Роль финансов в экономике страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 07:03, курсовая работа

Описание работы

Цель – раскрыть роль финансов в экономике страны, определить влияние финансов на развитие современных экономических отношений.
Задачами курсовой работы является:
- изучить литературу по выбранной теме;
- проанализировать финансовые отношения;
- раскрыть сущность финансов через их функции;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы существования финансовых отношений 6
1.1. Сущность и функции финансов 6
1.2. Понятие и структура финансовой системы 12
1.3. Финансовая система РФ 18
Вывод................................................................................................................23
Глава 2. Порядок управление финансами. 25
2.1. Финансовая политика 25
2.2. Органы управления финансами в РФ. 32
2.3. Финансовое планирование и финансовый контроль 40
Вывод................................................................................................................44
Глава 3. Роль финансов в экономике страны 46
Заключение 51
Список литературы...................................................................................................55

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 206.37 Кб (Скачать файл)

В этом случае государство  устанавливает общий порядок  использования финансовых ресурсов.

Исходя из выше сказанного, задачами финансовой политики является:

1.   обеспечение условий  для формирования максимально  возможных финансовых ресурсов;

2.   установление рационального  с точки зрения государства  распределения и использования  финансовых ресурсов;

3.   организация регулирования  и стимулирования экономических  и социальных процессов финансовыми  методами;

4.   выработка финансового  механизма и его развитие в  соответствии с изменяющимися  целями и задачами стратегии;

5.   создание эффективной  и максимально деловой системы  управления финансами.

В процессе проведения финансовой политики особенно важно обеспечение  ее взаимосвязи с другими составными частями экономической политики - кредитной, ценовой, денежной.

Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых  результатах, вытекающих из поставленных целей и задач.

Типы финансовой политики:

  • Классическая политика.

Являлась основным типом  финансовой политики большинства стран  до  конца 20-х годов XX  века. Основывалась на трудах классиков политэкономии

 А. Смита (1723-1790) и  Д. Рикардо (1772-1823) и их последователей.

Основные направления:

·     невмешательство  государства в экономику,

·     сохранение свободной  конкуренции,

·     использование  рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов.

 Государство стремилось к уменьшению расходов бюджета, сводившихся в основном к расходам на военные цели, выплату процентов по государственному долгу и его погашению и управлению. Система налогов (в основном косвенные и имущественные налоги) должна была создать

необходимые поступления  средств для обеспечения сбалансированного  бюджета государства.

Система управления финансовой деятельность была проста и сосредотачивалась, как правило, в одном органе управления - министерстве финансов (казначействе).

  • Регулирующая финансовая политика

Получила развитие во многих странах мира с конца 20-х  XX века и действует претерпевая некоторые  изменения в нынешнее время.

В ее основу были положены  труды по экономической теории английского  экономиста Дж. Кейнса (1883-1946) и его  последователей.

Основывалась на необходимости  вмешательства и регулирования  государством циклического развития экономики.

Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами стала  преследовать цель использования финансового  механизма для регулирования  экономики и социальных отношений  в целях обеспечения полной занятости населения.

Основной инструмент вмешательства  в экономику - государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос.

Кардинально изменилась система  налогов. Главным механизмом регулирования  становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки и позволяющий  обеспечить сбалансированность бюджета  государства при высоком уровне расходов.                                                                       Большое внимание в финансовом механизме уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования.

Изменяется система управления финансами. Выделяются отдельные службы, занимающиеся планированием бюджета  и бюджетных расходов, их финансированием, контролем за поступлением налогов, управлением государственным долгом.

В целом кейнсианская регулирующая финансовая политика обеспечила в 30-60-х  годах  стабильный экономический  рост, высокий уровень занятости  и эффективную систему финансирования социальных нужд в большинстве стран.

В 70-х годах в основу финансовой политики была положена неоконсервативная  стратегия, связанная с неоклассическим  направлением экономической теории. Не отказываясь от вмешательства  государства в экономику и  социальную область в целом, существенно  его ограничила.

Финансовый механизм в  этих условиях исходит их необходимости  сокращения объема перераспределения национального дохода через финансовую систему, снижения бюджетного дефицита, стимулирования роста сбережений как источника производственного инвестирования. Ставится задача сокращения и уменьшения степени прогрессивности налогообложения.

Следует отметить, что различные  разновидности регулирующей финансовой политики тесно взаимосвязаны между  собой. Поэтому одинаковые или похожие  инструменты финансового механизма  применяются в различных странах, использующих как кейнсианскую, так  и неоконсервативную систему регулирования, что приводит к их конвергенции.

  • Планово-директивная финансовая политика.

Применяется в странах, использующих административно-командную систему  управления экономикой.

Основана на государственной  собственности на средства производства, что позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми  сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами. Ее цель - обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.

Основная задача финансового  механизма - создание инструментов при  помощи которых производится изъятие  всех неиспользуемых в соответствии с государственным планом ресурсов. Изъятие средств производилось  у государственных предприятий, населения и органов местной  власти.

Управление финансами  осуществлялось из единого центра Министерства финансов, которое занималось всеми  вопроса использования финансового  механизма в народном хозяйстве.

Планово-директивная финансовая политика проводилась практически во всех бывших социалистических странах. Она показала свою достаточно высокую эффективность в годы, когда требовалась максимальная концентрация финансовых ресурсов для финансирования чрезвычайных расходов государства (в годы Второй мировой войны, восстановления народного хозяйства и т.п.). В то же время использование такой финансовой политики в условиях нормального функционирования экономики привело к отрицательным последствиям: снижению эффективности производства, замедлению развития социальной сферы общества, резкому ухудшению финансового положения государства.[12]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Органы управления  финансами в РФ

 

Управление финансами  в РФ прежде всего осуществляют высшие законодательные органы власти.

  • Федеральное Собрание и его две палаты -  Государственная Дума и Совет Федераций.

Основные задачи:

1.    Рассмотрение  и утверждение федерального бюджета  России.

2.    Утверждение  отчета о его исполнении.

3.   Рассмотрение законов  о налогах, сборах и обязательных платежах.

4.   Установление предельного  размера внутреннего и внешнего государственного долга.

  • Министерство финансов и его органы на местах.

Основные задачи:

1.   Разработка и  реализация стратегических направлений  единой государственной финансовой  политики.

2.   Составление проекта  и исполнение федерального бюджета.

3.   Обеспечение устойчивости  государственных финансов и их  активного воздействия на социально-экономическое  развитие страны, на осуществление  мер по развитию финансового  рынка.

4.   Концентрация финансовых  ресурсов на приоритетных направлениях  социально-экономического развития  РФ.

5.   Разработка предложений  по привлечению в экономику  страны иностранных кредитов.

6.   Совершенствование  методов бюджетного планирования, финансирования и отчетности.

7.   Осуществление финансового  контроля за рациональным и  целевым расходованием бюджетных  средств и средств государственных  (федеральных) внебюджетных фондов.

  • Государственный таможенный комитет РФ.

Призван осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства при пересечении товарами границы  РФ, правильностью исчисления и уплатой  таможенных пошлин.

Таким образом, основными  методами финансового управления являются:

· прогнозирование,

· планирование,

· налогообложение,

· самофинансирование,

· кредитование,

·  система расчетов,

· система амортизационных отчислений,

· вопросы стимулирования,

· система финансовых санкций.

В России главными властными  структурами по управлению финансами  являются  Федеральное Собрание, Президент и Правительство. Именно эти органы принимают окончательное  решение при утверждении федерального бюджета и отчета о его исполнении.

На общегосударственном  уровне аппарат управления финансовой системы включает следующие органы : профильные комитеты по бюджету, налогам , банкам и финансам Государственной Думы и Совета Федерации; Счетная Палата РФ; Министерство Финансов РФ и его органы на местах; Центральный банк РФ; Федеральная служба налоговой полиции РФ; Государственный Таможенный Комитет РФ; Федеральная Комиссия по рынку ценных бумаг; Министерство государственного имущества; исполнительные дирекции внебюджетных фондов социального назначения.

Высшие органы государственной  власти управления финансами в РФ:

  • Президент РФ

В своем ежегодном послании Федеральному собранию о положении в стране и о направлении внутренней и внешней политики государства формулирует, в том числе основные принципы финансовой политики государства на данный период. Это во многом определяет финансовую деятельность Правительства РФ на соответствующий период.

Кроме того, Президент осуществляет некоторые кадровые назначения. Так  с согласия Госдумы он назначает  Председателя Правительства РФ, а  по его предложению заместителей Премьер-министра, федеральных министров, в том числе министра финансов и министра по налогам и сборам. Президент представляет Госдуме кандидатуру председателя ЦБ РФ.

Президент РФ подписывает  и обнародует федеральные законы, вносит в Госдуму законопроекты. Он издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ, являющиеся важным элементом  государственного управления финансами. [10]

  • Государственная дума РФ

Согласно Конституции РФ, принимает федеральные законы, в том числе федеральные законы по вопросам Федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, которые подлежат обязательному рассмотрению Советом федерации. Однако законопроекты о введении или отмене налогов, о выпуске госзаймов, об изменении финансовых обязательств государства и другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ.

Совет федерации и Госдума  контролируют осуществление федерального бюджета. С этой целью ими образуется Счетная палата. При этом председателя Счетной палаты и половину состава  его аудиторов назначает и  освобождает от должности Госдума, а заместителя председателя и  другую половину состава ее аудиторов  назначает Совет федерации.

  • Правительство РФ

Разрабатывает и представляет Государственной думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, а также представляет Госдуме отчет об исполнении бюджета.

Правительство РФ обеспечивает проведение в РФ единой финансовой и денежно-кредитной политики.

Правительство РФ является важнейшим звеном стратегического  управления финансами государства. И одновременно посредством Минфина  и других соответствующих федеральных ведомств осуществляет функцию главного организатора, регулятора и координатора деятельности по оперативному государственному управлению финансами и кредитом. [8]

Информация о работе Роль финансов в экономике страны