Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 22:50, курсовая работа
Описание работы
Цель работы: изучив теоретические основы бюджета, обосновать значение бюджета в экономическом, политическом, социальном развитии общества в Российской Федерации. Для осуществления этой цели необходимо решить следующие задачи: 1. Рассмотреть формирование и функции бюджета. 2. Изучить основы бюджетного устройства РФ. 3. Рассмотреть структуру доходов и расходов бюджета, особенности его сбалансированности. 4. Проанализировать доходы бюджета РФ. 5. Проанализировать расходы бюджета РФ. 6. Рассмотреть условия и принципы сбалансированности бюджетной системы РФ. 7. Изучить приоритетные направления бюджетной политики в РФ на 2014-2016 годы. 8. Рассмотреть прогноз параметров бюджетной системы РФ на 2014-2016 годы.
Содержание работы
Введение…………………………………………………………………………...3 1. Экономическая сущность и функции бюджета государства………………...6 1.1 Формирование и функции бюджета…………………………………..……..6 1.2 Основы бюджетного устройства РФ……………………………………….14 1.3 Структура доходов и расходов, сбалансированность бюджетов…………21 2. Роль бюджета государства в национальной экономике……………………27 2.1 Анализ доходов бюджета РФ……………………………………………….27 2.2 Анализ расходов бюджета РФ………………………………………………33 2.3 Сбалансированность бюджетной системы РФ…………………………….38 3. Совершенствование бюджетных отношений в Российской Федерации…..41 3.1 Приоритетные направления бюджетной политики………………………..41 3.2 Прогноз параметров бюджетной системы…………………………………47 Заключение……………………………………………………………………….54 Библиографический список……………………………………………………..56
Планирование занимает важное
место в современной экономике. Рассмотрев
плановые показатели бюджета на 2010-2014
гг., мы сможем понять будут ли влиять изменения,
описанные в предыдущей главе на совершенствование
бюджетного устройства, сможем оценить
в каких сферах экономики бюджет будет
занимать более значимое место.
Сначала рассмотрим основные
показатели федерального бюджета, для
этого проанализируем «Таблицу 6»
Таблица 6. Основные параметры
федерального бюджета 2011-2015гг
Показатель
2011 (отчет)
2012 (оценка)
2013 (оценка)
2014 (проект)
2015 (проект)
Млрд. руб.
Доходы, всего
8 305,4
11 211,3
11 779,9
12 705,9
14 091,8
В том числе:
нефтегазовые
3 830,7
5 579,3
5 574,9
5 645,8
6 127,2
ненефтегазовые
4 474,7
5 632,0
6 205,0
7 060,1
7 964,6
Расходы, всего
10 117,5
11 019,4
12 656,4
13 730,6
14 582,9
В том числе:
Обслуживание государственного
долга
280,3
266,6
388,4
482,3
579,2
Условно утвержденные расходы
-
-
-
343,3
833,6
Дефицит
-1 812,1
192,0
-876,6
-1 024,7
-491,1
% к ВВП
Доходы, всего
18,5
21,0
20,1
19,6
19,4
В том числе
нефтегазовые
8,5
10,5
9,5
8,7
8,4
ненефтегазовые
10,0
10,6
10,6
10,9
11,0
Расходы, всего
22,5
20,7
21,6
21,2
20,1
В том числе
Обслуживание государственного
долга
0,4
0,5
0,7
0,7
0,8
Условно утвержденные расходы
-
-
-
0,5
1,1
Дефицит
-4,0
0,4
-1,5
-1,6
-0,7
Итак, в 2013-2015 годах предполагается
снижение доходов федерального бюджета
с 21,0% к ВВП в 2011 году до 20,1 % в 2012 году, с
дальнейшим снижением к 2014 году до 19,4%
к ВВП. Такая динамика обусловлена снижением
нефтегазовых доходов федерального бюджета
с 10,5% к ВВП в 2011 году до 8,4% к ВВП в 2014 году,
при этом ненефтегазовые доходы увеличиваются
по сравнению с 2011 годом на 0,4% к ВВП и в
2014 году достигают 11,0% к ВВП.
Снижение прогнозируемого поступления
нефтегазовых доходов в процентах к ВВП
в 2014-2016 годах обусловлено более низкими
темпами роста цены на нефть марки «Юралс»,
курса доллара США по отношению к рублю,
налогооблагаемых объемов добычи углеводородного
сырья и экспорта нефти и нефтепродуктов
по сравнению с темпами роста ВВП.
Увеличение нефтегазовых доходов
федерального бюджета к ВВП в 2014-2016 годах
по отношению к 2011 году связано, в основном,
с прогнозируемым увеличением поступлений
по налогу на добавленную стоимость и
акцизам.
Для того чтобы проанализировать
структуру расходов на планируемый период
рассмотрим «Таблицу 7».
Таблица 7. Структура и динамика
расходов федерального бюджета по разделам
классификации расходов, млрд. рублей
за 2011-2014 гг.
2011 год
2012 год
2013 год
2014 год
проект
%% к предыдущему году
проект
%% к предыдущему году
проект
%% к предыдущему году
ВСЕГО
11 019,4
12 656,4
113,8
13 730,6
108,5
14 582,9
106,2
Условно утвержденные
343,3
833,6
ВСЕГО (без учета условно утвержденных)
11 019,4
12 656,4
113,8
13 387,3
105,8
13 749,4
102,7
в том числе:
Общегосударственные вопросы
847,9
832,9
98,2
831,0
99,8
814,2
98,0
Национальная оборона
1 521,9
1 853,3
121,8
2 329,4
125,7
2 737,4
117,5
Национальная безопасность и правоохранительная
деятельность
1 245,5
1 822,0
146,3
1 981,2
108,7
2 072,5
104,6
Национальная экономика
1 926,9
1 797,2
93,3
1 720,5
95,7
1 653,0
96,1
Жилищно-коммунальное хозяйство
274,3
136,0
49,6
104,3
76,7
73,8
70,8
Охрана окружающей среды
17,7
21,7
122,7
22,6
104,2
23,6
104,7
Образование
551,9
603,5
109,3
558,9
92,6
499,5
89,4
Культура, кинематография
85,8
86,2
100,5
84,6
98,1
82,7
97,8
Здравоохранение
470,1
551,1
117,2
503,3
91,3
461,8
91,8
Социальная политика
3 205,5
3 895,9
121,5
4 155,3
106,7
4 163,6
100,2
Физическая культура и спорт
43,2
40,8
94,5
40,3
98,7
27,7
68,8
Средства массовой информации
61,3
73,5
119,8
70,6
96,0
65,5
92,8
Обслуживание государственного и муниципального
долга
350,7
388,4
145,7
482,3
124,2
579,2
120,1
Межбюджетные трансферты общего характера
602,7
553,9
91,9
503,0
90,8
494,7
98,3
Крупнейшими направлениями
расходов федерального бюджета в 2012-2014
годах будут являться расходы на социальную
политику (29,8%), национальную оборону (16,9%),
национальную безопасность и правоохранительную
деятельность (14,3%). На национальную экономику
приходится 12,6% расходов бюджета.
Таким образом, несмотря на
меры по увеличению доходов федерального
бюджета (в том числе по совершенствованию
налогообложения газовой отрасли и индексации
ставок акцизов на табачную и алкогольную
продукцию) объем доходов федерального
бюджета в реальном выражении в 2012-2014 годах
не достигает уровня доходов докризисного
2008 года, в то время как по расходам он
будет существенно выше.
Заключение
Бюджет играет важную роль в
развитии национальной экономики.
Рассмотрев формирование и
функции бюджета, мы пришли к выводу, что
бюджет – это сложная категория финансов
государства. Формирование и развитие
бюджета связано с развитием НД страны
и его перераспределением. Следует отметить,
что в современных условиях бюджет выступает
в качестве: экономической категории,
фонда и плана. Бюджет выполняет ряд важных
функций для экономики. Можно сказать,
что бюджет один из основных инструментов
проведения экономического, социального
и политического развития общества.
Изучив основы бюджетного устройства,
мы пришли к выводу, что бюджетное устройство
РФ включает в себя три составляющие: бюджетную
систему; бюджетные права; принципы разграничения
бюджетных полномочий и межбюджетного
регулирования. Следует отметить, что
бюджетная система состоит из трёх уровней:
федерального, регионального и местного
бюджетов. Можно сказать, что межбюджетные
отношения РФ составляют сложную и многоуровневую
систему отношений. Механизм межбюджетных
отношений включает: принципы разграничения
расходных полномочий и межбюджетного
регулирования. Отметим, что основной
проблемой межбюджетных отношений и бюджета
в целом является неодинаковое экономическое,
политическое и социальное развитие регионов,
которое компенсируется за счет различных
фондов.
Кроме того, мы рассмотрели,
структуру доходов и расходов бюджета,
условия их сбалансированности. Можно
сказать, что классификация бюджета наглядно
отражает источники доходов бюджета и
направления расходования средств. В современном
российском бюджете большое место занимают
нефтегазовые доходы, за счет которых
формируется резервный фонд, фонд национального
благосостояния. Рассмотрев статьи расходов
бюджета можно сказать, что бюджет оказывает
большое влияние на национальную экономику,
развитие политической и социальной структуры.
Большое значение для стабильного развития
экономики и других сфер деятельности
государства является сбалансированность
бюджета (равенство доходов и расходов).
Во второй главе, рассмотрев
структуру доходов бюджета РФ за 2009-2012
годы, мы пришли к выводу, что бюджет играет
важную роль в национальной экономике,
особенно в области налогового регулирования.
В результате налоговой реформы произошло
изменение уровня ряда налогов, которое
повлияло на структуру налоговых доходов
бюджета. Главный источник налоговых доходов
– нефтегазовый сектор. Важно отметить,
что национальная экономика РФ зависима
от цен на нефть.
Рассмотрев структуру расходов,
мы сделали вывод, что бюджет играет важную
роль в развитии национальной экономики,
что видно в структуре статьей расходов
бюджета. Наиболее важными статьями, мы
считаем, социальную политику, здравоохранение,
межбюджетные трансферты. В данных сферах
развития общества из-за недостаточного
финансирования, наблюдается ряд структурных
проблем, которые требуют решения. Несмотря
на большое количество проблем, есть ряд
важных преобразований за счет бюджетных
средств. К ним следует отнести сокращение
государственного долга, которое снизило
макроэкономические риски и, таким образом,
стало важным фактором повышения инвестиционной
привлекательности российской экономики,
кроме того, позволило направить сэкономленные
ресурсы на развитие экономики, решение
социальных задач, реализацию национальных
проектов. Мы считаем, что важной статьёй
расходов также является национальная
экономика. Следует отметить, что из федерального
бюджета финансируется большое количество
ФЦП по развитию национальной экономики.
В целом проводимая в последние
годы макроэкономическая и бюджетная
политика внесла существенный вклад в
динамичный рост российской экономики.
Несмотря на неустойчивое положение в
результате мирового кризиса, федеральный
бюджет РФ остается сбалансированном
за счет средств Резервного фонда.
Рассмотрев в третьей главе
приоритетные направления бюджетной политики,
мы сделали вывод, что расходы федерального
бюджета в основном будут направлены на
социальную политику, но при этом уровень
доходов не достигнет докризисного.
юджет экономический
российский
Библиографический
список
Башкатова Т.А Лекции по дисциплине
финансы. – Москва: ВЗФЭИ, 2012.
Афанасьев М.П. Бюджет и Бюджетная
система. - М.: Юрайт, 2011.
М.В. Беллендир. - 2 изд., перераб.
и доп. - М.: Дело и Сервис, 2011.
Бюджетная система России /
Под ред. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.
Журнал «Бюджет» // Людмила
Ивановна ПРОНИНА, госсоветник РФ 2-го
класс Басовский, Л.Е. Теория экономического
анализа: Учебное пособие / Л.Е. Басовский.
- М.: ИНФРА-М, 2011. – 222 с.а, д.э.н.
Бочкарева, Т.А. Анализ финансового
состояния: Монография / Т.А. Бочкарева.
- Хабаровск: ХГАЭП, 2011. – 148 с.
Игнатов В.Г. Экономика
социальной сфера Учебник [Текст]: / В.Г. Игнатов // М: Издательский центр «МарТ» – 2009 – 387 с.
РосБизнесКонсалтинг–Информационное
агентство.
Федеральный закон «О финансовых
основах местного самоуправления в РФ»
от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ / СПС «КонсультантПлюс».
http://ru.wikipedia.org
Википедия (свободная энциклопедия)
Статья Людмилы Ивановны Прониной, государственного
советника Российской Федерации 2-го класса,
доктора экономических наук.
http://info.minfin.ru/fbdohod.php // Данные Федерального Казначейства.
Кассовое исполнение Федерального
бюджета на 01.08.2012 (обновление ежемесячно).
http://www.minfin.ru // Федеральные законы о федеральном бюджете, бюджетные стратегии, бюджетные показатели, макроэкономические показатели, государственный долг.