Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 08:28, курсовая работа
Целью работы является определение роли бюджета государства в Российской Федерации.
Исходя из цели работы, в ней решались следующие задачи:
1.Определение экономической сущности бюджета государства;
2. Выделение функций бюджета;
3. Определение роли бюджета государства в национальной экономике;
4. Анализ основных параметров бюджета Российской Федерации с 2010 по 2012 год;
5. Выявление планов бюджетной политики 2012-2014 гг.
Расходы на физкультуру и спорт в 2010 г. составят 34,0 млрд. руб., в 2011 году 43,2 млрд. руб., в 2012 году – 40,8 млрд. руб.
Доля расходов на средства массовой информации значительно не изменяется.
Расходы на обслуживание государственного долга в 2012 г. увеличились на 108,1 млрд. руб. по сравнению с 2010 годом.
Межбюджетные трансферты общего характера в 2011 году возросли на 27,1 млрд. руб., а в 2012 году снизились на 48,8 млрд. руб. и составили 553,9 млрд. руб.
Из вышеперечисленного следует, что наибольшую часть расходов составляют расходы социальную политику (30,78%), национальную оборону (14,64%), национальную безопасность и правоохранительную деятельность(14,4%) и национальную экономику (14,2%).
Исходя из представленных данных можно сделать вывод о том, что расходы бюджета - 2012 г. незначительно отличаются от расходов - 2010 г. При этом в структуре бюджета – 2012 г. значительно выросла доля расходов на национальную оборону (+2,16%) и национальную безопасность (+3,56%). В 2014 г.(по сравнению с 2010 уменьшилась) доля расходов в области общегосударственных вопросов (-1,74%), национальной экономике (-1,44), ЖКХ (-1,11%), межбюджетных трансфертов (-1,25%) и социальной политики (-1,63%).
Рассмотрим долю доходов в % относительно ВВП на период 2011 – 2014 гг.[4]
Таблица 2.7. Расходы федерального бюджета по разделам классификации расходов в % к ВВП.
Наименование |
2010 год |
2011 год |
2012 год | |||
Руб. |
% к ВВП |
Руб. |
% к ВВП |
Руб. |
% к ВВП | |
Общегосударственные вопросы |
800,2 |
1,78 |
847,9 |
1,59 |
832,9 |
1,42 |
Национальная оборона |
1 276,8 |
2,84 |
1 521,9 |
2,85 |
1 853,3 |
3,16 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
1 109,1 |
2,46 |
1 245,5 |
2,34 |
1 822,0 |
3,10 |
Национальная экономика |
1 600,3 |
3,56 |
1 926,9 |
3,61 |
1 797,2 |
3,06 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
223,2 |
0,5 |
274,3 |
0,51 |
136,0 |
0,23 |
Охрана окружающей среды |
13,3 |
0,03 |
17,7 |
0,03 |
21,7 |
0,04 |
Образование |
444,0 |
0,99 |
551,9 |
1,03 |
603,5 |
1,03 |
Культура, кинематография |
74,6 |
0,17 |
85,8 |
0,16 |
86,2 |
0,15 |
Здравоохранение |
430,1 |
0,96 |
470,1 |
0,88 |
551,1 |
0,94 |
Социальная политика |
3 316,4 |
7,38 |
3 205,5 |
6,01 |
3 895,9 |
6,58 |
Физическая культура и спорт |
34,0 |
0,08 |
43,2 |
0,08 |
40,8 |
0,07 |
Средства массовой информации |
54,8 |
0,12 |
61,3 |
0,11 |
73,5 |
0,13 |
Обслуживание государственного и муниципального долга |
280,3 |
0,62 |
350,7 |
0,66 |
388,4 |
0,66 |
Межбюджетные трансферты общего характера |
575,6 |
1,28 |
602,7 |
1,13 |
553,9 |
0,94 |
ВСЕГО |
10 232,8 |
22,77 |
11 019,4 |
20,66 |
12 656,4 |
21,57 |
Из таблицы видно, что к 2012 году (по сравнению с 2010 г.) увеличится доля расходов в % к ВВП в области национальной обороны (0,32%) и национальной безопасности (0,63%). Незначительно увеличилась доля расходов в области охраны окружающей среды (0,007%), образовании (0,004%), СМИ (0,003%) и обслуживании государственного долга (0,04%).
К 2012 г. так же
ожидается снижение доли расходов в
% к ВВП в области
3. Совершенствование
бюджетных отношений в
3.1 Приоритетные направления бюджетной политики
В Бюджетном послании на 2012-2014 годы поставлены приоритетные задачи бюджетной политики, определяющие стратегию развития страны, в том числе:
1) интеграция бюджетного
планирования в процесс
2) создание в рамках
переходного периода предпосыло
3) улучшение условий
жизни человека, адресное решение
социальных проблем, повышение
качества государственных и
4) повышение отдачи
от использования
5) эффективная децентрализация
полномочий публично-правовых
В 2010 году Правительством
Российской Федерации была одобрена
Программа повышения
Значение Программы не ограничивается решением только бюджетных вопросов. Фактически речь идет о переходе к новой, программно-целевой организации всей системы государственного управления.
Именно это предусматривается в рамках ключевого блока Программы повышения эффективности бюджетных расходов – перехода к государственному управлению на основе государственных программ.
Предполагается, что к концу 2011 года будут разработаны государственные программы Российской Федерации, которые лягут в основу первого программного бюджета на 2013-2015 годы. 2012 год станет переходным периодом.
В 2010 году Правительство
утвердило порядок разработки и
реализации госпрограмм, сформировало
перечень из 41-й государственной программы
Выделено 5 ключевых блоков государственных программ, что представлено на рисунке 3.1.
Рисунок 3.1. Ключевые блоки государственных программ.
1)Новое качество жизни.
Обеспечение достойной — долгой, обеспеченной, комфортной, безопасной — жизни нынешним и будущим гражданам страны составляет смысл деятельности современного демократического государства. С этой точки зрения весь бюджет России можно назвать бюджетом для граждан.
Рост денежного довольствия военнослужащих, заработной платы в бюджетной сфере, повышение доступности и качества бюджетных услуг в социальной сфере и сфере жилищно-коммунального хозяйства, уровня социальной защищенности пенсионеров, инвалидов, малообеспеченных граждан — основной приоритет бюджетной политики.
В 2012-2014 годах будут расти все основные составляющие расходов по данному направлению. Значительную часть расходов, направленных на достижение цели, составляют трансферты государственным внебюджетным фондам на социальную защиту населения.
Результатом последовательного увеличения социальных расходов бюджета будет продолжение повышения уровня жизни населения и снижение доли граждан, живущих за чертой бедности. В 2014 году величина прожиточного минимума прогнозируется на уровне 8 594 рублей, при этом доля бедного населения к 2014 году сократится до 12,5 %. В 2012–2014 годах прогнозируется рост реальных располагаемых доходов населения в среднем на 5,0% в год, реальной заработной платы – в среднем на 5,7% в год.
2) Инновационное развитие и модернизация экономики.
Бюджетная политика на 2011-2013 годы будет направлена, с одной стороны, на восстановление экономики после кризиса и решение важнейших социальных задач, с другой – на формирование инновационной экономики.
Для развития экономики инновационного типа планируется осуществлять государственную поддержку инновационных проектов и развития современной инновационной инфраструктуры. Одним из наиболее значимых проектов является проект по построению научно-технологического комплекса по разработке и коммерциализации новых технологий в Сколково.
Однако, как отмечено в Бюджетном послании, «многие элементы государственной политики, в том числе в бюджетной и налоговой сферах, пока не в полной мере настроены на стимулирование инновационного развития страны, не завершено формирование условий для модернизации и изменения модели экономического роста».
В 2012-2014 годах государственная поддержка национальной экономики составит соответственно 1 797,2 млрд. руб., 1 720,5 млрд. руб. и 1 653,0 млрд. руб. Доля национальной экономики в общем объеме расходов федерального бюджета составит 12,6%. В ближайшие годы будет наблюдаться отрицательная динамика государственных расходов, которые к 2014 году сократятся на 8% по сравнению с показателями 2011 году.
Снижение объема расходов федерального бюджета на национальную экономику в 2012 и 2013 годах обусловлено, в основном, сокращением отдельных направлений субсидирования экономики, завершением ряда федеральных целевых программ и объектов капитального строительства.
3) Эффективное государство.
В бюджетном послании было отмечено что, «Макроэкономическая стабильность, низкая инфляция, умеренная налоговая и долговая нагрузка, возможности для привлечения долгосрочных кредитных ресурсов могут и должны стать важнейшими конкурентными преимуществами России, обеспечивающими приток инвестиций, внедрение инноваций, модернизацию экономики и, соответственно, расширение возможностей для решения социальных задач».[3]
3.2 Прогноз параметров бюджетной системы на 2012 – 2014 гг.
Планирование занимает важное место в современной экономике. Рассмотрев плановые показатели бюджета на 2012 – 2014 гг., мы сможем понять будут ли влиять изменения, описанные в предыдущей главе на совершенствование бюджетного устройства, сможем оценить в каких сферах экономики бюджет будет занимать более значимое место.[16]
Сначала рассмотрим основные показатели федерального бюджета, для этого проанализируем основные параметры федерального бюджета 2011-2014 гг., что представлено в таблице 3.1
Таблица 3.1 Основные параметры федерального бюджета 2011-2014 гг., % к ВВП
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год | |||||
Руб. |
% к ВВП |
Руб. |
% к ВВП |
Руб. |
% к ВВП |
Руб. |
% к ВВП | |
ВВП |
53 332,0 |
58 683,0 |
64 803,0 |
72 493,0 |
||||
Доходы, всего |
11 211,3 |
21,0 |
11 779,9 |
20,1 |
12 705,9 |
19,6 |
14 091,8 |
19,4 |
В том числе |
||||||||
нефтегазовые |
5 579,3 |
10,5 |
5 574,9 |
9,5 |
5 645,8 |
8,7 |
6 127,2 |
8,4 |
ненефтегазовые |
5 632,0 |
10,6 |
6 205,0 |
10,6 |
7 060,1 |
10,9 |
7 964,6 |
11,0 |
Расходы, всего |
11 019,4 |
20,7 |
12 656,4 |
21,6 |
13 730,6 |
21,2 |
14 582,9 |
20,1 |
Дефицит |
192,0 |
0,3 |
-876,6 |
-1,5 |
-1 024,7 |
-1,6 |
-491,1 |
-0,7 |
Итак, доходы федерального бюджета в 2014 году сократятся на 1,6 % ВВП по отношению к 2011. Это произойдет из-за сокращения нефтегазовых доходов на 2,1 % ВВП. Прогнозируется увеличение ненефтегазовых доходов на 0,4 % ВВП. Расходы в 2014 году сократятся на 0,6 % ВВП, однако в 2012 году наблюдается их рост на 0,9%, а в 2013 г. расходы опять уменьшатся на 0,4% ВВП. Снижение прогнозируемого поступления нефтегазовых доходов в процентах к ВВП в 2012 - 2014 годах обусловлено более низкими темпами роста цены на нефть марки «Юралс», курса доллара США по отношению к рублю, налогооблагаемых объемов добычи углеводородного сырья и экспорта нефти и нефтепродуктов по сравнению с темпами роста ВВП. Увеличение ненефтегазовых доходов федерального бюджета к ВВП в 2012 - 2014 годах по отношению к 2011 году связано, в основном, с прогнозируемым увеличением поступлений по налогу на добавленную стоимость и акцизам. [6]
В 2011 году бюджет профицитный, однако ожидается что в дальнейшем он будет дефицитным. Таким образом, при формировании проекта федерального бюджета соблюден принцип адекватности роста бюджетных расходов темпам роста экономики.
Для того чтобы проанализировать структуру расходов на планируемый период рассмотрим расходы федерального бюджета в % к ВВП, что представлены в таблице 3.2.
Таблица 3.2. Расходы федерального бюджета по разделам классификации бюджета в % к ВВП.
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год | |||||
Руб. |
% к ВВП |
Руб. |
% к ВВП |
Руб. |
% к ВВП |
Руб. |
% к ВВП | |
ВВП |
53 332,0 |
58 683,0 |
64 803,0 |
72 493,0 |
||||
Общегосударственные вопросы |
847,9 |
1,59 |
832,9 |
1 ,42 |
831,0 |
1,28 |
814,2 |
1,12 |
Национальная оборона |
1 521,9 |
2,85 |
1 853,3 |
3,16 |
2 329,4 |
3,59 |
2 737,4 |
3,78 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
1 245,5 |
2,34 |
1 822,0 |
3,10 |
1 981,2 |
3,06 |
2 072,5 |
2,86 |
Национальная экономика |
1 926,9 |
3,61 |
1 797,2 |
3,06 |
1 720,5 |
2,65 |
1 653,0 |
2,28 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
274,3 |
0,51 |
136,0 |
0,23 |
104,3 |
0,16 |
73,8 |
0,1 |
Охрана окружающей среды |
17,7 |
0,03 |
21,7 |
0,04 |
22,6 |
0,03 |
23,6 |
0,03 |
Образование |
551,9 |
1,03 |
603,5 |
1,03 |
558,9 |
0,86 |
499,5 |
0,69 |
Культура, кинематография |
85,8 |
0,16 |
86,2 |
0,15 |
84,6 |
0,13 |
82,7 |
0,11 |
Здравоохранение |
470,1 |
0,88 |
551,1 |
0,94 |
503,3 |
0,78 |
461,8 |
0,64 |
Социальная политика |
3 205,5 |
6,01 |
3 895,9 |
6,64 |
4 155,3 |
6,41 |
4 163,6 |
5,74 |
Физическая культура и спорт |
43,2 |
0,08 |
40,8 |
0,07 |
40,3 |
0,06 |
27,7 |
0,04 |
Средства массовой информации |
61,3 |
0,11 |
73,5 |
0,13 |
70,6 |
0,11 |
65,5 |
0,09 |
Обслуживание государственного и муниципального долга |
350,7 |
0,66 |
388,4 |
0,66 |
482,3 |
0,74 |
579,2 |
0,8 |
Межбюджетные трансферты общего характера |
602,7 |
1,13 |
553,9 |
0,94 |
503,0 |
0,78 |
494,7 |
0,68 |
ВСЕГО |
11 019,4 |
20,66 |
12 656,4 |
21,57 |
13 387,3 |
20,66 |
13 749,4 |
18,97 |
Информация о работе Роль бюджета государства в Российской Федерации