Роль финансов в экономике страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 07:03, курсовая работа

Описание работы

Цель – раскрыть роль финансов в экономике страны, определить влияние финансов на развитие современных экономических отношений.
Задачами курсовой работы является:
- изучить литературу по выбранной теме;
- проанализировать финансовые отношения;
- раскрыть сущность финансов через их функции;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы существования финансовых отношений 6
1.1. Сущность и функции финансов 6
1.2. Понятие и структура финансовой системы 12
1.3. Финансовая система РФ 18
Вывод................................................................................................................23
Глава 2. Порядок управление финансами. 25
2.1. Финансовая политика 25
2.2. Органы управления финансами в РФ. 32
2.3. Финансовое планирование и финансовый контроль 40
Вывод................................................................................................................44
Глава 3. Роль финансов в экономике страны 46
Заключение 51
Список литературы...................................................................................................55

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 206.37 Кб (Скачать файл)

2) Контрольная функция. 

Контрольная функция финансов проявляется в контроле над распределением стоимости продукта на различных  стадиях его движения по соответствующим  фондам и расходованием их по целевому назначению. Через эту функцию, действующую одновременно с распределительной, проявляется способность финансов количественно отображать ход воспроизводственного процесса и контролировать складывающиеся в обществе стоимостные пропорции.

Контрольная функция финансов проявляется также через деятельность финансовых органов. Действенность  финансового контроля, осуществляемого  различными субъектами, в частности, органами государственной власти, местного самоуправления, аудиторами, аудиторскими фирмами, в большой степени зависит  от их взаимодействия, координации  совместной деятельности, а также  от сотрудничества с правоохранительными  органами.

3) Регулирующая - функция финансов связана с вмешательством государства через финансы — государственные расходы, налоги, государственный кредит — в процесс воспроизводства. Государство воздействует на воспроизводственный процесс через финансирование отдельных предприятий и отраслей, социальных мероприятий и проведение налоговой политики.

4) Стабилизирующая — обеспечение граждан стабильными экономическими и социальными условиями.

Функции финансов реализуются  через финансовый механизм, который  включает совокупность организационных  форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок формирования и  использования централизованных и  децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы  управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство. Особое значение имеет при этом фактор стабильности финансового законодательства, поскольку без этого невозможно осуществление инвестиционной политики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Понятие и структура финансовой системы

 

Пройдя длительный эволюционный путь развития, финансовые отношения приобретают разнообразные формы проявления. Это обусловлено усложнением хозяйственных связей, расширением рынка, функций и задач государства. Из общей совокупности финансов постепенно выделяются отдельные финансовые отношения со своими специфическими особенностями, образуя конкретную финансовую категорию.

Финансовые категории обладают определенными признаками:

Функциями, задачами, ролью, целью функционирования. Например, налоги в отличие от финансовых отношений имеют четыре основные функции, выступают важнейшим инструментом воздействия на экономические и социальные процессы страны и др. Расширение взаимосвязей между главными экономическими агентами национальной системы (хозяйствующими субъектами, населением, государством) создает условия для появления финансовых звеньев.

Финансовые звенья — это группировка отдельных финансовых категорий с общими признаками. К ним, к примеру, относятся бюджет, финансы домашнего хозяйства. Бюджет как финансовое звено объединяет такие финансовые категории, как налоги, государственный кредит, государственные расходы.

Развитие производства, торговли, товарно-денежных отношений, банковского  дела, международного денежного оборота  сопровождается адекватными изменениями  в финансовых отношениях.

Это обусловило формирование более высокой ступени развития финансовых отношений — финансовых сфер (децентрализованных и централизованных), отличающихся особыми формами формирования, использования, управления, но тесно связанных друг с другом.

В процессе развития и усложнения финансовые отношения проходят путь от финансовых категорий к финансовым звеньям, сферам и, наконец, к финансовой систем (рис.2)

В условиях рыночных отношений  финансовая система отражает общественно-политическую и социально-экономическую стороны  жизни общества. Выступая как многоуровневая структура, она охватывает финансовые ресурсы страны в форме различных  по назначению денежных фондов. Денежные фонды находятся в собственности либо государства в лице его законодательных и исполнительных органов (централизованная сфера), либо у юридических и физических лиц (децентрализованная сфера). В процессе функционирования денежные фонды используют различные денежные средства (агрегаты): наличные деньги (банкноты, казначейские билеты), безналичные деньги (деньги на счетах, в кредитных учреждениях, денежные аккредитивы, денежные сертификаты), ценные бумаги в виде акций, облигаций, векселей, опционов и др.

 

 


ЗВЕНО


СФЕРА


СФЕРА


ЗВЕНО


ЗВЕНО



категория


ЗВЕНО


ЗВЕНО



ЗВЕНО


категория


категория


категория



категория


категория


категория


категория



 

 

 

 

 

Рисунок 2. Развитие финансовых отношений.

 

Финансовая система –  совокупность различных сфер и звеньев  финансовых отношений, каждое из которых  характеризуется особенностями  в формировании и использовании  фондов денежных средств, различной  ролью в экономике.

Финансовые отношения  характеризуются общими чертами, а  именно все они:

• осуществляют перераспределение  валового внутреннего продукта и  национального дохода;

• участвуют в формировании фондов денежных средств и их использовании;

• контролируют и регулируют распределительный процесс;

• выступают преимущественно  в денежной форме.

Финансы являются неотъемлемым элементом общественного производства на всех уровнях хозяйствования. Различные общественные потребности у хозяйствующих субъектов и государства обусловливают возникновение тех или иных видов финансовых связей. При всем своем разнообразии они имеют некоторые общие черты, что позволяет объединять их в отдельные группы. Группировку финансовых связей можно проводить по разным признакам, но наиболее обоснованной является классификация этих отношений в соответствии с объективными критериями. Финансовые отношения являются по своей природе распределительными, так как распределяют часть стоимости общественного продукта по субъектам. Именно субъекты формируют фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование. Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве первого объективного критерия классификации финансовых отношений. В соответствии с ним в общей совокупности финансовых отношений могут быть выделены три крупные сферы: финансы предприятий, учреждений и организаций; страхование; государственные финансы. [1]

В соответствии с этими  критериями выделяют три основные группы финансовых отношений:

1) финансы предприятий,  учреждений, организаций;

2) страхование;

3) государственные финансы.

Внутри каждой группы можно  выделить подгруппы. Совокупность финансовых отношений, указанных в группах  и подгруппах, составляет функциональную финансовую систему (рис. 2).

 

 

Финансовая  система





Финансы предприятий, учреждений, организаций


 


Государственные финансы


Страхование



 


Внебюджетные фонды


Государственный кредит


Государственный бюджет


Предпринимательских рисков


Ответственности


Имущественное


Социальное


Финансы общественных объединений


Финансы предприятий, функционирующих  на коммерческих началах


Финансы учреждений и организаций , осуществляющих некоммерческую деятельность


Личное


 


 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Структура финансовой системы [1]

 

Все звенья функциональной финансовой системы являются экономическими категориями.

Финансы предприятий и  отраслей экономики являются исходной основой финансовой системы страны, поскольку охватывают важнейшую часть всех денежных отношений в сфере общественного воспроизводства, где создается общественный продукт страны. От состояния финансов предприятий зависит возможность удовлетворения общественных потребностей общества, улучшение финансового положения страны. Финансы предприятий осуществляют процесс распределения и перераспределения стоимости общественного продукта на трех основных уровнях:

     - на общегосударственном (национальном);

     - на уровне предприятия;

     - на уровне производственных коллективов.

          Распределяя и перераспределяя стоимость на общегосударственном уровне, финансы предприятий обеспечивают формирование финансовых ресурсов страны, используемых для образования бюджета и внебюджетных фондов. [2]

Под страхованием как экономической категорией понимаются экономические (денежные) отношения, связанные с формированием, распределением (перераспределением) и использованием замкнутых фондов денежных средств. Замкнутость страховых фондов означает, что использовать средства фонда могут только те субъекты, которые его сформировали. Поэтому отличительной особенностью страховых отношений является возвратность средств, мобилизованных в страховой фонд.

Под государственными финансами как экономической категорией понимаются экономические (денежные) отношения, связанные сформированием, распределением (перераспределением) и использованием централизованных фондов страны. Главное назначение государственных финансов - обеспечить формирование и использование финансовых ресурсов у государства, необходимых для реализации его функций. Структура и содержание государственных финансов зависит от системы государственного устройства. В Российской Федерации к государственным финансам относятся фонды денежных средств, формируемых на федеральном уровне и уровне субъекта Федерации. К государственным финансам относятся:

Федеральный бюджет;

Бюджеты субъектов Российской Федерации;

Внебюджетные фонды Российской Федерации (централизованные федеральные  бюджетные и внебюджетные фонды)

Внебюджетные фонды субъектов  российской Федерации. [8]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Финансовая система РФ

 

Финансовая система по формам формирования финансовых ресурсов, методам их использования, способам управления и контроля подразделяется на две сферы. В Российской Федерации это централизованные (публичные) финансы и децентрализованные финансы. (рис. 3)

 

Территориальные финансы

Региональные финансы

Региональный бюджет

Региональные внебюджетные фонды

Местные финансы

Централизованные

 финансы

Федеральный                                       бюджет

Местный бюджет

Местные внебюджетные фонды

Внебюджетные фонды

      Финансовая  система РФ

Децентрализованные 

финансы

Финансы предприятий, организаций

Финансы коммерческих организаций

Финансы некоммерческих организаций

Финансы домашнего хозяйства

 

Рис 3. Финансовая система Российской Федерации

 

 

 

Централизованные финансы (государственные финансы) – экономические  отношения, в процессе которых происходит формирование, распределение и использование  денежных средств федеральных, региональных и местных органов власти.

Они включают государственные  финансы и муниципальные финансы.

Централизованные финансы  представлены бюджетной системой, а  также государственным и муниципальным  кредитом. Бюджетная система Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом РФ состоит из бюджетов и внебюджетных фондов всех уровней (федерального, регионального и муниципального). Управление централизованными финансами осуществляется через систему органов власти на всех уровнях государственного устройства. В Российской Федерации - это федеральные органы власти, органы власти субъектов Российской Федерации и муниципальные органы власти. [8]

Это важная часть финансовой системы. Они находятся в собственности государства и в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, функционирующим с 1 января 2000 г., объединяются в бюджетную систему (федеральный, региональные, местные бюджеты) и внебюджетные специальные фонды.

Действующая бюджетная система РФ, как и любого федеративного государства, — трехуровневая. В соответствии с Конституцией РФ это бюджеты: федеральный, субъектов РФ (республик, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), местные (по Бюджетному кодексу РФ — муниципальных районов и свод бюджетов городских и сельских поселений). Бюджеты — финансовая основа управления государственных органов власти и органов местного самоуправления. Каждый бюджет функционирует автономно, т.е. нижестоящий бюджет своими доходами и расходами не включается в вышестоящий.

Информация о работе Роль финансов в экономике страны