Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 07:03, курсовая работа
Цель – раскрыть роль финансов в экономике страны, определить влияние финансов на развитие современных экономических отношений.
Задачами курсовой работы является:
- изучить литературу по выбранной теме;
- проанализировать финансовые отношения;
- раскрыть сущность финансов через их функции;
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы существования финансовых отношений 6
1.1. Сущность и функции финансов 6
1.2. Понятие и структура финансовой системы 12
1.3. Финансовая система РФ 18
Вывод................................................................................................................23
Глава 2. Порядок управление финансами. 25
2.1. Финансовая политика 25
2.2. Органы управления финансами в РФ. 32
2.3. Финансовое планирование и финансовый контроль 40
Вывод................................................................................................................44
Глава 3. Роль финансов в экономике страны 46
Заключение 51
Список литературы...................................................................................................55
В этом случае государство устанавливает общий порядок использования финансовых ресурсов.
Исходя из выше сказанного, задачами финансовой политики является:
1. обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
2. установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;
3. организация регулирования
и стимулирования
4. выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;
5. создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.
В процессе проведения финансовой
политики особенно важно обеспечение
ее взаимосвязи с другими
Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач.
Типы финансовой политики:
Являлась основным типом финансовой политики большинства стран до конца 20-х годов XX века. Основывалась на трудах классиков политэкономии
А. Смита (1723-1790) и Д. Рикардо (1772-1823) и их последователей.
Основные направления:
· невмешательство государства в экономику,
· сохранение свободной конкуренции,
· использование
рыночного механизма как
Государство стремилось к уменьшению расходов бюджета, сводившихся в основном к расходам на военные цели, выплату процентов по государственному долгу и его погашению и управлению. Система налогов (в основном косвенные и имущественные налоги) должна была создать
необходимые поступления
средств для обеспечения
Система управления финансовой деятельность была проста и сосредотачивалась, как правило, в одном органе управления - министерстве финансов (казначействе).
Получила развитие во многих
странах мира с конца 20-х XX века
и действует претерпевая
В ее основу были положены труды по экономической теории английского экономиста Дж. Кейнса (1883-1946) и его последователей.
Основывалась на необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики.
Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использования финансового механизма для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения.
Основной инструмент вмешательства в экономику - государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос.
Кардинально изменилась система
налогов. Главным механизмом регулирования
становится подоходный налог, использующий
прогрессивные ставки и позволяющий
обеспечить сбалансированность бюджета
государства при высоком уровне
расходов.
Изменяется система управления
финансами. Выделяются отдельные службы,
занимающиеся планированием бюджета
и бюджетных расходов, их финансированием,
контролем за поступлением налогов,
управлением государственным
В целом кейнсианская регулирующая
финансовая политика обеспечила в 30-60-х
годах стабильный экономический
рост, высокий уровень занятости
и эффективную систему
В 70-х годах в основу финансовой политики была положена неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической теории. Не отказываясь от вмешательства государства в экономику и социальную область в целом, существенно его ограничила.
Финансовый механизм в этих условиях исходит их необходимости сокращения объема перераспределения национального дохода через финансовую систему, снижения бюджетного дефицита, стимулирования роста сбережений как источника производственного инвестирования. Ставится задача сокращения и уменьшения степени прогрессивности налогообложения.
Следует отметить, что различные
разновидности регулирующей финансовой
политики тесно взаимосвязаны между
собой. Поэтому одинаковые или похожие
инструменты финансового
Применяется в странах, использующих
административно-командную
Основана на государственной собственности на средства производства, что позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами. Ее цель - обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.
Основная задача финансового механизма - создание инструментов при помощи которых производится изъятие всех неиспользуемых в соответствии с государственным планом ресурсов. Изъятие средств производилось у государственных предприятий, населения и органов местной власти.
Управление финансами
осуществлялось из единого центра Министерства
финансов, которое занималось всеми
вопроса использования
Планово-директивная финансовая политика проводилась практически во всех бывших социалистических странах. Она показала свою достаточно высокую эффективность в годы, когда требовалась максимальная концентрация финансовых ресурсов для финансирования чрезвычайных расходов государства (в годы Второй мировой войны, восстановления народного хозяйства и т.п.). В то же время использование такой финансовой политики в условиях нормального функционирования экономики привело к отрицательным последствиям: снижению эффективности производства, замедлению развития социальной сферы общества, резкому ухудшению финансового положения государства.[12]
2.2. Органы управления финансами в РФ
Управление финансами в РФ прежде всего осуществляют высшие законодательные органы власти.
Основные задачи:
1. Рассмотрение
и утверждение федерального
2. Утверждение отчета о его исполнении.
3. Рассмотрение законов о налогах, сборах и обязательных платежах.
4. Установление предельного размера внутреннего и внешнего государственного долга.
Основные задачи:
1. Разработка и
реализация стратегических
2. Составление проекта
и исполнение федерального
3. Обеспечение устойчивости
государственных финансов и их
активного воздействия на
4. Концентрация финансовых
ресурсов на приоритетных
5. Разработка предложений по привлечению в экономику страны иностранных кредитов.
6. Совершенствование
методов бюджетного
7. Осуществление финансового
контроля за рациональным и
целевым расходованием
Призван осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства при пересечении товарами границы РФ, правильностью исчисления и уплатой таможенных пошлин.
Таким образом, основными методами финансового управления являются:
· прогнозирование,
· планирование,
· налогообложение,
· самофинансирование,
· кредитование,
· система расчетов,
· система амортизационных отчислений,
· вопросы стимулирования,
· система финансовых санкций.
В России главными властными
структурами по управлению финансами
являются Федеральное Собрание,
Президент и Правительство. Именно
эти органы принимают окончательное
решение при утверждении
На общегосударственном уровне аппарат управления финансовой системы включает следующие органы : профильные комитеты по бюджету, налогам , банкам и финансам Государственной Думы и Совета Федерации; Счетная Палата РФ; Министерство Финансов РФ и его органы на местах; Центральный банк РФ; Федеральная служба налоговой полиции РФ; Государственный Таможенный Комитет РФ; Федеральная Комиссия по рынку ценных бумаг; Министерство государственного имущества; исполнительные дирекции внебюджетных фондов социального назначения.
Высшие органы государственной власти управления финансами в РФ:
В своем ежегодном послании Федеральному собранию о положении в стране и о направлении внутренней и внешней политики государства формулирует, в том числе основные принципы финансовой политики государства на данный период. Это во многом определяет финансовую деятельность Правительства РФ на соответствующий период.
Кроме того, Президент осуществляет некоторые кадровые назначения. Так с согласия Госдумы он назначает Председателя Правительства РФ, а по его предложению заместителей Премьер-министра, федеральных министров, в том числе министра финансов и министра по налогам и сборам. Президент представляет Госдуме кандидатуру председателя ЦБ РФ.
Президент РФ подписывает и обнародует федеральные законы, вносит в Госдуму законопроекты. Он издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ, являющиеся важным элементом государственного управления финансами. [10]
Согласно Конституции РФ, принимает федеральные законы, в том числе федеральные законы по вопросам Федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, которые подлежат обязательному рассмотрению Советом федерации. Однако законопроекты о введении или отмене налогов, о выпуске госзаймов, об изменении финансовых обязательств государства и другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ.
Совет федерации и Госдума контролируют осуществление федерального бюджета. С этой целью ими образуется Счетная палата. При этом председателя Счетной палаты и половину состава его аудиторов назначает и освобождает от должности Госдума, а заместителя председателя и другую половину состава ее аудиторов назначает Совет федерации.
Разрабатывает и представляет Государственной думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, а также представляет Госдуме отчет об исполнении бюджета.
Правительство РФ обеспечивает проведение в РФ единой финансовой и денежно-кредитной политики.
Правительство РФ является важнейшим звеном стратегического управления финансами государства. И одновременно посредством Минфина и других соответствующих федеральных ведомств осуществляет функцию главного организатора, регулятора и координатора деятельности по оперативному государственному управлению финансами и кредитом. [8]