Роль бюджета государства в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 22:50, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучив теоретические основы бюджета, обосновать значение бюджета в экономическом, политическом, социальном развитии общества в Российской Федерации. Для осуществления этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть формирование и функции бюджета.
2. Изучить основы бюджетного устройства РФ.
3. Рассмотреть структуру доходов и расходов бюджета, особенности его сбалансированности.
4. Проанализировать доходы бюджета РФ.
5. Проанализировать расходы бюджета РФ.
6. Рассмотреть условия и принципы сбалансированности бюджетной системы РФ.
7. Изучить приоритетные направления бюджетной политики в РФ на 2014-2016 годы.
8. Рассмотреть прогноз параметров бюджетной системы РФ на 2014-2016 годы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Экономическая сущность и функции бюджета государства………………...6
1.1 Формирование и функции бюджета…………………………………..……..6
1.2 Основы бюджетного устройства РФ……………………………………….14
1.3 Структура доходов и расходов, сбалансированность бюджетов…………21
2. Роль бюджета государства в национальной экономике……………………27
2.1 Анализ доходов бюджета РФ……………………………………………….27
2.2 Анализ расходов бюджета РФ………………………………………………33
2.3 Сбалансированность бюджетной системы РФ…………………………….38
3. Совершенствование бюджетных отношений в Российской Федерации…..41
3.1 Приоритетные направления бюджетной политики………………………..41
3.2 Прогноз параметров бюджетной системы…………………………………47
Заключение……………………………………………………………………….54
Библиографический список……………………………………………………..56

Файлы: 1 файл

ФИНАНСЫ КУРСОВИК.docx

— 164.17 Кб (Скачать файл)

Итак, целью бюджетного регулирования является поддержание стабильности экономики, обеспечение ее сбалансированности, структурных сдвигов, решение глобальных задач деятельности и развития общества. Бюджетное регулирование достаточно развито в различных экономических системах. Однако следует отметить, что в условиях рыночной экономики степень государственного вмешательства в движение финансовых ресурсов регионов и предприятий гораздо меньше, чем в экономике нерыночного типа и носит, как правило, косвенный характер.

Существенным признаком бюджета является его плановость. Следовательно, бюджет - это план государственного хозяйства на предстоящий период. Квотирование бюджета и разграничение функций между законодательной и исполнительной властью придают бюджету характер политического документа. Бюджет представляет собой программу управления, предложенную исполнительной властью на одобрение парламента.

Бюджет как главный финансовый план страны закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений, координирует и организует деятельность всех звеньев финансовой системы, всех участников хозяйственных связей. Координация осуществляется через взаимосвязь показателей бюджета с показателями других финансовых планов, инвестиционных программ. В частности, в финансовых планах предприятий фиксируются размеры обязательных платежей в бюджет и для ряда предприятий – возможные поступления из бюджета; все средства, выделяемые по смете госбюджетным органам, структурам полностью проходят по расходной части соответствующего бюджета.

Итак, можно сделать вывод, что бюджет является специфическим, универсальным финансовым планом, поскольку его показатели охватывают практически все сферы экономического и социального развития страны.

Бюджет – это план, но не основной финансовый план государства, каким его считают многие экономисты. Основным финансовым планом государства является сводный финансовый баланс. Бюджетные ресурсы находят отражение в сводном финансовом балансе, включающем всю совокупность финансовых ресурсов, мобилизованных в стране, а также направления их расходования.

Следует отметить, что в виду особой важности бюджета для всех сфер общественной жизни, его составление, утверждение и выполнение происходят на основе законов, устанавливаемых представительной властью, и сам принятый бюджет также является законом. В России бюджет утверждается законодательными органами власти: Государственной думой и Советом Федерации и подписывается Президентом Российской Федерации.

Экономическое значение бюджета заключается в том, что он формирует значительную часть конечного спроса, за счет его средств образуется заметная доля доходов населения, приобретаются крупные объемы продукции (особенно военного назначения), увеличиваются материальные резервы и осуществляются капитальные вложения.

В рамках бюджета предоставляются субсидии, дотации, кредиты с целью поддержки определенных предприятий, научных исследований, оказывается помощь другим странам. В рамках бюджета формируется и обслуживается государственный долг. Через бюджет проходят значительные финансовые потоки, он непосредственно влияет на формирование важнейших экономических и финансовых показателей: объема производства, суммы инвестиций, реальных доходов, величины денежной массы и т. д.

Делаем вывод, что бюджет – это сложная категория финансов государства. Формирование и развитие бюджета связано с развитием НД страны и его перераспределением. Следует отметить, что в современных условиях бюджет выступает в качестве: экономической категории, фонда и плана. Бюджет выполняет ряд важных функций для экономики, которые описываются в этой главе. Итак, можно сказать, что бюджет один из основных инструментов проведения экономического, социального и политического развития общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Основы бюджетного устройства РФ.

 

Чтобы выяснить, как и насколько сильно зависит развитие национальной экономики от бюджета, рассмотрим основы построения бюджетного устройства РФ.

Бюджетное устройство страны означает организацию бюджетной системы, принципов ее построения. Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, вопросы формирования и использования бюджетных средств. Основы бюджетного устройства Российской Федерации определяются формой государственного устройства страны, действующими в ней основными законодательными актами, ролью бюджета в общественном воспроизводстве и социальных процессах.

Итак, бюджетное устройство РФ – это организационно-правовое построение бюджетной системы РФ, позволяющее выделить в её составе структурные подразделения и определить формы взаимосвязей между ними.

Бюджетное устройство РФ включает в себя три составляющие:

1. Бюджетную систему.

2. Бюджетные права, которыми наделяются органы публичной власти соответствующего уровня.

3. Принципы разграничения бюджетных полномочий и межбюджетного регулирования.

Построение бюджетной системы Российской Федерации основано на Конституции РФ и конституциях республик в составе РФ. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (ст. 10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:

1) федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

2) бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

3) местных бюджетов (в  том числе: бюджеты муниципальных  районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных  образований городов федерального  значения Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты городских и сельских  поселений).

Состав бюджетной системы приведен на рис. 1.

Бюджеты, входящие в бюджетную систему РФ, самостоятельны и не включаются друг в друга, т. е. бюджеты субъектов РФ не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.

В Бюджетном кодексе дается понятие консолидированного бюджета - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории. Консолидированный бюджет Российской Федерации включает федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. В свою очередь, консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации включает региональный бюджет, т. е. бюджет субъекта Российской Федерации и местные бюджеты.

 

Рис. 1. Состав бюджетной системы РФ

 

Следует отметить, что бюджетная система Российской Федерации основана на следующих принципах:

1. единство бюджетной  системы Российской Федерации;

2. разграничение доходов  и расходов между уровнями  бюджетной системы;

3. самостоятельность бюджетов  разных уровней;

4. полнота отражения доходов  и расходов бюджетов и источников  финансирования дефицитов бюджета;

5. сбалансированность бюджета;

6. эффективность и экономность  использования бюджетных средств;

7. общее (совокупное) покрытие  расходов бюджетов;

8. гласность;

9. достоверность бюджета;

10. адресность и целевой  характер использования бюджетных  средств.

11. равенство бюджетных  прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

Необходимо отметить, что существующий механизм бюджетного федерализма в России тяготеет к централизованному типу бюджетного устройства. При централизованном типе государственного федеративного устройства, разграничение полномочий между уровнями власти по расходам, как правило, не сопровождается наделением их достаточными собственными источниками доходов. В этих условиях финансирование территориальных программ осуществляется за счет централизованных средств федерального бюджета. При этом самостоятельность функционирования нижестоящих звеньев бюджетной сферы сведена к минимуму.

В настоящее время в России имеются следующие виды взаимоотношений в рамках бюджетного федерализма:

1. “раздельные” налоги (федеральные, региональные и местные);

2. “сквозные” федеральные  налоги, которые делятся по твердым  нормативам между федеральным  бюджетом и бюджетами субъектов  Федерации;

3. финансовые трансферты  субъектам РФ из федерального  бюджета;

4. дотации, субсидии и  субвенции;

5. целевые федеральные  программы;

6. взаимные расчеты;

7. бюджетные ссуды;

8. системы финансовых  взаимоотношений внутри регионов.

Итак, можно сделать вывод, что в результате финансовой деятельности между бюджетами разных уровней возникают межбюджетные отношения. Межбюджетные отношения – это отношения между органами государственной власти РФ, органами власти субъектов и органов местного самоуправления, связанных с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.

Механизм межбюджетных отношений представлен на рис. 2.

Можно сказать, что межбюджетные отношения составляют сложную и многоуровневую систему отношений.

Анализ действующей практики показывает, что в механизме межбюджетных отношений в России одновременно действует два принципа: с одной стороны, унифицированный подход к регионам при формировании бюджетных доходов, с другой стороны – дифференцированный подход на стадии формирования расходной части бюджета. Это приводит к возникновению встречных финансовых потоков, может возникать временной разрыв. Временной разрыв, возникающий в процессе движения средств из региона в федеральный бюджет, а затем из федерального в региональные, вынуждает отдельные субъекты РФ прибегать к различного рода займам, кредитам.

Кроме того, одной из основных проблем межбюджетных отношений и бюджета в целом является неодинаковое экономическое, политическое и социальное развитие регионов.

Следует отметить, что для сбалансированности в развитии регионов в составе бюджета функционирует пять специальных фондов, через которые осуществляется выделение средств из федерального бюджета субъектам Российской Федерации в виде финансовой помощи.

 

 

Рис. 2. Механизм межбюджетных отношений

 

Так, за счет Федерального фонда финансовой поддержки регионов РФ, начиная с 1994 г., осуществляются дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности регионов РФ. Регионы, нуждающиеся в финансовой помощи, получают средства из этого фонда в виде трансфертов. Объем трансферта рассчитывается по формуле, учитывающей территориальные бюджетные доходы и численность населения региона. В настоящее время применяется методика распределения средств фонда, предложенная в 2000-2001 годах. В основу методики положено разграничение регионов по уровню бюджетной обеспеченности на следующие виды: регионы доноры, дотационные регионы, высоко дотационные регионы.

В 2000 г. был создан Фонд регионального развития, который предназначен для финансирования федеральных программ развития регионов.

В 2001 г. в Федеральном бюджете создан Фонд компенсаций. Средства этого фонда в виде целевых субвенций и субсидий направляются на реализацию федеральных законов по выплате социальных пособий, пенсий инвалидам, детских пособий, предоставлению льгот.

Фонд софинансирования социальных расходов создан в 2002 г. для предоставления населению субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Фонд реформирования региональных финансов создан в 2002 г. Средства фонда в виде субсидий предоставляются отобранным на конкурсной основе регионам при условии осуществления ими реформ в бюджетной сфере .

Итак, можно сделать вывод, что бюджетное устройство РФ включает в себя три составляющие: бюджетную систему; бюджетные права; принципы разграничения бюджетных полномочий и межбюджетного регулирования. Следует отметить, что бюджетная система состоит из трёх уровней: федерального, регионального и местного бюджетов. Бюджетная система основывается на принципах функционирования, которые описываются в этой главе. Кроме того, отметим, что Россия тяготеет к централизованному типу бюджетного федерализма. Можно сказать, что межбюджетные отношения РФ составляют сложную и многоуровневую систему отношений. Механизм межбюджетных отношений включает: принципы разграничения расходных полномочий и межбюджетного регулирования. Отметим, что основной проблемой межбюджетных отношений и бюджета в целом является неодинаковое экономическое, политическое и социальное развитие регионов, которое компенсируется за счет различных фондов.

1.3. Структура доходов и расходов, сбалансированность бюджетов

 

Для того чтобы выяснить, на какие сферы экономической, политической и социальной структуры общества влияет бюджет, рассмотрим структуру доходов и расходов бюджета. Первоначально рассмотрим бюджетную классификацию.

По составу, источникам, направлениям использования и другим признакам бюджетные доходы и расходы разнообразны, что делает структуру бюджета ёще более сложной. Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономике их классифицируют по определенным признакам.

Итак, можно сказать, что бюджетная классификация - это группировка по однородным признакам доходов и расходов, расположенных и зашифрованных в установленном порядке, а также источников финансирования бюджетов.

Такая классификация используется для составления и исполнения бюджета, она обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов.

В основе бюджетной классификации лежит группировка показателей. Умелое использование данных позволяет видеть картину движения бюджетных ресурсов. Сопоставление плановых и отчетных данных дает возможность делать выводы и предложения о формировании и использовании бюджетных фондов, сосредоточении основных денежных ресурсов на важнейших направлениях экономического и социального развития.

Информация о работе Роль бюджета государства в РФ