Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 07:03, курсовая работа
Цель – раскрыть роль финансов в экономике страны, определить влияние финансов на развитие современных экономических отношений.
Задачами курсовой работы является:
- изучить литературу по выбранной теме;
- проанализировать финансовые отношения;
- раскрыть сущность финансов через их функции;
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы существования финансовых отношений 6
1.1. Сущность и функции финансов 6
1.2. Понятие и структура финансовой системы 12
1.3. Финансовая система РФ 18
Вывод................................................................................................................23
Глава 2. Порядок управление финансами. 25
2.1. Финансовая политика 25
2.2. Органы управления финансами в РФ. 32
2.3. Финансовое планирование и финансовый контроль 40
Вывод................................................................................................................44
Глава 3. Роль финансов в экономике страны 46
Заключение 51
Список литературы...................................................................................................55
Деятельность Министерства финансов РФ определяется и регулируется положением "О Министерстве финансов" утвержденным постановление Правительства РФ.
Согласно положению МФ РФ издает в пределах своей компетенции на основе законодательства РФ приказы, инструкции и иные нормативные правовые акты.
Важнейшей функцией Минфина
России является разработка проектов
федеральных конституционных
• организации и функционирования бюджетной системы, определения основ бюджетного процесса;
• исполнения федерального бюджета в очередном финансовом году, представления отчетности о его исполнении;
• разграничения бюджетных полномочий между Российской Федерацией, субъектами РФ и органами местного самоуправления;
• оплаты труда, социальных гарантий и пенсионного обеспечения лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;
• финансовой деятельности и финансового регулирования в условиях военного времени, а также подготовки финансовой системы к условиям военного времени;
• налоговой и валютной политики, политики в сфере таможенных платежей;
• деятельности субъектов и участников страхового рынка;
• финансовых взаимоотношений
России с иностранными государствами,
межгосударственными
• управления государственным долгом и финансовыми активами Российской Федерации;
• контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере;
• установления оснований
и порядка привлечения к
• противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, коррупции и финансированию терроризма;
• регулирования бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности и аудиторской деятельности. [12]
Представляет собой единую централизованную систему.
Структура территориальных органов казначейства является трехуровневой:
Главное управление федерального казначейства (ГУФК).
Основными задачами органов Федерального Казначейства являются:
- организация, осуществление и контроль исполнение бюджета РФ;
- управление доходами и расходами бюджета на счетах Федерального казначейства в банках, исходя из принципа единства кассы;
- финансовое исполнение государственных внебюджетных фондов;
- краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов и оперативное управление ими;
- управление совместно с Банком России государственным внутренним и внешним долгом и его обслуживание;
- предоставление законодательным и исполнительным органам отчетности о финансовых операциях правительства РФ по бюджету, а также о состоянии бюджетной системы Российской Федерации в целом. [11]
Счетная палата является органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и ему подотчетным. Основными задачами счетной палаты являются:
- организация и осуществление контроля за своевременным использованием доходных и расходных статей государственного бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объему и целевому назначению;
- определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования средств федеральной собственности;
- финансовая экспертиза проектов федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
- регулярное предоставление Совету Федерации и Государственной думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатов проводимых контрольных мероприятий.
Налоговые органы РФ – единая система контроля за соблюдением налогового законодательства РФ, правильностью исчисления, полнотой и своевременности внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, а также за соблюдением валютного законодательства.
Налоговые органы вправе:
1. Производить в органах государственной власти и органах местного самоуправления, организациях, у граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет; получать необходимые сведения по вопросам возникающим при проверках.
2. Обследовать любые используемые для извлечения доходов либо связанные с содержанием объектов налогообложения производственные, складские, торговые и иные помещения предприятий, организаций и граждан.
3. Требовать от руководителей и других должностных лиц, а также граждан устранения выявленных нарушений.
4. Приостанавливать операции по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях в случаях непредставления налоговым органам документов связанных с исчислением и уплатой налогов и платежей.
5. Выносить решения о привлечении органов, организаций и граждан к ответственности за совершение налоговых правонарушений.
6. Взыскивать недоимки и пени по налогам.
7. Предъявлять в суде и арбитражном суде иски о ликвидации предприятий любой организационно-правовой формы, о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам.
8. Налагать административные штрафы.
Он несет ответственность за поступление таможенных пошлин. К основным задачам Таможенного комитета относятся:
1. Проведение налоговых проверок по налогам, взимаемым таможенными органами;
2. Проверка документов, связанных с исчислением и уплатой налогов , взимаемых налоговыми органами;
3. Приостановление операций налогоплательщиков по счетам в банках при неисполнении или ненадлежащем исполнении ими таможенного законодательства;
4. Взимание недоимок по налогам, а также сумм штрафов, предусмотренным налоговым законодательством. [11]
2.3. Финансовое планирование и финансовый контроль
Финансовое планирование — это процесс обоснования финансовых отношений и движения соответствующих финансовых ресурсов на определенный период. Финансовое планирование является составной частью управления финансами.
В ходе финансового планирования государственные органы и субъекты хозяйствования оценивают свое финансовое состояние, объемы финансовых ресурсов, выявляют возможности их увеличения, направления их эффективного использования.
В ходе финансового планирования решаются следующие задачи:
• определение источников и размеров финансовых ресурсов, которые должны обеспечить воспроизводственный процесс в соответствии с пропорциями, заложенными в финансовой политике;
• установление направления
и объемов целевого использования
финансовых ресурсов, определение соотношения
между централизованными и
• выявление резервов роста финансовых ресурсов
По срокам финансовое планирование подразделяется на:
• стратегическое — определяет движение денежных средств на длительный период (более 5 лет);
• среднесрочное — осуществляется на период 3 года или 5 лет;
• текущее — определяет задания на текущий финансовый год с поквартальной разбивкой;
• оперативное — охватывает короткие промежутки времени (от нескольких дней до нескольких месяцев).
Выделяют следующие основные методы финансового планирования: сметное; программно-целевое; бюджетирование.
Сметное – Сметное финансовое планирование основано на детальной росписи доходов и расходов, осуществляется исходя из значений, достигнутых в прошлом году.
Основным финансово-плановым документом является смета доходов и расходов. К ней прилагаются расшифровки доходов и расчеты по статьям расходов.
Программно-целевое – это планирование построено по логической схеме "цели -пути - способы - средства". При программном управлении во главу угла ставится не сложившаяся организационная структура, а управление элементами программы, программными действиями.
Бюджетирование - метод бюджетного планирования, обеспечивающий взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и конечными результатами их использования в соответствии с приоритетами государственной политики. Цели и задачи, установленные в начале бюджетного года, сравниваются с результатами, достигнутыми в конце года, и если декларированные цели не были достигнуты, это может послужить основанием для отказа в дополнительных ассигнованиях или сокращения выделяемых средств. При этом уровень расходных обязательств может меняться от года к году в зависимости от оценки эффективности расходов в конце периода.
Финансовое прогнозирование
– это предвидение возможного
финансового положения
Прогнозы могут быть среднесрочные (5-10 лет) и долгосрочные (более 10 лет).
Совокупность мероприятий по проверке соблюдения финансового законодательства и финансовой дисциплины всех субъектов хозяйствования и управления, а также оценке эффективности финансовых операций и целесообразности произведенных расходов.
Финансовый контроль служит формой реализации функций финансов, он призван обеспечить интересы и права как государства, так и всех других экономических субъектов. Финансовый контроль — важный элемент системы управления финансами.
Объектом финансового контроля являются распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме денежных фондов на всех уровнях и во всех звеньях хозяйства.
Предметом финансового контроля выступают различные финансовые показатели:
1. доходы и расходы бюджетов разных уровней
2. размеры налоговых платежей
3. прибыль
4. доходы субъектов
5. рентабельность
6. себестоимость и др.
Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с помощью денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки), различные формы взаимозачетов. Важную роль в обеспечении качества финансового контроля играет уровень организации учета в стране — бухгалтерского, бюджетного, налогового.
Финансовый контроль осуществляется на всех этапах бюджетного процесса. В зависимости от периода проведения он классифицируется следующим образом:
· предварительный контроль проводится на этапе составления проекта бюджета, его рассмотрения и утверждения представительным органом власти. Он также осуществляется при составлении смет бюджетополучателей, разработке финансовых законопроектов и др. Специфика предварительного контроля заключается в том, что он носит предупреждающий характер и нацелен на корректировку проекта бюджета до момента его принятия;
· текущий (оперативный) контроль. Он осуществляется в процессе исполнения бюджета и направлен на обеспечение финансовой дисциплины, соблюдение установленных норм налогообложения и бюджетных ассигнований, выявление и пресечение нарушений в бюджетной сфере. Текущий контроль является наиболее распространенной формой финансового контроля. Его основой является анализ оперативной отчетности об исполнении бюджета и бухгалтерских документов;
· последующий контроль – это ревизия уже исполненного бюджета, которая проводится по окончании финансового года. Проверке подлежит исполнение плановых показателей по каждой статье доходов и расходов, определенной законом о бюджете, а также исполнение смет бюджетных учреждений. Анализируются эффективность и целесообразность произведенных расходов, полнота и своевременность зачисления доходов по отдельным источникам, причины отклонения фактических показателей от бюджетного плана. Результаты такого анализа служат основой для составления проекта бюджета на очередной год, поэтому последующий и предварительный контроль тесно взаимосвязаны.[4]