Роль бюджета в макроэкономическом регулировании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 13:12, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в том, чтобы раскрыть содержание государственного бюджета Республики Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать теоретические основы государственного бюджета, в частности выявить его социально-экономическую сущность и роль в макроэкономической политике государства, а также установить основные функции и показатели государственного бюджета;
- рассмотреть структуру, динамику доходов и расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь в ретроспективе, ситуацию, сложившуюся в текущем году и на перспективу;
- проанализировать проблемы формирования доходов государственного бюджета и его исполнения, выявить возможные пути их разрешения.

Содержание работы

Введение
1 Теоретические основы государственного бюджета
1. 1 Социально-экономическая сущность государственного бюджета и
его роль в макроэкономической политике государства
1. 2 Функции бюджета и его основные показатели
2 Анализ структуры и динамики доходов и расходов
в консолидированном бюджете Республики Беларусь
3 Проблемы формирования доходов и исполнения государственного
бюджета, пути их решения
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 205.00 Кб (Скачать файл)

- обусловлены функционированием государства;

- связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств;

- носят перераспределительный характер;

- опосредуют безвозмездное движение стоимости в виде взимаемых налогов, сборов, неналоговых доходов, а также бюджетного финансирования;

- регламентированы бюджетным и налоговым законодательством [16, c.237].

Действие бюджетных  отношений ограничено областью бюджетного распределения и осуществляется в рамках бюджетного процесса. Однако, несмотря на это, бюджет воздействует на все стороны общественного воспроизводства и выполняет исключительно важную роль в системе государственного регулирования.

Вместе с тем формы  проявления бюджетных отношений различны. Бюджетные отношения находят материальное воплощение в бюджетном фонде, иначе говоря, материализуются. Объем бюджетного фонда характеризует степень централизации финансовых ресурсов в руках государства и зависит от уровня экономического развития страны и тех социально-экономических задач, которые решает то или иное государство на конкретном этапе развития.

В бюджетном фонде  концентрируются денежные ресурсы  предприятий, организаций, населения  в виде налогов, сборов и других платежей, которые составляют доходы бюджета. Они предназначены для решения задач в масштабах всего общества путем финансирования общегосударственных расходов: на поддержку отраслей экономики, развитие социальной сферы, организацию управления и обеспечение обороноспособности государства. Это дает основания рассматривать бюджет как основной централизованный фонд денежных средств государства.

Бюджетные фонды, формируемые  на различных уровнях государственной  власти, образуют бюджетную систему.

Не следует отождествлять сущность бюджета и формы его проявления.

Государственный бюджет функционирует посредством особых экономических форм: доходов и  расходов, которые имеют собственное  назначение и отражают этапы перераспределения  стоимости общественного продукта. Источники доходов бюджета, формы их мобилизации в бюджет зависят от системы и методов хозяйствования. Основными видами доходов бюджета стран с развитой рыночной экономикой являются налоги, которые представляют собой часть валового внутреннего продукта, централизуемую в бюджеты всех уровней.

В современных государствах (как с развитой рыночной экономикой, так и с переходной) бюджет широко используется в системе государственного регулирования воспроизводственных  процессов. Это возможно благодаря  бюджетному механизму - совокупности форм бюджетных отношений, методов мобилизации и способов использования бюджетных ресурсов.

Бюджетный механизм создается  государством для реализации бюджетной  политики на конкретном этапе развития страны, регулирования экономики  путем маневрирования бюджетными ресурсами. Этому способствует специфическое свойство бюджета - обезличенностъ доходов государственного бюджета, т.е. отсутствие привязки к конкретным расходам.

На основе данного  механизма государство изменяет структуру общественного производства, влияет на экономические преобразования и социальные реформы, создаёт условия для контроля за экономическими процессами. При этом государство применяет различные формы прямого и косвенного воздействия на экономику - субсидирование организаций и предприятий, государственные инвестиции, бюджетное финансирование отраслей, определяющих научно-технический прогресс, что, в конечном счете, позволяет добиваться роста валового внутреннего продукта и национального дохода.

Бюджет оказывает значительное влияние на экономику. Необходимость соблюдать макроэкономические пропорции требует бюджетного финансирования отдельных отраслей и субъектов хозяйствования, учреждений непроизводственной сферы, экономических регионов.

В процессе формирования бюджетных фондов происходит перераспределение доходов субъектов хозяйствования и отраслей. Регулируя остающуюся в их распоряжении долю чистого дохода, государство сдерживает или стимулирует экономическую активность субъектов хозяйствования.

В соответствии с установленным порядком распределения доходов и расходов между бюджетами различных уровней формируются бюджеты отдельных территорий, составляющие их финансовую базу. Трансферты из вышестоящих бюджетов выравнивают доходы разных регионов и уравновешивают их социально-экономическое развитие.

Из бюджетного фонда  финансируются важнейшие государственные  программы: инвестиционные, природоохранные, по развитию рыночной инфраструктуры, конверсии военного производства, созданию новых рабочих мест, социальной защите граждан, ликвидации последствий стихийных бедствий, развитию топливно-энергетического комплекса и др.

Важную роль играет государственный  бюджет в решении социальных проблем  на основе улучшения механизма финансирования учреждений социальной сферы - образования, здравоохранения, культуры и искусства. Через бюджетный фонд организуется система социальных выплат, которая обеспечивает перераспределение доходов, сохранение политической стабильности.

Рассматривая бюджет, как инструмент активного воздействия  на социальные и экономические процессы, также необхлдимо отметить, что в рамках бюджета принято выделять так называемый бюджет развития. Его наличие обозначает, что государственный бюджет сориентирован на обеспечение долговременного и устойчивого экономического развития. Активно поддерживаются точки экономического роста.

Бюджет развития, во-первых, общая оценка имеющей место прогрессивной  направленности государственных расходов. Так, если бюджет предполагает активное участие государства в совершенствовании  экономического потенциала страны, то в этом случае можно заявлять о наличии «бюджета развития».

Во-вторых, не исключено, что в рамках республиканского бюджета  в виде специального экономического фонда (т.е. раздела бюджета) аккумулируются финансовые средства, направляемые на развитие экономического потенциала страны [8, c.308].

Таким образом, роль бюджета  заключается в том, что он является важнейшим инструментом воздействия  на развитие экономики.

Подводя итоги вышесказанного о роли государственного бюджета  в макроэкономической политике государства, хочется ещё раз подчеркнуть, что по мере развития рыночных отношений и осуществления экономически обоснованной финансовой политики в стране роль государственного бюджета в социальных процессах постоянно усиливается.

С одной стороны это обусловливается его специфическими свойствами. К которым относятся:

- обезличенность доходов государственного бюджета;

- влияние бюджета на национальную экономику через систему государственных доходов и расходов (только бюджет может профинансировать мероприятия по социальной политике, учреждения непроизводственной сферы, расходы на управление, оборону);

- обеспеченность расходов бюджета финансовыми ресурсами, максимальная их централизация и своевременное финансирование предусмотренных мероприятий через систему казначейства;

- осуществление государственного контроля за деятельностью экономических агентов в процессе исполнения бюджета;

- формирование бюджетов по территориальному принципу, что обеспечивает проведение общей бюджетной политики в отдельных регионах, а также выравнивание уровней их социально-экономического развития;

- возможность оперативной корректировки показателей бюджета по доходам и расходам при изменении макроэкономических показателей, направлений бюджетной политики и других факторов; бюджетное корректирование воспроизводственного процесса позволяет изменять сложившиеся народнохозяйственные пропорции [13, c.25].

С другой стороны, это  обусловлено, прежде всего, объективной  необходимостью улучшения качества жизни населения.

Таким образом, в современном мире бюджет не только не утратил своей роли, но и широко используется в системе государственного регулирования благодаря активизации его функций, которые будут рассмотрены далее.

 

1 2 Функции бюджета и его основные показатели

 

Количество функций, осуществляемых бюджетом, на сегодняшний день остается дискуссионным вопросом.

Однако в большинстве  учебных пособий в первую очередь  выделяют две функции бюджета - распределительную (перераспределение денежных доходов между различными отраслями и сферами деятельности, социальными слоями общества и т.д.) и контрольную (сигнализация обо всех отклонениях в движении бюджетных средств).

Распределительная функция  бюджета проявляется через распределение  и перераспределение денежных доходов между разными сферами деятельности, подразделениями общественного производства, уровнем государственного управления, социальными слоями общества.

Границы действия распределительной  функции очень широки, так как  в бюджетные отношения вступают почти все участники общественного  производства (хозяйствующие субъекты, бюджетные учреждения и др.).

Вовлечение в бюджетное  перераспределение элементов национального  богатства, как, например, золотого запаса, валютных резервов, накопленных страховых  резервов и др. сопряжено, как правило, с чрезвычайными обстоятельствами (войной, глубоким экономическим кризисом, последствиями крупномасштабных техногенных и стихийных бедствий и т.п.). В экономически развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяется от 30 до 50 % национального дохода. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры страны.

В настоящее время  в Республике Беларусь перераспределяется около     40 % ВВП [15, c.36].

Контрольная функция  бюджета проявляется в том, что  с ее помощью выявляется финансовое положение конкретных субъектов  хозяйствования, отраслей народного  хозяйства, административно-территориальных  образований, хотя далеко не все их финансовые ресурсы проходят через бюджет. Контрольная функция позволяет не только анализировать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления и как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, соответствует ли их реальная величина объему предусмотренных расходов и т.д., но и к каким экономическим и социальным последствиям это приводит.

Функции государственного бюджета объективны, как объективна и сама эта категория. Но проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое отражение в создаваемом государством бюджетном механизме.

Помимо этих функций, которые по праву можно назвать  основными, выделяют ещё такие, как:

1) фискальная: аккумулирование финансовых средств, предназначенных на общенациональные нужды, т.е. создание финансовой базы, адекватной выполняемым задачам, по средством взимания налогов;

2) регулирующая: регулирование социально-экономических отношений за счёт изменения денежного обеспечения;

3) стимулирующая: стимулирование предпринимательства и частного сектора национальной экономики.

Существуют и принципиально иные подходы к трактованию функций бюджета. В качестве примера приведём перечень иных функций. К таковым относятся:

1) инвестиционная функция;

2) социальная защита населения и выравнивание уровня жизни (социальная функция);

3) обеспечение финансовой безопасности государства (валютные резервы, международные обязательства и т.п.).

Таким образом, государство, используя  бюджет с присущими ему вышеперечисленными функциями, непосредственно воздействует на национальное воспроизводство, регулирует и стимулирует экономический рост, осуществляет социальную защиту и обеспечивает финансовую безопасность государства.

Основные показатели государственного бюджета перечисляются в «Законе  о бюджете» на очередной финансовый год.

К ним относятся:

1. Доходы республиканского бюджета.

2. расходы республиканского бюджета.

3. Дефицит бюджета.

4. Республиканские целевые программы

5. Объём ассигнований на государственные  капитальные вложения

6. Размер оборотной кассовой  наличности по республиканскому  бюджету

7. Нижняя граница общих затрат на научную, научно-техническую и инновационную деятельность

8. норматив бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение на одного жителя по Республике Беларусь

9. Размер Государственного целевого бюджетного фонда национального развития

10. Размер прироста внутреннего  государственного долга Республики  Беларусь

11. Лимит внешнего государственного  долга Республики Беларусь

12. Размер платы за обслуживание  Национальным Банком Республики  Беларусь государственного внутреннего  долга и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Анализ структуры и динамики доходов и расходов

Информация о работе Роль бюджета в макроэкономическом регулировании