Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 07:03, курсовая работа
Цель – раскрыть роль финансов в экономике страны, определить влияние финансов на развитие современных экономических отношений.
Задачами курсовой работы является:
- изучить литературу по выбранной теме;
- проанализировать финансовые отношения;
- раскрыть сущность финансов через их функции;
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы существования финансовых отношений 6
1.1. Сущность и функции финансов 6
1.2. Понятие и структура финансовой системы 12
1.3. Финансовая система РФ 18
Вывод................................................................................................................23
Глава 2. Порядок управление финансами. 25
2.1. Финансовая политика 25
2.2. Органы управления финансами в РФ. 32
2.3. Финансовое планирование и финансовый контроль 40
Вывод................................................................................................................44
Глава 3. Роль финансов в экономике страны 46
Заключение 51
Список литературы...................................................................................................55
Вывод.
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что финансовая политика — совокупность целенаправленных действий с использованием финансовых отношений (финансов). Финансовая политика предполагает установление целей и средств достижения поставленных целей. Финансовая политика — совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.
Задачами финансовой политики является:
- обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
- установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;
- организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;
- выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;
- создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.
Финансовый механизм —
система установленных
Элементы финансового механизма:
- формы финансовых ресурсов;
- методы их формирования;
- система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства;
- организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.
Финансовая политика государства непосредственно вырабатывается и реализуется органами управления государственными финансами.
Оперативное управление финансами
осуществляет финансовый аппарат. С
его помощью государство
На общегосударственном уровне аппарат управления финансовой системой включает следующие органы:
- профильные комитеты по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы и Совета Федерации; Счетная палата РФ;
- Министерство финансов РФ и его органы на местах;
- Центральный банк РФ;
- Министерство РФ по налогам и сборам;
- Федеральная налоговая служба РФ;
- Государственный таможенный комитет РФ;
- Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг;
- Министерство государственного имущества;
- Исполнительные дирекции внебюджетных фондов социального назначения.
Важным элементом управления экономическими и социальными процессами являются финансовое планирование и финансовый контроль.
Посредством финансового планирования конкретизируются намеченные прогнозы, определятся конкретные пути, показатели, взаимосвязанные задачи, последовательность их реализации, а также методы, содействующие достижению выбранной цели.
Финансовое прогнозирование
– это предвидение возможного
финансового положения
Глава 3. Роль финансов в экономике страны
Роль финансов в экономике определяется их ведущим положением среди других стоимостных распределительных категорий и возможностью влияния на все стадии воспроизводственного процесса.
В процессе стоимостного распределения финансы активно взаимодействуют с ценой, заработной платой, кредитом.
Цена — это денежное выражение стоимости товара, услуги, которое покупатель должен выплатить продавцу при покупке товара.
Обычно цена продукта устанавливается продавцом заранее на основе издержек на производство и на продажу продукта, а также желаемой маржи прибыли для продавца.
Однако цена редко равняется стоимости.
Под воздействием спроса и
предложения цена колеблется относительно
стоимости. В процессе продажи происходит
передача дополнительных средств продавцу
или покупателю, что нарушает пропорции
распределения и подготавливает
условия для финансового
Если цена выше стоимости, то посредством финансов. Происходит изъятие дополнительной выручки (через налоги). Если цена ниже стоимости, то убытки компенсируются с помощью дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных кредитов.
Государство может устанавливать низкие налоги и таким образом компенсировать убытки производителям. Сами производители могут для зашиты от убытков создавать резервные фонды, заключать договоры страхования рисков (а это уже финансовые отношения). С помощью финансов распределяется вся стоимость общественного продукта, а с помощью цены — лишь часть, которая складывается из отклонений цен от реальных стоимостей товаров.
Вместе с тем ценовое распределение является первичным по отношению к финансовому и подготавливает условия для последнего.
Например:
- В РФ вводиться налог на недвижимость, внесенную в закрытые паевые инвестиционные фонды. Новый налог будет собираться с рыночной стоимости недвижимости, а не с его оценки БТИ. В начале ноября 2010 года Минэкономразвития утвердило федеральный стандарт оценки кадастровой стоимости домов, квартир и земельных участков граждан. С 2011 года начнется массовая инвентаризация, оценка и регистрация единых объектов учета, после чего, предположительно в 2013-2014 годах, будет введен новый налог.
- Измениться ставка налога на добычу полезных. Этот налог является одним из основных источников налоговых доходов федерального бюджета и применяется с 1 января 2002 года. В 2010 году налоговое законодательство претерпело существенные изменения. Предусмотрено ежегодное увеличение ставки НДПИ в отношении нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, а также горючего природного газа из всех видов месторождений углеводородного сырья. В 2011 году налоговая ставка при добыче нефти не изменится (419 руб. за 1 т), в 2012 году она составит 446 руб., а с 1 января 2013 года - 470 руб.
- Измениться ставка водного налога в 2011−2013 гг. будут существенно увеличены — проект Минфина.
с 1 января 2011 года — с учетом коэффициента 1,25 к ставкам водного налога, действующим в 2010 году;
с 1 января 2012 года — с учетом коэффициента 1,26 к ставкам, действующим в 2011 году;
с 1 января 2013 года — с учетом коэффициента 1,27 к ставкам водного налога, установленным на 2012 год.
Еще одним направлением воздействия финансов на развитие международных связей является мобилизация ресурсов иностранных инвесторов. Иностранные инвестиции осуществляются в виде привлечения средств иностранных государств-инвесторов, иностранных коммерческих организаций, международных компаний для сооружения объектов в различных отраслях экономики. Предприятия и объекты, создаваемые на условиях кредитования, остаются на территории России в качестве национального достояния.
Другие предприятия, финансируемые
иностранными предпринимателями за
счет фондов своих фирм, а также
из средств бюджетов иностранных
государств, функционируют как совместные
предприятия и иностранные
Иностранные инвестиции в
экономику России способствуют ее развитию
и создают условия для
Общий объем прямых иностранных инвестиций в экономику России за последние 5 лет составил 229 млрд долларов.
Например за период январь – сентябрь 2010 года объем иностранных инвестиций в экономику РФ сократился на 13.3% до $47.488 млрд.
Прямые иностранные инвестиции уменьшились на 17.8% до $8.196 млрд, портфельные инвестиции - на 15% до $866 млн, прочие инвестиции - на 12.2% до $38.426 млрд.
Накопленный иностранный капитал в экономике России составил $266 млрд, что на 1.4% больше, чем в аналогичном периоде 2009 года.
В рыночной экономике финансы играют исключительно важную роль.
1) Распределительная и перераспределительная роль. Именно через финансы идет распределение валового продукта и национального дохода по различным сферам экономики, отраслям, регионам и отдельным субъектам экономики. Через финансы происходит распределение трудовых, материальных, капитальных и природных ресурсов по сферам и отдельным производствам. Кроме того, они способствуют формированию вторичных доходов в виде пенсий, стипендий, пособий и т.п.
2) Воспроизводственная роль. Через финансы образуются необходимые обществу воспроизводственные фонды: фонд возмещения материальных затрат, фонд амортизации, фонд потребления, фонд накопления. Эти фонды создаются на различных уровнях национальной экономики, начиная от отдельных предприятий. Через финансы устанавливаются необходимые народнохозяйственные пропорции: межотраслевые, внутриотраслевые, территориальные, общеэкономические.
3) Учетно-контролирующая роль. По движению финансов можно следить, как работают отдельные предприятия, отрасли, регионы, экономика в целом. Например, если предприятие задерживается с выплатой налогов или с выдачей заработной платы, то становится ясно – предприятие испытывает трудности. По размерам фонда заработной платы, по размеру налогов предприятия можно судить о его масштабах, объеме деятельности.
4) Стимулирующая роль. Эта роль финансов связана с финансовой дисциплиной, предполагающей обязательность платежей, перечислений в определенных объемах и в установленные сроки. Тем более что необходимость исполнения финансовых обязательств подкрепляется системой штрафов, пени и даже уголовных наказаний за их неисполнение. Уже по этой причине предприятиям необходимо работать эффективно, поддерживать необходимую производственную и расчетную дисциплину.
5) Регулирующая роль. Через финансы государство имеет возможность целенаправленно воздействовать на отдельные предприятия, отрасли и регионы. Делается это путем повышения или понижения налогов, введения или отмены налоговых льгот, предоставлений из госбюджета субсидий, займов и т.п.
6) Социальная роль. Через фонды социального страхования, социального обеспечения, через финансовые льготы государство имеет возможность воздействовать на социальное положение различных категорий населения, на общий социальный климат в стране.
6) Наконец, финансы играют и политическую роль. Финансы позволяют обеспечить успех (или неуспех) внутренней и внешней политики правительства. Благодаря финансам проводятся общенациональные и региональные выборы, итог которых в рыночной экономике во многом зависит от финансовой поддержки кандидатов. Финансы определяют обороноспособность страны, ее экономическую и политическую целостность. История СССР конца 80-х – начала 90-х гг., когда произошло отделение финансов РСФСР от финансов СССР, показывает, что через финансы можно не только укрепить, но и разрушить целое государство. Если брать международные финансы, то на их основе держится мощь такой державы, как США.
Таким образом, можно сделать вывод об интегральном значении финансов, о том, что они являются стержнем и экономической, и социальной, и политической системы общества.
Заключение
Финансы — это не только экономическая, но и историческая категория. Их существование насчитывает не одну тысячу лет. Финансы появились в условиях действия товарно-денежных отношений, образования государств и необходимости удовлетворения потребностей предпринимателей и органов власти в финансовых ресурсах. Термин finansia возник в XIII-XV вв. в торговых рядах Италии и сначала обозначал любой денежный платеж. Таким образом, финансы непосредственно связаны с деньгами. Деньги являются обязательным условием существования финансов. Нет денег - не может быть и финансов. Однако финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям.
Деньги выступают материальной
основой существования и
Сущность финансов проявляется через 4 функции:
1) Распределительная
2) Контрольная
3) Регулирующая
4) Стабилизирующая
Финансы образуют финансовую систему, которая представляет собой совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве. Финансовая система включает централизованные (федеральный бюджет, территориальные финансы и специальные внебюджетные фонды.) и децентрализованные финансы (финансы предприятий и финансы домашних хозяйств).