Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 08:28, курсовая работа
Целью работы является определение роли бюджета государства в Российской Федерации.
Исходя из цели работы, в ней решались следующие задачи:
1.Определение экономической сущности бюджета государства;
2. Выделение функций бюджета;
3. Определение роли бюджета государства в национальной экономике;
4. Анализ основных параметров бюджета Российской Федерации с 2010 по 2012 год;
5. Выявление планов бюджетной политики 2012-2014 гг.
Итак, расходы на общегосударственные вопросы сократятся в 2014 году по сравнению с 2011 на 0,47% ВВП. Статья национальная оборона будет расти: в 2012 г. увеличится на 0,31% ВВП, 2013 г. – 0,43%ВВП, 2014 г. – 0,19 ВВП. Расходы на национальную безопасность к 2012 возрастут на 0,76% ВВП и составит 3,10%, а к 2014 снизятся до 2,86%. Расходы на национальную экономику в 2014 г снизятся на 1,33% по сравнению с 2011 годом. Расходы на ЖКХ так же будут снижаться и в 2014 году составят 0,1% от ВВП. Расходы на охрану окружающей среды будут на одинаковом уровне. Расходы на образование будут сокращаться. Расходы на здравоохранение в 2012 году увеличатся на 0,06%, но к 2014 году снизятся на 0,3%. Расходы на социальную политику в 2014 г. сократятся на 0,37%ВВП. А расходы на физкультуру и спорт значительно не изменятся. Расходы на СМИ так же значительно меняться не будут. Расходы на обслуживание государственного долга возрастут. Статья межбюджетных трансферов общего характерно будет сокращаться и к 2014 г уменьшится на 0,45% по сравнению с 2011 г.
Итак, можно сделать вывод, что по большинству статей бюджета прослеживается уменьшение расходов в % к ВВП. Расходы возрастают только в области национальной обороны, национальной безопасности и обслуживании государственного и муниципального долга. Следовательно финансирование таких проблемных сфер как образование, здравоохранение и социальная политика не увеличится, но даже будет уменьшаться.
Рассмотрим изменение размеров государственного долга в плановый период, что представлено в таблице.
Таблица 3.3 Государственный долг на период 2012 – 2014 гг. в % к ВВП.
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год | ||||||
Руб. |
% к ВВП |
Руб. |
% к ВВП |
Руб. |
% к ВВП |
Руб. |
% к ВВП | ||
ВВП |
53 332,0 |
58 683,0 |
64 803,0 |
72 493,0 |
|||||
Государственный внутренний долг на конец года |
4 555,0 |
8,54 |
6 330,9 |
10,79 |
7 873,2 |
12,15 |
9 221,8 |
12,72 | |
Государственный внешний долг на конец года |
40,8 |
0,08 |
48,4 |
0,08 |
59,4 |
0,09 |
69 |
0,1 |
Из данных таблицы следует, что в 2014 г. государственный внутренний долг увеличится 4,28 % относительно 2011 года и составит 12,72% ВВП. Государственный внешний долг так же будет расти, но увеличится всего на 0,02% в 2014 г. относительно 2011 г. и составит 0,1%. Т.е. основную часть государственного долга будет составлять внутренний долг.
Политика в области управления государственным долгом Российской Федерации на 2012 – 2014 годы будет направлена на:
- обеспечение
- развитие эффективного
национального рынка
- поддержание высокого
уровня кредитных рейтингов
- обеспечение постоянного доступа Российской Федерации и национальных корпоративных заемщиков к внутреннему и внешнему источникам заемного капитала на приемлемых условиях, минимизация стоимости заимствований.
Итак, можно сделать вывод, что в плановый период 2011-2014 гг. будет увеличение финансирования национальной безопасности и обороны, а так же обслуживание государственного и муниципального долга. Без особого внимания останется очень важная сфера социального развития. А так же не менее важные сферы – образование и здравоохранение. Государственный внешний долг будет расти, но не значительно. Так же важно то, что уменьшатся нефтегазовые доходы и увеличатся ненефтегазовые.
Заключение
Таким образом, как экономическая категория, государственный бюджет отражает сложные процессы по поводу движения централизованных денежных средств, направляемых для удовлетворения общественных потребностей.
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.
Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.
Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.
Реализация основных идей, заложенных в проекте бюджета на следующий год, позволит существенно укрепить всю государственную вертикаль власти, которая очень пострадала за годы хронического недофинансирования. Если государство начнет выполнять свои обязательства, станет платить по долгам, это будет убедительным примером для всего общества.
Процесс преобразования бюджетной системы – сложный, длительный, порой весьма болезненный. Тем не менее, начало ему уже положено. И от успешного его завершения зависит ни много, ни мало – будущее всей российской экономики, будущее России.
В первом разделе «Экономическая сущность и функции бюджета государства» курсовой работы выделили, что, сущность и значение бюджета характеризуется экономическими отношениями в обществе, а финансовые ресурсы нужны органам власти для выполнения своих функций. Бюджет государства, является главным источником исполнения расходных обязательств государства, воздействует на экономику, финансирует её, стимулирует посредством государственных инвестиций развитие приоритетных национальных проектов имеющих высокое значение для государства и экономики, обеспечивает социальную поддержку наименее защищённым слоям населения.
Во второй части проводился анализ изменения основных параметров федерального бюджета в период с 2010 г. до 2014 г.
В третьей части были описаны основные направления бюджетной политики. А так же проведен анализ бюджета на период 2012 – 2014 гг.
Рассмотрев формирование и функции бюджета, мы пришли к выводу, что бюджет – это сложная категория финансов государства. Формирование и развитие бюджета связано с развитием НД страны и его перераспределением. Следует отметить, что в современных условиях бюджет выступает в качестве: экономической категории, фонда и плана. Бюджет выполняет ряд важных функций для экономики. Итак, можно сказать, что бюджет один из основных инструментов проведения экономического, социального и политического развития общества.
Во второй главе, рассмотрев структуру доходов бюджета РФ за 2010 - 2012 года, мы пришли к выводу, что бюджет играет важную роль в национальной экономике, особенно в области налогового регулирования. В результате налоговой реформы произошло изменение уровня ряда налогов, которое повлияло на структуру налоговых доходов бюджета. Главный источник налоговых доходов нефтегазовый сектор. Важно отметить, что национальная экономика РФ зависима от цен на нефть.
Рассмотрев структуру расходов, мы сделали вывод, что бюджет играет важную роль в развитии национальной экономики, что видно в структуре статьей расходов бюджета. Наиболее важными статьями, мы считаем, социальную политику, здравоохранение, межбюджетные трансферты. В данных сферах развития общества из-за недостаточного финансирования, наблюдается ряд структурных проблем, которые требуют решения. Так же важной статьёй расходов также является национальная экономика. Следует отметить, что из федерального бюджета финансируется большое количество ФЦП по развитию национальной экономики.
Рассмотрев в третьей главе приоритетные направления бюджетной политики, мы сделали вывод, что не все преобразования принесут необходимого результата. Так, усовершенствования в области социального развития мы считаем недостаточными. Они носят в некоторой мере лишь проектный характер, не увязанный с другими макроэкономическими показателями. Так же несмотря на то, что ведется активная политик в направлении образования, здравоохранения, ЖКЖ доля расходов в этих областях не возрастает, а если и растет, то незначительно.
Таким образом современная бюджетная система России является достаточно устойчивой системой экономических отношений, но в ней ещё есть много неопределённостей. Поэтому, необходимо постоянно совершенствовать методы организации и функционирования бюджетной системы для улучшения деятельности государства, и, следовательно, для экономического процветания граждан Российской Федерации.
Список литературы
1. Бюджетный Кодекс РФ (по состоянию на 20 апреля 2008 года). – Новосибирск: Сиб. унив. изд – во, 2008. – 224 с.
2. О федеральном бюджете на 2012 год и на
плановый период 2013 и 2014 годов: Федеральный
закон Российской Федерации от 30 ноября
2011 г. N 371-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс, contact@
3. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию от 29.06.2011 «О бюджетной политике в 2012 - 2014 годах» [Электронный ресурс] // «Российская газета». Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 – 50379 - Режим доступа:
http://www.kremlin.ru/acts/
4. Основные направления бюджетной политики
на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов
[Электронный ресурс] // КонсультантПлюс, contact@
5. Основные результаты и направления бюджетной политики на 2012 год и период до 2014 года.
6. Аналитическая справка к проекту
федерального закона N 607158-5 "О федеральном
бюджете на 2012 год и на плановый период
2013 и 2014 годов" [Электронный ресурс] // Режим доступа: saratov.roskazna.ru/file/up/
7. Финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности «Финансы и Кредит» / Под ред. Г. Б. Поляка. – 3-е изд., перераб. и допол.. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007. – 703 с.
8. Общая теория финансов / Учеб. пособие / под ред. Дробозиной Л. Н. – М.: Юрайт – М, - 2006. – 472с.
9. Владимирова М. П. Финансы: Учеб. пособие - М.: КноРусс, 2006. – 278 с.
10. Финансы / Под ред. В.В. Ковалева. – М.: ООО «ТК Велби», 2009.
11. Бюджетная система России / Под ред. Г.П. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.
12. Васильев Ю.В. От годового бюджета к трехлетнему / Ю.В. Васильев // Финансы. – 2007. – №1. – С. 3–5.
13.Гамукин В.А. Новации бюджетного процесса: бюджетирование, ориентированное на результат / В.А. Гамукин // Вопросы экономики. – 2007. – № 2. – С. 4–2.
14. Живалов В. О. О комплексном регулировании финансовых потоков // Экономист. – 2005. - №12. – С. 46-50.
15. Кудрин А. Л. Трёхлетний бюджет – бюджет диверсификации экономики / А. Л. Кудрин // Финансы. 2007. - №4. – С. 3 – 8.
16. Кудрин А. Л. Повысить эффективность использования ресурсов бюджетной системы / А. Л. Кудрин // Финансы. 2007. - №4. – С. 9 – 12.
Багиров А.В. Возвращение блудного дефицита / А.В. Багиров // Российская бизнес-газета.- 2007.- №5.- С. 7.
17. Васильева Л.А. Доходы федерального бюджета в 2008-2010 годах / Л.А. Васильева // Финансы.- 2007.- № 9.- С. 8-10.
18. Зевакин М. Ю.Механизм формирования доходов федерального бюджета от прибыли федеральных государственных унитарных предприятии / М. Ю. Зевакин // Финансы и кредит.- 2007.- № 22.- С. 30-33.
15. Кудрин А.Л. Трехлетний
бюджет – бюджет
16. Колесов А.С. Бюджетная система: сущность и вопросы ее развития/ А.С. Колесов // Финансы. – 2007 - №7. – С.7-13.
Информация о работе Роль бюджета государства в Российской Федерации