Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 13:12, курсовая работа
Цель данной работы состоит в том, чтобы раскрыть содержание государственного бюджета Республики Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать теоретические основы государственного бюджета, в частности выявить его социально-экономическую сущность и роль в макроэкономической политике государства, а также установить основные функции и показатели государственного бюджета;
- рассмотреть структуру, динамику доходов и расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь в ретроспективе, ситуацию, сложившуюся в текущем году и на перспективу;
- проанализировать проблемы формирования доходов государственного бюджета и его исполнения, выявить возможные пути их разрешения.
Введение
1 Теоретические основы государственного бюджета
1. 1 Социально-экономическая сущность государственного бюджета и
его роль в макроэкономической политике государства
1. 2 Функции бюджета и его основные показатели
2 Анализ структуры и динамики доходов и расходов
в консолидированном бюджете Республики Беларусь
3 Проблемы формирования доходов и исполнения государственного
бюджета, пути их решения
Заключение
Список использованных источников
С помощью государственного кредита государство мобилизует дополнительные финансовые ресурсы для финансирования общегосударственных расходов и выполнения своих функций. Необходимость использования государственного кредита объясняется противоречиями между растущими потребностями общества и отставанием возможности их удовлетворения за счет доходов бюджета и других государственных фондов.
Помимо всего вышеперечисленног
1. Повышение обоснованности макроэкономических показателей как основы планирования доходов бюджета.
2. Прогнозирование доходов бюджета на ближайшую и более отдаленную перспективу на основе получения достоверной и объективной информации о предполагаемых изменениях в налоговом и таможенном законодательстве для исчисления базы налогообложения; разработка программы правовой реформы, включая программу налогообложения.
3. Применение более прогрессивных методов планирования и прогнозирования, обеспечивающих более высокий качественный уровень плановых показателей, многовариантность расчетов, выбор оптимального варианта; переход к многовариантному составлению проекта бюджета.
4. Реструктуризация доходов бюджета. Имеется в виду оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов, налогов и неналоговых платежей, доходов бюджета и целевых фондов; усиление роли рыночных источников в формировании доходов бюджета (поступлений средств от приватизации государственной собственности, продажи принадлежащих государству акций, налогов на собственность и др.); отказ от планирования сумм штрафов и санкций в составе доходов бюджета.
5. Совершенствование налогового планирования, оптимизация налоговой нагрузки.
6. Отказ от планирования сумм штрафов и санкций в составе доходов бюджета.
7. Постепенная ликвидация целевых бюджетных фондов, кроме фондов социальной направленности, хотя это и маловероятно (за весь период существования их удельный вес увеличился с 18,5 % до 53 %) [17, с. 158].
Приоритетным направлением
политики доходов станет повышение
эффективности использования
Предполагается установить прозрачный механизм использования прибыли, которая остаётся после уплаты налогов на пополнение оборотных средств, капитальных вложений. Оставшуюся часть прибыли направлять на погашение банковских кредитов и господдержки (если таковая была), а её свободный остаток - в бюджет.
Однако наряду с проблемами в области формирования доходов, в стране наблюдаются и улучшения в данном направлении. Так, по-прежнему основная масса доходов бюджета формируется за счёт налоговых поступлений. Тем не менее, в республике происходит поэтапное снижение налоговой нагрузки на экономику, что не приводит к потерям доходов бюджета, поскольку одновременно расширяется налогооблагаемая база.
Качественному исполнению бюджета во многом способствует развитие системы Государственного казначейства Республики Беларусь. В настоящее время казначейскими технологиями охвачены все уровни государственного бюджета. Казначейская система даёт возможность аккумулировать информацию об исполнении доходной части бюджета (посредством единого казначейского счёта) и осуществлять контроль над распределением бюджетных потоков.
Заключение
Подводя итоги вышеизложенному, можно сделать следующие выводы:
1. Исторически возникновение
бюджета обусловлено
С институциональной позиции государственный бюджет выступает как централизованный фонд денежных средств государства.
С юридической точки зрения госбюджет есть финансовый план государства, роспись доходов и расходов правительства на определённый период времени, которая утверждена в законодательном порядке.
С экономической позиции государственный бюджет выступает как система денежных отношений между государством, физическими и юридическими лицами по поводу распределения и перераспределения ВВП, формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов.
Очевидно, что бюджетные отношения являются частью финансовых отношений, но имеют определенную специфику.
Бюджетные отношения находят материальное воплощение в бюджетном фонде, иначе говоря, материализуются.
Государственный бюджет
функционирует посредством
В современных государствах
(как с развитой рыночной экономикой,
так и с переходной) бюджет широко
используется в системе государственного
регулирования воспроизводствен
В соответствии с установленным
порядком распределения доходов
и расходов между бюджетами различных уров
В рамках бюджета принято выделять так называемый бюджет развития. Его наличие обозначает, что государственный бюджет сориентирован на обеспечение долговременного и устойчивого экономического развития.
Количество функций, осуществляемых бюджетом, на сегодняшний день остаётся дискуссионным вопросом. Однако в большинстве учебных пособий в первую очередь выделяют две функции бюджета - распределительную и контрольную.
Основные показатели государственного бюджета перечисляются в «Законе о бюджете» на очередной финансовый год.
2. Консолидированный
бюджет Республики Беларусь
Второй группой бюджетных отношений являются расходы бюджета - это часть бюджетных отношений, которые связаны с распределением и использованием фондов денежных средств, находящихся в распоряжении органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Консолидированный бюджет Беларуси на 2012 год сформирован без дефицита и обладает достаточными ресурсами для выполнения социальных и финансовых обязательств государства. Проект бюджета согласуется со стабилизационной программой правительства, поддержанной кредитом из Антикризисного фонда ЕврАзЭС, учитывает позиции Международного валютного фонда, что должно стать наряду с другими факторами возможностью начала новой программы с фондом.
3. На сегодняшний день
большинству государств
На данном этапе развития экономики Республики Беларусь на первый план выходит задача расширения доходной части государственного бюджета.
Актуальной по-прежнему остается проблема своевременности расчетов с бюджетом юридических и физических лиц. Повышение качества исполнения бюджета требует проведения комплекса мер.
Проблема пополнения доходной части бюджета особенно актуальна на сегодняшний день. Что обусловлено резким снижением доходов бюджета на фоне увеличения его расходов.
Приоритетным направлением
политики доходов станет повышение
эффективности использования
Список использованных источников
1. Борисов, Е.Ф. Экономика: справочник / Е.Ф. Борисов, А.А. Петров, Ф.Ф. Стерликов. - М. : Финансы и статистика, 2006. - 400 с.
2. Бюджетный Кодекс Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. № 412-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2002 (дата обращения 10.12.2012).
3. Бюджет Беларуси
на 2012 год сформирован без дефицита
- Минфин URL:http://www.mmbank.
4. В Белоруссии консолидированный бюджет за 2010 год исполнен
с дефицитом 2,6% ВВП [Электронный ресурс].
URL: http://www.belta.by/ru/all_
5. Депутаты приняли в первом чтении проект
бюджета на 2010 год. URL: http://www.afn.by/news/i/
6. Дефицит консолидированного
бюджета Беларуси вырос в 17
раз. URL: http://www.belmarket.by/ru/39/
7. Доходы и расходы
консолидированного бюджета
8. Лемешевский, И.М. Макроэкономика: социально-экономический аспект: курс лекций / И. М. Лемешевский. - Минск: ФУАинформ, 2006. - 544 с.
9. Макроэкономика: учебное
пособие / М. И. Плотницкий [и
др.]; под общ. ред. М. И.
10. О республиканском бюджете на 2011 год от 15 октября 2010 г. № 176-З// Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2002 (дата обращения 10.12.2012).
11. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 - 2010 гг. // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2002 (дата обращения 10.12.2012).
13. Сорокина, Т.В. Государственный бюджет: учебное пособие / Т.В. Сорокина. - Минск: БГЭУ, 2003. - 289 с.
14. Сорокина, Т.В. Бюджет Беларуси: история развития и современное состояние / Т.В. Сорокина // Белорусский экономический журнал - 2009. - № 2. - С. 64 - 71.
15. Струк, Т.Г. Финансовая система Республики Беларусь / Т.Г. Струк. - Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2006. - 95 с.
16. Теория финансов: учебное пособие / Н.Е. Заяц [и др.]; под общ. ред. Н.Е. Заяц. - Минск: БГЭУ, 2005. - 351 с.
17. Тетерина, Л.М. Государственный бюджет: учеб. - метод. комплекс / Л.М. Тетерина. - Минск: Издательство МИУ, 2005. - 216 с.
18. Фисенко, М.К. Финансовая система Беларуси: учебное пособие / М.К. Фисенко. - Минск: Современная школа, 2008. - 184 с.
19. Харковец, А. Основные подходы к формированию нового бюджета / А. Харковец // Финансы. Учёт. Аудит. - 2008. - № 6 (173). - С. 7 - 9.
20. Харковец, А. Проект бюджета - 2010: оценки реалистичные, обязательства реальные / А. Харковец // Финансы. Учёт. Аудит. - 2009. - № 10 (189). - С. 3 -5.
Информация о работе Роль бюджета в макроэкономическом регулировании