Роль финансов в социально-экономическом развитии государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 14:49, дипломная работа

Описание работы

В ходе дипломной работы будут рассмотрены теоретические подходы к обоснованию финансов, также экономическая сущность финансов, их функций в рыночной экономике. Рассмотрена роль финансов в социально экономическом развитии государства и финансовое регулирование, роль финансов в обеспечении нового качества жизни россиян. Рассмотрены перспективы развития финансовых отношений и роль налогов в среднесрочный период. Также будет рассмотрен зарубежный опыт использования финансов в посткризисных условиях.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические подходы к обоснованию финансов, как экономической категории.
1.1. Экономическая сущность финансов, их функции в рыночной экономике.
1.2. Дискуссионные вопросы сущности и функции финансов в отечественной и зарубежной литературе.
Глава 2. Роль финансов в социально-экономическом развитии государства.
2.1 Финансовое регулирование социально-экономических процессов.
2.2. Влияние финансов на инновационное развитие государства.
2.3. Роль финансов в обеспечении нового качества жизни россиян.
Глава 3. Перспективы развития финансовых отношений в РФ в среднесрочный период.
3.1. Формирование программного бюджета, реализация бюджетной реформы, активизация роли налогов в среднесрочном периоде (2012 – 2014 гг.).
3.2. Зарубежный опыт использования финансов в посткризисных условиях.
Заключение

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 465.50 Кб (Скачать файл)

К сожалению, общее определение  финансов не позволяет реализовать  те финансовые категории, которые можно  использовать в практике хозяйствования в современных условиях.

Оригинальное определение  финансов дает профессор Э.А. Вознесенский, который считает, что «финансы социализма представляют собой систему императивных денежных отношений, выражающихся в  формах планомерного движения главным  образом чистого дохода, образования и использования централизованных и децентрализованных денежных доходов с целью удовлетворения потребностей социалистического государства». В этом определении автор справедливо конкретизирует основной сущностный признак — движение чистого дохода. Другая особенность финансов, по мнению автора, состоит в том, что процессы формирования и использования чистого дохода контролируются и регламентируются государством; в силу этого таким отношениям государство придает императивный характер, т. е. финансовые отношения связаны и обусловлены только функционированием государства. Другие стоимостные отношения распределения, считает Э.А. Вознесенский, входят в отношения производства и обмена.

Последователи этого  научного направления, в частности  Б.М. Сабанти, развивая эту идею, также ошибочно считают, что финансов предприятий нет. Все денежные отношения по поводу образования и использования доходов, ресурсов и средств на уровне предприятий и между ними относятся к денежному хозяйству и не являются финансами. Термин «финансы» относится к ресурсам государства в целом.

Э.А. Вознесенский, правильно  определяя сущностный признак финансов — чистый доход, рассматривает лишь одну сторону финансовых отношений  — отношений перераспределения  и создания централизованного фонда денежных средств государства. Другая сторона — обеспечение расширенного воспроизводства и всего кругооборота фондов находится за пределами финансовых отношений. Правильно найденный объект исследования — чистый доход, создаваемый в сфере материального производства как клеточка финансовых отношений, — исходное звено и источник перераспределительных финансовых отношений почему-то находится за пределами финансовых отношений. Основанием для такого вывода послужила лишь констатация факта чистого дохода как источника перераспределительных финансовых отношений с государством, но без отражения зависимости и взаимосвязи кругооборота фондов с другой частью чистого дохода, сужая этим сферу финансовых отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Роль финансов в социально-экономическом развитии государства.

 

    1. Финансовое регулирование социально-экономических процессов.

 

Финансовое регулирование  социально-экономических процессов  представляет собой организуемую государством деятельность по использованию всех аспектов финансовых отношений в целях корректировки параметров воспроизводства10.

Субъектами финансового регулирования выступают государственные структуры, а объектами – доходы и расходы участников общественной системы.

Основная задача, решаемая в ходе финансового регулирования, связана с установлением пропорций распределения накопления, обеспечивающих максимально возможное удовлетворение потребностей общества как на макро-, так и на микроуровне. Последнее предполагает наиболее разумное сочетание личных, коллективных и общественных интересов, установок и ценностей и отражает финансовый аспект проблемы соединения системы государственного воздействия с эффективно работающим механизмом рынка.

Финансовыми регуляторами рыночного хозяйства являются:

  • налоги и неналоговые платежи в бюджет;
  • финансовые льготы и санкции;
  • эксплуатационные расходы бюджетных учреждений;
  • общие и целевые субсидии, в том числе предназначенные для оплаты государственных заказов;
  • доходы и расходы внебюджетных фондов;
  • доходы и расходы государственных предприятий и организаций.

Финансовому воздействию присущи прямые, косвенные и смешан-

ные формы регулирования.

Прямое влияние на ход рыночных процессов оказывается: с помощью взимания прямых общегосударственных налогов; в процессе финансирования расходов, осуществляемых из бюджета развития; посредством применения повышенных или пониженных ставок налогов и платежей в бюджет и в централизованные внебюджетные фонды; при изменении размеров нормативов государственных расходов; в результате взимания штрафов, пени, неустоек за нарушение финансовой дисциплины. Все это прямо изменяет и уровень доходов субъектов воспроизводства и рыночную конъюнктуру.

К косвенным формам регулирования  относится: косвенное государственное налогообложение и осуществление текущих государственных расходов.

Среди смешанных форм финансового  воздействия выделяются: местные  налоги, система неналоговых платежей в бюджет, льготное налогообложение  и льготное финансирование отдельных  сфер деятельности и мероприятий, нормативы  образования и использования  децентрализованных внебюджетных фондов и фондов государственных предприятий и организаций.

Финансовое регулирование в комплексе с другими формами государственного воздействия (влияние на величину процента, уровень таможенных пошлин, цен на продукцию государственных предприятий, валютный курс, объеми структуру денежной массы, административно-законодательную деятельность) может обеспечить позитивные сдвиги в динамике основных макроэкономических показателей (во всяком случае, на определенном временном отрезке). Однако на практике это часто представляет собой достаточно трудную задачу, так как требует очень серьезного обеспечения глубокими всесторонними теоретическими разработками и сложными математическими расчетами. Отсутствие таких комплексных исследований обрекает благое стремление правительства к достижению всемерной гармонии на неудачу. Необходимо также помнить об ограниченности финансового регулирования. Объективными ограничителями в данном случае выступают: объем и темпы роста ВВП (представлены в таблице 1), экономический допуск максимального уровня государственных изъятий, воздействия смежных регуляторов, а обязательным условием положительного эффекта — политическая стабильность и продуманная общая экономическая стратегия (текущая и долгосрочная).

 

Год

Значение, %

2003

7.3

2004

7.2

2005

6.4

2006

8.2

2007

8.5

2008

5.2

2009

-7.8

2010

4.0

2011

4.3


 

Таблица 1. Темпы роста ВВП.

 

По данным таблицы 1 можно  сказать что в 2007 г. ВВП достиг максимального значения 8,5 %, а в 2009 г. снизился до минимального значения -7,8 %.

 

 

 

 

2.2. Влияние финансов на инновационное развитие государства.

 

В общей системе инноваций можно выделить финансовую инновацию, т.е. инновацию, которая функционирует в финансовой сфере. Финансовая инновация, так же как и любая другая инновация, делится на кризисную инновацию и инновацию развития; на новый финансовый продукт и новую финансовую операцию.

Как самостоятельная  экономическая категория финансовая инновация имеет следующие отличительные  особенности11:

1. Обязательность продажи  нового финансового продукта  на рынке финансовых инноваций.

2. Обязательность реализации  финансовой операции на рынке или внутри хозяйствующего субъекта.

3. Функциональная зависимость  финансовой инновации от времени.

4. Особенность самого  финансового продукта, которая выражается, во-первых, в наличии единичного  и массового спроса, во-вторых, в  функционировании лимитированного и нелимитированного продукта, в-третьих, в существовании продукта в форме имущества и в форме имущественных прав.

Обязательность продажи  нового финансового продукта или  операции означает, что если продукт  или операция не реализованы, то они не являются новыми. Их просто нет.

Зависимость финансовой инновации от времени означает, что  каждая инновация имеет свой жизненный  цикл.

Экономическая сущность финансовой инновации выражается в  следующем.

Финансовая инновация – это реализованный в форме нового финансового продукта или операции конечный результат инновационной деятельности в финансовой сфере.

Финансовые инновации могут оказывать как положительное влияние на экономику страны (инновации развития), так и отрицательное (кризисные инновации).

Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года12 разработана на основе положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года в соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике».

Стратегия призвана ответить на стоящие перед Россией вызовы и угрозы в сфере инновационного развития, определить цели, приоритеты и инструменты государственной  инновационной политики. Вместе с  тем Стратегия задает долгосрочные ориентиры развития субъектам инновационной деятельности, а также ориентиры финансирования сектора фундаментальной и прикладной науки и поддержки коммерциализации разработок.

Стратегия опирается  на результаты всесторонней оценки инновационного потенциала и долгосрочного научно-технологического прогноза. Положения Стратегии должны учитываться при разработке концепций и программ социально-экономического развития России.

Целью Стратегии является перевод к 2020 году экономики России на инновационный путь развития, характеризующийся следующими значениями основных показателей:

  1. увеличение доли предприятий промышленного производства, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве предприятий промышленного производства до 40 - 50 процентов к 2020 году (в 2009 году - 9,4 процента);
  2. увеличение доли России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг (атомная энергетика, авиатехника, космическая техника и услуги, специальное судостроение и др.) до 5 - 10 процентов в 5 - 7 и более секторах экономики к 2020 году;
  3. увеличение доли экспорта российских высокотехнологичных товаров в общем мировом объеме экспорта высокотехнологичных товаров до 2 процентов к 2020 году (в 2008 году - 0,25 процента);
  4. увеличение валовой добавленной стоимости инновационного сектора в валовом внутреннем продукте до 17 - 20 процентов к 2020 году (в 2009 году - 12,7 процента);
  5. увеличение доли инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции до 25 - 35 процентов к 2020 году 
    (в 2010 году - 4,9 процента);
  6. повышение внутренних затрат на исследования и разработки до 2,5 -3 процентов валового внутреннего продукта к 2020 году 
    (в 2010 году - 1,3 процента), из них больше половины - за счет частного сектора;
  7. увеличение доли публикаций российских исследователей в общем количестве публикаций в мировых научных журналах до 3 процентов к 2020 году (в 2010 году - 2,08 процента);
  8. увеличение количества цитирований в расчете на 1 публикацию российских исследователей в научных журналах, индексируемых в базе данных «Сеть науки» (Web of Science), до 4 ссылок к 2020 году  
    (в 2010 году - 2,4 ссылки на статью);
  9. увеличение количества российских вузов, входящих в число 200 ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов (Quacquarelli Symonds World University Rankings),  
    до 4 единиц (в 2010 году - 1 вуз);
  10. увеличение количества патентов, ежегодно регистрируемых российскими физическими и юридическими лицами в патентных ведомствах Европейского союза, Соединенных Штатов Америки и Японии, до 2,5 - 3 тыс. патентов к 2020 году (в 2009 году - 63 патента);
  11. увеличение доли средств, получаемых за счет выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в структуре средств, поступающих в ведущие российские университеты за счет всех источников финансирования, до 25 процентов.

Основными задачами Стратегии  являются:

  • развитие кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций;
  • повышение инновационной активности бизнеса и ускорение появления новых инновационных компаний;
  • максимально широкое внедрение в деятельность органов государственного управления современных инновационных технологий;
  • формирование сбалансированного и устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок;
  • обеспечение открытости национальной инновационной системы и экономики, а также интеграции России в мировые процессы создания и использования нововведений;
  • активизация деятельности по реализации инновационной политики, осуществляемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальными образованиями.

Решение задачи развития кадрового потенциала в сфере  науки, образования, технологий и инноваций  включает в себя осуществление следующих  мероприятий:

  • создание эффективных материальных и моральных стимулов для притока наиболее квалифицированных специалистов, активных предпринимателей, творческой молодежи в сектора экономики, определяющие ее инновационное развитие, а также в обеспечивающие это развитие образование и науку;
  • повышение восприимчивости населения к инновациям - инновационным продуктам и технологиям;
  • увеличение численности инновационных предпринимателей;
  • создание в обществе атмосферы терпимости к риску;
  • пропаганда инновационного предпринимательства и научно-технической деятельности;
  • адаптация системы образования с целью формирования у населения с детства необходимых для инновационного общества и инновационной экономики знаний, компетенций, навыков и моделей поведения, а также формирование системы непрерывного образования.

Реализация Стратегии  предусматривается в 2 этапа.

На первом этапе реализации Стратегии (2011 - 2013 годы) решается задача повышения восприимчивости бизнеса и экономики к инновациям путем осуществления следующих мероприятий:

  1. повышение инвестиционной привлекательности перспективных высокотехнологичных секторов экономики, приоритеты развития которых определены Президентом Российской Федерации;
  2. содействие перетоку капитала и привлечение наиболее квалифицированных кадров в эти сектора с помощью реализации комплекса мер налогового, тарифного и других типов государственного регулирования, а также различных типов финансовой поддержки;
  3. модернизация секторов экономики, в которых у России нет краткосрочных перспектив достижения мирового лидерства, в том числе за счет налогового стимулирования технического перевооружения, благоприятного таможенного режима ввоза импортного оборудования и усиления требований технического регулирования;
  4. развитие конкуренции в секторах экономики, стимулирование инновационного поведения компаний с государственным участием и естественных монополий, в том числе повышение качества корпоративного управления, формирование требований к инновационной составляющей их инвестиционных программ и улучшение качества внешней экспертизы таких программ;
  5. устранение в системе государственного регулирования (включая техническое, таможенное и налоговое регулирование) барьеров, препятствующих инновационной активности;
  6. наращивание расходов на софинансирование инновационных проектов частных компаний (в том числе с помощью совершенствования регулирования отрасли венчурного финансирования, реализации проекта поддержки кооперации бизнеса и вузов, учреждений науки), а также выстраивание работы с государственными компаниями по разработке и реализации ими программ инновационного развития;
  7. расширение поддержки недавно образованных инновационных компаний институтами развития;
  8. реализация региональных программ поддержки малого бизнеса, а также поддержки реализации конкретных проектов в рамках соответствующих государственных программ и подпрограмм, разработанных для высокотехнологичных секторов экономики.

Информация о работе Роль финансов в социально-экономическом развитии государства