Роль бюджета в макроэкономическом регулировании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 13:12, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в том, чтобы раскрыть содержание государственного бюджета Республики Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать теоретические основы государственного бюджета, в частности выявить его социально-экономическую сущность и роль в макроэкономической политике государства, а также установить основные функции и показатели государственного бюджета;
- рассмотреть структуру, динамику доходов и расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь в ретроспективе, ситуацию, сложившуюся в текущем году и на перспективу;
- проанализировать проблемы формирования доходов государственного бюджета и его исполнения, выявить возможные пути их разрешения.

Содержание работы

Введение
1 Теоретические основы государственного бюджета
1. 1 Социально-экономическая сущность государственного бюджета и
его роль в макроэкономической политике государства
1. 2 Функции бюджета и его основные показатели
2 Анализ структуры и динамики доходов и расходов
в консолидированном бюджете Республики Беларусь
3 Проблемы формирования доходов и исполнения государственного
бюджета, пути их решения
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 205.00 Кб (Скачать файл)

Перед тем, как перейти  к анализу динамики расходов консолидированного бюджета, рассмотрим их структуру: государственное управление и местное самоуправление, международная деятельность, национальная оборона, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности, судебная власть, наука, расходы на отрасли экономики, предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, расходы на социально-культурные мероприятия и социальную политику, прочие расходы, капитальные вложения, расходы государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов [16, с. 250].

Расходы консолидированного бюджета в 2010 году профинансированы в сумме 53 трлн. рублей. По сравнению с 2009 годом расходы в реальном выражении уменьшились на 0,1 %.

Расходы консолидированного бюджета в разрезе функциональной классификации увеличились по всем разделам, кроме «Национальной экономики» и «Охраны окружающей среды». Наиболее значительно (в реальном выражении) возросли расходы по разделам «Социальная политика» - на 13,7 %, «Общегосударственные расходы» - на 17,4 % (в том числе расходы на Государственную инвестиционную программу - на 12,1 %), «Образование» - на 14,4 %, «Здравоохранение» - на 12 %. Финансирование по разделу «Национальная экономика» сократилось на 29,6 %.

Рост расходов по разделу  «Социальная политика» в определяющей мере обусловлен увеличением помощи в обеспечении граждан жильем. В 2010 году на эти цели было направлено на 22 % в реальном выражении средств больше, чем в 2009 году. Удельный вес расходов в целом по разделу «Социальная политика» в 2010 году в структуре расходов консолидированного бюджета увеличился по сравнению с 2009 годом на 1,2 процентных пункта.

В расходах консолидированного бюджета в 2010 году в разрезе экономической  классификации преобладали текущие  расходы - 74,4 % в общих расходах, в том числе расходы на заработную плату рабочих и служащих в бюджетном секторе и начисления на нее - 27,6 %, текущие бюджетные трансферты - 25,9 %, обслуживание государственного долга - 2,1 %. Доля капитальных расходов составила 25,7 %. На финансирование капитальных вложений в основные фонды приходилось 16,1 % всех бюджетных расходов.

За счет средств консолидированного бюджета в 2010 году было профинансировано 18,6 % всех инвестиций в основной капитал в экономику. Введено 260,4 тыс. квадратных метров жилья, или 3,9 % от общей площади введенного в эксплуатацию жилья.

В 2010 году консолидированный бюджет исполнен с дефицитом в размере 4,2 трлн. рублей, или 2,6 % к ВВП (в 2009 году дефицит составлял 2,5 трлн. рублей, или 1,8 % к ВВП).

Расходы консолидированного бюджета в году сложились на 46,5 % из расходов республиканского бюджета и 53,5 % - расходов местных бюджетов. Удельный вес доходов республиканского бюджета в доходах консолидированного бюджета составил 62,1 %.

В 2010 году бюджетно-финансовая и налоговая политика была ориентирована  на стимулирование высоких темпов экономического роста и обеспечение повышения благосостояния граждан, сохранение стабильности, устойчивости и сбалансированности бюджетов всех уровней, обеспечение безусловного исполнения социальных обязательств государства перед обществом.

Особенностью бюджета 2011 года является тот факт, что в нем учтены изменения в Налоговом кодексе, которые существенно упрощают систему налогообложения. В целом налоговая нагрузка в 2011 году снизится на 0,4 % к ВВП. Бюджет был сформирован, исходя из темпа роста ВВП в 2011 году на уровне 110 %, годовой инфляции на уровне 8 %, среднегодового курса доллара к белорусскому рублю - 3170 бел. руб.

В структуре бюджета  отмечен значительный рост социального  пакета за счет повышения заработной платы, пенсий, стипендий и других социальных гарантий обществу.

Доходы консолидированного бюджета в 2011 году прогнозируются в  размере 54,5 трлн. руб., что составит 118 % к оценке 2010 года. Расходы консолидированного бюджета составят 60,53 трлн. руб. (118,3 %).

Структура доходов в 2011 году сохраняется. Основными источниками налоговых доходов консолидированного бюджета являются: НДС - 35,1 %, налоги от внешнеэкономической деятельности - 13,3 %, налоги на доходы и прибыль - 12,8 %, подоходный налог - 10,1 %, акцизы - 9,8 %. В 2011 году увеличатся доходы бюджета от ввозных таможенных пошлин.

Поступления платежей в  консолидированный бюджет Беларуси за январь-июнь 2011 года составили 30,8 трлн. руб., что на 7 % больше, чем за соответствующий  период 2010 года.

В части платежей, контролируемых налоговыми органами, в консолидированный бюджет страны поступило 20,4 трлн. руб. налоговых платежей, что на 3,2 % или на 627,6 млрд. руб. больше прогнозного показателя. Наибольшая часть доходов консолидированного бюджета республики была сформирована платежами по НДС (21,8 % в общем объеме поступлений) и налогу на прибыль (20,1 %). Удельный вес поступлений по подоходному налогу составил 18,3%, по акцизам - 11%, по налогу на недвижимость - 3,7%, по отчислениям в инновационные фонды -3,4%, по земельному налогу 2,3%, по налогу при упрощенной системе налогообложения 2,3 %, по налогу на доходы 1,2 %, по экологическому налогу 1,1%.

В разрезе категорий  плательщиков, наибольший удельный вес  в общем объеме налоговых поступлений  пришелся на платежи организаций - 95,8 %. При этом удельный вес поступлений от госорганизаций составил 60,3 %, организаций негосударственного сектора экономики - 35,5 %. Удельный вес поступлений от индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц составил 4,2 %.

Консолидированный бюджет Беларуси на 2012 год сформирован без дефицита и обладает достаточными ресурсами для выполнения социальных и финансовых обязательств государства. Проект бюджета согласуется со стабилизационной программой правительства, поддержанной кредитом из Антикризисного фонда ЕврАзЭС, учитывает позиции Международного валютного фонда, что должно стать наряду с другими факторами возможностью начала новой программы с фондом.

Доходы консолидированного бюджета должны составить 138,9 триллионов белорусских рублей (около 16 миллиардов долларов по курсу Нацбанка страны), что соответствует уровню централизации средств в сопоставимых условиях в 2012 году около 28 % (без учета средств Фонда соцзащиты населения).

Сложившаяся структура  доходов бюджета в основном будет  сохранена и в 2012 году. Как и в предыдущие годы основная доля доходов бюджета будет приходиться на НДС, налог на прибыль, доходы от внешнеэкономической деятельности, подоходного налога и налога на собственность.

В числе наиболее значимых изменений, которые ожидают налогоплательщиков в 2012 году - снижение ставки налога на прибыль с 24 до 18 %, что позволит оставить в распоряжении налогоплательщиков около 5,6 триллионов белорусских рублей (1 доллар - 8700 белорусских рублей). Кроме того, планируется внедрить механизм ускоренной амортизации и сократить сроки использования активов, а также механизм переноса убытков на будущие прибыли без ограничения по размерам.

Кроме того, повышению  конкурентоспособности экономики, расширению экспорта будут способствовать вносимые в налоговый кодекс дополнительные налоговые стимулы. Среди них - освобождение от налога на прибыль прибыли организаций, полученной от реализации инновационной продукции собственного производства, а также высокотехнологичных товаров, если доля такой прибыли поставляет более 50%. Изменения в Налоговый кодекс также предусматривают снижение ставки налога при упрощенной системе налогообложения с 8 до 7% без уплаты НДС и с 6 до 5% - с уплатой НДС. В рамках упрощения налоговой системы предполагается реализовать меры по предоставлению плательщикам права изменять в течение текущего налогового периода выбранный ими метод уплаты налога на прибыль на основании прибыли прошлого года на метод, основанный на планировании прибыли.

При разработке бюджета  важно учитывать то, что он должен содержать в себе реальные обязательства страны, которые государство будет выполнять перед обществом в очередном финансовом году.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Проблемы формирования доходов и исполнения государственного

   бюджета, пути их решения

 

Исполнение бюджета - это этап бюджетного процесса, который начинается с момента утверждения закона о бюджете законодательным (представительным) органом власти и продолжается в течение финансового года. Его содержание заключается в выполнении доходной и расходной части бюджета соответствующего уровня. Можно выделить две стороны этого процесса:

1. исполнения бюджета  по доходам. Его задачей является  обеспечение полного и своевременного  поступления в бюджет отдельных  видов доходов, в первую очередь,  налогов и других обязательных  платежей, по каждому источнику в соответствии с утвержденным бюджетным планом;

2. исполнение по расходам, которое означает последовательное  финансирование мероприятий, предусмотренных  законом о бюджете, в пределах  утвержденных сумм.

В Республике Беларусь предусмотрена казначейская система исполнения бюджета. Основные положения по данной системе исполнения бюджета определены в бюджетном кодексе Республики Беларусь:

1. Органы государственного  казначейства представляют собой  единую централизованную систему,  созданную по территориальному принципу, входящую в состав Министерства финансов, и включают в себя Главное государственное казначейство Министерства финансов и территориальные органы государственного казначейства.

2. Управление денежными  средствами республиканского бюджета, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иными средствами в соответствии с Кодексом осуществляется со счетов по учету средств республиканского бюджета, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иных средств, открытых Министерству финансов и его территориальным органам, которые в совокупности составляют единый казначейский счет.

3. Учет всех операций  с денежными средствами республиканского  бюджета, местных бюджетов, бюджетов  государственных внебюджетных фондов и иными средствами в соответствии с Кодексом осуществляется отдельно.

4. Внебюджетные средства  бюджетных организаций учитываются  на едином казначейском счете.

5. Открытие и закрытие  счетов распорядителей и получателей  бюджетных средств по учету средств республиканского бюджета, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, внебюджетных средств бюджетных организаций, иных государственных средств, предусмотренных законодательством, осуществляются по распоряжению органов государственного казначейства.

6. Счета Министерства  финансов по учету средств  республиканского бюджета, бюджетов  государственных внебюджетных фондов  находятся в Национальном банке  Республики Беларусь.

Но на сегодняшний  день большинству государств присуща  проблема исполнения бюджета, т.к. наблюдаются проблемы с формированием доходов государственного бюджета.

Доходная часть бюджета  государств с развитой рыночной экономикой формируется в основном за счёт налоговых  платежей. Она характеризуется множеством налогов и отличается высоким уровнем налогооблажения, что в условиях кризисных явлений, инфляции даёт определённую гарантию систематического пополнения бюджетного фонда. Однако состав доходов бюджета, их структура в значительной степени определяются финансовой политикой государства и зависят от объёма национального дохода и общественного продукта страны.

На данном этапе развития экономики Республики Беларусь на первый план выходит задача расширения доходной части государственного бюджета.

Актуальной по-прежнему остается проблема своевременности расчетов с бюджетом юридических и физических лиц. Повышение качества исполнения бюджета требует проведения комплекса мер:

- проводить периодический анализ текущего исполнения бюджета с целью определения тенденций и проблем его развития, выработки направлений корректировки текущей бюджетной политики и принятия оперативных решений по их реализации;

- ужесточить подходы к предоставлению субъектам хозяйствования индивидуальных льгот и преференций; шире использовать в практике налоговых расчетов предоставление налоговых кредитов вместо льгот для отдельных налогоплательщиков;

- разработать комплексную программу повышения платежеспособности предприятий, имеющих задолженности перед бюджетом;

- провести реформирование налоговой системы, ревизию нормативно-законодательной базы налогообложения;

- пересмотреть практику поддержки субъектов хозяйствования за счет средств бюджета;

- осуществлять ревизии реализуемых государственных целевых программ по критериям их актуальности и соответствия поставленным задачам с целью повышения эффективности расходования государственных средств;

- исследовать возможность перевода территорий на самообеспечение и самофинансирование на основе принципов регионального хозрасчета;

- разработать механизм солидарной экономической ответственности бюджетов областей за невыполнение планов общегосударственных налогов и сборов. Вводить экономические санкции в виде зачета прироста недоимок за счет причитающегося финансирования;

- разработать систему мер по снижению дефицита бюджета [13, с. 241].

В сферу бюджетного распределения  не попадают значительные объемы ресурсов, находящихся в распоряжении субъектов  предпринимательской деятельности, и личные доходы граждан. Между тем  бюджетная нагрузка на расходы растет, поэтому государство почти всегда нуждается в дополнительных денежных ресурсах и прибегает к помощи государственного кредита.

Информация о работе Роль бюджета в макроэкономическом регулировании