Роль бюджета государства в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 08:28, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является определение роли бюджета государства в Российской Федерации.
Исходя из цели работы, в ней решались следующие задачи:
1.Определение экономической сущности бюджета государства;
2. Выделение функций бюджета;
3. Определение роли бюджета государства в национальной экономике;
4. Анализ основных параметров бюджета Российской Федерации с 2010 по 2012 год;
5. Выявление планов бюджетной политики 2012-2014 гг.

Файлы: 1 файл

ФИНАНСЫ.doc

— 401.00 Кб (Скачать файл)

Штрафы, санкции, возмещение ущерба. Доходы по данной статье в 2011 году увеличились на 4,83 млрд. руб., а в 2012 году следует резкое уменьшение на 11,41 млрд. руб.

Прочие  неналоговые доходы. Сумма доходов на 2010 год составляет 23,12 млрд. руб., на 2011 год на 9,95  млрд. руб. больше, а в 2012 году уменьшится на 4,3 млрд. руб.

Доходы  бюджетов бюджетной  системы  РФ от возврата остатков субсидии, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение уменьшаться с 2010 до 2012 года на 20,98 млрд. руб.[13]

Таким образом основную долю доходов в 2012 году составляют - доходы от внешнеэкономической деятельности (37,92), налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ (18,8%), налоги на товары, ввозимые на территорию РФ (18,88%), налоги, сборы, регулярные платежи за пользование природными ресурсами (17,91%).

Таким образом  в 2012 году  (по сравнению с 2010 г.) значительно  увеличилась доля налогов на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ (на  1,43%), налоги на товары, ввозимые на территорию РФ (1,44%), налоги, сборы, регулярные платежи  за пользование природными ресурсами (на 0,97%). А доля доходов от внешнеэкономической деятельности и доля доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности уменьшились на 1,54% и 2,83%. Незначительно увеличилась доля налога на прибыль, государственной пошлины, доходы от оказания платных услуг  и компенсации затрат государства, доходы  от  продажи материальных и нематериальных  активов.[13]

Так же из таблицы  следует, что основную долю доходов  в 2012 году составляют - доходы от внешнеэкономической деятельности (37,92), налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ (18,8%), налоги на товары, ввозимые на территорию РФ (18,88%), налоги, сборы, регулярные платежи за пользование природными ресурсами (17,91%).[12]

Таким образом  наибольшую долю составляют налоги и  налоговые доходы, на втором месте  неналоговые доходы, а на третьем  безвозмездные поступления.

Рассмотрим  долю доходов государственного бюджета  в % к ВВП, что представлено в таблице 3.4. [3]

 

Таблица 2.4 Доходы федерального бюджета по разделам и подразделам в % к ВВП.

Наименование

2010 год

2011 год

2012 год

 

Руб.

% к ВВП

Руб.

% к ВВП

Руб.

% к ВВП

Налоги на прибыль, доходы

255, 03

0,57

338,83

0,64

392,38

0,67

Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ

1 442,65

3,21

1 956,45

3,67

2 218,4

3,78

Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ

1 199,57

2,67

1 559,77

2,92

1 874,26

3,19

Налоги, сборы, регулярные платежи  за пользование природными ресурсами

1 408,32

3,13

2 000,71

3,75

2 113,12

3,6

Государственная пошлина

63,14

0,14

64,96

0,12

98, 25

0,17

Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам

 

33,25

0,07

0,53

0

-

-

Доходы от внешнеэкономической деятельности

3 277,7

7,29

4 442,10

8,33

4 474,34

7,62

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

427,84

0,95

370,63

0,69

273,34

0,46

Платежи при  пользовании природными ресурсами

53,24

0,12

87,15

0,16

73,75

0,13

Доходы от оказания платных услуг  и компенсации затрат государства

75,51

0,17

88,67

0,17

129,84

0,22

Доходы  от  продажи материальных и нематериальных  активов

44,86

0,1

70,33

0,13

95,89

0,16

Административные платежи и сборы

10,28

0,02

9,76

0,02

9,35

0,02

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

14,75

0,03

19,58

0,04

8,17

0,01

Прочие неналоговые  доходы

23,12

0,05

33,07

0,06

28,77

0,05

Безвозмездные поступления

26,16

0,06

26,05

0,05

10,47

0,02

Доходы бюджетов бюджетной  системы  РФ

25,89

0,06

25,29

0,05

4,91

0,01

ВСЕГО:

8 305,41

18,48

11 068,59

20,75

11 799,86

20,11


Из таблицы  видно, что к 2012 г. значительно увеличилась  доля доходов в % к ВВП от налогов на товары (работы, услуги), реализуемых на территории РФ (0,57%); налогов на товары, ввозимые на территорию РФ (0,52%); налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами (0,47%)  и доходов от внешнеэкономической деятельности (0,33%). Незначительно изменилась доля доходов от налогов на прибыль (0,1%), государственной пошлины (0,03%), платежей за пользование природными ресурсами (0,1%), от оказания платных услуг (0,05%), от продажи материальных и нематериальных активов (0,06%), штрафов, санкций, возмещения ущерба (-0,02), прочих неналоговых доходов (0), безвозмездных поступлений (-0,04), бюджетов бюджетной  системы  РФ от возврата остатков субсидии, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение(0,05%).

А доля доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности значительно уменьшилась (-0,49%). Ожидается что доходов от задолженностей и перерасчетов по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам не будет совсем.

Доля расходов к ВВП увеличится к 2012 году на 1,63% по сравнению с 2010 годом.

 

 

2.3 Анализ расходов  бюджета Российской Федерации

 

Расходы федерального бюджета. Под расходами бюджета понимаются денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Расходы госбюджета –  это экономические отношения, связанные  с распределением и использованием централизованных денежных фондов государства по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

Расходы бюджета тесно  связаны с функциями государства. У каждого государства есть 4 первоочередные функции: экономическая, социальная, управления, военная. Поэтому и в расходах бюджета основное место занимают 4 группы: экономического назначения (на финансирование НХ), расходы на социально-культурные мероприятия – финансирование отраслей, обслуживающих население, в основном, путем предоставления бесплатных услуг (здравоохранение, образование, расходы на предоставление социальной помощи отдельным слоям и категориям населения; расходы на управление – связаны с финансированием органов исполнительной и законодательной власти, осуществляющих управление страной. В условиях государственного кредита есть и расходы на обслуживание государственного долга; военные расходы.[14]

Для того чтобы выяснить какую роль занимает бюджет в национальной экономике, очень важно рассмотреть непосредственно на что тратятся деньги из бюджета, т.е. расходы.

Проведем сравнительный  анализ расходной  части Федерального бюджета 2010 – 2012 годов. Для этого используем данные Приложение№3 к Заключению Счетной палаты РФ на проект федерального закона « о федеральном бюджете на 2012 год и на плановый  период 2012-2014 годов» и Федеральный закон от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов". Затем, по данным этих документов подсчитаем удельный вес расходов, их абсолютное, относительное изменение и определим характер изменения расходов. Данные расчеты приведены в таблицах 2.5 и 2.6.

Таблица 2.5  Структура  и динамика расходов федерального бюджета  по разделам классификации расходов, млрд. рублей

Наименование

2010 год

2011 год

2012 год

Общегосударственные вопросы 

800,2

847,9

832,9

Национальная оборона

1 276,8

1 521,9

1 853,3

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

1 109,1

1 245,5

1 822,0

Национальная экономика 

1 600,3

1 926,9

1 797,2

Жилищно-коммунальное хозяйство

223,2

274,3

136,0

Охрана окружающей среды

13,3

17,7

21,7

Образование

444,0

551,9

603,5

Культура,  кинематография

74,6

85,8

86,2

Здравоохранение

430,1

470,1

551,1

Социальная политика

3 316,4

3 205,5

3 895,9

Физическая культура и спорт

34,0

43,2

40,8

Средства массовой информации

54,8

61,3

73,5

Обслуживание государственного и муниципального долга

280,3

350,7

388,4

Межбюджетные трансферты общего характера

575,6

602,7

553,9

ВСЕГО

10 232,8

11 019,4

12 656,4


 

Таблица 2.6 Динамика расходов Федерального бюджета 2010- 2012 г.г.

 

2010 год, млрд. руб

Доля, %

2011 год, млрд. руб.

Доля, %

,%

Абсолютный прирост

2012 год

проект

Доля, %

Абсолютный прирост

Общегосударственные вопросы

800,2

7,82

847,9

7,57

-0,25

47,7

832,9

6,58

-0,99

-15

Национальная оборона

1 276,8

12,48

1 521,9

13,58

1,1

245,1

1 853,3

14,64

1,06

331,4

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

1 109,1

10,84

1 245,5

11,12

0,28

136,4

1 822,0

14,4

3,28

576,5

Национальная экономика 

1 600,3

15,64

1 926,9

17,2

1,56

326,6

1 797,2

14,2

-3

-129,7

Жилищно-коммунальное хозяйство

223,2

2,18

274,3

2,45

0,27

51,1

136,0

1,07

-1,38

-138,3

Охрана окружающей среды

13,3

0,13

17,7

0,16

0,03

4,4

21,7

0,17

0,01

4

Образование

444,0

4,31

551,9

4,93

0,62

107,9

603,5

4,76

-0,17

51,6

Культура,  кинематография

74,6

0,73

85,8

0,77

0,04

11,2

86,2

0,68

-0,09

0,4

Здравоохранение

430,1

4,21

470,1

4,2

-0,01

40

551,1

4,35

0,15

81

Социальная политика

3 316,4

32,41

3 205,5

28,61

-3,8

-110,9

3 895,9

30,78

2,17

690,4

Физическая культура и спорт

34,0

0,33

43,2

0,39

0,06

9,2

40,8

0,32

-0,07

-2,4

Средства массовой информации

54,8

0,54

61,3

0,55

0,01

6,5

73,5

0,58

0,03

12,2

Обслуживание государственного и  муниципального долга

280,3

2,75

266,6

2,38

-0,37

-13,7

388,4

3,09

0,71

121,8

Межбюджетные трансферты общего характера

575,6

5,63

602,7

5,38

-0,25

27,1

553,9

4,38

-1

-48,8

ВСЕГО

10 232,8

100

11 211,3

100

 

978,5

12 656,4

100

 

1 445,1


 

 

Расходы на общегосударственные вопросы возросли с 800, 2 млрд. рублей в 2010 г . до 832,9  млрд.руб. в 2012 г . то есть на 32,7млрд. При этом расходы в 2012 году по сравнению с 2011 снизились на 15 млрд. руб. Доля расходов на общегосударственные вопросы снизилась на 1,24%.

Расходы  на национальную оборону  в 2010 г. составят 1 276,8 млрд.руб., 2011 г . – 1 521,9 млрд. руб.,  20102г .- 1 853,3 млрд. руб. Всего за 2 года ассигнования увеличились на 576,5 млрд. руб. Доля расходов на национальную оборону увеличилась в 2010 году на 1,1%, а в 2012 году на 1,06%.

Расходы на национальную безопасность в 2010 году составили 1 109,1 млрд. руб. в 2011 году  увеличились на 136, млрд. руб. и составили 1 245,5 млрд. руб., а в 2012 г. расходы на национальную безопасность составили 1 822,0 млрд. руб.

Доля расходов на национальную экономику тоже возросла с 10,84% в 2010 году до 14,4% в 2012 году.

Национальная экономика  в 2012 году получит 1 797,2 млрд. руб., что на 129,7 млрд. руб. меньше чем в 2011 году, и на 196,9 млрд. руб. больше, чем в 2010 года. Доля данных расходов в федеральном бюджете в 2012 году уменьшится на 1,44% по сравнению с 2010 годом. Снижение объема расходов федерального бюджета на национальную экономику в 2012 году обусловлено, в основном, сокращением отдельных направлений субсидирования экономики, завершением ряда федеральных целевых программ и объектов капитального строительства.

Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство в 2010 г. составили - 223,2 млрд. руб., в 2011 г. увеличились на 51,1 млрд. руб. и составили 274,3 млрд. руб., а в 2012 г. уменьшатся на 138,3 млрд. руб. и составят 136,0 млрд. руб. Доля расходов на ЖКЖ  в 2012 г. уменьшилась на 1,11% по сравнению с 2010 годом. Снижение объема расходов на жилищно-коммунальное хозяйство обусловлено завершением отдельных мероприятий, в том числе обеспечение военнослужащих служебным и постоянным жильем, ряда федеральных целевых программ, единовременностью субсидии государственной корпорации - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

Расходы на образование в 2012 г. по сравнению с 2010 г возросли на 0,45%.

Расходы на культуру в 2010 г. составили – 74,6 млрд. руб., в 2011 г. расходы возросли на 11,2 млрд. руб. и составили 85,8 млрд. руб., в 2012 г. расходы увеличились на 0,4 млрд. руб. и составили 86,2 млрд. руб.  Доля расходов на культуру значительно не изменялась: 2010 г. – 0,73%; 2011 г. – 0,77%; в 2012 г. – 0,68%.

На здравоохранение  в 2012 г. выделяется 603,5  млрд. рублей, т.е. увеличится на 121 млрд. руб. Доля расходов на здравоохранение в 2012 году увеличилась на 0,14% по сравнению с 2010 годом.

Расходы по статье социальная политика уменьшаются в 2011 году на 110,9 млрд. руб., а в 2012 году возрастут  на 690,4 млрд. руб. и составят 3 895,9 млрд. рублей. Рост расходов данной статьи осуществляется за счет мер по обеспечению сбалансированности бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

Информация о работе Роль бюджета государства в Российской Федерации