Роль финансов в экономике страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 07:03, курсовая работа

Описание работы

Цель – раскрыть роль финансов в экономике страны, определить влияние финансов на развитие современных экономических отношений.
Задачами курсовой работы является:
- изучить литературу по выбранной теме;
- проанализировать финансовые отношения;
- раскрыть сущность финансов через их функции;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы существования финансовых отношений 6
1.1. Сущность и функции финансов 6
1.2. Понятие и структура финансовой системы 12
1.3. Финансовая система РФ 18
Вывод................................................................................................................23
Глава 2. Порядок управление финансами. 25
2.1. Финансовая политика 25
2.2. Органы управления финансами в РФ. 32
2.3. Финансовое планирование и финансовый контроль 40
Вывод................................................................................................................44
Глава 3. Роль финансов в экономике страны 46
Заключение 51
Список литературы...................................................................................................55

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 206.37 Кб (Скачать файл)
  • Министерство финансов Российской Федерации.

Деятельность Министерства финансов РФ определяется и регулируется положением "О Министерстве финансов" утвержденным постановление Правительства  РФ.

Согласно положению МФ РФ издает в пределах своей компетенции  на основе законодательства РФ приказы, инструкции и иные нормативные правовые акты.

Важнейшей функцией Минфина  России является разработка проектов федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов  Президента Российской Федерации и  Правительства Российской Федерации, регулирующих вопросы:

• организации и функционирования бюджетной системы, определения  основ бюджетного процесса;

• исполнения федерального бюджета в очередном финансовом году, представления отчетности о  его исполнении;

• разграничения бюджетных  полномочий между Российской Федерацией, субъектами РФ и органами местного самоуправления;

 • оплаты труда, социальных гарантий и пенсионного обеспечения лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;

• финансовой деятельности и финансового регулирования  в условиях военного времени, а также  подготовки финансовой системы к  условиям военного времени;

• налоговой и валютной политики, политики в сфере таможенных платежей;

• деятельности субъектов  и участников страхового рынка;

• финансовых взаимоотношений  России с иностранными государствами, межгосударственными объединениями  с участием Российской Федерации  и международными финансовыми организациями;

• управления государственным  долгом и финансовыми активами Российской Федерации;

• контроля и надзора  в финансово-бюджетной сфере;

• установления оснований  и порядка привлечения к ответственности  за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации;

• противодействия легализации  доходов, полученных преступным путем, коррупции и финансированию терроризма;

• регулирования бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности и  аудиторской деятельности. [12]

  • Федеральное казначейство РФ

Представляет собой единую централизованную систему.

Структура территориальных  органов казначейства является трехуровневой:

Главное управление федерального казначейства (ГУФК).

Основными задачами органов  Федерального Казначейства являются:

-  организация, осуществление и контроль исполнение бюджета РФ;

-  управление доходами и расходами бюджета на счетах Федерального казначейства в банках, исходя из принципа единства кассы;

- финансовое исполнение государственных внебюджетных фондов;

- краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов и оперативное управление ими;

-  управление совместно с Банком России государственным внутренним и внешним долгом и его обслуживание;

-  предоставление законодательным и исполнительным органам отчетности о финансовых операциях правительства РФ по бюджету, а также о состоянии бюджетной системы Российской Федерации в целом. [11]

  • Счетная палата РФ

Счетная палата является органом  государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и ему подотчетным. Основными задачами счетной палаты являются:

-  организация и осуществление контроля за своевременным использованием доходных и расходных статей государственного бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объему и целевому назначению;

-  определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования средств федеральной собственности;

-  финансовая  экспертиза проектов федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

-  регулярное предоставление Совету Федерации и Государственной думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатов проводимых контрольных мероприятий.

  • Налоговые органы РФ

Налоговые органы РФ – единая система контроля за соблюдением  налогового законодательства РФ, правильностью  исчисления, полнотой и своевременности  внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, а также за соблюдением валютного  законодательства.

 

 

 

Налоговые органы вправе:

1. Производить в органах государственной власти и органах местного самоуправления, организациях, у граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет; получать необходимые сведения по вопросам возникающим при проверках.

2. Обследовать любые используемые для извлечения доходов либо связанные с содержанием объектов налогообложения производственные, складские, торговые и иные помещения предприятий, организаций и граждан.

3. Требовать от руководителей и других должностных лиц, а также граждан устранения выявленных нарушений.

4. Приостанавливать операции по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях в случаях непредставления налоговым органам документов связанных с исчислением и уплатой налогов и платежей.

5. Выносить решения о привлечении органов, организаций и граждан к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

6. Взыскивать недоимки и пени по налогам.

7. Предъявлять в суде и арбитражном суде иски о ликвидации предприятий любой организационно-правовой формы, о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам.

8. Налагать административные штрафы.

  • Государственный таможенный комитет РФ

Он несет ответственность  за поступление таможенных пошлин. К основным задачам Таможенного  комитета относятся:

1. Проведение налоговых проверок по налогам, взимаемым таможенными органами;

2. Проверка документов, связанных с исчислением и уплатой налогов , взимаемых налоговыми органами;

3. Приостановление операций налогоплательщиков по счетам в банках при неисполнении или ненадлежащем исполнении ими таможенного законодательства;

4. Взимание недоимок по налогам, а также сумм штрафов, предусмотренным налоговым законодательством. [11]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Финансовое планирование  и финансовый контроль

 

  • Финансовое планирование

Финансовое планирование — это процесс обоснования  финансовых отношений и движения соответствующих финансовых ресурсов на определенный период. Финансовое планирование является составной частью управления финансами.

В ходе финансового планирования государственные органы и субъекты хозяйствования оценивают свое финансовое состояние, объемы финансовых ресурсов, выявляют возможности их увеличения, направления их эффективного использования.

В ходе финансового планирования решаются следующие задачи:

• определение источников и размеров финансовых ресурсов, которые  должны обеспечить воспроизводственный  процесс в соответствии с пропорциями, заложенными в финансовой политике;

• установление направления  и объемов целевого использования  финансовых ресурсов, определение соотношения  между централизованными и децентрализованными  финансовыми ресурсами, • раскрытие наиболее эффективных направлений использования финансовых ресурсов;

• выявление резервов роста  финансовых ресурсов

По срокам финансовое планирование подразделяется на:

• стратегическое — определяет движение денежных средств на длительный период (более 5 лет);

•   среднесрочное — осуществляется на период 3 года или 5 лет;

• текущее — определяет задания на текущий финансовый год  с поквартальной разбивкой;

• оперативное — охватывает короткие промежутки времени (от нескольких дней до нескольких месяцев).

Выделяют следующие основные методы финансового планирования: сметное; программно-целевое; бюджетирование.

Сметное – Сметное финансовое планирование основано на детальной росписи доходов и расходов, осуществляется исходя из значений, достигнутых в прошлом году.

Основным финансово-плановым документом является смета доходов  и расходов. К ней прилагаются  расшифровки доходов и расчеты  по статьям расходов.

Программно-целевое – это планирование построено по логической схеме "цели -пути - способы - средства". При программном управлении во главу угла ставится не сложившаяся организационная структура, а управление элементами программы, программными действиями.

Бюджетирование - метод бюджетного планирования, обеспечивающий взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и конечными результатами их использования в соответствии с приоритетами государственной политики. Цели и задачи, установленные в начале бюджетного года, сравниваются с результатами, достигнутыми в конце года, и если декларированные цели не были достигнуты, это может послужить основанием для отказа в дополнительных ассигнованиях или сокращения выделяемых средств. При этом уровень расходных обязательств может меняться от года к году в зависимости от оценки эффективности расходов в конце периода.

Финансовое прогнозирование  – это предвидение возможного финансового положения государства  или субъекта хозяйствования, обоснование  показателей финансовых планов.

Прогнозы могут быть среднесрочные (5-10 лет) и долгосрочные (более 10 лет).

  • Финансовый контроль

Совокупность мероприятий по проверке соблюдения финансового законодательства и финансовой дисциплины всех субъектов хозяйствования и управления, а также оценке эффективности финансовых операций и целесообразности произведенных расходов.

Финансовый контроль служит формой реализации функций финансов, он призван обеспечить интересы и  права как государства, так и  всех других экономических субъектов. Финансовый контроль — важный элемент  системы управления финансами.

Объектом финансового  контроля являются распределительные  процессы при формировании и использовании  финансовых ресурсов, в том числе  в форме денежных фондов на всех уровнях и во всех звеньях хозяйства.

Предметом финансового контроля выступают различные финансовые показатели:

1. доходы и расходы бюджетов разных уровней

2. размеры налоговых платежей 

3. прибыль 

4. доходы субъектов хозяйствования 

5. рентабельность 

6. себестоимость и др.

Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с помощью денег, а в некоторых случаях и  без них (бартерные сделки), различные  формы взаимозачетов. Важную роль в  обеспечении качества финансового  контроля играет уровень организации  учета в стране — бухгалтерского, бюджетного, налогового.

Финансовый контроль осуществляется на всех этапах бюджетного процесса. В  зависимости от периода проведения он классифицируется следующим образом:

·    предварительный контроль проводится на этапе составления проекта бюджета, его рассмотрения и утверждения представительным органом власти. Он также осуществляется при составлении смет бюджетополучателей, разработке финансовых законопроектов и др. Специфика предварительного контроля заключается в том, что он носит предупреждающий характер и нацелен на корректировку проекта бюджета до момента его принятия;

· текущий (оперативный) контроль. Он осуществляется в процессе исполнения бюджета и направлен на обеспечение финансовой дисциплины, соблюдение установленных норм налогообложения и бюджетных ассигнований, выявление и пресечение нарушений в бюджетной сфере. Текущий контроль является наиболее распространенной формой финансового контроля. Его основой является анализ оперативной отчетности об исполнении бюджета и бухгалтерских документов;

· последующий контроль – это ревизия уже исполненного бюджета, которая проводится по окончании финансового года. Проверке подлежит исполнение плановых показателей по каждой статье доходов и расходов, определенной законом о бюджете, а также исполнение смет бюджетных учреждений. Анализируются эффективность и целесообразность произведенных расходов, полнота и своевременность зачисления доходов по отдельным источникам, причины отклонения фактических показателей от бюджетного плана. Результаты такого анализа служат основой для составления проекта бюджета на очередной год, поэтому последующий и предварительный контроль тесно взаимосвязаны.[4]

Информация о работе Роль финансов в экономике страны