Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 14:49, дипломная работа
В ходе дипломной работы будут рассмотрены теоретические подходы к обоснованию финансов, также экономическая сущность финансов, их функций в рыночной экономике. Рассмотрена роль финансов в социально экономическом развитии государства и финансовое регулирование, роль финансов в обеспечении нового качества жизни россиян. Рассмотрены перспективы развития финансовых отношений и роль налогов в среднесрочный период. Также будет рассмотрен зарубежный опыт использования финансов в посткризисных условиях.
Введение
Глава 1. Теоретические подходы к обоснованию финансов, как экономической категории.
1.1. Экономическая сущность финансов, их функции в рыночной экономике.
1.2. Дискуссионные вопросы сущности и функции финансов в отечественной и зарубежной литературе.
Глава 2. Роль финансов в социально-экономическом развитии государства.
2.1 Финансовое регулирование социально-экономических процессов.
2.2. Влияние финансов на инновационное развитие государства.
2.3. Роль финансов в обеспечении нового качества жизни россиян.
Глава 3. Перспективы развития финансовых отношений в РФ в среднесрочный период.
3.1. Формирование программного бюджета, реализация бюджетной реформы, активизация роли налогов в среднесрочном периоде (2012 – 2014 гг.).
3.2. Зарубежный опыт использования финансов в посткризисных условиях.
Заключение
Таблица 6. Основные параметры федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов.
В 2012-2014 годах планируется рост расходов федерального бюджета.
Как указано в Бюджетном послании, необходима концентрация расходов на приоритетных направлениях, прежде всего, связанных с улучшением условий жизни человека, адресном решении социальных проблем, повышении качества государственных и муниципальных услуг, стимулировании инновационного развития страны, в том числе исходя из:
Распределение бюджетных ассигнований по разделам классификации расходов бюджета обеспечивает исполнение действующих и принимаемых в соответствии с приоритетами государственной политики расходных обязательств (таблица 7).
Крупнейшими направлениями расходов федерального бюджета в 2012-2014 годах будут являться расходы на социальную политику (29,8%), национальную оборону (16,9%), национальную безопасность и правоохранительную деятельность (14,3%). На национальную экономику приходится 12,6% расходов бюджета.
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год | ||||
проект |
%% к предыдущему году |
проект |
%% к предыдущему году |
проект |
%% к предыдущему году | ||
ВСЕГО |
11 019,4 |
12 656,4 |
113,8 |
13 730,6 |
108,5 |
14 582,9 |
106,2 |
Условно утвержденные |
343,3 |
833,6 |
|||||
ВСЕГО (без учета условно |
11 019,4 |
12 656,4 |
113,8 |
13 387,3 |
105,8 |
13 749,4 |
102,7 |
в том числе: |
|||||||
Общегосударственные вопросы |
847,9 |
832,9 |
98,2 |
831,0 |
99,8 |
814,2 |
98,0 |
Национальная оборона |
1 521,9 |
1 853,3 |
121,8 |
2 329,4 |
125,7 |
2 737,4 |
117,5 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
1 245,5 |
1 822,0 |
146,3 |
1 981,2 |
108,7 |
2 072,5 |
104,6 |
Национальная экономика |
1 926,9 |
1 797,2 |
93,3 |
1 720,5 |
95,7 |
1 653,0 |
96,1 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
274,3 |
136,0 |
49,6 |
104,3 |
76,7 |
73,8 |
70,8 |
Охрана окружающей среды |
17,7 |
21,7 |
122,7 |
22,6 |
104,2 |
23,6 |
104,7 |
Образование |
551,9 |
603,5 |
109,3 |
558,9 |
92,6 |
499,5 |
89,4 |
Культура, кинематография |
85,8 |
86,2 |
100,5 |
84,6 |
98,1 |
82,7 |
97,8 |
Здравоохранение |
470,1 |
551,1 |
117,2 |
503,3 |
91,3 |
461,8 |
91,8 |
Социальная политика |
3 205,5 |
3 895,9 |
121,5 |
4 155,3 |
106,7 |
4 163,6 |
100,2 |
Физическая культура и спорт |
43,2 |
40,8 |
94,5 |
40,3 |
98,7 |
27,7 |
68,8 |
Средства массовой информации |
61,3 |
73,5 |
119,8 |
70,6 |
96,0 |
65,5 |
92,8 |
Обслуживание государственного и муниципального долга |
350,7 |
388,4 |
145,7 |
482,3 |
124,2 |
579,2 |
120,1 |
Межбюджетные трансферты общего характера |
602,7 |
553,9 |
91,9 |
503,0 |
90,8 |
494,7 |
98,3 |
Таблица 7. Структура и динамика расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов, млрд. рублей.
В основу бюджетной и налоговой политики на 2012–2014 годы22 положены стратегические цели развития страны, сформулированные в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, а также основных положениях Бюджетного послания Президента Российской Федерации «О бюджетной политике в 2012-2014 годах».
В 2011 году удалось сохранить темпы экономического роста на уровне 2010 года – 104,1 процента – благодаря росту мировых цен на российскую нефть до 108 долларов США за баррель, что на 44% превышает оценки 2010 года (75 долларов США за баррель).
В 2012-2014 годах прогнозируется сохранение положительной динамики экономического роста при среднегодовой мировой цене марки «Юралс» на уровне 100-101 доллара за баррель. Реальный объем ВВП увеличится в этот период на 12,8%.
В среднесрочной перспективе дефицит федерального бюджета планируется уменьшить с 876,6 млрд. рублей (1,5% ВВП) в 2012 году до 491,1 млрд. рублей (0,7% ВВП) в 2014 году.
Динамика дефицита федерального бюджета и источников финансирования дефицита федерального бюджета в 2010 – 2013 годах приведена в таблице 8.
2010 г. Закон № 308- ФЗ (с изм.) |
2011 г. проект |
2012 г. проект |
2013 г. проект |
2013 г. к 2010 г., % | |
Дефицит |
-2428,6 |
-1814,0 |
-1734,4 |
-1795,7 |
73,9 |
% ВВП |
-5,4 |
-3,6 |
-3,1 |
-2,9 |
53,7 |
Источники финансирования дефицита федерального бюджета, в том числе: |
2428,6 |
1814,0 |
1734,4 |
1795,7 |
73,9 |
% ВВП |
5,4 |
3,6 |
3,1 |
2,9 |
53,7 |
Источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета |
2344,3 |
1768,3 |
1651,5 |
1712,1 |
73 |
% ВВП |
5,2 |
3,5 |
3 |
2,8 |
53,7 |
из них: |
|||||
средства Резервного фонда |
1419,3 |
284,4 |
0,0 |
0,0 |
|
средства ФНБ |
2,5 |
5,0 |
7,5 |
10,0 |
400 |
государственные ценные бумаги (сальдо) |
934,3 |
1340,8 |
1504,4 |
1485,3 |
159 |
поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности Российской Федерации |
7,0 |
298,0 |
276,1 |
309,4 |
4420 |
Источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета |
84,3 |
45,7 |
82,9 |
83,5 |
99,1 |
% ВВП |
0,2 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
50 |
из них: |
|||||
государственные ценные бумаги (сальдо) |
175,5 |
137,5 |
174,4 |
176,1 |
100,3 |
Таблица 8. Динамика дефицита федерального бюджета и источников финансирования дефицита федерального бюджета в 2010 – 2013 гг. млрд. рублей.
Федеральный бюджет на 2012-2014 годы формируется в условиях положительной динамики роста бюджетных доходов, которая будет составлять от 6,4% до 10,9%.
Приоритетными направлениями расходов федерального бюджета на период 2012-2014 годов является обеспечение адресных программ по социальной защите населения, проведение необходимых мероприятий по укреплению обороноспособности, национальной безопасности и правопорядка.
Показатель |
2011 год (закон)* |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
Доходы |
10 303,4 |
10 627,8 |
11 687,6 |
12 645,5 |
%% к ВВП |
19,3 |
18,5 |
18,4 |
18,0 |
Расходы (без учета компенсации выпадающих доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ) |
11 022,5 |
11 961,9 |
13 156,3 |
14 293,9 |
%% к ВВП |
20,7 |
20,8 |
20,7 |
20,3 |
Компенсация выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов в связи со снижением тарифов страховых взносов |
- |
236,4 |
275,6 |
- |
Расходы (с учетом компенсации выпадающих доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ) |
11 022,5 |
12 198,3 |
13 431,9 |
14 293,9 |
%% к ВВП |
20,7 |
21,2 |
21,2 |
20,3 |
Дефицит |
-719,1 |
-1 570,5 |
-1 744,3 |
-1 648,4 |
%% к ВВП |
-1,3 |
-2,7 |
-2,7 |
-2,3 |
Таблица 9. Формирование основных характеристик федерального бюджета на 2012 – 2014 гг. млрд. рублей.
Следует отметить, что, несмотря на меры по увеличению доходов федерального бюджета (в том числе по совершенствованию налогообложения газовой отрасли и индексации ставок акцизов на табачную и алкогольную продукцию) объем доходов федерального бюджета в реальном выражении в 2012-2014 годах не достигает уровня доходов докризисного 2008 года, в том время как по расходам он будет существенно выше (таблица 10):
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 | |
Доходы в реальном выражении, в %% к 2008 году |
100,0 |
72,7 |
75,6 |
88,1 |
85,7 |
89,4 |
92,1 |
Расходы в реальном выражении, в %% к 2008 году |
100,0 |
117,3 |
112,9 |
115,5 |
120,6 |
125,8 |
127,5 |
Расходы в реальном выражении (без учета компенсации выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов), в %% к 2008 году |
100,0 |
117,3 |
112,9 |
115,5 |
118,2 |
123,3 |
127,5 |
Таблица 10. Темпы роста доходов и расходов федерального бюджета в реальном выражении к уровню 2008 г., %
Финансово-экономический кризис 2008–2009 гг. стал не просто первым глобальным кризисом ХХI века. Он стал кризисом человека, культуры, экономики, экологии, всех институтов современного мира. Остро поставлены как цивилизационные проблемы, так и социально-экономические вопросы, актуальные для всех стран, монетарных властей, инвесторов, производителей, потребителей.
В финансовой системе США (как и многих других развитых стран), банки играют повышенную роль. В соответствии с Законом Гласа Сигала банки разделены на коммерческие и инвестиционные. Кризис в США затронул ведущие американские банки. Распалась большая «пятерка» инвестиционных банков, в которую входили Bear Stearns, Lehman Brothers, Merrill Lynch, Morgan Stanley и Goldman Sachs. В дополнение к вышеупомянутым факторам причиной кризиса в банковской сфере США послужило то обстоятельство, что при формировании своих пассивов банки опирались на межбанковское кредитование. В результате возникшего кризиса недоверия ресурсы межбанковского рынка оказались недоступными, что особенно ухудшило положение многих банков.
За два кризисных года, 2008-2009, США потеряли 7 млн. рабочих мест. А после выхода из кризиса за три года США создали только 3,5 млн. рабочих мест, т.е. в 2 раза меньше, чем потеряно, что является беспрецедентным событием. К примеру, за последние 20 лет в США прошло 3 капиталистических кризиса, и после каждого было восстановлено гораздо больше рабочих мест, чем потеряно в кризис. Воспроизводство рабочих мест – это фундаментальный параметр.
Развитие финансовых рынков в период кризиса и в посткризисный период.
Финансовые рынки развивающихся стран, к которым относится Россия, часто сталкиваются с общемировыми финансовыми кризисами, возникающими в связи с оттоком иностранных инвестиций. Основными чертами таких кризисов являются:
В результате системных
финансовых кризисов оказывается парализованной
банковская система, и в первую очередь
банки, которые являлись активными
участниками рынка
Информация о работе Роль финансов в социально-экономическом развитии государства