Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 13:12, курсовая работа
Цель данной работы состоит в том, чтобы раскрыть содержание государственного бюджета Республики Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать теоретические основы государственного бюджета, в частности выявить его социально-экономическую сущность и роль в макроэкономической политике государства, а также установить основные функции и показатели государственного бюджета;
- рассмотреть структуру, динамику доходов и расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь в ретроспективе, ситуацию, сложившуюся в текущем году и на перспективу;
- проанализировать проблемы формирования доходов государственного бюджета и его исполнения, выявить возможные пути их разрешения.
Введение
1 Теоретические основы государственного бюджета
1. 1 Социально-экономическая сущность государственного бюджета и
его роль в макроэкономической политике государства
1. 2 Функции бюджета и его основные показатели
2 Анализ структуры и динамики доходов и расходов
в консолидированном бюджете Республики Беларусь
3 Проблемы формирования доходов и исполнения государственного
бюджета, пути их решения
Заключение
Список использованных источников
Перед тем, как перейти к анализу динамики расходов консолидированного бюджета, рассмотрим их структуру: государственное управление и местное самоуправление, международная деятельность, национальная оборона, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности, судебная власть, наука, расходы на отрасли экономики, предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, расходы на социально-культурные мероприятия и социальную политику, прочие расходы, капитальные вложения, расходы государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов [16, с. 250].
Расходы консолидированного бюджета в 2010 году профинансированы в сумме 53 трлн. рублей. По сравнению с 2009 годом расходы в реальном выражении уменьшились на 0,1 %.
Расходы консолидированного
бюджета в разрезе
Рост расходов по разделу
«Социальная политика» в
В расходах консолидированного
бюджета в 2010 году в разрезе экономической
классификации преобладали
За счет средств консолидированного бюджета в 2010 году было профинансировано 18,6 % всех инвестиций в основной капитал в экономику. Введено 260,4 тыс. квадратных метров жилья, или 3,9 % от общей площади введенного в эксплуатацию жилья.
В 2010 году консолидированный бюджет исполнен с дефицитом в размере 4,2 трлн. рублей, или 2,6 % к ВВП (в 2009 году дефицит составлял 2,5 трлн. рублей, или 1,8 % к ВВП).
Расходы консолидированного бюджета в году сложились на 46,5 % из расходов республиканского бюджета и 53,5 % - расходов местных бюджетов. Удельный вес доходов республиканского бюджета в доходах консолидированного бюджета составил 62,1 %.
В 2010 году бюджетно-финансовая и налоговая политика была ориентирована на стимулирование высоких темпов экономического роста и обеспечение повышения благосостояния граждан, сохранение стабильности, устойчивости и сбалансированности бюджетов всех уровней, обеспечение безусловного исполнения социальных обязательств государства перед обществом.
Особенностью бюджета 2011 года является тот факт, что в нем учтены изменения в Налоговом кодексе, которые существенно упрощают систему налогообложения. В целом налоговая нагрузка в 2011 году снизится на 0,4 % к ВВП. Бюджет был сформирован, исходя из темпа роста ВВП в 2011 году на уровне 110 %, годовой инфляции на уровне 8 %, среднегодового курса доллара к белорусскому рублю - 3170 бел. руб.
В структуре бюджета отмечен значительный рост социального пакета за счет повышения заработной платы, пенсий, стипендий и других социальных гарантий обществу.
Доходы консолидированного бюджета в 2011 году прогнозируются в размере 54,5 трлн. руб., что составит 118 % к оценке 2010 года. Расходы консолидированного бюджета составят 60,53 трлн. руб. (118,3 %).
Структура доходов в 2011 году сохраняется. Основными источниками налоговых доходов консолидированного бюджета являются: НДС - 35,1 %, налоги от внешнеэкономической деятельности - 13,3 %, налоги на доходы и прибыль - 12,8 %, подоходный налог - 10,1 %, акцизы - 9,8 %. В 2011 году увеличатся доходы бюджета от ввозных таможенных пошлин.
Поступления платежей в консолидированный бюджет Беларуси за январь-июнь 2011 года составили 30,8 трлн. руб., что на 7 % больше, чем за соответствующий период 2010 года.
В части платежей, контролируемых налоговыми органами, в консолидированный бюджет страны поступило 20,4 трлн. руб. налоговых платежей, что на 3,2 % или на 627,6 млрд. руб. больше прогнозного показателя. Наибольшая часть доходов консолидированного бюджета республики была сформирована платежами по НДС (21,8 % в общем объеме поступлений) и налогу на прибыль (20,1 %). Удельный вес поступлений по подоходному налогу составил 18,3%, по акцизам - 11%, по налогу на недвижимость - 3,7%, по отчислениям в инновационные фонды -3,4%, по земельному налогу 2,3%, по налогу при упрощенной системе налогообложения 2,3 %, по налогу на доходы 1,2 %, по экологическому налогу 1,1%.
В разрезе категорий плательщиков, наибольший удельный вес в общем объеме налоговых поступлений пришелся на платежи организаций - 95,8 %. При этом удельный вес поступлений от госорганизаций составил 60,3 %, организаций негосударственного сектора экономики - 35,5 %. Удельный вес поступлений от индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц составил 4,2 %.
Консолидированный бюджет Беларуси на 2012 год сформирован без дефицита и обладает достаточными ресурсами для выполнения социальных и финансовых обязательств государства. Проект бюджета согласуется со стабилизационной программой правительства, поддержанной кредитом из Антикризисного фонда ЕврАзЭС, учитывает позиции Международного валютного фонда, что должно стать наряду с другими факторами возможностью начала новой программы с фондом.
Доходы консолидированного бюджета должны составить 138,9 триллионов белорусских рублей (около 16 миллиардов долларов по курсу Нацбанка страны), что соответствует уровню централизации средств в сопоставимых условиях в 2012 году около 28 % (без учета средств Фонда соцзащиты населения).
Сложившаяся структура доходов бюджета в основном будет сохранена и в 2012 году. Как и в предыдущие годы основная доля доходов бюджета будет приходиться на НДС, налог на прибыль, доходы от внешнеэкономической деятельности, подоходного налога и налога на собственность.
В числе наиболее значимых
изменений, которые ожидают
Кроме того, повышению
конкурентоспособности
При разработке бюджета важно учитывать то, что он должен содержать в себе реальные обязательства страны, которые государство будет выполнять перед обществом в очередном финансовом году.
3 Проблемы формирования доходов и исполнения государственного
бюджета, пути их решения
Исполнение бюджета - это этап бюджетного процесса, который начинается с момента утверждения закона о бюджете законодательным (представительным) органом власти и продолжается в течение финансового года. Его содержание заключается в выполнении доходной и расходной части бюджета соответствующего уровня. Можно выделить две стороны этого процесса:
1. исполнения бюджета
по доходам. Его задачей
2. исполнение по расходам,
которое означает
В Республике Беларусь предусмотрена казначейская система исполнения бюджета. Основные положения по данной системе исполнения бюджета определены в бюджетном кодексе Республики Беларусь:
1. Органы государственного
казначейства представляют
2. Управление денежными средствами республиканского бюджета, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иными средствами в соответствии с Кодексом осуществляется со счетов по учету средств республиканского бюджета, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иных средств, открытых Министерству финансов и его территориальным органам, которые в совокупности составляют единый казначейский счет.
3. Учет всех операций
с денежными средствами
4. Внебюджетные средства
бюджетных организаций
5. Открытие и закрытие
счетов распорядителей и
6. Счета Министерства
финансов по учету средств
республиканского бюджета,
Но на сегодняшний день большинству государств присуща проблема исполнения бюджета, т.к. наблюдаются проблемы с формированием доходов государственного бюджета.
Доходная часть бюджета государств с развитой рыночной экономикой формируется в основном за счёт налоговых платежей. Она характеризуется множеством налогов и отличается высоким уровнем налогооблажения, что в условиях кризисных явлений, инфляции даёт определённую гарантию систематического пополнения бюджетного фонда. Однако состав доходов бюджета, их структура в значительной степени определяются финансовой политикой государства и зависят от объёма национального дохода и общественного продукта страны.
На данном этапе развития экономики Республики Беларусь на первый план выходит задача расширения доходной части государственного бюджета.
Актуальной по-прежнему остается проблема своевременности расчетов с бюджетом юридических и физических лиц. Повышение качества исполнения бюджета требует проведения комплекса мер:
- проводить периодический анализ текущего исполнения бюджета с целью определения тенденций и проблем его развития, выработки направлений корректировки текущей бюджетной политики и принятия оперативных решений по их реализации;
- ужесточить подходы к предоставлению субъектам хозяйствования индивидуальных льгот и преференций; шире использовать в практике налоговых расчетов предоставление налоговых кредитов вместо льгот для отдельных налогоплательщиков;
- разработать комплексную программу повышения платежеспособности предприятий, имеющих задолженности перед бюджетом;
- провести реформирование налоговой системы, ревизию нормативно-законодательной базы налогообложения;
- пересмотреть практику поддержки субъектов хозяйствования за счет средств бюджета;
- осуществлять ревизии реализуемых государственных целевых программ по критериям их актуальности и соответствия поставленным задачам с целью повышения эффективности расходования государственных средств;
- исследовать возможность перевода территорий на самообеспечение и самофинансирование на основе принципов регионального хозрасчета;
- разработать механизм солидарной экономической ответственности бюджетов областей за невыполнение планов общегосударственных налогов и сборов. Вводить экономические санкции в виде зачета прироста недоимок за счет причитающегося финансирования;
- разработать систему мер по снижению дефицита бюджета [13, с. 241].
В сферу бюджетного распределения
не попадают значительные объемы ресурсов,
находящихся в распоряжении субъектов
предпринимательской
Информация о работе Роль бюджета в макроэкономическом регулировании