиям в области финансового обеспечения государственных обязательств и общенациональных приоритетов можно отнести замену бюджетирования по ресурсам на бюджетирование по результатам, которое подразумевает помимо прозрачности и подконтрольности распределения и использования финансовых ресурсов, повышение эффективности их распределения и использования, т.е. концентрацию средств на решении приоритетных задач и наиболее эффективное и экономное их использование. Для повышения эффективности планирования расходов предусмотрен ряд изменений. Отметим ряд основных изменений: закон о федеральном бюджете будет приниматься федеральной Думой не в четырех, а в трех чтениях, при этом действующие обязательства закреплены в бюджете, а новые решения принимаются только по объему и составу принимаемых обязательств; утвержденные программы включаются в реестр расходных обязательств и подлежат безусловному финансированию в объеме согласно паспорту программы и ряду других документов. В рамках этой программы также предусмотрено повышения качества бюджетной отчетности и ответственности за достижение результатов, повышение качества финансового менеджмента.

В основу формирования и реализации бюджетной политики положены стратегические цели развития страны, определенные в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года и других документах, а также основных положениях Бюджетного послания Президента Российской Федерации «О бюджетной политике в 2013–2015годах» и Программы повышения эффективности бюджетных расходов в Российской Федерации на период до 2013 года.

Главной целью является повышение уровня и качества жизни населения. Государство должно способствовать повышению реальных доходов и занятости населения, росту сбережений и имущества граждан, развитию рынка жилья. В сфере его прямой ответственности — удовлетворение потребностей граждан в качественном и доступном жилье, услугах образования, здравоохранения, культурном и духовном развитии, информации, досуге, безусловное выполнение всех законодательно установленных социальных гарантий, в том числе – пенсионное и социальное обеспечение, социальная защита граждан, нуждающихся в государственной помощи.

Основа для решения социальных проблем — высокие темпы устойчивого экономического роста, обеспечивающего создание новых рабочих мест, рост заработной платы в экономике, расширение финансовых возможностей государства. Для этого, прежде всего, необходимо поддерживать финансовую стабильность (низкую инфляцию и стабильность национальной валюты), определяющей степень доверия людей к государству и готовность инвестировать в экономику страны. Важное значение для развития бизнеса имеет снижение налоговой нагрузки на экономику и административных барьеров, защита прав собственности, обеспечение экономическую свободы и условий равной конкуренции. Государство должно поддерживать развитие транспортной, коммуникационной и энергетической инфраструктуры, авиа- и судостроения, экспорта интеллектуальных услуг, космической отрасли и других стратегических отраслей экономики.

Обеспечение обороноспособности и безопасности — необходимое условие для развития страны. Социальный прогресс невозможен в стране, граждане которой страдают от военных конфликтов, терроризма, преступности, стихийных бедствий. Разрушительный потенциал насилия, природных и техногенных катастроф постоянно растет, и долг государства — сделать все для защиты граждан от этих угроз. Обеспечение высокой боеготовности Вооруженных сил, их техническое переоснащение, создание профессиональной, мобильной армии, борьба с терроризмом и распространением оружия массового поражения, предупреждение локальных конфликтов, предотвращение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий входят в число основных приоритетов бюджетных расходов.

Создание условий для будущего развития — важнейшая миссия социально ответственного государства. Люди должны быть уверены в завтрашнем дне, убеждены в том, что их дети и внуки будут благодарны старшим поколениям, заложившим основы будущего процветания страны в целом, а значит и каждой семьи в отдельности. Развитие природного и научного потенциала, конкурентоспособной системы образования, формирование инновационной среды, поддержка передовых технологий, обеспечение прав и свобод граждан, развитие демократии и гражданского общества, эффективная организация самого государства, борьба с коррупцией – необходимые предпосылки для достижения этой цели. Непосредственный вклад должно внести комплексное решение демографической проблемы.

Достижение многих из них определяется не только их финансовым обеспечением, но и эффективностью правового регулирования, способностью государства принимать справедливые законы и добиваться их исполнения. Значительный вклад вносят, в рамках законодательно установленных полномочий и ответственности, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Целый ряд публичных обязательств исполняется за счет государственных внебюджетных фондов.

Решающий вклад в реализацию стратегических целей развития страны вносит федеральный бюджет. Основные его параметры существенно влияют на уровень инфляции, динамику валютного курса, налоговую нагрузку и другие условия экономического развития. Финансовое обеспечение деятельности государства в стратегических сферах деятельности и наиболее значимых социальных гарантий осуществляется за счет средств федерального бюджета. Наконец, из федерального бюджета предоставляются значительные объемы трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

В Бюджетном послании на 2014-2016 годы поставлены приоритетные задачи бюджетной политики, определяющие стратегию развития страны, в том числе:

1) интеграция бюджетного  планирования в процесс формирования  и реализации долгосрочной стратегии  развития страны, в том числе  и прежде всего – путем полномасштабного  внедрения программно-целевого принципа  организации деятельности органов  исполнительной власти и, соответственно, программных бюджетов;

2) создание в рамках  переходного периода предпосылок  для введения, начиная с 2015 года, правил использования нефтегазовых  доходов и ограничений на размер  дефицита федерального бюджета;

3) улучшение условий жизни  человека, адресное решение социальных  проблем, повышение качества государственных  и муниципальных услуг, стимулирование  инновационного развития страны;

4) повышение отдачи от  использования государственных  расходов, в том числе за счет  формирования рациональной сети  государственных учреждений, совершенствования  перечня и улучшения качества  оказываемых ими услуг;

5) эффективная децентрализация  полномочий публично-правовых образований.

 

График 3. Аналитическое распределение бюджетных ассигнований по направлениям госпрограмм в 2011 году и до 2014 года

 

Таким образом, бюджет 2014-2016 годов направлен на повышение уровня жизни населения и выполнение всех обязательств перед гражданами, поддержку стратегических и инновационных отраслей, обеспечение безопасности, создание потенциала для устойчивого развития страны.

Информация о работе Роль бюджета государства в РФ