Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 22:50, курсовая работа
Описание работы
Цель работы: изучив теоретические основы бюджета, обосновать значение бюджета в экономическом, политическом, социальном развитии общества в Российской Федерации. Для осуществления этой цели необходимо решить следующие задачи: 1. Рассмотреть формирование и функции бюджета. 2. Изучить основы бюджетного устройства РФ. 3. Рассмотреть структуру доходов и расходов бюджета, особенности его сбалансированности. 4. Проанализировать доходы бюджета РФ. 5. Проанализировать расходы бюджета РФ. 6. Рассмотреть условия и принципы сбалансированности бюджетной системы РФ. 7. Изучить приоритетные направления бюджетной политики в РФ на 2014-2016 годы. 8. Рассмотреть прогноз параметров бюджетной системы РФ на 2014-2016 годы.
Содержание работы
Введение…………………………………………………………………………...3 1. Экономическая сущность и функции бюджета государства………………...6 1.1 Формирование и функции бюджета…………………………………..……..6 1.2 Основы бюджетного устройства РФ……………………………………….14 1.3 Структура доходов и расходов, сбалансированность бюджетов…………21 2. Роль бюджета государства в национальной экономике……………………27 2.1 Анализ доходов бюджета РФ……………………………………………….27 2.2 Анализ расходов бюджета РФ………………………………………………33 2.3 Сбалансированность бюджетной системы РФ…………………………….38 3. Совершенствование бюджетных отношений в Российской Федерации…..41 3.1 Приоритетные направления бюджетной политики………………………..41 3.2 Прогноз параметров бюджетной системы…………………………………47 Заключение……………………………………………………………………….54 Библиографический список……………………………………………………..56
4) Классификацию источников
внутреннего финансирования дефицитов
бюджетов РФ;
5) Классификацию источников
внешнего финансирования дефицита федерального
бюджета;
6) Классификацию видов государственных
внутренних долгов РФ и субъектов РФ;
7) Классификацию видов государственного
внешнего долга и внешних активов РФ;
8) Ведомственную классификацию
расходов федерального бюджета [10, с. 139].
Классификация доходов бюджетов
РФ является группировкой доходов бюджетов
всех уровней бюджетной системы и основывается
на законодательных актах РФ, определяющих
источники их формирования. Бюджетная
классификация содержит следующие группы
доходов: налоговые доходы, неналоговые
доходы, безвозмездные перечисления, доходы
целевых бюджетных фондов, доходы от предпринимательской
и иной приносящей доход деятельности.
Функциональная классификация
расходов бюджетов РФ отражает направление
бюджетных средств на выполнение основных
функций государства. Следует отметить,
что основные расходные статьи бюджета
РФ являются межбюджетные трансферты
(более 30%), военные расходы (25%), расходы
на экономические цели, социальные расходы.
Экономическая классификация
расходов бюджетов РФ является группировкой
расходов бюджетов всех уровней по их
экономическому содержанию. Всего выделено
три группы расходов: 1) текущие расходы,
2) капитальные расходы, 3) предоставление
бюджетных кредитов и бюджетных ссуд за
вычетом погашения.
Расходы государства могут
быть разделены на:
Политические цели (обеспечение
национальной обороны и безопасности
(содержание армии, полиции, судов и т.
п.); содержание аппарата управления государством).
Экономические цели (содержание
и обеспечение функционирования государственного
сектора экономики; помощь (прежде всего
субсидирование) частному сектору экономики).
Социальные цели (социальное
обеспечение, образование, здравоохранение,
развитие фундаментальной науки, охрану
окружающей среды).
Классификация источников финансирования
дефицитов бюджетов РФ является группировкой
заемных средств, привлекаемых Российской
Федерацией, ее субъектами и органами
местного самоуправления для покрытия
дефицитов соответствующих бюджетов.
Классификацию видов государственных
внутренних долгов РФ и субъектов РФ является
одноступенчатой и содержит: государственные
краткосрочные обязательства, государственный
казначейский вексель, государственные
гарантии.
Классификацию видов государственного
внешнего долга и внешних активов РФ имеет
двухступенчатую систему построения.
Например, внешний долг РФ в том числе
по кредитам, включает: международные
финансовые организации, правительств
иностранных государств, иностранных
коммерческих банков и фирм.
Ведомственная классификация
расходов федерального бюджета представляет
собой группировку расходов, отражающая
распределение бюджетных ассигнований
по прямым получателям средств из федерального
бюджета, а в рамках их бюджетов – по целевым
статьям и видам расходов.
Итак, можно сказать, что доходы
и расходы бюджета составляют бюджетный
фонд.
Отметим, что возможны три состояния
бюджетного фонда: сбалансированность
бюджета, дефицит, профицит.
Необходимым условием финансово-бюджетной
деятельности является сбалансированность
бюджетов, означающая равенство или баланс
поступлений и расходов.
Проблема сбалансирования бюджета
возникает в случае образования профицита
или дефицита.
Наиболее сложная и часто встречающаяся
ситуация – дефицит бюджета. Дефицит бюджета
характеризуется превышением расходов
бюджета над его доходами. Когда доходы
превышают расходы (профицит), то излишек
доходов, если он временный, может использоваться
на удовлетворение чрезвычайных потребностей,
на образование резервного фонда.
Можно утверждать, что федеральный
бюджет как единая система доходов и расходов
распался на два денежных фонда. Выведение
Стабилизационного фонда из общего поля
финансовой политики и бюджетного процесса
искажает роль государственных доходов
в обеспечении экономического роста. Государственные
расходы рассматриваются исключительно
как обратная проекция бюджетных доходов,
очищенных от конъюнктурных поступлений.
Расчетов эффективности и результативности
различных функциональных видов расходов
не существует, поэтому утверждения о
чрезмерном уровне государственных расходов
нуждаются не в идеологическом, а экономическом
обосновании.
Продуманная политика доходов
является основой бюджета, его расходной
части. Но очень важно не принижать активную
роль политики государственных расходов
при результативном использовании средств.
Функции современного государства не
ограничиваются содержанием госаппарата,
обеспечением обороноспособности и правопорядка.
Поэтому наше государство признано быть
социальным. Социальные расходы на расширенное
воспроизводство человеческого капитала
создают основы для долгосрочного, устойчивого
развития. Не менее важно предусматривать
расходы на поддержку экономического
роста за счет устранения крупных отраслевых
и региональных диспопорций, которые в
обозримом периоде не могут быть выправлены
саморазвитием рынка.
Поскольку современная российская
экономика зависима от нефтегазового
сектора, рассмотрим его влияние на формирование
бюджета. Несомненно, значимую роль в формировании
доходов бюджета занимают нефтегазовые
доходы, которые включают в себя доходы
федерального бюджета от уплаты налога
на добычу полезных ископаемых (нефть,
газ), вывозную таможенную пошлину на нефть,
природный газ и на товары, выработанные
из нефти. Возможно образование нефтегазового
дефицита, который составляет разницу
между объемов дохода федерального бюджета
(без учета нефтегазовых доходов и доходов
от управления средствами резервного
фонда и фонда будущих поколений) и общим
объемом расходов. Для покрытия дефицита
используется нефтегазовый трансферт
– часть средств федерального бюджета
(доходов и средств резервного фонда).
Предусмотрен следующий механизм
поступления нефтегазовых доходов: доходы
от продажи нефти и газа поступают в виде
нефтегазового трансферта в федеральный
бюджет. Когда лимит будет выбран, денежные
средства будут поступать в резервный
фонд до тех пор, пока не накопится определенная
сумма. Затем остатки доходов будут формировать
фонд национального благосостояния. Величина
резервного фонда подстраховывает от
неожиданного падения цен на нефть, а средства
фонда национально благосостояния предназначены
для финансирования пенсионных обязательств
в будущем .
Итак, можно сделать вывод, что
классификация бюджета наглядно отражает
источники доходов бюджета и направления
расходования средств. В современном российском
бюджете большое место занимают нефтегазовые
доходы, за счет которых формируется резервный
фонд, фонд национального благосостояния.
Рассмотрев статьи расходов бюджета можно
сказать, что бюджет оказывает большое
влияние на национальную экономику, развитие
политической и социальной структуры.
Большое значение для стабильного развития
экономики и других сфер деятельности
государства является сбалансированность
бюджета (равенство доходов и расходов).
2. Роль бюджета
государства в национальной экономике
2.1. Анализ доходов
бюджета РФ
Для того чтобы выяснить какую
роль занимает бюджет в национальной экономике,
проанализируем структуру доходов РФ
с 2010 по 2013 годы.
Доходы бюджета – денежные
средства, поступающие в безвозмездном
и безвозвратном порядке в соответствии
с законодательством в распоряжение органов
государственной власти соответствующего
уровня .
Таблица 1. Основные параметры бюджетной
системы Российской Федерации
Показатель
2010
2011
2012
2013
Доходы, всего
13 321,7
15 675,2
21 218,1
23 018,2
%% к ВВП
34,3
34,7
38,9
38,0
в том числе:
Федеральный бюджет
7 337,8
8 305,4
11 367,7
12 677,0
Бюджеты государственных внебюджетных
фондов РФ
3 506,4
4 814,5
6 162,6
7 168,2
- в том числе доходы
без учета межбюджетных трансфертов
1 373,6
2 034,8
3 593,4
3 723,0
Консолидированные бюджеты
субъектов РФ
5 924,2
6 534,1
7 641,0
7 923,8
- в том числе доходы
без учета межбюджетных трансфертов
Из графика можно сделать вывод,
что фактическое исполнение федерального
бюджета к 2013 году достигло своего максимума
в 2012 году и составило 11366 млрд. руб. К 2014
году планируется достичь уровня 14091,8
млрд. руб., что превзойдёт все показатели
с 2010 года.
Рассмотрим “Таблицу 1”, которая
позволит нам проанализировать уровень
доходов и расходов бюджета РФ с 2009 по
2013 года.
Итак, можно сказать, что доходы
бюджетной системы в последние годы лежат
в пределах от 34,3 до 38,0 процентов ВВП. Отметим,
что в условиях 2012 года 39,3% всех доходов
поступало от внешнеэкономической деятельности,
19,6% - налоги, сборы и регулярные платежи
за пользование природными ресурсами,
18, 4 налоги на товары (работы, услуги), реализуемые
на территории РФ, 13% - налоги на товары,
ввозимые на территорию РФ, 2,9% - налоги
на прибыль, доходы. [14]
Рассмотрим отдельно доходы
федерального бюджета.
Таблица 2. Динамика доходов
федерального бюджета
Показатель
Отчет
2013 год закон с учетом изменений)
2009
год
2010
год
2011
год
2012
год
Доходы, всего
9 275,9
7 337,8
8 305,4
11 367,7
12 677,0
%% к ВВП
22,5
18,9
18,4
20,8
20,9
в том числе:
Нефтегазовые доходы
4 389,4
2 984,0
3 830,7
5 641,8
6 383,3
%% к ВВП
10,6
7,7
8,5
10,3
10,5
Ненефтегазовые доходы
4 886,5
4 353,8
4 474,7
5 725,9
6 293,7
%% к ВВП
11,9
11,2
9,9
10,5
10,4
Темпы роста (снижения) доходов
к предыдущему году, %
119,2
79,1
113,2
136,9
111,5
в том числе:
Нефтегазовые доходы
151,5
68,0
128,4
147,3
113,1
Ненефтегазовые доходы
100,1
89,1
102,8
128,0
109,9
Доля в общем объеме доходов,
%
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
в том числе:
Нефтегазовые доходы
47,3
40,7
46,1
49,6
50,4
Ненефтегазовые доходы
52,7
59,3
53,9
50,4
49,6
Динамика поступления доходов
федерального бюджета в 2009-2013 годах характеризуется
снижением с 22,5% к ВВП в 2009 году до 18,9% к
ВВП в 2010 году и 18,4% к ВВП в 2011 году, в 2012-2013
годах доходы увеличились до 20,8% и 20,9% к
ВВП соответственно, однако не достигли
уровня 2009 года (22,5%). За период 2009-2013 годов
нефтегазовые доходы снизились на 0,1% к
ВВП и ненефтегазовые доходы – на 1,5% к
ВВП. Уменьшение ненефтегазовых доходов
обусловлено, в основном, изменениями
в налоговом законодательстве (снижение
с 1 января 2010 г. федеральной ставки налога
на прибыль организаций с 6,5% до 2,0% и отмена
с 1 января 2011 г. единого социального налога).
Таким образом, основные поступления
в госбюджет идут от внешнеэкономической
деятельности и налогов.
За 2012 год поступления налогов
в консолидированный бюджет составили
9,7 трлн. рублей. Без нефтегазовых доходов,
рост поступлений составил 22%. Глава ФНС
сообщил, что в структуре консолидированного
бюджета поступления налога на прибыль
составили 23,4%, налога на доходы физических
лиц (НДФЛ) - 21%, налога на добычу полезных
ископаемых (НДПИ) - 21%, налога на добавленную
стоимость (НДС) - 18%. Объем поступлений
налогов в федеральный бюджет РФ за 2011г.
составил 4,5 трлн. руб., что на 40% больше,
чем в 2010г., пишет РБК .
2.2. Анализ расходов
бюджета РФ.
Для того чтобы выяснить какую
роль занимает бюджет в национальной экономике,
очень важно рассмотреть непосредственно
на что тратятся деньги из бюджета, т.е.
расходы.
Расходы бюджета – денежные
средства, направляемые на финансовое
обеспечение задач и функций государства
и местного самоуправления [13].
Используя «Таблицу 1», отметим,
что расходы бюджетной системы в последние
годы находились в среднем на уровне от
41,3 до 37,6 процентов ВВП.
График 2. Динамика расходов
федерального бюджета
Из графика можно сделать вывод,
что максимальное фактическое исполнение
расходов приходилось на 2011 год. В 2013 и
последующие годы планируется увеличение
расходов, что составит разницу примерно
в 10 млрд.руб. в 2014 по сравнению с 2006 годом.
Отметим, что в условиях 2013 года
32,8% к ВВП расходов федерального бюджета
были направлены на социальную политику,
15,8% - на национальную оборону, 12,4% - на национальную
безопасность и правоохранительную деятельность,
12,1% - на национальную экономику, 6,2% - на
общегосударственные вопросы. Прочие
расходы составили 20,7% .
В «Таблице 3» рассмотрим отдельные
сектора экономики, финансирующиеся государством
за счёт федерального бюджета.
Таблица 3. Динамика расходов
федерального бюджета по разделам классификации
расходов
2013 год
закон с учетом изменений
%% к предыдущему году
ВСЕГО
12 745,1
116,7
Условно утвержденные
ВСЕГО (без учета условно утвержденных)
12 745,1
116,7
в том числе:
Общегосударственные вопросы
871,1
112,0
Национальная оборона
1 864,5
123,0
Национальная безопасность
и правоохранительная деятельность
1 844,5
146,4
Национальная экономика
1 754,1
98,0
Жилищно-коммунальное хозяйство
136,9
48,9
Охрана окружающей среды
22,2
126,1
Образование
614,8
111,1
Культура, кинематография
90,9
108,5
Здравоохранение
554,7
111,0
Социальная политика
3 930,2
125,6
Физическая культура и спорт
42,3
95,7
Средства массовой информации
75,6
123,7
Обслуживание государственного
и муниципального долга