Роль бюджета в макроэкономическом регулировании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 13:12, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в том, чтобы раскрыть содержание государственного бюджета Республики Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать теоретические основы государственного бюджета, в частности выявить его социально-экономическую сущность и роль в макроэкономической политике государства, а также установить основные функции и показатели государственного бюджета;
- рассмотреть структуру, динамику доходов и расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь в ретроспективе, ситуацию, сложившуюся в текущем году и на перспективу;
- проанализировать проблемы формирования доходов государственного бюджета и его исполнения, выявить возможные пути их разрешения.

Содержание работы

Введение
1 Теоретические основы государственного бюджета
1. 1 Социально-экономическая сущность государственного бюджета и
его роль в макроэкономической политике государства
1. 2 Функции бюджета и его основные показатели
2 Анализ структуры и динамики доходов и расходов
в консолидированном бюджете Республики Беларусь
3 Проблемы формирования доходов и исполнения государственного
бюджета, пути их решения
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 205.00 Кб (Скачать файл)

   в консолидированном бюджете Республики Беларусь

 

Перед тем, как приступить к анализу структуры и динамики доходов и расходов, необходимо дать определение консолидированному бюджету  Республики Беларусь.

Консолидированный бюджет - свод бюджетов на соответствующей  территории.

Консолидированный бюджет Республики Беларусь представляет собой  совокупность бюджетов областей, бюджета  города Минска и республиканского бюджета.

Бюджет как совокупность денежных отношений является исключительно важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы страны. Это воздействие бюджет оказывает через соответствующие группы бюджетных отношений - доходы и расходы бюджета.

Доходы бюджета представляют собой экономические отношения предприятий, организаций и граждан с государством по поводу формирования бюджетного фонда страны.

По материальному выражению  доходы бюджета - часть финансовых ресурсов государства, которая аккумулируется в общегосударственном фонде общеденежных средств и находятся в распоряжении государства.

Материальным содержанием  этих отношений выступают денежные средства, поступающие в безвозвратном  и безвозмездном порядке в  распоряжение органов государственной  власти. Основное назначение доходов - создание устойчивой финансовой базы для выполнения органами власти и местного самоуправления своих задач. Вместе с тем доходы бюджета выступают одним из важнейших методов государственного регулирования социально-экономических процессов через установление определенных форм финансовых взаимоотношений с субъектами хозяйствования. Используя те или иные формы мобилизации финансовых ресурсов (налоги, неналоговые платежи и др.), государство тем самым оказывает влияние на совокупное потребление, перераспределение денежных ресурсов между отдельными отраслями, регионами, социальными группами.

Кроме этого, путем взимания доходов государство может оказывать  воздействие на хозяйственную активность конкретных предприятий, на объем выпускаемой  продукции и техническое оснащение производства, на привлечение внутренних и внешних инвестиций.

Также они способны воздействовать на равновесие цен и состояние  их эластичности; отраслевое и территориальное  размещение инвестиций.

В результате доходы бюджета  обеспечивают возможность смягчения циклических колебаний в экономическом развитии, регулирования стоимостных макроэкономических пропорций, корректировки темпов социально-экономического развития.

Формирование доходов  бюджета осуществляется главным  образом в виде налогов и неналоговых платежей. Субъекты хозяйствования, в том числе и индивидуальные предприниматели, а также некоторые организации, учреждения, имеющие статус юридического лица, граждане как физические лица, выступают плательщиками налогов и сборов в государственный бюджет в строгом соответствии с установленным законодательством.

Налоги представляют собой обязательные безвозмездные платежи, взимаемые  с предприятий и физических лиц  в порядке и сроки, установленные  законодательством, для финансового  обеспечения деятельности государства и территориальных формирований.

Под сборами понимаются обязательные взносы, взимаемые с организаций  и физических лиц за совершение уполномоченными  органами определенных действий в отношении  плательщиков. В отличие от налогов  сборы носят чаще всего целевой характер.

Неналоговые доходы бюджета включают: доходы от продажи и использования  имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности; доходы от оказания платных услуг, оказываемых  органами государственной власти, местного самоуправления или находящимися в их ведении бюджетными учреждениями; суммы, получаемые в виде штрафов, компенсаций, конфискаций и другие суммы принудительного изъятия; доходы, получаемые в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд от бюджетов других уровней; безвозмездные поступления и прочие неналоговые доходы.

Финансовая помощь из бюджетов другого  уровня может поступать в виде дотаций, субвенций и субсидий. Дотации  предоставляются для покрытия текущих  расходов, а субвенции и субсидии носят целевой характер, причем субсидии предоставляются на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Безвозмездные поступления включают: суммы, поступившие от юридических  и физических лиц, международных  организаций и правительств иностранных  государств; безвозмездные поступления по взаимным расчетам между бюджетами различных уровней в виде передачи части доходов или полномочий по финансированию расходов в связи с изменением налогового либо бюджетного законодательства [16, c.246].

Среди неналоговых доходов бюджета особое место занимают доходы, связанные с использованием бюджетных средств в сфере финансового рынка. Это доходы, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях; доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах, или дивидендов по акциям, находящимся в государственной собственности, и некоторые другие.

Доходы бюджета - понятие более узкое, чем доходы государства. Последние включают, кроме средств бюджета всех уровней власти, ресурсы внебюджетных фондов, а также доходы субъектов хозяйствования государственного сектора (прибыль, оставляемая в распоряжении предприятий, амортизационные отчисления и др.).

Важно подчеркнуть, что  регулирующие возможности бюджетных  доходов имеют определённые пределы. Высокий уровень изъятия денежных средств у предприятий и населения ведёт к падению хозяйственной активности, уменьшению потребительских расходов, снижению совокупного спроса на рынке, что способствует падению объёмов выпускаемой продукции, повышению цен, уменьшению реально произведенного ВНП и, следовательно, потенциальных доходов самого государства. Установление, напротив, низкого уровня изъятия сокращает бюджетные доходы, сужая тем самым масштабы возможного государственного регулирования. Поэтому в обществе всегда стоит проблема определения разумных границ изымаемых доходов и последующего бюджетного перераспределения применительно к конкретным условиям.

Второй группой бюджетных  отношений являются расходы бюджета, представляющие собой часть бюджетных отношений, которые связаны с распределением и использованием фондов денежных средств, находящихся в распоряжении органов государственной власти и органов местного самоуправления. Эта часть бюджетных отношений обеспечивает финансовыми ресурсами потребности государства, связанные с выполнением им своих функций.

По материальному выражению  расходы - денежные средства, которые  предоставляются из бюджетов различных  уровней распорядителям и получателям  бюджетных средств для финансирования запланированных расходов.

По экономическому содержанию расходы бюджета делятся на текущие  и капитальные. Текущие расходы  бюджетов предназначены для обеспечения  текущей деятельности органов государственной  власти, местного самоуправления и бюджетных учреждений. Капитальные расходы связаны с вложением бюджетных средств в основные фонды и нематериальные активы, созданием государственных запасов и резервов.

По роли в процессе воспроизводства расходы бюджета  делятся на расходы, связанные с финансированием материального производства, и расходы непроизводственной сферы.

Прежде всего, государство  использует расходы бюджета:

- на ускоренное развитие отраслей материального производства (промышленности, сельского хозяйства, строительства и др.), в том числе на финансирование прогрессивных подотраслей и сфер деятельности машиностроения, жилищное строительство, развитие экспорта продукции в другие страны, производство продовольственных товаров и др.;

- развитие непроизводственной сферы (образования, здравоохранения, культуры, искусства, спорта и физической культуры, управления и др.);

- финансирование научных учреждений, осуществляющих фундаментальные исследования, которые, в свою очередь, составляют основу прикладной науки и создания новой техники. Направляя через бюджет необходимые денежные средства в наиболее перспективные отрасли науки, государство тем самым обеспечивает развитие производительных сил страны;

- на прямые и косвенные военные расходы, связанные с обеспечением обороны страны;

- расходы на управление включают затраты на финансирование органов государственной власти и управления, отдельных категорий государственных служащих;

- финансирование мероприятий, связанных с развитием внешнеэкономических связей с другими странами и регионами (в частности, с отдельными областями Российской Федерации);

- покрытие затрат по ликвидации последствий трагических событий на Чернобыльской АЭС и другие направления.

При формировании рыночных отношений происходит трансформация  качественных и количественных параметров государственного бюджета, а также переориентация направлений бюджетных ресурсов на новые приоритеты и потребности. Изменяется структура расходов бюджета.

Таким образом, показатели доходов и расходов бюджета отличаются большим разнообразием.

Перейдем непосредственно к рассмотрению структуры доходов и расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь.

В структуру доходов  включаются:

1. Текущие налоговые  доходы, в т.ч.:

· налоги на доходы и прибыль

· подоходный налог

· чрезвычайный налог для ликвидации последствий аварии на ЧАЭС

· налог на добавленную  стоимость

· налог с продаж

· акцизы

· налоги на собственность;

2. Доходы от внешнеэкономической  деятельности;

3. Текущие неналоговые  доходы и обязательные платежи,  в т.ч.:

1) доходы от государственной собственности и предпринимательской деятельности

2) административные сборы  и платежи

3) прочие текущие неналоговые  доходы и обязательные платежи;

4. Капитальные доходы;

5. Безвозмездные поступления

6. Доходы свободных  экономических зон

7. Доходы государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов [16, c.247].

В 2010 году доходы консолидированного бюджета составили 48,8 трлн. рублей, что на 4,3 % больше, чем в 2009 году (в реальном выражении, скорректированные на индекс потребительских цен, меньше на 3,2 %). Удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП сократился с 34 % в 2009 году до 29,9 % в 2010 году.

Основными доходными  источниками остаются налог на добавленную  стоимость, доходы от внешнеэкономической  деятельности, налог на прибыль и акцизы, поступления по которым возросли по сравнению с 2009 годом. Наиболее значительно увеличились поступления налога на добавленную стоимость - на 24,6 %, налога на прибыль - на 12,3 %, акцизов - на 10,9 % в реальном выражении.

Доля НДС, налога на прибыль, акцизов, налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности в доходах консолидированного бюджета составила 65,5 %. При этом 33,3 % всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, 11,8 % - налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности (Таблица 1).

Таблица 1. - Динамика структуры  доходов консолидированного бюджета  в 2009-2010 гг., %

Показатели

2009 год

2010 год

 

1. Налоговые доходы - всего

88,4

92

 

в том числе:

     

· Налоги на доходы и прибыль

20,6

24,2

 

в т.ч. - подоходный налог

9,2

11,0

 

· Налоги на собственность

3,5

3,8

 

· Налоги на товары и услуги

42,6

47,1

 

в т.ч. - НДС

25,6

33,3

 

- акцизы

7,8

8,9

 

Налоговые доходы от внешнеэкономической  деятельности

17,1

11,8

 

2. Неналоговые доходы

11,4

7,8

 

3.Безвозмездные поступления

0,2

0,2

 

Итого доходов

100,0

100,0

 

Задолженность по платежам в бюджет и государственные целевые  бюджетные фонды по состоянию  на 1 января 2011 года составила 32 млрд. рублей и уменьшилась по сравнению с  началом года на 50,3% в реальном выражении. Отношение недоимки к годовым доходам консолидированного бюджета сократилось с 0,13 % на 1.01.2010 г. до 0,07 % на 1.01.2011 г. [10].

Информация о работе Роль бюджета в макроэкономическом регулировании