Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 08:28, курсовая работа
Целью работы является определение роли бюджета государства в Российской Федерации.
Исходя из цели работы, в ней решались следующие задачи:
1.Определение экономической сущности бюджета государства;
2. Выделение функций бюджета;
3. Определение роли бюджета государства в национальной экономике;
4. Анализ основных параметров бюджета Российской Федерации с 2010 по 2012 год;
5. Выявление планов бюджетной политики 2012-2014 гг.
Штрафы, санкции, возмещение ущерба. Доходы по данной статье в 2011 году увеличились на 4,83 млрд. руб., а в 2012 году следует резкое уменьшение на 11,41 млрд. руб.
Прочие неналоговые доходы. Сумма доходов на 2010 год составляет 23,12 млрд. руб., на 2011 год на 9,95 млрд. руб. больше, а в 2012 году уменьшится на 4,3 млрд. руб.
Доходы бюджетов бюджетной системы РФ от возврата остатков субсидии, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение уменьшаться с 2010 до 2012 года на 20,98 млрд. руб.[13]
Таким образом основную долю доходов в 2012 году составляют - доходы от внешнеэкономической деятельности (37,92), налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ (18,8%), налоги на товары, ввозимые на территорию РФ (18,88%), налоги, сборы, регулярные платежи за пользование природными ресурсами (17,91%).
Таким образом в 2012 году (по сравнению с 2010 г.) значительно увеличилась доля налогов на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ (на 1,43%), налоги на товары, ввозимые на территорию РФ (1,44%), налоги, сборы, регулярные платежи за пользование природными ресурсами (на 0,97%). А доля доходов от внешнеэкономической деятельности и доля доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности уменьшились на 1,54% и 2,83%. Незначительно увеличилась доля налога на прибыль, государственной пошлины, доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства, доходы от продажи материальных и нематериальных активов.[13]
Так же из таблицы следует, что основную долю доходов в 2012 году составляют - доходы от внешнеэкономической деятельности (37,92), налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ (18,8%), налоги на товары, ввозимые на территорию РФ (18,88%), налоги, сборы, регулярные платежи за пользование природными ресурсами (17,91%).[12]
Таким образом наибольшую долю составляют налоги и налоговые доходы, на втором месте неналоговые доходы, а на третьем безвозмездные поступления.
Рассмотрим долю доходов государственного бюджета в % к ВВП, что представлено в таблице 3.4. [3]
Таблица 2.4 Доходы федерального бюджета по разделам и подразделам в % к ВВП.
Наименование |
2010 год |
2011 год |
2012 год | |||
Руб. |
% к ВВП |
Руб. |
% к ВВП |
Руб. |
% к ВВП | |
Налоги на прибыль, доходы |
255, 03 |
0,57 |
338,83 |
0,64 |
392,38 |
0,67 |
Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ |
1 442,65 |
3,21 |
1 956,45 |
3,67 |
2 218,4 |
3,78 |
Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ |
1 199,57 |
2,67 |
1 559,77 |
2,92 |
1 874,26 |
3,19 |
Налоги, сборы, регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
1 408,32 |
3,13 |
2 000,71 |
3,75 |
2 113,12 |
3,6 |
Государственная пошлина |
63,14 |
0,14 |
64,96 |
0,12 |
98, 25 |
0,17 |
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам |
33,25 |
0,07 |
0,53 |
0 |
- |
- |
Доходы от
внешнеэкономической деятельнос |
3 277,7 |
7,29 |
4 442,10 |
8,33 |
4 474,34 |
7,62 |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
427,84 |
0,95 |
370,63 |
0,69 |
273,34 |
0,46 |
Платежи при пользовании природными ресурсами |
53,24 |
0,12 |
87,15 |
0,16 |
73,75 |
0,13 |
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства |
75,51 |
0,17 |
88,67 |
0,17 |
129,84 |
0,22 |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
44,86 |
0,1 |
70,33 |
0,13 |
95,89 |
0,16 |
Административные платежи и сборы |
10,28 |
0,02 |
9,76 |
0,02 |
9,35 |
0,02 |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба |
14,75 |
0,03 |
19,58 |
0,04 |
8,17 |
0,01 |
Прочие неналоговые доходы |
23,12 |
0,05 |
33,07 |
0,06 |
28,77 |
0,05 |
Безвозмездные поступления |
26,16 |
0,06 |
26,05 |
0,05 |
10,47 |
0,02 |
Доходы бюджетов бюджетной системы РФ |
25,89 |
0,06 |
25,29 |
0,05 |
4,91 |
0,01 |
ВСЕГО: |
8 305,41 |
18,48 |
11 068,59 |
20,75 |
11 799,86 |
20,11 |
Из таблицы видно, что к 2012 г. значительно увеличилась доля доходов в % к ВВП от налогов на товары (работы, услуги), реализуемых на территории РФ (0,57%); налогов на товары, ввозимые на территорию РФ (0,52%); налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами (0,47%) и доходов от внешнеэкономической деятельности (0,33%). Незначительно изменилась доля доходов от налогов на прибыль (0,1%), государственной пошлины (0,03%), платежей за пользование природными ресурсами (0,1%), от оказания платных услуг (0,05%), от продажи материальных и нематериальных активов (0,06%), штрафов, санкций, возмещения ущерба (-0,02), прочих неналоговых доходов (0), безвозмездных поступлений (-0,04), бюджетов бюджетной системы РФ от возврата остатков субсидии, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение(0,05%).
А доля доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности значительно уменьшилась (-0,49%). Ожидается что доходов от задолженностей и перерасчетов по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам не будет совсем.
Доля расходов к ВВП увеличится к 2012 году на 1,63% по сравнению с 2010 годом.
2.3 Анализ расходов бюджета Российской Федерации
Расходы федерального бюджета.
Под расходами бюджета
Расходы госбюджета – это экономические отношения, связанные с распределением и использованием централизованных денежных фондов государства по отраслевому, целевому и территориальному назначению.
Расходы бюджета тесно
связаны с функциями
Для того чтобы выяснить какую роль занимает бюджет в национальной экономике, очень важно рассмотреть непосредственно на что тратятся деньги из бюджета, т.е. расходы.
Проведем сравнительный анализ расходной части Федерального бюджета 2010 – 2012 годов. Для этого используем данные Приложение№3 к Заключению Счетной палаты РФ на проект федерального закона « о федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2012-2014 годов» и Федеральный закон от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов". Затем, по данным этих документов подсчитаем удельный вес расходов, их абсолютное, относительное изменение и определим характер изменения расходов. Данные расчеты приведены в таблицах 2.5 и 2.6.
Таблица 2.5 Структура и динамика расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов, млрд. рублей
Наименование |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Общегосударственные вопросы |
800,2 |
847,9 |
832,9 |
Национальная оборона |
1 276,8 |
1 521,9 |
1 853,3 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
1 109,1 |
1 245,5 |
1 822,0 |
Национальная экономика |
1 600,3 |
1 926,9 |
1 797,2 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
223,2 |
274,3 |
136,0 |
Охрана окружающей среды |
13,3 |
17,7 |
21,7 |
Образование |
444,0 |
551,9 |
603,5 |
Культура, кинематография |
74,6 |
85,8 |
86,2 |
Здравоохранение |
430,1 |
470,1 |
551,1 |
Социальная политика |
3 316,4 |
3 205,5 |
3 895,9 |
Физическая культура и спорт |
34,0 |
43,2 |
40,8 |
Средства массовой информации |
54,8 |
61,3 |
73,5 |
Обслуживание государственного и муниципального долга |
280,3 |
350,7 |
388,4 |
Межбюджетные трансферты общего характера |
575,6 |
602,7 |
553,9 |
ВСЕГО |
10 232,8 |
11 019,4 |
12 656,4 |
Таблица 2.6 Динамика расходов Федерального бюджета 2010- 2012 г.г.
2010 год, млрд. руб |
Доля, % |
2011 год, млрд. руб. |
Доля, % |
Абсолютный прирост |
2012 год проект |
Доля, % |
Абсолютный прирост | |||
Общегосударственные вопросы |
800,2 |
7,82 |
847,9 |
7,57 |
-0,25 |
47,7 |
832,9 |
6,58 |
-0,99 |
-15 |
Национальная оборона |
1 276,8 |
12,48 |
1 521,9 |
13,58 |
1,1 |
245,1 |
1 853,3 |
14,64 |
1,06 |
331,4 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
1 109,1 |
10,84 |
1 245,5 |
11,12 |
0,28 |
136,4 |
1 822,0 |
14,4 |
3,28 |
576,5 |
Национальная экономика |
1 600,3 |
15,64 |
1 926,9 |
17,2 |
1,56 |
326,6 |
1 797,2 |
14,2 |
-3 |
-129,7 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
223,2 |
2,18 |
274,3 |
2,45 |
0,27 |
51,1 |
136,0 |
1,07 |
-1,38 |
-138,3 |
Охрана окружающей среды |
13,3 |
0,13 |
17,7 |
0,16 |
0,03 |
4,4 |
21,7 |
0,17 |
0,01 |
4 |
Образование |
444,0 |
4,31 |
551,9 |
4,93 |
0,62 |
107,9 |
603,5 |
4,76 |
-0,17 |
51,6 |
Культура, кинематография |
74,6 |
0,73 |
85,8 |
0,77 |
0,04 |
11,2 |
86,2 |
0,68 |
-0,09 |
0,4 |
Здравоохранение |
430,1 |
4,21 |
470,1 |
4,2 |
-0,01 |
40 |
551,1 |
4,35 |
0,15 |
81 |
Социальная политика |
3 316,4 |
32,41 |
3 205,5 |
28,61 |
-3,8 |
-110,9 |
3 895,9 |
30,78 |
2,17 |
690,4 |
Физическая культура и спорт |
34,0 |
0,33 |
43,2 |
0,39 |
0,06 |
9,2 |
40,8 |
0,32 |
-0,07 |
-2,4 |
Средства массовой информации |
54,8 |
0,54 |
61,3 |
0,55 |
0,01 |
6,5 |
73,5 |
0,58 |
0,03 |
12,2 |
Обслуживание государственного и муниципального долга |
280,3 |
2,75 |
266,6 |
2,38 |
-0,37 |
-13,7 |
388,4 |
3,09 |
0,71 |
121,8 |
Межбюджетные трансферты общего характера |
575,6 |
5,63 |
602,7 |
5,38 |
-0,25 |
27,1 |
553,9 |
4,38 |
-1 |
-48,8 |
ВСЕГО |
10 232,8 |
100 |
11 211,3 |
100 |
978,5 |
12 656,4 |
100 |
1 445,1 |
Расходы на общегосударственные вопросы возросли с 800, 2 млрд. рублей в 2010 г . до 832,9 млрд.руб. в 2012 г . то есть на 32,7млрд. При этом расходы в 2012 году по сравнению с 2011 снизились на 15 млрд. руб. Доля расходов на общегосударственные вопросы снизилась на 1,24%.
Расходы на национальную оборону в 2010 г. составят 1 276,8 млрд.руб., 2011 г . – 1 521,9 млрд. руб., 20102г .- 1 853,3 млрд. руб. Всего за 2 года ассигнования увеличились на 576,5 млрд. руб. Доля расходов на национальную оборону увеличилась в 2010 году на 1,1%, а в 2012 году на 1,06%.
Расходы на национальную безопасность в 2010 году составили 1 109,1 млрд. руб. в 2011 году увеличились на 136, млрд. руб. и составили 1 245,5 млрд. руб., а в 2012 г. расходы на национальную безопасность составили 1 822,0 млрд. руб.
Доля расходов на национальную экономику тоже возросла с 10,84% в 2010 году до 14,4% в 2012 году.
Национальная экономика в 2012 году получит 1 797,2 млрд. руб., что на 129,7 млрд. руб. меньше чем в 2011 году, и на 196,9 млрд. руб. больше, чем в 2010 года. Доля данных расходов в федеральном бюджете в 2012 году уменьшится на 1,44% по сравнению с 2010 годом. Снижение объема расходов федерального бюджета на национальную экономику в 2012 году обусловлено, в основном, сокращением отдельных направлений субсидирования экономики, завершением ряда федеральных целевых программ и объектов капитального строительства.
Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство в 2010 г. составили - 223,2 млрд. руб., в 2011 г. увеличились на 51,1 млрд. руб. и составили 274,3 млрд. руб., а в 2012 г. уменьшатся на 138,3 млрд. руб. и составят 136,0 млрд. руб. Доля расходов на ЖКЖ в 2012 г. уменьшилась на 1,11% по сравнению с 2010 годом. Снижение объема расходов на жилищно-коммунальное хозяйство обусловлено завершением отдельных мероприятий, в том числе обеспечение военнослужащих служебным и постоянным жильем, ряда федеральных целевых программ, единовременностью субсидии государственной корпорации - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
Расходы на образование в 2012 г. по сравнению с 2010 г возросли на 0,45%.
Расходы на культуру в 2010 г. составили – 74,6 млрд. руб., в 2011 г. расходы возросли на 11,2 млрд. руб. и составили 85,8 млрд. руб., в 2012 г. расходы увеличились на 0,4 млрд. руб. и составили 86,2 млрд. руб. Доля расходов на культуру значительно не изменялась: 2010 г. – 0,73%; 2011 г. – 0,77%; в 2012 г. – 0,68%.
На здравоохранение в 2012 г. выделяется 603,5 млрд. рублей, т.е. увеличится на 121 млрд. руб. Доля расходов на здравоохранение в 2012 году увеличилась на 0,14% по сравнению с 2010 годом.
Расходы по статье социальная политика уменьшаются в 2011 году на 110,9 млрд. руб., а в 2012 году возрастут на 690,4 млрд. руб. и составят 3 895,9 млрд. рублей. Рост расходов данной статьи осуществляется за счет мер по обеспечению сбалансированности бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.
Информация о работе Роль бюджета государства в Российской Федерации