Роль финансов в экономике страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 07:03, курсовая работа

Описание работы

Цель – раскрыть роль финансов в экономике страны, определить влияние финансов на развитие современных экономических отношений.
Задачами курсовой работы является:
- изучить литературу по выбранной теме;
- проанализировать финансовые отношения;
- раскрыть сущность финансов через их функции;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы существования финансовых отношений 6
1.1. Сущность и функции финансов 6
1.2. Понятие и структура финансовой системы 12
1.3. Финансовая система РФ 18
Вывод................................................................................................................23
Глава 2. Порядок управление финансами. 25
2.1. Финансовая политика 25
2.2. Органы управления финансами в РФ. 32
2.3. Финансовое планирование и финансовый контроль 40
Вывод................................................................................................................44
Глава 3. Роль финансов в экономике страны 46
Заключение 51
Список литературы...................................................................................................55

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 206.37 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод.

 

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что финансовая политика — совокупность целенаправленных действий с использованием финансовых отношений (финансов). Финансовая политика предполагает установление целей и средств достижения поставленных целей. Финансовая политика — совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.

Задачами финансовой политики является:

- обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

- установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;

- организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

- выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

- создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.

Финансовый механизм —  система установленных государством форм, видов и методов организации  финансовых отношений.

         Элементы финансового механизма:

- формы финансовых ресурсов;

- методы их формирования;

- система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства;

- организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.

Финансовая политика государства  непосредственно вырабатывается и  реализуется органами управления государственными финансами.

Оперативное управление финансами  осуществляет финансовый аппарат. С  его помощью государство руководит  финансовой деятельностью во всех структурных  подразделениях народного хозяйства. Именно финансовый аппарат выполняет  работу по оперативному финансовому  планированию, учету и анализу, контролю и регулированию, составлению и  исполнению финансовых планов.

На общегосударственном  уровне аппарат управления финансовой системой включает следующие органы:

- профильные комитеты по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы и Совета Федерации; Счетная палата РФ;

- Министерство финансов РФ и его органы на местах;

- Центральный банк РФ;

- Министерство РФ по налогам и сборам;

- Федеральная налоговая служба РФ;

- Государственный таможенный комитет РФ;

- Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг;

- Министерство государственного имущества;

        - Исполнительные дирекции внебюджетных фондов социального назначения.

 Важным элементом управления экономическими и социальными процессами являются финансовое планирование и финансовый контроль.

Посредством финансового  планирования конкретизируются намеченные прогнозы, определятся конкретные пути, показатели, взаимосвязанные задачи, последовательность их реализации, а  также методы, содействующие достижению выбранной цели.

Финансовое прогнозирование  – это предвидение возможного финансового положения государства  или субъекта хозяйствования, обоснование  показателей финансовых планов.

 

 

Глава 3. Роль финансов в экономике  страны

 

Роль финансов в экономике  определяется их ведущим положением среди других стоимостных распределительных  категорий и возможностью влияния  на все стадии воспроизводственного процесса.

В процессе стоимостного распределения финансы активно взаимодействуют с ценой, заработной платой, кредитом.

Цена — это денежное выражение стоимости товара, услуги, которое покупатель должен выплатить  продавцу при покупке товара.

Обычно цена продукта устанавливается  продавцом заранее на основе издержек на производство и на продажу продукта, а также желаемой маржи прибыли  для продавца.

Однако цена редко равняется  стоимости.

Под воздействием спроса и  предложения цена колеблется относительно стоимости. В процессе продажи происходит передача дополнительных средств продавцу или покупателю, что нарушает пропорции  распределения и подготавливает условия для финансового распределения, т. е. изменения диспропорций с помощью  финансов.

Если цена выше стоимости, то посредством финансов. Происходит изъятие дополнительной выручки (через  налоги). Если цена ниже стоимости, то убытки компенсируются с помощью дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных кредитов.

Государство может устанавливать  низкие налоги и таким образом  компенсировать убытки производителям. Сами производители могут для  зашиты от убытков создавать резервные  фонды, заключать договоры страхования  рисков (а это уже финансовые отношения). С помощью финансов распределяется вся стоимость общественного продукта, а с помощью цены — лишь часть, которая складывается из отклонений цен от реальных стоимостей товаров.

Вместе с тем ценовое  распределение является первичным  по отношению к финансовому и  подготавливает условия для последнего.

 

Например:

- В РФ вводиться налог на недвижимость, внесенную в закрытые паевые инвестиционные фонды. Новый налог будет собираться с рыночной стоимости недвижимости, а не с его оценки БТИ. В начале ноября 2010 года Минэкономразвития утвердило федеральный стандарт оценки кадастровой стоимости домов, квартир и земельных участков граждан. С 2011 года начнется массовая инвентаризация, оценка и регистрация единых объектов учета, после чего, предположительно в 2013-2014 годах, будет введен новый налог.

- Измениться ставка налога на добычу полезных. Этот налог является одним из основных источников налоговых доходов федерального бюджета и применяется с 1 января 2002 года. В 2010 году налоговое законодательство претерпело существенные изменения. Предусмотрено ежегодное увеличение ставки НДПИ в отношении нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, а также горючего природного газа из всех видов месторождений углеводородного сырья. В 2011 году налоговая ставка при добыче нефти не изменится (419 руб. за 1 т), в 2012 году она составит 446 руб., а с 1 января 2013 года - 470 руб.

- Измениться ставка водного налога в 2011−2013 гг. будут существенно увеличены — проект Минфина.

с 1 января 2011 года — с  учетом коэффициента 1,25 к ставкам  водного налога, действующим в 2010 году;

с 1 января 2012 года — с  учетом коэффициента 1,26  к ставкам, действующим в  2011 году;

с  1 января 2013 года — с  учетом коэффициента 1,27 к ставкам  водного налога, установленным на 2012 год.

Еще одним направлением воздействия  финансов на развитие международных  связей является мобилизация ресурсов иностранных инвесторов. Иностранные инвестиции осуществляются в виде привлечения средств иностранных государств-инвесторов, иностранных коммерческих организаций, международных компаний для сооружения объектов в различных отраслях экономики. Предприятия и объекты, создаваемые на условиях кредитования, остаются на территории России в качестве национального достояния.

Другие предприятия, финансируемые  иностранными предпринимателями за счет фондов своих фирм, а также  из средств бюджетов иностранных  государств, функционируют как совместные предприятия и иностранные юридические  лица.

Иностранные инвестиции в  экономику России способствуют ее развитию и создают условия для интеграции в мировую экономику.

Общий объем прямых иностранных  инвестиций в экономику России за последние 5 лет составил 229 млрд долларов.

Например за период январь – сентябрь 2010 года объем иностранных инвестиций в экономику РФ сократился на 13.3% до $47.488 млрд.

 Прямые иностранные инвестиции уменьшились на 17.8% до $8.196 млрд, портфельные инвестиции - на 15% до $866 млн, прочие инвестиции - на 12.2% до $38.426 млрд.

Накопленный иностранный  капитал в экономике России составил $266 млрд, что на 1.4% больше, чем в  аналогичном периоде 2009 года.

В рыночной экономике финансы  играют исключительно важную роль.

1) Распределительная и перераспределительная роль. Именно через финансы идет распределение валового продукта и национального дохода по различным сферам экономики, отраслям, регионам и отдельным субъектам экономики. Через финансы происходит распределение трудовых, материальных, капитальных и природных ресурсов по сферам и отдельным производствам. Кроме того, они способствуют формированию вторичных доходов в виде пенсий, стипендий, пособий и т.п.

2) Воспроизводственная роль. Через финансы образуются необходимые обществу воспроизводственные фонды: фонд возмещения материальных затрат, фонд амортизации, фонд потребления, фонд накопления. Эти фонды создаются на различных уровнях национальной экономики, начиная от отдельных предприятий. Через финансы устанавливаются необходимые народнохозяйственные пропорции: межотраслевые, внутриотраслевые, территориальные, общеэкономические.

3) Учетно-контролирующая роль. По движению финансов можно следить, как работают отдельные предприятия, отрасли, регионы, экономика в целом. Например, если предприятие задерживается с выплатой налогов или с выдачей заработной платы, то становится ясно – предприятие испытывает трудности. По размерам фонда заработной платы, по размеру налогов предприятия можно судить о его масштабах, объеме деятельности.

4) Стимулирующая роль. Эта роль финансов связана с финансовой дисциплиной, предполагающей обязательность платежей, перечислений в определенных объемах и в установленные сроки. Тем более что необходимость исполнения финансовых обязательств подкрепляется системой штрафов, пени и даже уголовных наказаний за их неисполнение. Уже по этой причине предприятиям необходимо работать эффективно, поддерживать необходимую производственную и расчетную дисциплину.

5) Регулирующая роль. Через финансы государство имеет возможность целенаправленно воздействовать на отдельные предприятия, отрасли и регионы. Делается это путем повышения или понижения налогов, введения или отмены налоговых льгот, предоставлений из госбюджета субсидий, займов и т.п.

6) Социальная роль. Через фонды социального страхования, социального обеспечения, через финансовые льготы государство имеет возможность воздействовать на социальное положение различных категорий населения, на общий социальный климат в стране.

6) Наконец, финансы играют и политическую роль. Финансы позволяют обеспечить успех (или неуспех) внутренней и внешней политики правительства. Благодаря финансам проводятся общенациональные и региональные выборы, итог которых в рыночной экономике во многом зависит от финансовой поддержки кандидатов. Финансы определяют обороноспособность страны, ее экономическую и политическую целостность. История СССР конца 80-х – начала 90-х гг., когда произошло отделение финансов РСФСР от финансов СССР, показывает, что через финансы можно не только укрепить, но и разрушить целое государство. Если брать международные финансы, то на их основе держится мощь такой державы, как США.

Таким образом, можно сделать  вывод об интегральном значении финансов, о том, что они являются стержнем и экономической, и социальной, и  политической системы общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Финансы — это не только экономическая, но и историческая категория. Их существование насчитывает не одну тысячу лет. Финансы появились  в условиях действия товарно-денежных отношений, образования государств и необходимости удовлетворения потребностей предпринимателей и органов  власти в финансовых ресурсах. Термин finansia возник в XIII-XV вв. в торговых рядах Италии и сначала обозначал любой денежный платеж. Таким образом, финансы непосредственно связаны с деньгами. Деньги являются обязательным условием существования финансов. Нет денег - не может быть и финансов. Однако финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

Деньги выступают материальной основой существования и функционирования финансов. Необходимым условием возникновения  финансов является также наличие  субъектов их формирования и использования, т.е. финансы – это не только сами деньги, но и отношения (двухсторонние  или многосторонние), связанные с  их движением в экономической  среде.

Сущность финансов проявляется  через 4 функции:

1) Распределительная

2) Контрольная

3) Регулирующая

4) Стабилизирующая

Финансы образуют финансовую систему, которая представляет  собой  совокупность различных  сфер  (звеньев)   финансовых   отношений,   каждая   из   которых характеризуется  особенностями  в  формировании   и   использовании   фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве. Финансовая система включает централизованные (федеральный бюджет, территориальные финансы и специальные внебюджетные фонды.) и децентрализованные финансы (финансы предприятий и финансы домашних хозяйств).

Информация о работе Роль финансов в экономике страны