Роль финансов в социально-экономическом развитии государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 14:49, дипломная работа

Описание работы

В ходе дипломной работы будут рассмотрены теоретические подходы к обоснованию финансов, также экономическая сущность финансов, их функций в рыночной экономике. Рассмотрена роль финансов в социально экономическом развитии государства и финансовое регулирование, роль финансов в обеспечении нового качества жизни россиян. Рассмотрены перспективы развития финансовых отношений и роль налогов в среднесрочный период. Также будет рассмотрен зарубежный опыт использования финансов в посткризисных условиях.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические подходы к обоснованию финансов, как экономической категории.
1.1. Экономическая сущность финансов, их функции в рыночной экономике.
1.2. Дискуссионные вопросы сущности и функции финансов в отечественной и зарубежной литературе.
Глава 2. Роль финансов в социально-экономическом развитии государства.
2.1 Финансовое регулирование социально-экономических процессов.
2.2. Влияние финансов на инновационное развитие государства.
2.3. Роль финансов в обеспечении нового качества жизни россиян.
Глава 3. Перспективы развития финансовых отношений в РФ в среднесрочный период.
3.1. Формирование программного бюджета, реализация бюджетной реформы, активизация роли налогов в среднесрочном периоде (2012 – 2014 гг.).
3.2. Зарубежный опыт использования финансов в посткризисных условиях.
Заключение

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 465.50 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 6. Основные параметры  федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов.

 

В 2012-2014 годах планируется  рост расходов федерального бюджета.

Как указано в Бюджетном послании, необходима концентрация расходов на приоритетных направлениях, прежде всего,  связанных с улучшением условий жизни человека, адресном решении социальных проблем, повышении качества государственных и муниципальных услуг, стимулировании инновационного развития страны, в том числе исходя из:

  • безусловного исполнения законодательно установленных обязательств по выплате социальных пособий и компенсаций в сфере социальной защиты населения, включая пенсионное обеспечение военнослужащих;
  • обеспечения сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации;
  • индексации в 2012 году фондов оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, денежного содержания (заработной платы) судей и прокурорских работников, федеральных государственных гражданских служащих, денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц, и выплат, зависящих от размера денежного довольствия;
  • обеспечения реализации программ модернизации здравоохранения и образования;
  • обеспечения закупки новых видов вооружения, совершенствования боевой подготовки, реализации социальных гарантий для военнослужащих, обеспечения постоянным и служебным жильем военных;
  • обеспечения реформы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов;
  • обеспечения с 2012 года полиции за счет средств федерального бюджета;
  • поддержке инновационного и инвестиционного развития.

Распределение бюджетных  ассигнований по разделам классификации  расходов бюджета обеспечивает исполнение действующих и принимаемых в  соответствии с приоритетами государственной политики расходных обязательств (таблица 7).

Крупнейшими направлениями  расходов федерального бюджета в 2012-2014 годах будут являться расходы  на социальную политику (29,8%), национальную оборону (16,9%), национальную безопасность и правоохранительную деятельность (14,3%). На национальную экономику приходится 12,6% расходов бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

 

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

проект

%% к предыдущему году

проект

%% к предыдущему году

проект

%% к предыдущему году

ВСЕГО

11 019,4

12 656,4

113,8

13 730,6

108,5

14 582,9

106,2

Условно утвержденные

     

343,3

 

833,6

 

ВСЕГО (без учета условно утвержденных)

11 019,4

12 656,4

113,8

13 387,3

105,8

13 749,4

102,7

в том числе:

             

Общегосударственные вопросы 

847,9

832,9

98,2

831,0

99,8

814,2

98,0

Национальная оборона

1 521,9

1 853,3

121,8

2 329,4

125,7

2 737,4

117,5

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

1 245,5

1 822,0

146,3

1 981,2

108,7

2 072,5

104,6

Национальная экономика 

1 926,9

1 797,2

93,3

1 720,5

95,7

1 653,0

96,1

Жилищно-коммунальное хозяйство

274,3

136,0

49,6

104,3

76,7

73,8

70,8

Охрана окружающей среды

17,7

21,7

122,7

22,6

104,2

23,6

104,7

Образование

551,9

603,5

109,3

558,9

92,6

499,5

89,4

Культура,  кинематография

85,8

86,2

100,5

84,6

98,1

82,7

97,8

Здравоохранение

470,1

551,1

117,2

503,3

91,3

461,8

91,8

Социальная политика

3 205,5

3 895,9

121,5

4 155,3

106,7

4 163,6

100,2

Физическая культура и спорт

43,2

40,8

94,5

40,3

98,7

27,7

68,8

Средства массовой информации

61,3

73,5

119,8

70,6

96,0

65,5

92,8

Обслуживание государственного и  муниципального долга

350,7

388,4

145,7

482,3

124,2

579,2

120,1

Межбюджетные трансферты общего характера

602,7

553,9

91,9

503,0

90,8

494,7

98,3


 

Таблица 7. Структура и динамика расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов, млрд. рублей.

 

В основу бюджетной и налоговой политики на 2012–2014 годы22 положены стратегические цели развития страны, сформулированные в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, а также основных положениях Бюджетного послания Президента Российской Федерации «О бюджетной политике в 2012-2014 годах».

В 2011 году удалось сохранить  темпы экономического роста на уровне 2010 года – 104,1 процента – благодаря росту мировых цен на российскую нефть до 108 долларов США за баррель, что на 44% превышает оценки 2010 года (75 долларов США за баррель).

В 2012-2014 годах прогнозируется сохранение положительной динамики экономического роста при среднегодовой мировой цене марки «Юралс» на уровне 100-101 доллара за баррель. Реальный объем ВВП увеличится в этот период на 12,8%.

В среднесрочной перспективе  дефицит федерального бюджета планируется  уменьшить с 876,6 млрд. рублей (1,5% ВВП) в 2012 году до 491,1 млрд. рублей (0,7% ВВП) в 2014 году.

Динамика дефицита федерального бюджета и источников финансирования дефицита федерального бюджета в 2010 – 2013 годах приведена в таблице 8.

 

 

2010 г.

Закон № 308-

ФЗ   (с изм.)

2011 г.

проект

2012 г.

проект

2013 г.

проект

2013 г. к

2010 г.,

%

Дефицит

-2428,6

-1814,0

-1734,4

-1795,7

73,9

% ВВП

-5,4

-3,6

-3,1

-2,9

53,7

Источники финансирования дефицита федерального бюджета, в том числе:

 

2428,6

 

1814,0

 

1734,4

 

1795,7

 

73,9

% ВВП

5,4

3,6

3,1

2,9

53,7

Источники внутреннего финансирования дефицита

федерального бюджета

2344,3

1768,3

1651,5

1712,1

73

% ВВП

5,2

3,5

3

2,8

53,7

из них:

         

средства Резервного фонда

1419,3

284,4

0,0

0,0

 

средства ФНБ

2,5

5,0

7,5

10,0

400

 

государственные ценные бумаги (сальдо)

934,3

1340,8

1504,4

1485,3

159

поступления от продажи акций и иных форм участия в

капитале, находящихся в собственности Российской

Федерации

 

7,0

 

298,0

 

276,1

 

309,4

 

4420

Источники внешнего финансирования дефицита

федерального бюджета

84,3

45,7

82,9

83,5

99,1

% ВВП

0,2

0,1

0,1

0,1

50

из них:

         

государственные ценные бумаги (сальдо)

175,5

137,5

174,4

176,1

100,3


 

Таблица 8. Динамика дефицита федерального бюджета и источников финансирования дефицита федерального бюджета в 2010 – 2013 гг. млрд. рублей.

 

Федеральный бюджет на 2012-2014 годы формируется в условиях положительной динамики роста бюджетных доходов, которая будет составлять от 6,4% до 10,9%.

Приоритетными направлениями  расходов федерального бюджета на период 2012-2014 годов является обеспечение адресных программ по социальной защите населения, проведение необходимых мероприятий по укреплению обороноспособности, национальной безопасности и правопорядка.

 

Показатель

2011 год

(закон)*

2012 год

2013 год

2014 год

Доходы

10 303,4

10 627,8

11 687,6

12 645,5

%% к ВВП

19,3

18,5

18,4

18,0

Расходы (без учета компенсации  выпадающих доходов бюджетов государственных  внебюджетных фондов РФ)

11 022,5

11 961,9

13 156,3

14 293,9

%% к ВВП

20,7

20,8

20,7

20,3

Компенсация выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов в связи со снижением тарифов страховых взносов

-

236,4

275,6

-

Расходы (с учетом компенсации выпадающих доходов бюджетов государственных  внебюджетных фондов РФ)

11 022,5

12 198,3

13 431,9

14 293,9

%% к ВВП

20,7

21,2

21,2

20,3

Дефицит

-719,1

-1 570,5

-1 744,3

-1 648,4

%% к ВВП

-1,3

-2,7

-2,7

-2,3


 

Таблица 9. Формирование основных характеристик федерального бюджета на 2012 – 2014 гг. млрд. рублей.

 

Следует отметить, что, несмотря на меры по увеличению доходов федерального бюджета (в том числе по совершенствованию налогообложения газовой отрасли и индексации ставок акцизов на табачную и алкогольную продукцию) объем доходов федерального бюджета в реальном выражении в 2012-2014 годах не достигает уровня доходов докризисного 2008 года, в том время как по расходам он будет существенно выше (таблица 10):

 

 

 

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Доходы в реальном выражении, в %% к 2008 году

100,0

72,7

75,6

88,1

85,7

89,4

92,1

Расходы в реальном выражении, в %% к 2008 году

100,0

117,3

112,9

115,5

120,6

125,8

127,5

Расходы в реальном выражении (без  учета компенсации выпадающих доходов  государственных внебюджетных фондов), в %% к 2008 году

100,0

117,3

112,9

115,5

118,2

123,3

127,5


 

Таблица 10. Темпы роста  доходов и расходов федерального бюджета в реальном выражении к уровню 2008 г., %

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1.  Зарубежный опыт использования финансов в посткризисных условиях.

 

Финансово-экономический  кризис 2008–2009 гг. стал не просто первым глобальным кризисом ХХI века. Он стал кризисом человека, культуры, экономики, экологии, всех институтов современного мира. Остро поставлены как цивилизационные проблемы, так и социально-экономические вопросы, актуальные для всех стран, монетарных властей, инвесторов, производителей, потребителей.

В финансовой системе  США (как и многих других развитых стран), банки играют повышенную роль. В соответствии с Законом Гласа Сигала банки разделены на коммерческие и инвестиционные. Кризис в США затронул ведущие американские банки. Распалась большая «пятерка» инвестиционных банков, в которую входили Bear Stearns, Lehman Brothers, Merrill Lynch, Morgan Stanley и Goldman Sachs. В дополнение к вышеупомянутым факторам причиной кризиса в банковской сфере США послужило то обстоятельство, что при формировании своих пассивов банки опирались на межбанковское кредитование. В результате возникшего кризиса недоверия ресурсы межбанковского рынка оказались недоступными, что особенно ухудшило положение многих банков.

За два кризисных  года, 2008-2009, США потеряли 7 млн. рабочих  мест. А после выхода из кризиса  за три года США создали только 3,5 млн. рабочих мест, т.е. в 2 раза меньше, чем потеряно, что является беспрецедентным событием. К примеру, за последние 20 лет в США прошло 3 капиталистических кризиса, и после каждого было восстановлено гораздо больше рабочих мест, чем потеряно в кризис. Воспроизводство рабочих мест – это фундаментальный параметр.

 

 

 

 

 

Развитие финансовых рынков в период кризиса и в  посткризисный период.

Финансовые рынки развивающихся стран, к которым относится Россия, часто сталкиваются с общемировыми финансовыми кризисами, возникающими в связи с оттоком иностранных инвестиций. Основными чертами таких кризисов являются:

    1. Падение доверия инвесторов к национальным государственным и корпоративным финансовым инструментам, снижение их цен на первичных и вторичных рынках.
    2. Возрастающая стоимость обслуживания государственного внутреннего долга заставляет власти страны реструктурировать свои долговые обязательства, либо – в худшем случае – объявить о невыполнении своих платежных обязательств, т.е. объявить дефолт.
    3. Ухудшение инвестиционного климата принуждает иностранных инвесторов «выводить» из страны свои вложения. Это приводит к притоку большого количества национальной валюты на валютный рынок, что обеспечивает снижение курса национальной валюты.
    4. В связи с резким обесцениванием национальной валюты национальные финансовые организации, действующие на местном рынке, становятся убыточными.
    5. Ухудшение финансового положения национальных финансовых организаций приводит к кризису ликвидности национальной банковской системы (взаимные неплатежи).

В результате системных  финансовых кризисов оказывается парализованной банковская система, и в первую очередь  банки, которые являлись активными  участниками рынка государственных  долговых обязательств. Коммерческий банк, являясь важнейшим элементом рыночной экономики, одним из первых ощущает на себе последствия финансового кризиса, который проявляется в:

  • кризисе неплатежей, заключающемся в несвоевременном исполнении обязательств банком перед своими контрагентами;
  • неплатежеспособности клиентов банка, что приводит к сокращению ресурсной базы и, как следствие, к резкому сокращению кредитования реального сектора экономики;
  • невозможности заимствования денежных средств на рынке межбанковских кредитования для обеспечения ликвидности;
  • невозможности «использования» государственных российских ценных бумаг – ни для их продажи, ни для заимствования денежных средств под их залог;
  • резком оттоке вкладчиков – физических лиц, юридических лиц (досрочное изъятие вкладов депозитов);
  • потере интереса у иностранных инвесторов к вложениям в национальный банковский сектор;
  • ухудшении качества кредитного портфеля банка;
  • общей стагнации банковской активности, росту недоверия к кредитным организациям.

Информация о работе Роль финансов в социально-экономическом развитии государства