Роль финансов в экономике страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 07:03, курсовая работа

Описание работы

Цель – раскрыть роль финансов в экономике страны, определить влияние финансов на развитие современных экономических отношений.
Задачами курсовой работы является:
- изучить литературу по выбранной теме;
- проанализировать финансовые отношения;
- раскрыть сущность финансов через их функции;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы существования финансовых отношений 6
1.1. Сущность и функции финансов 6
1.2. Понятие и структура финансовой системы 12
1.3. Финансовая система РФ 18
Вывод................................................................................................................23
Глава 2. Порядок управление финансами. 25
2.1. Финансовая политика 25
2.2. Органы управления финансами в РФ. 32
2.3. Финансовое планирование и финансовый контроль 40
Вывод................................................................................................................44
Глава 3. Роль финансов в экономике страны 46
Заключение 51
Список литературы...................................................................................................55

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 206.37 Кб (Скачать файл)

В составе бюджетов могут  создаваться целевые бюджетные фонды за счет целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений.

Для целей планирования бюджетных  ресурсов составляется консолидированный бюджет — статистический сводный бюджет, объединяющий финансовые ресурсы всех уровней бюджетной системы. За счет финансовых ресурсов бюджетной системы обеспечивается структурная перестройка экономики, развитие науки и техники, повышение эффективности производства, военная реформа и реформа жилищно-коммунального хозяйства. В целом это должно способствовать стабильному росту жизненного уровня населения страны. Бюджетной системе принадлежит решающая роль в межотраслевом и межтерриториальном перераспределении средств для выравнивания уровней экономического и социального развития регионов. Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ образуют консолидированный бюджет РФ, а бюджет субъекта РФ и бюджеты муниципальных образований на его территории формируют консолидированный бюджет субъектов РФ.

Федеральному бюджету  РФ принадлежит ведущая роль: он обеспечивает финансовыми ресурсами решение общенациональных задач. На его долю приходится 62% всех доходов консолидированного бюджета РФ (2004 г.).

В качестве самостоятельного звена в системе централизованных финансов выделяются специальные внебюджетные фонды. Они начали функционировать с 1 января 1992 г., и в 90-х годах насчитывалось свыше двух десятков внебюджетных фондов, которые подразделялись на экономические (дорожные, НИОКР и др.) и социальные. Однако с 1999 г. они были консолидированы с федеральным бюджетом (а региональные внебюджетные фонды консолидированы с региональными бюджетами), и в настоящее время на центральном уровне сохранились лишь три социальных внебюджетных фонда. Эти фонды имеют строго целевое назначение: они предназначены для расширения социальных услуг населению, стимулирования развития отсталых отраслей социальной инфраструктуры.

Среди внебюджетных социальных фондов важнейший — Пенсионный фонд. Средства Фонда используются на выплату  пенсий по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, а также на выплату  пособий на детей, пособий пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС. К  внебюджетным социальным фондам относятся  Фонд социального страхования, предназначенный  главным образом для выплаты  различных пособий, и Федеральный  фонд обязательного медицинского страхования, призванный обеспечить охрану здоровья населения.

Федеральный бюджет и бюджеты  внебюджетных социальных фондов разрабатываются  и утверждаются как федеральные  законы. Бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты региональных внебюджетных фондов также утверждаются представительными органами субъектов  Федерации, а местные бюджеты — местными органами самоуправления. [3]

Децентрализованные финансы - экономические отношения, в процессе которых происходит формирование, распределение  и использование денежных средств  предприятий и населения. К ним относят фонды денежных средств, которые формируются вне государственных и муниципальных финансов. Децентрализованные финансы являются основой финансовой системы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансов государства. Содержание децентрализованных финансов раскрывают такие понятия как финансы предприятия, организаций, финансы домашних хозяйств. К финансам предприятий относятся финансы предприятий как финансовой сферы (банки, страховые компании и др.), так и нефинансовой сферы (предприятия и организации различных сфер деятельности, как коммерческие, так и некоммерческие). К финансам домашних хозяйств относят совокупность денежных отношений по поводу создания и использования фондов денежных средств, в которые вступают домашнее хозяйство и его отдельные участники в процессе свой жизнедеятельности.

Решающую роль среди децентрализованных финансов играют финансы коммерческих предприятий, организаций, участвующие в создании всех денежных фондов страны. От их состояния зависит общее финансовое положение Российской Федерации и, следовательно, выполнение всех намеченных экономических и социальных программ.

В условиях рыночной экономики  финансовые отношения предприятий, организаций могут эффективно функционировать  на основе ряда принципов (самостоятельности  в принятии хозяйственных решений, само финансированной предпринимательской деятельности и др.).

Выполнение этих принципов  определяет, стабильность всей финансовой системы. Главным источником производственного  и социального развития трудовых коллективов становится прибыль.

Предприятия обладают реальной финансовой независимостью, самостоятельно распределяют выручку от реализации продукции, по своему усмотрению распоряжаются прибылью, формируют производственные и социальные фонды, изыскивают необходимые им средства для инвестирования, используя в том числе и ресурсы финансового рынка — кредиты банков, эмиссию, облигации, депозитные сертификаты и прочие его инструменты.

Финансовые ресурсы коммерческих предприятий через бюджетную систему обеспечивают средствами непроизводственную сферу.

Некоммерческие организации (благотворительные и религиозные, различные добровольные союзы, фонды и др.), создаваемые для достижения определенных конкретных целей, не ставят своей целью получение прибыли. Их финансовые средства формируются за счет добровольных взносов и пожертвований, поступлений от учредителей, бюджетных средств и др.

Особое место в системе  децентрализованных финансов принадлежит  финансам домашнего хозяйства. Они имеют исключительно важное значение в создании ВВП и НД и регулировании платежеспособного спроса страны. Определенная часть создаваемого ВВП в виде товаров и услуг проходит через семейный бюджет. Чем выше доходы членов общества, тем выше его спрос на производимые материальные ценности, тем устойчивее экономическое положение предприятий.

 

Вывод

 

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что Фина́нсы (от лат. financia — наличность, доход) — совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Финансы - это не сами денежные средства, а отношения между людьми по поводу образования, перераспределения  и использования фондов денежных средств. Финансы служат экономическим  инструментом распределения валового общественного продукта и национального  дохода. Они являются средством контроля за производством и распределением материальных благ. А также средством  стимулирования развития государства. При этом надо иметь в виду, что  финансы и финансовые отношения - это обязательно денежные отношения, но не все отношения по поводу денег  являются финансовыми. Так, деньги, обслуживающие  отношения купли-продажи, поставки, административных штрафов, финансами  не являются. Это общественные отношения, регулируемые другими отраслями  права: гражданским, административным и т.д.

Сущность финансов проявляется через 4 функции:

1) Распределительная — посредством финансов распределяется и перераспределяется внутренний валовой доход, благодаря чему денежные средства поступают в распоряжение государства, муниципалитета;

2) Контрольная — заключается в их способности отслеживать весь ход распределительного процесса, также расходование по целевому назначению денежных средств, поступающих из федерального бюджета;

3) Регулирующая — вмешательство государства в процесс воспроизводства через финансы (налоги, государственные кредиты и т. д.). Государство воздействует на воспроизводительный процесс через финансирование отдельных предприятий, проведение налоговой политики;

4) Стабилизирующая — обеспечение граждан стабильными экономическими и социальными условиями.

Финансы образуют финансовую систему, которая представляет  собой  совокупность различных  сфер  (звеньев)   финансовых   отношений,   каждая   из   которых характеризуется  особенностями  в  формировании   и   использовании   фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве. Финансовая система включает централизованные и децентрализованные финансы.

Централизованные финансы в свою очередь включают федеральный бюджет, территориальные финансы и специальные внебюджетные фонды. Территориальные финансы это региональные финансы (региональный бюджет,  региональные внебюджетные фонды) и местные финансы ( местный бюджет, местные внебюджетные фонды)

Децентрализованные финансы  – финансы предприятий (коммерческих и не коммерческих) и финансы домашних хозяйств

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Порядок управление финансами

2.1 Финансовая политика

 

Финансовая политика - совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.

Содержание финансовой политики:

1.   Разработка общей  концепции финансовой политики, определение ее основных направлений,  целей, главных задач.

2.   Создание адекватного  финансового механизма.

3. Управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики. [13]

 Основа финансовой политики - стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы.

В качестве важнейших составляющих финансовой политики на уровне государства выступают:

·    бюджетная политика – совокупность мероприятий по осуществлению взаимодействия бюджетов разных уровней.

·    налоговая политика

·    таможенная политика – некий симбиоз налоговой и ценовой политики, направленный на регулирование доступа на внутренний рынок зарубежных товаров и услуг и экспорта российских товаров.

·    денежно-кредитная политика

· инвестиционная политика – совокупность мероприятий по формированию инвестиционного климата в стране.

Финансовая политика является эффективным орудием воздействия  на экономические интересы. В зависимости  от длительности периода и характера  решаемых задач в ней выделяют финансовую стратегию и  финансовую тактику.

Финансовая стратегия - долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией. [12]

Главным субъектом финансовой политики является государство. Оно  разрабатывает стратегию основных направлений финансового развития общества на отдаленную перспективу  и определяет задачи на предстоящий  период, средства и пути их достижения.

Финансовая стратегия  ориентирована на длительный период развития и предусматривает решение  крупномасштабных задач в рамках определенных экономических стратегий  государства.

Финансовая тактика - направлена на решение задач определенного этапа развития государства и связана с изменением форм и методов организации финансовых отношений исходя из его текущих потребностей.

Финансовая стратегия  и тактика тесно связаны между  собой. В качестве финансовой стратегии  следует рассматривать финансовое оздоровление экономики и динамичный рост валового внутреннего продукта, повышение конкурентоспособности  продукции. Такие цели можно достигнуть через сокращение дефицита бюджета, уменьшение инфляции, укреплении курса  валюты, т.е. финансовую тактику.

Финансовая политика является частью общей экономической политики.

Важная составная часть  финансовой политики - установление финансового  механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов.

Финансовый механизм - система установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.

Элементы финансового  механизма:

· формы финансовых ресурсов;

· методы их формирования;

· система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства;

· организации бюджетной  системы, финансов предприятий и  рынка ценных бумаг.

Директивный финансовый механизм - разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование.

В ряде случаев распространяется и на другие виды финансовых отношений, имеющих большое значение для  реализации всей финансовой политики (рынок корпоративных ценных бумаг), либо одна из сторон этих отношений - агент государства ( финансы государственных предприятий).

Регулирующий финансовый механизм - определяет основные "правила игры" в конкретном сегменте финансов, не затраги­вающем прямо интересы государства. Такая разновидность финансового механизма характерна для организации внутрихозяй­ственных финансовых отношений на частных предприятиях.

Информация о работе Роль финансов в экономике страны