Роль финансов на разных этапах развития экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 09:50, курсовая работа

Описание работы

Чтобы понять роль финансов на разных этапах развития экономики, расширить о них познание, необходимо обратиться к генезису. Генезис - в широком смысле - момент зарождения и последующий процесс развития, приведший к опре-деленному состоянию.
Генезис финансов позволит сформулировать закономерности развития данной экономической категории, установить известную общность в их содержании, показать существенные различия между ними в разных общественно-экономических формациях. Что касается общности в содержании финансов, то это система денежных отношений, регламентированных государством с целью формирования денежных фондов и их использования для выполнения государством своих функций.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ 6
1.2. ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ 7
ГЛАВА 2. Роль финансов на разных этапах развития экономики 23
2.1. Становление финансовой системы социалистического государства
2.2. Финансовая система в период перестройки и постперестроечный период
ГЛАВА 3 РОЛЬ ФИНАНСОВ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26

Файлы: 1 файл

роль финансов в развитии экономики.doc

— 253.00 Кб (Скачать файл)

Иностранные инвестиции в экономику России способствуют ее развитию и создают условия  для интеграции в мировую экономику. С целью стимулирования иностранных инвесторов устанавливается система финансовых, валютных и таможенных льгот.

За правильностью и  законностью ведения финансовых операций в сфере внешнеэкономической деятельности осуществляется финансовый, валютный и таможенный контроль. При обнаружении нарушений и злоупотреблений правомочные органы применяют установленные законодательством санкции и штрафы, регулируя, таким образом, организацию финансовых отношений.

Как особая сфера функционирования, финансы внешнеэкономической деятельности обладают специфическими чертами. Они воплощаются в ресурсах, формирующихся не только в рублях, но и в иностранной валюте. Обязательным субъектом распределительных отношений является зарубежный партнер в лице иностранного государства, международной организации, иностранной фирмы и т.д. Финансовые отношения выходят за границы национальных экономик и опосредуют международный интеграционный процесс, содействуя его развитию и углублению. Расширение международных экономических связей способствует формированию внешних источников финансовых ресурсов, используемых в укреплении экономики России.

Иностранные кредиты  как одна из наиболее развитых форм внешнеэкономических отношений  носят возвратный характер, являются платными и могут привести к тому, что наша страна завязнет в долгах, а взамен получит лишь временное облегчение на потребительском рынке и нулевой эффект в производственном плане. Мировая практика знает иной, более эффективный, хотя и более сложный способ - импорт производительного капитала в виде прямых инвестиций. Стране-импортеру не надо при этом платить никаких процентов. Наоборот, она сама получает от иностранного инвестора доход в виде налоговых, арендных и других платежей. Иностранные инвестиции сразу идут в производство, несут с собой новые технологии и управленческий опыт и при этом ревниво контролируются владельцами с точки зрения эффективности их использования.

Компания, решившая вложить  за рубежом свой капитал, осуществляет там и весь производственный цикл от создания предприятия до реализации продукции. Компания заинтересована в оснащении его наиболее современным оборудованием и технологией, в передаче ноу-хау, в обучении рабочей силы. В итоге открывается более короткий путь в насыщении местного рынка дефицитной продукцией. Ускоряется развитие экспорта страны, где размещен капитал.

Сегодня во всем мире не наберется и 5 стран, которые обходились бы без импорта капитала. Так, за счет импорта капитала во Франции  и Англии производится 1/5 всей продукции  обрабатывающей промышленности, в Италии - 1/4, в ФРГ - немногим менее 1/3. США - крупнейший экспортер капитала, одновременно ввозит его из-за рубежа, причем еще в больших размерах, чем вывозит.

У стран, которые открывают  двери иностранному бизнесу, возникает  много проблем и зачастую весьма болезненных. Но они научились (иные учатся) их разрешать, опираясь на силу своих правительств, профсоюзов, на регулирующую роль собственного государства. Сколь бы мощной компания ни была, она обязана действовать по законам страны пребывания.

Долгосрочная правительственная программа привлечения иностранного капитала должна быть органичной составной частью политики оздоровления и структурной перестройки нашей экономики и содержать в себе четкие механизмы создания благоприятного и надежного климата для функционирования иностранного капитала. Сегодня именно широкое привлечение иностранного капитала позволило бы одновременно с этим начать радикальное научно-техническое обновление экономической базы России.

Вместе с остро вставшими  перед страной проблемами разбалансированности потребительского рынка не менее остро стоят и вопросы массовой компьютеризации, создания технической базы здравоохранения, современных средств коммуникаций, экологической безопасности, жилого и культурного фондов, новых источников энергии и многие другие. Оперативно разрешить их и получить необходимый выигрыш во времени мы смогли бы в условиях широкого привлечения иностранных инвестиций. Мировой опыт показывает, что страны, столкнувшиеся с подобной ситуацией, решают проблему с помощью привлечения иностранных инвестиций, в том числе в наукоемкие отрасли, развитие инфраструктуры, сферу социальных и других услуг. Подобный путь широко используется зарубежными странами и для смягчения безработицы, особенно в экономически отсталых регионах.

С помощью иностранных инвестиций можно ускорить создание технической базы для нормальных, привычных для современного делового бизнеса условий работы: наладить современные теле- и прочие коммуникации для компьютерного информационного обеспечения операций; обеспечить доступ к надежным цифрам экономических показателей, что делало бы возможным реальный анализ риска капитальных вложений и т.д.

Нужен, как представляется, принципиально  новый подход к использованию  иностранного капитала для ускорения НТП в стране. Можно выделить 3 комплекса, где вероятен действительно быстрый успех:

1) часть оборонного  сектора, подлежащая конверсии;

2) производство на базе рассекреченной  космической технологии;

3) отрасли науки, обладающие  крупными достижениями, но не  имеющие экспериментальной базы и опытного производства.

Одним из узких мест экономики  у нас является инфраструктура (транспорт, дороги, гостиницы, обслуживание и т.д.). Это - сфера сотрудничества с привлечением иностранного капитала и, кроме того, условие его нормального функционирования. Для развития этой сферы можно использовать строительные мощности, которые высвобождаются в связи с сокращением незавершенного строительства и закрытием убыточных и низкорентабельных предприятий, которые не выдерживают перехода к рынку. Экспортировать все омертвленные в незавершенном строительстве ресурсы невозможно. Но часть их можно продать, сдать незавершенные строительные объекты в аренду за валюту, использовать в качестве вклада в совместные предприятия и т.д. Там, где это выгодно и целесообразно с учетом народнохозяйственных интересов, можно предоставить иностранному капиталу право осваивать недостроенные объекты, в том числе и перепрофилировать их.

Для того чтобы использовать преимущества международного разделения труда во всем его многообразии, нужно применять неординарные у нас, но нормальные для всего мира фирмы сотрудничества с Западом. Концессии (прямые и смешанные) сегодня можно было бы в первую очередь предоставить в сфере производства потребительских товаров, новых технологий, разработке сложных экспортабельных энергосырьевых ресурсов (например, в добыче полезных ископаемых на шельфе). В любом случае товары, выпускаемые концессионными предприятиями, будут дешевле импортных, так как государство стало бы получать доходы за аренду земли, сооружений, коммунальные услуги, использование местных материалов и рабочей силы, а также в виде налогов. Продукция концессионных предприятий явится также мощным конкурентообразующим фактором на внутреннем рынке, что очень важно в свете разработки антимонопольных мер в нашей стране.

К новым, непривычным  для нас формам сотрудничества с  Западом, можно отнести и такие  формы интеграции, как технополисы, научные парки, совместные рисковые фирмы, коммерческие банки, свободные экономические зоны.

В зарубежной практике свободные экономические зоны являются, как правило, небольшими территориальными анклавами с особо благоприятным режимом для деятельности иностранного капитала, слабо связанными с национальным рынком и ориентированными на экспорт.

Создание свободных экономических зон должно быть активно использовано для решения не только внешнеэкономических, но и прежде всего общехозяйственных задач страны: способствовать насыщению внутреннего рынка современными видами промышленной продукции, служить своего рода полигоном для отработки новых методов хозяйствования в целях их последующего использования в нашей экономике.

По сравнению с совместными предприятиями экономические зоны являются более перспективным вариантом эффективного привлечения иностранного капитала и поиска форм взаимодействия национальной и мировой экономики.

При помощи экспертов  ООН была разработана специальная  концепция, учитывающая сложившийся у нас в стране подход к проблеме свободных зон, мировой опыт их функционирования и конъюнктуру международного рынка. По мнению наших специалистов, создаваемые в порядке эксперимента свободные зоны будут способствовать активизации инициативы иностранных фирм в производстве товаров, услуг, в торговле, а также в других видах деятельности на территории страны. В таких зонах могут быть организованы производство и сборка различных видов продукции на основе применения иностранного оборудования, технологий и материалов с использованием местной электроэнергии, сырья и рабочей силы. Кроме того, зоны совместного предпринимательства должны быть для нас центрами освоения и распространения зарубежного управленческого опыта.

Среди основных задач, решение  которых возможно с помощью создания свободных экономических зон, можно выделить следующие. Прежде всего, это совершенствование отраслевой структуры производства и ускорение социально-экономического развития территории, где расположены экономические зоны. Последнее, весьма актуально для малонаселенных регионов. Предусматривается также постепенное включение экономики зон совместного предпринимательства или ее отдельных производств в хозяйственную структуру соответствующих регионов. При этом будут апробироваться различные варианты внедрения новых форм хозяйствования, приспособленных к условиям мирового рынка. В экономических зонах намечено активно внедрять в производство отечественные и зарубежные научно-технические разработки и изобретения с последующим их использованием в других отраслях народного хозяйства, а также на внешнем рынке.

Благодаря более интенсивному включению страны в систему международных  экономических связей будет развиваться экспортная база, а значит увеличатся валютные поступления.

Хозяйственные потребности  России, а также интересы эксперимента подсказывают целесообразность создания сразу нескольких вариантов таких зон. По своим целям свободные экономические зоны в нашей стране могут быть:

  • комплексные (производственного назначения);
  • внешнеторговые (свободные таможенные зоны и посты, включая зоны экспортного производства, транспортные зоны);
  • функциональные или отраслевые (технологические парки и технополисы, туристические, страховые и банковские зоны).

Перечисленные варианты экономических зон могут выполнять  различные народнохозяйственные и внешнеэкономические функции.

С точки зрения решения  перспективных задач развития экономики  и внешнеэкономических связей страны и отдельных регионов, наибольший интерес представляют комплексные экономические зоны, в которых будут созданы новые производства, выпускающие продукцию как для внутреннего рынка, так и для экспорта, поскольку они будут функционировать на основе механизма, наиболее приближенного к условиям мирового рынка.

Создание экономических зон внешнеторговой направленности не требует ни длительных сроков формирования, ни сложного механизма функционирования и взаимодействия с экономикой. В большинстве случаев это таможенный анклав, позволяющий существенно повысить прибыльность внешнеторговых и сопутствующих им операций. Такие экономические зоны практически не взаимодействуют с предприятиями вне ее территории, хотя при активном развитии здесь экспортных производств можно предусмотреть таможенный и налоговый механизмы, ориентирующие эти производства на интенсификацию кооперационных связей со всезональными предприятиями.

Внешнеторговые экономические  зоны в основном предназначаются  для обеспечения дополнительных валютных поступлений за счет создания накопительных складов, сдачи помещений для выставок, перевалки и подработки транзитных грузов и т.п.

В вариантах функциональных (отраслевых) экономических зон предусмотрено прежде всего создание технологических парков и технополисов для освоения и производства новой техники. Они будут способствовать активизации международного сотрудничества благодаря разработке новых наукоемких видов продукции и расширению их экспорта.

При создании технополисов используется в первую очередь механизм стимулирования привлечения технологических ресурсов, включая интеллектуальные. Деятельность технополисов в основном должна быть направлена на облегчение выхода их основной продукции - научных идей на стадии внедрения - на единый внутренний рынок, а идей, обеспечивающих технологические прорывы, - и на внешний рынок.

Таким образом, все варианты зон совместного предпринимательства  служат дополнительным каналом связи экономики нашей страны с внешним рынком.

Свободная экономическая  зона функционирует, как территория, открытая для всех видов внешнеэкономической  деятельности, в рамках которой создан особенно благоприятный режим для совместного предпринимательства и иностранных инвестиций. Вместе с тем в процессе создания зарубежные компании-инвесторы отдадут нам предпочтение только в том случае, если инвестиционные условия будут для них приемлемы. Без оздоровления всех компонентов инвестиционного климата, без формирования базисных рыночных структур мы не сможем рассчитывать на успех в международном соперничестве за иностранный капитал.

Привлечение западного  капитала требует определенных льготных условий хозяйствования. Значимость и количество льгот являются определяющими в вопросе об объемах привлекаемых инвестиций. Поэтому в зонах свободного предпринимательства, как правило, должен устанавливаться льготный режим экономической деятельности для национальных, совместных, кооперативных и иностранных предприятий. В числе необходимых стимулов предпринимательской деятельности «иноземцев» на территории нашей страны можно выделить гарантии сохранности вложений в экономику, благоприятное налогообложение, возможности найма рабочей силы, обеспечение вывоза прибылей. Единственным бесспорным ограничителем является сохранность окружающей среды.

Сегодня прямые иностранные инвестиции в нашу экономику исчисляются десятыми долями процента от общемирового объема импорта предпринимательского капитала.

Главный притягательный фактор для иностранного капитала - выход на крупные региональные рынки, масштабность нашей экономики, ее обеспеченность природными ресурсами. Однако платежные возможности на нашем рынке сегодня крайне ограничены, а наличие дешевых трудовых ресурсов перевешивают низкая дисциплина, производительность и качество труда работников. Но самым серьезным препятствием для западных бизнесменов является наша сегодняшняя экономическая конъюнктура: кризисное падение темпов роста экономики, раскручивание инфляционной спирали, дезорганизация внутренних хозяйственных связей, большой дефицит государственного бюджета, нарастание пассива внешней торговли, серьезные сбои в выполнении международных платежных обязательств.

Информация о работе Роль финансов на разных этапах развития экономики