Роль финансов в социально-экономическом развитии государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 14:49, дипломная работа

Описание работы

В ходе дипломной работы будут рассмотрены теоретические подходы к обоснованию финансов, также экономическая сущность финансов, их функций в рыночной экономике. Рассмотрена роль финансов в социально экономическом развитии государства и финансовое регулирование, роль финансов в обеспечении нового качества жизни россиян. Рассмотрены перспективы развития финансовых отношений и роль налогов в среднесрочный период. Также будет рассмотрен зарубежный опыт использования финансов в посткризисных условиях.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические подходы к обоснованию финансов, как экономической категории.
1.1. Экономическая сущность финансов, их функции в рыночной экономике.
1.2. Дискуссионные вопросы сущности и функции финансов в отечественной и зарубежной литературе.
Глава 2. Роль финансов в социально-экономическом развитии государства.
2.1 Финансовое регулирование социально-экономических процессов.
2.2. Влияние финансов на инновационное развитие государства.
2.3. Роль финансов в обеспечении нового качества жизни россиян.
Глава 3. Перспективы развития финансовых отношений в РФ в среднесрочный период.
3.1. Формирование программного бюджета, реализация бюджетной реформы, активизация роли налогов в среднесрочном периоде (2012 – 2014 гг.).
3.2. Зарубежный опыт использования финансов в посткризисных условиях.
Заключение

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 465.50 Кб (Скачать файл)

Необходимо обеспечить доступность образования для  всех граждан России, в том числе для тех, кто решает продолжить образование или поменять область деятельности в зрелом возрасте с целью поддержания своей востребованности на рынке труда на фоне бурно развивающейся экономики и глобализации. Построение эффективной системы непрерывного образования станет гарантией того, что люди смогут поддерживать привычный образ жизни среднего класса и после выхода на пенсию.

Улучшение качества коммунальных услуг и повышение ответственности  государства перед избирателями будут способствовать повышению уровня жизни россиян. В рамках достижения этой цели необходима выработка мер по борьбе с коррупцией, бюрократическим произволом, по изменению взглядов чиновников на их роль в процессе оказания помощи гражданам. Современные технические решения должны сделать государственную власть на всех уровнях доступнее и ближе россиянам.

 

 

2010

2011

2012

I кв.

II кв.

III кв.

IV кв.

I кв.

II кв.

III кв.

IV кв.

I кв.

II кв.

III кв.

ВВП

9617,1

10693,3

11843,1

13019,3

11679,9

13038,5

14405,6

15461,7

13490,6

14571,1

15949,3

оплата труда наемных  работников (включая скрытые оплату труда и смешанные доходы)

5184,9

5529,6

5664,7

6154,5

6268,6

6568,4

6923,2

7407,5

7155,2

7574,8

7852,0

чистые налоги на производство и импорт

1723,3

2000,4

2123,0

2405,7

2256,5

2737,3

2813,2

3092,1

2822,1

3164,1

3094,4

валовая прибыль экономики  и валовые смешанные доходы

2708,9

3163,3

4055,3

4459,2

3154,8

3732,8

4669,2

4962,2

3513,3

3832,2

5002,9


 

Таблица 4. ВВП по источникам доходов за период 2010 – 2012 гг. 17

 

В 2013 году в перспективе развития экономики России планируется рост ВВП вновь ожидают на уровне 4,2 процента, в 2014 году - 4,6 процента, заявил замглавы министерства Андрей Клепач. Оценки роста ВВП на 2012-2013 годы снижены по сравнению с теми, которые заложены в утвержденном прогнозе на 2011-2013 годы (3,9 и 4,5 процента соответственно), - по данным «Интерфакс» 18.

 

 

Глава 3. Перспективы развития финансовых отношений в РФ в среднесрочный период.

 

    1.  Формирование программного бюджета, реализация бюджетной реформы, активизация роли налогов в среднесрочном периоде (2012 – 2014 гг.).

 

В рамках общего бюджета  или в рамках бюджетных и внебюджетных фондов могут приниматься программные  бюджеты, т.е. бюджеты, создаваемые под  определенные программы и проекты, которые получили название программных бюджетов. Программные затраты являются обобщенными суммарными затратами, которые получаются путем агрегирования затрат различных подразделений организации. Подробная детализация расходов подразделений организации для программного бюджета необязательна, поскольку он не всегда базируется на деятельности только этих подразделений, а также потому, что организация может быть занята одновременно в нескольких программах, внутри которых ответственность за деятельность несут конкретные подразделения19.

Программный бюджет обычно нацелен на длительную перспективу и является долгосрочным. Программный бюджет строится на основе оценки того, каких результатов деятельности следует ожидать в будущем.

Программный бюджет организовывает бюджетные расходы по программам или функциональным областям, чтобы обеспечить достижение поставленных целей. Ключевыми элементами этого процесса являются долгосрочное планирование, постановка целей, разработка программы, анализ деятельности. Однако следует учитывать, что ошибки, допущенные в постановке целей и разработке программ, могут болезненно отразиться на эффективности деятельности муниципальных органов власти в целом.

Разработка программного бюджета состоит из четырех важнейших  этапов:

  • постановка целей, выбор методов, последовательность шагов и времени достижения целей;
  • расчет затрат для реализации каждого необходимого шага;
  • разработка полной программы работ, необходимых для достижения целей;
  • определение критериев оценки того, насколько успешно достигнуты поставленные цели.

В целом программный бюджет имеет ограниченную сферу и может быть полезным при централизованном внедрении определенной системы мер, которая не может быть эффективно и оперативно реализована соответствующими службами в рамках текущего планирования и бюджетирования.

Основной принцип бюджетной  реформы – переход от управления бюджетными затратами к управлению результатами. Достижение оптимального уровня госрасходов должно стать  базовым принципом экономической  политики20.

Бюджетная реформа –  введение новых принципов бюджетного регулирования и построение новых межбюджетных отношений, направленное на создание прозрачной и эффективной системы управления государственными ресурсами.

Реформа реализуется  по трем основным направлениям:

1. Разграничение полномочий между уровнями бюджетов, отмена нефинансируемых мандатов и замена натуральных льгот денежными выплатами.

2. Программно-целевые методы планирования, в том числе на более длительную перспективу, повышение эффективности федеральных целевых программ.

3. Проведение масштабной реструктуризации сети бюджетных учреждений, большинство из которых изменят статус и получат право заниматься коммерческой деятельностью.

 

 

Показатель

2010

2011

Проект бюджета

2012

2013

2014

Экономические условия

Цена на нефть, долл./баррель

78,2

108,0

100,0

97,0

101,0

ВВП, млрд. руб.

44 939,2

53 332,0

58 683,0

64 803,0

72 493,0

Инфляция, декабрь к  декабрю, %

108,8

106,5

106,0

105,5

105,0

Курс доллара, среднегодовой, руб.

30,4

28,6

28,7

29,4

30,5

Основные параметры  бюджетной системы

Доходы, млрд. руб.

15 737,5

20 335,1

21 438,7

23 358,5

26 237,1

Расходы, млрд. руб.

17 614,5

20 179,0

22 354,8

24 413,7

26 728,0

Справочно: расходы на душу населения, руб. в месяц

10 272,0

11 775,8

13 045,5

14 257,0

15 608,5

Основные параметры  федерального бюджета, млрд. руб.

Доходы - всего

8 305,4

11 211,3

11 779,9

12 705,9

14 091,8

Расходы - всего,  
в том числе

10 117,5

11 019,4

12 656,4

13 730,6

14 582,9

Обслуживание государственного долга

195,0

266,6

388,4

482,3

579,2

Условно утвержденные расходы

-

-

-

343,3

833,6

Дефицит

-1 812,1

192,0

-876,6

-1 024,7

-491,1

Справочно, млрд. руб.

Объем Резервного фонда  на конец года

775,2

1 673,5

2 235,4

2 825,7

3 963,7

Объем Фонда национального  благосостояния на конец года

2 695,5

2 604,2

2 659,9

2 668,7

2 798,7

Государственный внутренний долг на конец года, млрд. руб.

2 940,4

4 555,0

6 330,9

7 873,2

9 221,8

Государственный внешний  долг на конец года, млрд. долл.

40,0

40,8

48,4

59,4

69,0


 

Таблица 5. Основные показатели федерального бюджета на 2012 год и период до 2014 года.

 

В 2012 году совокупные расходы  бюджетов всех уровней в расчете  на душу населения превысили 155,2 тыс. рублей, а к 2014 году – достигнут 182,9 тыс. рублей.

Главной целью бюджетной  политики на 2012 год и период до 2014 года является повышение уровня и качества жизни населения. Бюджетная политика должна быть нацелена на улучшение условий жизни человека, адресное решение социальных проблем, повышение качества государственных и муниципальных услуг, стимулирование инновационного развития страны21.

Основа для решения социальных проблем, это высокие темпы устойчивого экономического роста, обеспечивающего создание новых рабочих мест, рост заработной платы в экономике, расширение финансовых возможностей государства.

Необходимое условие для развития страны это обеспечение обороноспособности и безопасности.

Важнейшая  миссия социально ответственного государства это создание условий для будущего развития.

Решающий вклад в  реализацию  стратегических целей  развития страны вносит федеральный  бюджет. Основные его параметры существенно влияют на уровень инфляции, динамику валютного курса, налоговую нагрузку и другие условия экономического развития.

Бюджет 2012-2014 годов направлен  на повышение уровня жизни населения  и выполнение всех обязательств перед  гражданами, поддержку стратегических и инновационных отраслей, обеспечение безопасности, создание потенциала для устойчивого развития страны.

В Бюджетном послании на 2012-2014 годы поставлены приоритетные задачи бюджетной политики, определяющие стратегию развития страны, в том числе:

1)  интеграция бюджетного  планирования в процесс формирования  и реализации долгосрочной стратегии  развития страны, в том числе  и прежде всего – путем полномасштабного  внедрения программно-целевого принципа  организации деятельности органов  исполнительной власти и, соответственно, программных бюджетов;

2)  создание в рамках  переходного периода предпосылок  для введения, начиная с 2015 года, правил использования нефтегазовых  доходов и ограничений на размер  дефицита федерального бюджета;

3)  улучшение условий жизни человека,  адресное решение социальных проблем, повышение качества государственных и муниципальных услуг, стимулирование инновационного развития страны;

4) повышение отдачи  от использования государственных  расходов, в том числе за счет  формирования рациональной сети государственных учреждений, совершенствования перечня и улучшения качества оказываемых ими услуг;

5) эффективная децентрализация  полномочий публично-правовых образований.

Основные параметры  федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2012-2014 годы и соответствуют основным положениям Бюджетного послания, в том числе о необходимости последовательного сокращения размера дефицита федерального бюджета (таблица 6).

В 2012-2014 годах предполагается снижение доходов федерального бюджета  с 21,0% к ВВП в 2011 году до 20,1 % в 2012 году, с дальнейшим снижением к 2014 году до 19,4% к ВВП. Такая динамика обусловлена  снижением нефтегазовых доходов федерального бюджета с 10,5% к ВВП в 2011 году до 8,4% к ВВП в 2014 году, при этом ненефтегазовые доходы увеличиваются по сравнению с 2011 годом на 0,4% к ВВП и в 2014 году достигают 11,0% к ВВП.

 

 

Показатель

2010 (отчет)

2011 (оценка)

2012 (проект)

2013 (проект)

2014 (проект)

Млрд. руб.

Доходы, всего

8 305,4

11 211,3

11 779,9

12 705,9

14 091,8

В том числе:

         

нефтегазовые

3 830,7

5 579,3

5 574,9

5 645,8

6 127,2

ненефтегазовые

4 474,7

5 632,0

6 205,0

7 060,1

7 964,6

Расходы, всего

10 117,5

11 019,4

12 656,4

13 730,6

14 582,9

В том числе:

         

Обслуживание государственного долга

280,3

266,6

388,4

482,3

579,2

Условно утвержденные расходы

-

-

-

343,3

833,6

Дефицит

-1 812,1

192,0

-876,6

-1 024,7

-491,1

% к ВВП

Доходы, всего

18,5

21,0

20,1

19,6

19,4

В том числе

         

нефтегазовые

8,5

10,5

9,5

8,7

8,4

ненефтегазовые

10,0

10,6

10,6

10,9

11,0

Расходы, всего

22,5

20,7

21,6

21,2

20,1

В том числе

         

Обслуживание государственного долга

0,4

0,5

0,7

0,7

0,8

Условно утвержденные расходы

-

-

-

0,5

1,1

Дефицит

-4,0

0,4

-1,5

-1,6

-0,7

Информация о работе Роль финансов в социально-экономическом развитии государства