2.1. Становление финансовой системы социалистического
государства.
Основы финансов в период становления
«этапа развитого социализма» определялись
изменениями финансовых отношений в ходе
экономической реформы 1965 г. исторической
особенностью этого периода было принятие
XXII съездом КПСС (1961) третьей Программы
КПСС, определившей пути перерастания
социализма в коммунизм и перспективы
развития производительных сил и производственных
отношений на ближайшие 20 лет.
В Программе КПСС подчеркивалось, что
в коммунистическом строительстве необходимо
использовать товарно-денежные отношения
в соответствии с новым содержанием, присущим
им в период социализма; отмечалась большая
роль применения таких инструментов развития
экономики, как хозяйственный расчет,
деньги, цена, кредит, финансы, а также
важная роль государственного бюджета
в распределении общественного продукта
и национального дохода.
Предусматривалось усиление роли экономических
методов в плановом руководстве и расширение
хозяйственной самостоятельности предприятий
на базе дальнейшего совершенствования
централизованного планирования, проведения
единой государственной политики в области
финансов, цен, кредита, оплаты труда и
более полного использования стоимостных
рычагов.
Расширение хозяйственной самостоятельности
предприятий в области финансового планирования
выразилось в том, что им теперь директивно
утверждались лишь общий фонд заработной
платы, общая сумма прибыли, рентабельность,
платежи в бюджет и ассигнования из бюджета.
Несколько изменились содержание и форма
финансового плана предприятия. В баланс
доходов и расходов был введен новый третий
раздел «взаимоотношения с кредитной
системой», в котором отража-лись отношения
по долгосрочным ссудам и уплата процентов
за кредит, а бывший третий раздел «взаимоотношения
с бюджетом» стал четвертым разделом плана.
Совершенствование системы мобилизации
денежных накоплений государственных
предприятий в бюджет осуществлялось
путем введения трех новых видов платежей
из прибыли в бюджет, более активно воздействующих
на производство. Главная роль отводилась
плате за основные производственные фонды
и нормируемые оборотные средства. Она
устанавливалась в процентах к среднегодовой
балансовой стоимости основных производственных
фондов и нормируемых оборотных средств.
Проценты дифференцировались по отраслям
народного хозяйства в зависимости от
структуры основных фондов, фондоотдачи,
уровня рентабельности. Плата за фонды
явилась новой формой распределения прибыли,
направленной на стимулирование экономии
овеществленного труда через более рациональное
использование производственных фондов
и ускорения их кругооборота.
Вторым видом платежей из прибыли в бюджет
стали фиксированные (рентные) платежи,
предназначенные для изъятия в общегосударственный
фонд той части прибыли, возникновение
которой не зависит от усилий коллектива
предприятия, а обусловлено благоприятными
естественно природными или технико-экономическими
и транспортными условиями. Эта форма
платежей из прибыли введена для выравнивания
внутриотраслевой рентабельности и создания
равных условий для экономического стимулирования
путем ее влияния на размер расчетной
прибыли, в зависимость от которой ставилась
величина фондов экономического стимулирования
в восьмой пятилетке.
Третий вид платежей из прибыли в бюджет
свободный остаток прибыли, т.е. та часть
прибыли, которая остается после покрытия
всех плановых затрат.
Были приняты меры, направленные на повышение
роли налога с оборота в стимулировании
выпуска товаров народного потребления.
Кредит, выданный банком на затраты по
увеличению производства этих товаров,
стал погашаться предприятиями за счет
не только средств фонда развития производства,
но и 50% суммы налога с оборота, полученной
от реализации указанных товаров. Не взимался
налог с оборота с ряда товаров в течение
первого года выпуска и до достижения
определенного уровня рентабельности
их производства. Предприятия, пользующиеся
такими льготами, получали дополнительные
финансовые ресурсы на расширение производства
товаров народного потребления, обновление
их ассортимента и улучшение качества.
Вместе с изменением системы мобилизации
денежных накоплений предприятий в бюджет
увеличилась часть прибыли, оставляемая
в хозяйстве на собственные потребности.
Но одновременно изменялись и источники
финансирования капитальных вложений
и восполнения недостатка собственных
оборотных средств предприятий. До 1965
г. преимущественным методом предоставления
средств на капитальные вложения было
безвозвратное финансирование за счет
бюджетных ассигнований. Теперь же в первую
очередь стали привлекаться собственные
средства и банковский кредит.
Бюджетные ассигнования на капитальные
вложения выделялись лишь вновь строящимся
предприятиям, затраты на строительство
которых окупались в срок, превышающий
пять лет, и планово убыточным и малорентабельным
предприятиям при недостаточности у них
собственных средств.
Несколько изменился порядок использования
амортизационного фонда. Часть амортизационных
отчислений, предназначенных для полного
восстановления основных фондов (дифференцированно,
по отраслям промышленности в пределах
от 30 до 50%), оставлялась в распоряжении
предприятия и включалась в фонд развития
производства, ставший новым источником
финансирования капитальных вложений
по внедрению новой техники, механизации,
автоматизации, совершенствованию технологии
производства.
Прекращалось возмещение за счет средств
бюджета недостатка собственных оборотных
средств, образующегося по вине предприятий.
Они обязывались возмещать недостаток
оборотных средств путем проведения организационно-технических
мероприятий, обеспечивающих в последующие
периоды получение сверхплановой, а в
необходимых случаях также за счет временного
снижения отчислений от прибыли в фонды
предприятия в размере до 30%.
Изменялись взаимоотношения предприятий
с бюджетом и порядок распределения прибыли.
Балансовая прибыль предприятий за вычетом
прибыли от подсобного хозяйства, от реализации
товаров широкого потребления и другой
прибыли целевого назначения, распределяемой
в особом порядке, направлялась, прежде
всего, в государственный бюджет в форме
платы за фонды и фиксированных (рентных)
платежей и в банк в виде процента за кредит.
После внесения этих первоочередных платежей
определялась расчетная прибыль. Затем
прибыль направлялась на формирование
фондов экономического стимулирования.
После этого прибыль использовалась на
собственные плановые потребности и, прежде
всего, на обеспечение процесса расширенного
социалистического воспроизводства, на
финансирование капитальных вложений,
прироста собственных оборотных средств,
погашение банковских ссуд. Направлялась
прибыль и на покрытие плановых убытков
жилищно-коммунального хозяйства, на расходы
по содержанию пионерских лагерей и другие
плановые расходы. Оставшаяся после покрытия
всех этих расходов часть прибыли подлежала
взносу в бюджет в виде свободного остатка
прибыли.
Новый порядок распределения прибыли
предусматривал первоочередное выполнение
финансовых обязательств перед государством,
экономическое стимулирование лучших
результатов финансово-хозяйственной
деятельности и максимальное покрытие
собственными средствами потребностей
расширенного воспроизводства. Прибыль
стала источником образования фондов
экономического стимулирования, размер
которых зависел от фондообразующих показателей
объема реализации) и уровня рентабельности,
предусмотренных в плане. По ним устанавливались
стабильные на ряд лет и дифференцированные
по отраслям нормативы в процентах к фонду
заработной платы.
Новая система хозяйствования, перевод
предприятий и главных управлений на полный
хозяйственный расчет с внедрением новых
принципов планирования и экономического
стимулирования (все эти меры в экономической
литературе определяются как хозяйственная
или экономическая реформа 1965 г.) внесли
существенные изменения в функционирование
финансов предприятий, создали предпосылки
для более полной мобилизации внутренних
резервов производства, для усиления роли
финансов в интенсификации производства.
Существенные изменения произошли в финансовых
отношениях с сельским хозяйством В соответствии
с решениями мартовского (1965 г) и июльского
(1970 г) Пленумов ЦК КПСС, сыгравшими огромную
роль в укреплении экономики сельского
хозяйства, колхозам оказывалась значительная
финансовая помощь путем списания задолженности
по подоходному налогу и банковским ссудам,
был изменен порядок обложения колхозов
подоходным налогом, усовершенствована
система государственного страхования
имущества колхозов. Колхозы были переведены
на прямое банковское кредитование, расширено
участие долгосрочного и краткосрочного
кредитов в затратах на расширенное социалистическое
воспроизводство, изменился порядок распределения
валового дохода колхозов, введена гарантирован-ная
денежная система оплаты труда колхозников,
система экономического стимулирования
повышения эффективности производства
сельскохозяйственной продукции.
Для обеспечения более глубокого обоснования
финансовой программы государства предусматривался
комплексный подход к совершенствованию
перспективного финансового планирования,
учитывающий все стороны финансово-кредитных
отношений в народном хозяйстве и на всех
уровнях управления. В соответствии с
этим, начиная с одиннадцатой пятилетки,
в составе Государственного плана экономического
и социального развития СССР стал разрабатываться
на пятилетие с разбивкой по годам сводный
финансовый баланс государства с выделением
главных источников формирования финансовый
ресурсов, направлений их использования,
необходимых финансовых резервов.
Совершенствование финансового планирования
сочеталось с мероприятиями по повышению
действенности и целенаправленности финансово-кредитных
рычагов.
Для повышения стимулирующей роли платежей
предприятий и объединений в государственный
бюджет и обеспечения более эффективного
использования материальных, трудовых
и природных ресурсов предусматривалось
усиление принципа платности использования
производственных ресурсов. На это было
направлено совершенствование порядка
взимания платы за основные производственные
фонды и нормируемые оборотные средства,
увеличение тарифов отчислений от себестоимости
продукции на государственное социальное
страхование, введение платы за воду, забираемую
из водохозяйственных систем, а также
штрафов за сброс неочищенных и недостаточно
очищенных сточных вод, более полное включение
в себестоимость и в оптовые цены на промышленную
продукцию, затрат на возмещение геологоразведочных
работ, повышение размера платы за древесину,
отпускаемую на корню (до 1982 г.), учет кадастровой
оценки выделяемых под застройку земельных
участков.
В финансовом планировании и экономическом
стимулировании усиливалось нормативное
начало.
Среди мер по совершенствованию системы
финансирования работ по науке и технике
и стимулированию научнотехнического
прогресса важнейшими стали создание
в министерствах и ведомствах единого
фонда развития науки и техники; расширение
кредитования затрат на подготовку и освоение
производства новых видов продукции и
новых технологических процессов; перевод
научных и проектноконструкторских организаций
на новую прогрессивную форму расчетов
по законченным и принятым заказчиком
работам; создание в научных организациях
фондов экономического стимулирования;
изменение механизма распределения дополнительной
прибыли, получаемой за счет надбавок
к оптовым ценам на новую высокоэффективную
продукцию, расширение практики взимания
фиксированных платежей.
2.2. Финансовая система в период
перестройки и постперестроечный период.
Если переходная экономика в России после
1917 г. формировалась на основе господства
государственной собственности, то в 90-х
гг. началось движение от государственной
собственности к частной. Это движение
не знает мировых аналогов. Впервые за
всю цивилизацию мир стал свидетелем движения
от «справедливого коммунизма» к «несправедливому»,
но свободному капитализму.
Отсчет переходной экономики
в России начался со 2 января 1992 г.
в результате либерализации цен. Старт переходной экономике
был дан в условиях жесточайшего экономического
кризиса. Этот кризис произошел в результате
правительственной политики «перестройки».
Россия начала рыночную реформу, имея
командную экономику. Эта экономика формировалась
на основе государственной собственности
и централизованного управления. В России
господствовала доктрина, что основа экономики
это тяжелая промышленность, или производство
средств производства. Производству потребительских
товаров отводилась роль падчерицы, равно
как и сфере услуг. Более 90% государственных
производственных капиталовложений направлялось
в тяжелую промышленность и оборонный
комплекс и менее 10% в потребительский
сектор: пищевую и легкую промышленность.
Это были отсталые отрасли с изношенным
оборудованием, они не удовлетворяли потребностей
населения. В России производство работало
ради производства, а не ради потребителя,
чего не может быть в рыночной экономике.
Централизованная система управления
подавляла предпринимательские способности
работников. Эта система была основана
на подчинении, допуская инициативу лишь
в узких границах. Свобода предпринимательства
и свобода выбора не действовали.
В целом в середине
80-х гг. централизованная система
управления с неизбежностью вошла
в глобальный экономический кризис,
поразивший всю совокупность экономических отношений.
По мнению большинства
экономистов, наиболее эффективной является рыночная
экономика. Она способствует эффективному
распределению ресурсов. Согласно этому
тезису, конкурентная рыночная система
направляет ресурсы в производство тех
товаров и услуг, в которых общество больше
всего нуждается. Она диктует применение
наиболее эффективных методов комбинирования
ресурсов для производства и способствует
разработке и внедрению новых, более эффективных
технологий производства. Важным неэкономическим
аргументом в пользу рыночной системы
служит то обстоятельство, что она делает
ставку на роль личной свободы, создавая
тем самым стимулы к самореализации возможностей
человека, повышению трудовой и хозяйственной
активности. Лишь рыночная система способна
координировать экономическую деятельность
без принуждения. Она представляет свободу
предпринимательства и выбора; естественно,
на этой основе она и преуспевает. Предпринимателей
и рабочих не перегоняют по правительственным
директивам из одной отрасли в другую,
чтобы обеспечить выполнение производственных
заданий, установленных каким-либо всемогущим
правительственным ведомством. Напротив,
при рыночной системе они свободно могут
добиваться увеличения собственной выгоды,
с учетом, конечно, вознаграждений и наказаний,
которые они получают от самой рыночной
системы. Только рыночная экономика устраняет
диктат производителей, ликвидирует дефицит,
обеспечивает равновесность экономики
и все это с целью удовлетворения безграничных
потребностей людей. Свойственные рынку
механизмы саморегулирования обеспечивают
наилучшую координацию деятельности всех
экономических субъектов, рациональное
использование природных, трудовых, материальных
и финансовых ресурсов, сбалансированность
народного хозяйства. Очевидно переход
к экономической системе, основанной на
рыночных отношениях, позволил России
решить наиболее острые, десятилетиями
накапливавшиеся проблемы страны, органично
соединить внутреннюю экономику с мировым
хозяйством, обеспечить рост производства
и тем самым социальную ориентацию экономики,
открывая доступ населению ко всем достижениям
мировой цивилизации.
Переход, который был осуществлен, состоит в том, что на
смену командной системе пришла свобода
деятельности и ответственности каждого
человека за свое благосостояние и благосостояние
общества и через рыночный механизм связаться
с различными государствами, что позволит
создать основу для эффективного экономического
сотрудничества России с промышленно
развитыми странами. Для эффективного
функционирования рыночной экономики
необходимы предпосылки, которые должны
быть созданы в течение переходного периода.
Они образуют как бы каркас новой экономической
системы:
1. Максимальная свобода
предпринимательства и свобода
выбора всех экономических субъектов. Признание важной социальной
роли собственников капитала, рабочих,
крестьян, предпринимателей и организаторов
производства.
2. Формирование новых
форм собственности, включая частную.
Это позволит определить, кто несет ответственность за
результаты хозяйствования, какая из форм
собственности представляет сферу наиболее
эффективного применения ресурсов. На
основе новых отношений собственности
может быть решена проблема оптимальных
пропорций потребления и накопления, обновления
и наращивания производственного потенциала,
повышения эффективности капитальных
вложений, доходы от собственности признаются
законной категорией доходов.
3. Конкуренция как
важнейший фактор стимулирования
хозяйственной активности, увеличения
разнообразия и повышения качества
продукции в соответствии с
действием закона спроса и предложения.
Развитие конкуренции требует демонополизации
экономики, формирования соответствующей
структуры производства, обеспечивающей
присутствие на рынке достаточного числа
производителей каждого вида товаров,
свободного входа на рынок любого экономического
субъекта, государственной поддержки
малого бизнеса, проведения антимонопольной
политики.
4. Свободное ценообразование.
Рыночные механизмы могут эффективно
функционировать только в том случае, если подавляющее
большинство цен устанавливается на рынке
свободно, уравновешивая спрос и предложение.
Государственный контроль допустим только
в ограниченной сфере и без нарушения
законов рыночного ценообразования.
5. Распространение рыночных
отношений на все сферы экономики.
Отсюда необходимы рынок земли, рынок капитала,
рынок рабочей силы, денежный рынок, которые
в своем взаимодействии обеспечивают
высокую мобильность экономических ресурсов,
их быстрое перемещение в сферы наиболее
рационального применения, стимулируют
накопление и рост жизненного уровня.
Вместе с тем в рыночной экономике сохраняется
значительный нерыночный сектор, включающий
те виды деятельности, которые не могут
быть подчинены исключительно коммерческим
критериям (оборона, часть здравоохранения,
образования, науки, культуры), или так
называемая инфраструктура.
6. Открытость экономики, ее последовательная интеграция в систему
мирохозяйственных связей. Принцип состоит
в том, что любой экономический субъект
вправе осуществлять внешнеэкономические
операции. Иностранные юридические и физические
лица на равных условиях со всеми производителями
действуют на внутреннем рынке в соответствии
с установленным законодательством и
общепринятыми международными нормами.
7. Обеспечение гражданам
социальных гарантий и государственная
поддержка нетрудоспособных, социально уязвимых
членов общества.
8. Отказ государства от прямого участия в
хозяйственной деятельности (за исключением
отдельных специальных областей). В то
же время усиление косвенного (административного)
государственного и общественного регулирования
таких явлений, как инфляция, безработица,
имущественная и социальная дифференциация,
нестабильность производства, неравномерность
развития отдельных регионов. Государство
осуществляет макроэкономическую политику
и содействует формированию среды, благоприятной
для хозяйственной деятельности, прежде
всего на направлениях, соответствующих
общественным интересам.
В 1991 году три
крупных специализированных банка
– Промстройбанк, Агропромбанк и Жилсоцбанк – были перерегистрированы
как самофинасируемые, акционерные банки
со своими центральными конторами и региональными
отделениями. Сбербанк был утвержден в
качестве коммерческого, но со своими
специфическими функциями обслуживания
вкладов населения.
В конце 1991 г. в связи с распадом СССР Центральный
Банк Российской Федерации взял на себя
все полномочия Госбанка СССР. В январе
1992 г. был упразднен союзный Сбербанк,
а его российское отделение преобразовано
в Сбербанк России.
Бывшие специализированные банки стали
крупнейшими коммерческими банками России.
Появился ряд совместных банков с участием
иностранного капитала. Они специализируются
на международных операциях и различного
вида финансовых услуг. Всего в РФ в настоящее
время действует около 1.300 коммерческих
банков. 90 -е. годы в России характеризуются
также быстрым ростом небанковских финансовых
посредников: пенсионных фондов, кредитных
союзов, ссудосберегательных ассоциаций
и т.п. Особое место среди небанковских
финансовых структур занимают инвестиционные
фонды. В России они появились, прежде
всего, в виде ЧИФов (чековых инвестиционных
фондов). Это было вызвано принятием законодательных
актов о ваучерной приватизации.
С 1993 г. в РФ начинает формироваться рынок
ценных бумаг негосударственных эмитентов-
частных и приватизируемых предприятий,
инвестиционных и финансовых компаний,
коммерческих банков Постепенно ценные
бумаги превращаются в важнейший инструмент
аккумулирования денежных средств предприятий
и населения и кредитования реального
сектора экономики.
Получило новое направление система государственного
кредита. Он стал важным и открытым источником
покрытия бюджетного дефицита. Государство
стало использовать его рыночные формы
– различные формы краткосрочных и среднесрочных
государственных займов при отказе от
прямого кредитования расходов со стороны
Центрального Банка. В 1990-ые годы в России
возрождается национальный страховой
рынок. В условиях административно-командной
системы действовала государственная
монополия на страховое дело. Госстрах
СССР, через свои филиалы, осуществлял
страхование на всей территории страны.
Законодательную базу правового регулирования
национального страхового рынка заложил
Закон РФ “О страховании” от 27 ноября
1992 года, вступивший в силу 12.1.93 г. В это
же время был создан Росстрахнадзор - федеральная
служба по надзору за страховой деятельностью,
которой были приданы контрольные функции
за отечественным страховым рынком. В
1996 г. Росстрахнадзор был преобразован
в Департамент страхового надзора Министерства
Финансов РФ.
Демонополизация страхового дела привела
к созданию независимых частных страховых
компаний, введению новых направлений
и видов страхования, изменению в соотношении
между обязательными и добровольными
формами страхования. В настоящее время
на страховом рынке России действуют около
трех тысяч страховых компаний. Самые
крупные из них – АСКО. МАКС и РОСНО.
С начала девяностых годов претерпели
радикальные изменения в своем кругообороте
и финансовые ресурсы предприятий. Признание
свободы предпринимательской деятельности,
введение разнообразных форм хозяйствования,
приватизация государственной собственности
привели к необходимости создания принципиально
нового финансового механизма на предприятии.
Развитие акционерной формы собственности
на предприятиях стало основой для формирования
фондовых рынков.
За последние 10-12 лет в РФ кардинальным
образом изменилось управления финансовой
системой. К существовавшему ранее единому
органу управления –Министерству Финансов
добавился ряд специализированных финансовых
и контрольных органов: Государственная
налоговая служба, Федеральная служба
налоговой полиции, Счетная палата, Государственный
таможенный комитет и т.д. Наряду с развитием
государственных органов контроля широкое
развитие получил независимый аудиторский
финансовый контроль.
Глава 3. Роль финансов в развитии экономических
отношений
Финансы как
экономический инструмент хозяйствования
используются для осуществления интеграции России в мировую
экономику. Финансовый механизм, складывающийся
в сфере международных экономических
связей, выступает орудием реализации
финансовой политики государства в области
международного сотрудничества России.
Функционируя в международной сфере, финансы
оказывают влияние на экономические интересы
участников международных связей, выступают
как стимул развития международной экономической
интеграции.
Роль финансов в развитии
международных связей проявляется
по трем направлениям:
- Изыскание источников и мобилизация необходимых финансовых ресурсов для финансирования различных направлений международного сотрудничества.
- Регулирование международных интеграционных процессов.
- Стимулирование развития каждого вида международных отношений и непосредственных участников этих отношений.
Финансы оказывают влияние,
прежде всего на экспортно-импортные
операции. С их помощью стимулируется
выпуск конкурентоспособной продукции, пользующейся спросом
на мировом рынке. Финансы способствуют
формированию той доли национального
дохода, которая реализуется в результате
внешнеэкономической деятельности.
Важной формой международного сотрудничества является
участие России в международных организациях
и фондах. Это участие предполагает внесение
соответствующих квот в уставные капиталы
и бюджеты данных организаций. Источниками
взносов выступают валютные и другие финансовые
фонды и ресурсы участвующих национальных
организаций и государственных структур.
Средства международных организаций аккумулируются
в соответствующие фонды и распределяются
на целевые программы по направлениям
деятельности.
Еще одним направлением
воздействия финансов на развитие международных
связей является мобилизация ресурсов
иностранных инвесторов. Иностранные
инвестиции осуществляются в виде привлечения
средств иностранных государств-инвесторов,
иностранных коммерческих организаций,
международных строительных компаний
для сооружения объектов в различных отраслях
отечественной экономики. Предприятия
и объекты, создаваемые на условиях кредитования,
остаются на территории России в качестве
национального достояния. Другие предприятия,
финансируемые иностранными предпринимателями
за счет фондов своих фирм, а также из средств
бюджетов иностранных государств, функционируют
как совместные предприятия и
иностранные юридические лица.